Развивающую (сначала только слушал других, а потом сам стал предлагать – преодолел робость, страх, пережил радость, успех, огорчение, почувствовал уверенность в себе). — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Развивающую (сначала только слушал других, а потом сам стал предлагать – преодолел робость, страх, пережил радость, успех, огорчение, почувствовал уверенность в себе).



Любое коллективное творческое дело имеет в своём развитии несколько этапов. Игорь Петрович Иванов, автор методики КТД, их выделяет шесть. Мы тоже придерживаемся этого мнения, но структурируем их несколько иначе:

Первый этап предварительная работа руководителя, вожатого: какое дело лучше организовать сейчас? чего я хочу добиться этим делом? какие цели перед собой и ребятами поставлю? с какими предложениями приду к ним? Очень важный это этап: мы должны продумать каждое слово, жест, интонацию, с которыми выйдем к ним. Одно дело, если вожатый приходит в отряд и заявляет: «На педсовете решено, что…» И совсем другое дело, когда он сгорает от нетерпения: «Ребята! Есть идея (нам предложили! Есть возможность!)!

Второй этап состоит из нескольких подэтапов, которые принято называть «четыре сами»:

Первое «сами» – сами планируем (сами – т.е. сами дети):

Когда мы обращаемся с вопросом к ребятам, что мы будем проводить, какое дело организовывать, создаётся ситуация для копилки идей и первая возможность ситуации успеха для отдельных ребят.

Прежде чем что-то начинать планировать с ребятами, необходимо «выработать» правила совместной деятельности. Они давно существуют, эти традиционные правила коллективной творческой деятельности, но ребятам так важно всё то, что они создают, придумывают, вырабатывают сами! Поэтому очень важно эти правила обсудить, принять, записать – красиво оформить, чтобы пользоваться ими в течение всей смены:

1. Каждое мнение ценно

2. Принимается любая идея, даже самая абсурдная

3. Сказал сам – дай сказать другому

4. Обсуждаем идею, а не человека, её предложившего

· Итак, первый вопрос, который мы должны решить на этапе первого «сами» Что мы будем делать?

Методы, которые будут использованы на этом этапе – мозговой штурм, копилка идей.

Иногда ребята с удовольствием начинают предлагать множество всяких мероприятий. А иногда, кроме дискотеки и похода, никто ничего предложить не может. И тогда мы разбиваем отряд на микрогруппы. Очень важно на этом этапе обсуждения идей разбить отряд на равные по количеству микрогруппы. Поэтому здесь мы не учитываем интересы ребят, потому что на этом этапе решаются очень важные воспитательные задачи: сплотить коллектив, познакомить поближе ребят, которые почти не общаются друг с другом, помирить Петю с Ваней, которые недавно подрались и пока ещё косо поглядывают друг на друга, научить детей слышать другого. Конечно, наверняка кто-то из них (а может, и оба) скажет: «Да не буду я с ним в одной группе работать!» И тогда «хитрый» вожатый шепнёт каждому из них на ушко в тайне от другого: «Пожалуйста, помогимне: сейчас так некогда перерасформировывать группы. Ты ведь сильный и мужественный, потерпи 10 минут». А за эти 10 минут в процессе мозгового штурма мальчишки другими глазами посмотрят друг на друга: «А он интересный пацан» - «А с ним, оказывается, можно дружить». А вожатый обязательно в конце работы микрогрупп подойдёт незаметно к каждому из них и шепнёт: «Спасибо тебе за помощь. Для меня это было очень важно».



Разбивку на микрогруппы можно провести несколькими способами:

1) на первый – пятый рассчитайся (если мы делаем 5 групп по 4 человека при общем количестве детей в отряде 20);

2) можно разрезать открытки на такое количество, сколько человек предполагается объединить в каждой микрогруппе (пазлы): собрали открытку – получилась группа;

3) можно нарезать из бумаги по 4-5 квадратиков, ромбиков, трапеций, кругов, прямоугольников; поместить их в чью-нибудь кепку и предложить детям не глядя вытащить их, а потом попросить объединиться в одну группу ребят с квадратами, в другую – прямоугольниками и т.д.

4) а можно нарезать цветные полоски: синие, красные, зелёные, жёлтые – и попросить ребят объединиться в группы по цвету полосок.

Разбив отряд на группы, мы даём ребятам задание: в течение 5 минут каждая группа должна обсудить и предложить отряду 2 – 3 идеи.

Обсуждение закончено? Выберите, пожалуйста, в своих группах спикера, который озвучит нам ваши предложения.

И тогда наш вожатый просит Диму, который всегда сидит чуть в стороне, ничего не предлагает, а ребята в отряде пока ещё не принимают его в свой круг: «Дима, пожалуйста, помоги мне записывать предложения ребят – я не успею всё сделать сам». Пока поступают идеи, вожатый, помогая Диме их записывать, может внести и своё предложение, наравне с ребятами, назвать то дело, которое он считает необходимым провести в отряде. А когда все идеи озвучили, а Дима записал их, а потом ещё и для всех прочитал вслух, вожатый обязательно скажет (так, чтобы это слышали все): «Спасибо тебе, Дима, ты очень помог нам. Ребята, давайте все вместе поблагодарим Диму» (Заметили разницу: «Помоги мне – ты помог нам»?).



Пока Дима записывал идеи, вожатый незаметно помечает себе, кто их предлагал: потом это очень пригодится для создания ещё одной ситуации успеха. Потому что далее начинается «мозговой штурм»: мы все вместе выбираем, какое же мероприятие, какое дело мы будем организовывать. И когда мы сделаем этот выбор (мы же записали, кто его предложил!), мы опять скажем громкое «спасибо» тому, кто это предложил. А может быть, в одном деле мы объединим несколько идей, тогда всем авторам этих идей мы скажем «спасибо». Но мы обязательно отметим и те идеи, на которые сейчас не пал наш выбор, но ведь мы можем воспользоваться ими позже и поэтому: «Давайте мы составим перспективный план работы и включим в него ваши предложения».

На выбор дела влияют несколько факторов:

1. Конечно же, интерес ребят к данной теме.

2. Возраст детей (насколько уместно то или иное дело для ребят данного возраста? А может, надо просто подобрать соответствующую форму проведения дела?)

3. Наличие методического материала.

4. Наличие опыта проведения подобных дел.

На два последних из названных фактора хочу обратить особое внимание: при выборе дела (если мне очень надо провести какое-то мероприятие, а ребята его не назвали), они могут стать моими союзниками: «Ой, ребята, а вот по этому делу у меня есть материал. И мы когда-то уже проводили такое дело – оно здорово у нас получилось! Давайте попробуем?»

· Следующий вопрос, который необходимо решить при планировании – Как мы будем это делатьи чтодля этогонужно? (методы те же).

«Ребята, мы выбрали очень интересное дело! Что же нам нужно для его проведения?» И в процессе «мозгового штурма» мы обозначаем всё необходимое для того, чтобы дело состоялось: музыка, декорации, сценарий, артисты, костюмы, реклама… А может, мы пригласим кого-нибудь в гости? Значит, нужны пригласительные билеты. Лучше сделать их своими руками, а не покупать готовые. У нас будет чаепитие после нашего замечательного дела? Что для этого необходимо?

Здесь очень важно продумать и записать всё до мелочей, постоянно обращаясь к ребятам: «Всё ли мы учли?» С одной стороны, от этого зависит успех дела, с другой – это коллективное планирование, значит, и ответственность за уровень его проведения будет коллективной.

· Ещё один серьёзный вопрос, который решается на этом этапе – кто будет это делать? (Разбивка коллектива по группам теперь происходит с учётом детских интересов и привязанностей, но так, чтобы каждыйбыл за что-то ответственен, каждый выполнял какое-то поручение при подготовке общего дела).

И пусть за музыку отвечают 5 человек, а сценарий (после общего обсуждения) будет писать только кто-то один, главное – чтобы все были заняты в подготовке мероприятия. Но так уж бывает практически в любом формирующемся коллективе, что есть в отряде «непринятые» ребята: все разбились по группам, а один (иногда двое-трое) ни в одну группу не попал. Причина тут не важна: его не взяли, или сам он не захотел ни в одну команду войти. Важно другое – он остался один. И тогда «хитрый» вожатый очень обрадуется этому: «Как здорово, что у меня будет помощник – личный секретарь! Разве я одна справлюсь со всеми группами? Кому-то бумагу цветную надо отнести, у кого-то красок не хватило, у кого-то вопрос возник… Ты будешь связующей ниточкой в нашем деле»: очень важно каждому быть значимым в том окружении, в котором он находится; вся жизнь человека строится на этом – быть кому-то нужным.

Роль руководителя на этом этапе – внесение собственных предложений наравне с детьми, создание положительного эмоционального настроя.

Второе «сами» - сами организуем. Избирается Совет Дела (по 1 – 2 представителя от каждой группы), который регулярно собирается, чтобы обсудить, на каком этапе находится подготовка дела, возникли ли затруднения, нужна ли помощь какой-нибудь группе. В лагере обычно Совет Дела не избирается: все дела готовятся очень быстро, в крайне сжатые сроки (иногда за 1,5 – 2 часа). Именно поэтому и нужен воспитателю-вожатому помощник, который «случайно» оказывается не задействован в группах.

На этом же этапе проводятся репетиции, в том числе общие, генеральные, чтобы обсудить всем вместе (каждое мнение ценно!), как получается дело.

Репетиция – очень важный момент в подготовке коллективного дела, потому что готовим его мы все вместе, поэтому давайте будем очень внимательны ко всему: всё ли мы учли, всё ли нам нравится, всё ли мы сделали так, чтобы дело понравилось другим? И поэтому на репетиции присутствует весь отряд, а не только те, кто занят в сценической постановке. Теперь те, кто готовил костюмы, оформлял декорации – строгие зрители и судьи.

Роль руководителя – помощь в подборе материалов, поддержка, создание рабочего настроения, участие в репетициях.

Третье «сами» – сами проводим. Это самый волнительный этап, самый ответственный, потому что вот теперь это дело проводится – для других, на радость другим людям! И очень важно, чтобы это дело получилось.

Поскольку сразу после проведения мероприятия часто приходится наблюдать сцены детских «разборок»: ты не то сказал, тебя вообще не было слышно, ты странно дёргался на сцене, а плакат этот вовсе был здесь не уместен, – то контроль за отношениями ребят, тактичное погашение возникающих конфликтных ситуаций, эмоциональная поддержка участников – вот основная функция руководителя на этом этапе: «Молодцы! Всё хорошо!»

Четвёртое «сами» - сами анализируем. Самое главное здесь – всем персональное «спасибо!»: даже если у кого-то что-то не получилось – он старался для всех нас, он не ушёл, не бросил, не подвёл коллектив. Но мы ведь готовили все вместе и репетировали все вместе – значит, это наша общая недоработка, если что-то получилось не так, как нам хотелось.

Роль руководителя – не допустить персональных обвинений, обозначить значимость участия каждого ребёнка в общем деле (без него дело не состоялось бы), создать ситуацию успеха каждому члену коллектива: и тому, кто «бумажки» разносил по группам по моему поручению, и тому, кто чай готовил и стол накрывал, и тому, кто, может быть, из зала громко поддерживал выступающих.

Вот здесь и наступает третий этап КТД – ближайшее последействие, когда у ребят сразу возникает предложение: «А давайте в следующий раз…»

Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. Четвёртое «сами» – коллективный анализ дела – также имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову, на общем сборе обсуждаются три основных вопроса: 1. Что было хорошо, что удалось и почему? 2. Что не получилось и почему? 3. Что предлагаем на будущее? Здесь важен не только набор вопросов. Принципиальное значение имеет их последовательность. И именно такая формулировка. Не «что понравилось?» или «что не понравилось?» А именно так: что получилось или не получилось. И – что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше?

Часто, если что-то не удалось, люди стремятся говорить о плохом, начинают думать и обсуждать то, что не получилось, искать «виноватых». Нередко такие «разносы» кончаются обидами, расторжением отношений. Методика коллективной рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

И это самый главный результат работы: значит, мы добились самой главной поставленной цели – сплотить коллектив, сделать так, чтобы им снова захотелось вместе работать, чтобы обязательно ещё лучше сделать дело на радость другим.

В каждой смене мы проводим большое количество мероприятий – общелагерных, отрядных, межотрядных. Но когда в конце смены интересуемся, что же больше всего запомнилось ребятам, чаще всего мы слышим не названия мероприятий – пусть даже самых интересных, чаще всего ребята (удивительно, что об этом говорят и ребята постарше, и совсем маленькие) говорят: «Больше всего запомнилось, как мы все вместе готовились к мероприятиям»…

Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива.

 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.