Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кафедра « Экономика, финансы, менеджмент»

2017-05-14 657
Кафедра « Экономика, финансы, менеджмент» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Кафедра «Экономика, финансы, менеджмент»

 

 

«РАЗРАБОТКА СМЕТ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНО-СМЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Управленческий учет»

 

 

 

Г.Пенза, 2011 г.


УДК 658.5

Б 59

 

Рассматриваются вопросы разработки смет (бюджетов) в целях формирования информации управленческого учета, внутрипроизводственной отчетности и использования информации для принятия краткосрочных управленческих решений на основе методики маржинального анализа затрат и результатов.

Приведен пример, являющийся практическим пошаговым руководством по составлению операционных и финансовых смет, формированию отчетов и контролю затрат по центрам ответственности, принятию управленческих решений на основе сметной информации.

Методические указания подготовлены на кафедре «Экономика, Финансы и Менеджмент» ПГУ для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплины «Управленческий учет», «Управление затратами» и «Финансовый менеджмент».

 

Составитель Е.В. Куницкая,

под редакцией О.А. Лузгиной

 

рецензент И.А. Бондин,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет», ПГСХА

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................... 3

Описание ситуации.......................................................................... 8

1.Разработка смет в управленческом учете.................... 11

Программа сбыта........................................................................................ 12

Производственная программа и сметный уровень запасов.................. 14

Смета использования основных материалов в производстве............... 15

Смета затрат на приобретение основных материалов........................... 16

Смета прямых затрат по оплате труда основных производственных рабочих (ОПР)........................................................................................................................ 17

Смета общепроизводственных накладных расходов............................. 18

Расчет производственной себестоимости единицы продукции............. 20

Сметный счет прибылей и убытков......................................................... 21

Кассовая консолидированная смета......................................................... 23

Прогноз бухгалтерского баланса.............................................................. 24

2. Формирование отчетов и контроль производственных затрат........................................................................................................................ 26

Составление гибких смет............................................................................ 29

Формула составления сметы...................................................................... 30

Отчет об исполнении сметы....................................................................... 32

3. Анализ отклонений производственных затрат........ 35

4 Принятие решений на основе сметной информации 44

Оптимальное использование ограниченных производственных ресурсов 49

Решения о цене реализации........................................................................ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................................ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................................ 56

Список литературы.......................................................................... 59


Введение

Как показывает практика, организации в условиях развивающихся рыночных отношений остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, позволяющей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. Такая информация содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений в управлении затратами и результатами деятельности предприятий.

Один из наиболее важных видов информации по управленческому учету – информация о затратах. Затраты – это стоимость ресурсов, используемых для получения прибыли или достижения иных целей предприятия. С этой точки зрения предприятие, осуществляя управление затратами может целенаправленно управлять и конечными результатами своей деятельности.

Схема управления затратами представлена на рисунке1.

В процессе управления затратами возникает потребность в информации двух типов: бухгалтерской, подробно отражающей затраты на производство за истекший период и плановой (сметной), позволяющей сравнивать достигнутые фактические результаты с целями организации.

Кроме того, может возникнуть ситуация, когда решение оптимальное для одного производственного подразделения не будет удовлетворять интересам всего предприятия. Возникает необходимость координировать различные виды деятельности путем подготовки программы действий на будущие периоды. Эти программы обычно называют сметами или бюджетами.

Сметы (бюджеты) являются основным инструментом планирования, контроля и управления затратами на производство и реализацию продукции. Они отражают суммы, которые могут быть потрачены по каждой конкретной статье расходов за определенный период времени. Сметы должны включать:

- подлежащую исполнению функцию;

- подлежащий исполнению способ;

- ожидаемое количество выходных результатов;

- ожидаемый уровень результативности;

- объем операций.

Разработке смет (бюджетов) и отчетов об их исполнении в управленческом учете отводится центральная роль.


 
 

Рисунок 1.Основные элементы системы управления затратами предприятия


Цели разработки смет следующие:

- помощь планированию ежегодных операций;

- координация деятельности различных подразделений предприятия;

- доведение планов до руководителей различных центров ответственности;

- стимулирование деятельности руководства по достижению целей предприятия;

- управление производством;

- контроль и управление затратами на основе анализа отклонений и создание системы внутреннего контроля за затратами и результатами;

- оценка эффективности работы центров ответственности и их руководителей.

Сметы позволяют контролировать затраты и результаты деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности.

Сметы центров ответственности и отчеты об их исполнении – это первый, самый нижний уровень внутрифирменной отчетности о затратах и результатах, разрабатываемой в рамках информационной системы управленческого учета.

Являясь неотъемлемой составляющей систем производственного и управленческого учета, сметы (бюджеты) подразделений составляют основу бюджетного процесса предприятия, специфика которого характером деятельности предприятия и зависит от технологических особенностей производственного процесса

Изучение представленных в пособии вопросов необходимо для студентов экономических специальностей в целях овладения современными знаниями теории и практики в области формирования и управления затратами и результатами деятельности предприятия.

Содержание и последовательность разработки смет и отчетов об их исполнении, а также примеры использования сметной информации для решения типовых задач управленческого учета рассмотрены на конкретном условном примере.


Описание ситуации

Организация составляет обобщенную смету на предстоящий период (год). Предприятие производит изделия «Альфа», «Бета» и «Гамма», которые изготавливаются в двух производственных подразделениях: подразделение 1 – обрабатывающее; подразделение 2 - сборочное.

Предоставлена следующая информация по нормативным затратам

Таблица 1Нормативные расходы на оплату основных материалов и рабочей силы: (ден.ед.)

Материал X,1 кг 3,8
Материал Y, за 1 кг 1,6
Ставка заработной платы: подразделение 1 подразделение 2   4,00 3,00

 

Накладные расходы в подразделении 1 возмещаются на базе показателя рабочего времени основных производственных рабочих (нормо-часов), в подразделении 2 – на базе машино-часов (автоматизированная сборка).

Таблица 2 Нормативы расхода основных материалов и рабочего времени на изделие:

  Изделие «Альфа» Изделие «Бета» Изделие «Гамма»
МатериалX, на 1 ед. 2.00 3,00 2.5
Материал Y, на 1 ед. 3.00 4.00 1.5
Трудозатраты, ч: подразделение1 подразделение2   0,75 1.5   1,25 2,0   2,0 2,5
Машино-часы: подразделение1 подразделение2   1,0 2.0   1,5 2,0   2,5 3,0

 


Таблица 3 Баланс за предыдущий год, ден.ед.

 

Основной капитал  
Земля   72 500  
здания и оборудование 1 500 000    
Износ* 563 750 936250 1 008 750
Оборотный капитал
Запасы    
Сырье основные материалы 165 000    
Запас готовой продукции на конец периода 296 000    
Дебиторская задолженность** 175 250    
Касса 48 500 684 750  
кредиторская задолженность*** 162 500 522 250
    1 531 000
Акционерный капитал 1 200 000  
300 000 обычных акций по 4 ден.ед. каждая    
резервный фонд 331 000  
  1 531 000

 

Таблица 4 Данные о реализации

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж, шт. 8 000 12 000 5 000
Цена реализации единицы продукции, ден.ед.      
Необходимые запасы на конец учетного периода, шт      
Запасы на начало учетного периода, шт      

 

Таблица 5 Запасы материалов, кг

Основные материалы Материал Х Материал Y
Запасы на начало учетного периода 5 000 75 000
Необходимые запасы на конец учетного периода 8 000 10 000

 


 

Таблица 6 Накладные производственные расходы,ден.ед.

  Подразделение 1 Подразделение 2
Сметная ставка распределения накладных расходов: на час трудозатрат на час трудозатрат
-вспомогательные материалы 2,0 1,5
-ЗП вспомогательных рабочих 1,2 1,2
-энергия (переменная часть) 0,8 1,0
-ремонт и техобслуживание (переменная часть) 0,8 1,2
Сметные постоянные накладные расходы:    
-Амортизация    
-Контроль    
-энергия (постоянная часть)    
-ремонт и техобслуживание (постоянная часть)    

 

Административно-управленческие расходы составляют 351000 ден.ед и возмещаются на базе затрат на рабочую силу.


Отклонение по трудозатратам

Затраты на труд определяются с учетом цены труда и количества использованного труда. Таким образом, и здесь возникают отклонения по цене и количеству.

СПР - ФПР.

225000-226090=1090 Н

Любой анализ этого отклонения требует сравнения фактических затрат по каждой статье постоянных накладных расходов со сметными.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Требования к выполнению работы

Рассмотренная в пособии ситуация и способы ее решения являются основой для выполнения контрольных и курсовых заданий студентами заочного факультета. Варианты заданий приведены в Приложении 2.

При выполнении курсовой работы студентам необходимо подробно изучить теоретический материал по теме «Составление смет в управленческом учете» или «Бюджетирование и контроль затрат» и написать реферативную часть курсовой работы объемом 5-7 страниц.

Реферативная часть должна отражать: особенности современного бюджетного процесса на промышленных предприятиях России; структуру обобщенной финансовой сметы (генерального бюджета); основные понятия и термины; характеристику процесса разработки смет.

При выполнении контрольной работы студентами выполняется только расчетная часть, включающая необходимые пояснения к расчетам.

Расчетная часть курсовой (контрольной) работы выполняется в соответствии с примером, рассматриваемом в методических указаниях. Вариант задания выбирается в соответствии с номером зачетной книжки студента.

Рекомендуется расчетную часть выполнять с применением электронных таблиц Exl.

Курсовая (контрольная) работа должна быть оформлена в форме аналитического отчета, включающего необходимые расчеты, анализ полученных результатов по каждой части расчетов, проблемы управления, выявленные на основе анализа результатов и предложения по решению данных проблем.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Описание ситуации для выполнения контрольного задания является общим для всех вариантов и приведено на страницах 5-6 пособия. Различающиеся данные приведены ниже.

 

Нормативные расходы на оплату основных материалов и рабочей силы: (ден.ед.)

ВАРИАНТЫ                    
Материал X,1 кг 2,0 2,2 2,4 2,6 2,8 3,0 3,2 3,4 3,6 3,5
Материал Y, за 1 кг 3,0 2,6 2,4 2,2 2,2 2,0 1,8 1,8 1,6 2,5
Ставка заработной платы: подразделение 1 подразделение 2     5,0 2,2     4,8 2,2     4,6 2,4     4,6 3,0     4,4 3,0     4,2 2,8     4,2 2,6     5,0 2,0     4,0 2,6     4,50 3,50

Данные о реализации

вариант1

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 8 000 12 000 10 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед      
Запасы на начало учетного периода, ед      

вариант2

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 10 000 12 000 8 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед      
Запасы на начало учетного периода, ед      

вариант3

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 12 000 10 000 8 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед      
Запасы на начало учетного периода, ед      

вариант4

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 6 000 10 000 10 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.      
Запасы на начало учетного периода, ед.      

вариант5

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 7 000 11 000 9 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.      
Запасы на начало учетного периода, ед.      

вариант 6

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж   12 000 6 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.      
Запасы на начало учетного периода, ед.      

вариант 7

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 8 000 12 000 10 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед.      
Запасы на начало учетного периода, ед.      

вариант8

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 7 000 9 000 10 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед      
Запасы на начало учетного периода, ед      

 

 

вариант9

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 9 000 12 000 6 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед      
Запасы на начало учетного периода, ед      

вариант10

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж 7 000 10 000 6 000
Цена реализации единицы продукции      
Необходимые запасы на конец учетного периода, ед      
Запасы на начало учетного периода, ед      

1.Необходимо подготовить совокупную финансовую смету на будущий год и следующие документы:

§ программу сбыта;

§ производственную программу;

§ смету (бюджет) использования основных материалов;

§ смету (бюджет) затрат на приобретение основных материалов;

§ смету (бюджет) по труду основных рабочих;

§ смету (бюджет) общезаводских накладных расходов;

§ прогноз отчета о прибылях убытках;

§ прогнозный баланс на планируемый период

§ кассовую консолидированную смету.

2. Необходимо подготовить сметы производственных подразделений, а также форму отчета об исполнении производственной сметы одного из подразделений при отклонении объема производства: изделия «Альфа» меньше на 4%; изделия «Бета» больше на 17%; изделия «Гамма» больше на 3%.

3. Подготовьте рекомендации по формированию оптимальной производственной программы в условиях, описанных в разделе 3 пособия. Ограничения по ресурсам и объем дополнительной партии изделий задаются преподавателем индивидуально в процессе консультирования по курсовому проектированию.


Список литературы

 

 

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям/М. А. Вахрушина. – 6- е изд., испр. – Москва. – Омега – Л, 2007. – 570 с.

2. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – Омега – Л; 2008. 432 с.

3. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. – М.: Экономист, 2006. – 618 с.

4. Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 352 с.

5. Кондраков Н.П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с

6. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. – М: Финансы и статистика, 1995

7. Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. – Филинъ, 1998

8. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М: «Дело и сервис», 2001год.

 

Кафедра «Экономика, финансы, менеджмент»

 

 

«РАЗРАБОТКА СМЕТ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНО-СМЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Управленческий учет»

 

 

 

Г.Пенза, 2011 г.


УДК 658.5

Б 59

 

Рассматриваются вопросы разработки смет (бюджетов) в целях формирования информации управленческого учета, внутрипроизводственной отчетности и использования информации для принятия краткосрочных управленческих решений на основе методики маржинального анализа затрат и результатов.

Приведен пример, являющийся практическим пошаговым руководством по составлению операционных и финансовых смет, формированию отчетов и контролю затрат по центрам ответственности, принятию управленческих решений на основе сметной информации.

Методические указания подготовлены на кафедре «Экономика, Финансы и Менеджмент» ПГУ для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплины «Управленческий учет», «Управление затратами» и «Финансовый менеджмент».

 

Составитель Е.В. Куницкая,

под редакцией О.А. Лузгиной

 

рецензент И.А. Бондин,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет», ПГСХА

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................... 3

Описание ситуации.......................................................................... 8

1.Разработка смет в управленческом учете.................... 11

Программа сбыта........................................................................................ 12

Производственная программа и сметный уровень запасов.................. 14

Смета использования основных материалов в производстве............... 15

Смета затрат на приобретение основных материалов........................... 16

Смета прямых затрат по оплате труда основных производственных рабочих (ОПР)........................................................................................................................ 17

Смета общепроизводственных накладных расходов............................. 18

Расчет производственной себестоимости единицы продукции............. 20

Сметный счет прибылей и убытков......................................................... 21

Кассовая консолидированная смета......................................................... 23

Прогноз бухгалтерского баланса.............................................................. 24

2. Формирование отчетов и контроль производственных затрат........................................................................................................................ 26

Составление гибких смет............................................................................ 29

Формула составления сметы...................................................................... 30

Отчет об исполнении сметы....................................................................... 32

3. Анализ отклонений производственных затрат........ 35

4 Принятие решений на основе сметной информации 44

Оптимальное использование ограниченных производственных ресурсов 49

Решения о цене реализации........................................................................ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1........................................................................................ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 2........................................................................................ 56

Список литературы.......................................................................... 59


Введение

Как показывает практика, организации в условиях развивающихся рыночных отношений остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, позволяющей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. Такая информация содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений в управлении затратами и результатами деятельности предприятий.

Один из наиболее важных видов информации по управленческому учету – информация о затратах. Затраты – это стоимость ресурсов, используемых для получения прибыли или достижения иных целей предприятия. С этой точки зрения предприятие, осуществляя управление затратами может целенаправленно управлять и конечными результатами своей деятельности.

Схема управления затратами представлена на рисунке1.

В процессе управления затратами возникает потребность в информации двух типов: бухгалтерской, подробно отражающей затраты на производство за истекший период и плановой (сметной), позволяющей сравнивать достигнутые фактические результаты с целями организации.

Кроме того, может возникнуть ситуация, когда решение оптимальное для одного производственного подразделения не будет удовлетворять интересам всего предприятия. Возникает необходимость координировать различные виды деятельности путем подготовки программы действий на будущие периоды. Эти программы обычно называют сметами или бюджетами.

Сметы (бюджеты) являются основным инструментом планирования, контроля и управления затратами на производство и реализацию продукции. Они отражают суммы, которые могут быть потрачены по каждой конкретной статье расходов за определенный период времени. Сметы должны включать:

- подлежащую исполнению функцию;

- подлежащий исполнению способ;

- ожидаемое количество выходных результатов;

- ожидаемый уровень результативности;

- объем операций.

Разработке смет (бюджетов) и отчетов об их исполнении в управленческом учете отводится центральная роль.


 
 

Рисунок 1.Основные элементы системы управления затратами предприятия


Цели разработки смет следующие:

- помощь планированию ежегодных операций;

- координация деятельности различных подразделений предприятия;

- доведение планов до руководителей различных центров ответственности;

- стимулирование деятельности руководства по достижению целей предприятия;

- управление производством;

- контроль и управление затратами на основе анализа отклонений и создание системы внутреннего контроля за затратами и результатами;

- оценка эффективности работы центров ответственности и их руководителей.

Сметы позволяют контролировать затраты и результаты деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности.

Сметы центров ответственности и отчеты об их исполнении – это первый, самый нижний уровень внутрифирменной отчетности о затратах и результатах, разрабатываемой в рамках информационной системы управленческого учета.

Являясь неотъемлемой составляющей систем производственного и управленческого учета, сметы (бюджеты) подразделений составляют основу бюджетного процесса предприятия, специфика которого характером деятельности предприятия и зависит от технологических особенностей производственного процесса

Изучение представленных в пособии вопросов необходимо для студентов экономических специальностей в целях овладения современными знаниями теории и практики в области формирования и управления затратами и результатами деятельности предприятия.

Содержание и последовательность разработки смет и отчетов об их исполнении, а также примеры использования сметной информации для решения типовых задач управленческого учета рассмотрены на конкретном условном примере.


Описание ситуации

Организация составляет обобщенную смету на предстоящий период (год). Предприятие производит изделия «Альфа», «Бета» и «Гамма», которые изготавливаются в двух производственных подразделениях: подразделение 1 – обрабатывающее; подразделение 2 - сборочное.

Предоставлена следующая информация по нормативным затратам

Таблица 1Нормативные расходы на оплату основных материалов и рабочей силы: (ден.ед.)

Материал X,1 кг 3,8
Материал Y, за 1 кг 1,6
Ставка заработной платы: подразделение 1 подразделение 2   4,00 3,00

 

Накладные расходы в подразделении 1 возмещаются на базе показателя рабочего времени основных производственных рабочих (нормо-часов), в подразделении 2 – на базе машино-часов (автоматизированная сборка).

Таблица 2 Нормативы расхода основных материалов и рабочего времени на изделие:

  Изделие «Альфа» Изделие «Бета» Изделие «Гамма»
МатериалX, на 1 ед. 2.00 3,00 2.5
Материал Y, на 1 ед. 3.00 4.00 1.5
Трудозатраты, ч: подразделение1 подразделение2   0,75 1.5   1,25 2,0   2,0 2,5
Машино-часы: подразделение1 подразделение2   1,0 2.0   1,5 2,0   2,5 3,0

 


Таблица 3 Баланс за предыдущий год, ден.ед.

 

Основной капитал  
Земля   72 500  
здания и оборудование 1 500 000    
Износ* 563 750 936250 1 008 750
Оборотный капитал
Запасы    
Сырье основные материалы 165 000    
Запас готовой продукции на конец периода 296 000    
Дебиторская задолженность** 175 250    
Касса 48 500 684 750  
кредиторская задолженность*** 162 500 522 250
    1 531 000
Акционерный капитал 1 200 000  
300 000 обычных акций по 4 ден.ед. каждая    
резервный фонд 331 000  
  1 531 000

 

Таблица 4 Данные о реализации

Готовая продукция Альфа Бета Гамма
Прогнозируемый объем продаж, шт. 8 000 12 000 5 000
Цена реализации единицы продукции, ден.ед.      
Необходимые запасы на конец учетного периода, шт      
Запасы на начало учетного периода, шт      

 

Таблица 5 Запасы материалов, кг

Основные материалы Материал Х Материал Y
Запасы на начало учетного периода 5 000 75 000
Необходимые запасы на конец учетного периода 8 000 10 000

 


 

Таблица 6 Накладные производственные расходы,ден.ед.

  Подразделение 1 Подразделение 2
Сметная ставка распределения накладных расходов: на час трудозатрат на час трудозатрат
-вспомогательные материалы 2,0 1,5
-ЗП вспомогательных рабочих 1,2 1,2
-энергия (переменная часть) 0,8 1,0
-ремонт и техобслуживание (переменная часть) 0,8 1,2
Сметные постоянные накладные расходы:    
-Амортизация    
-Контроль    
-энергия (постоянная часть)    
-ремонт и техобслуживание (постоянная часть)    

 

Административно-управленческие расходы составляют 351000 ден.ед и возмещаются на базе затрат на рабочую силу.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.