Программе «Имею право знать» — КиберПедия


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Программе «Имею право знать»



Программе «Имею право знать»

Дата:18.04.2017

Тема: «Воспитание толерантности»

Аудиотрия: обучающиеся объединения «Имею право знать!»

Педагог: Зотова Н.В.

Цель занятия:Способствовать формированию навыков толерантного поведения.

Задача:

· Познакомить участников тренинга с понятием «толерантность», с разными видами поддержки и ситуациями, к которых они применяются;

· Научить применять поддержку на практике.

 

Необходимый материал:

1. Доска;

2. Приложения (распечатать, как указано в упражнениях);

3. Безопасные булавки для закрепления карточек на одежде по количеству участников.

План занятия Вводные слова   Разминка Время 1 – 2 мин Примечание
Упражнение «Поздороваться с разными частями тела» 5 мин  
  Основная часть занятия    
Введение в тему Упражнение «Ночевка» Теория: поддержка и позиция «красного карандаша» Упражнение «Критика и поддержка» Перерыв 10 мин 20 мин 2 мин   10 мин Заранее приготовить карточки Заранее приготовить карточки
Виды поддержки Упражнение «Поддержка» Упражнение «Вот здорово!» Рефлексия всего занятия 20 мин 20 мин 10 мин Распечатать таблицу из Приложения № 1 для всех участников Распечатать приложение № 2
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? 5 – 10 мин  

 

Итоговый вывод

Здравствуйте! Приятно вновь видеть знакомые лица в нашем кругу. Надеюсь все находятся в прекрасном настроении и готовы работать.

Поднимите, пожалуйста, палец вверх и укажите человека, который как вам кажется, выглядит всегда несколько иначе, нежели обычно. Покажите на того, у кого самые кудрявые волосы. Покажите на того, кто, на ваш взгляд, полнее всего проявил себя в ходе прошлого занятия. (Вариантов выбора можно придумать великое множество в зависимости от того, что именно необходимо в данный момент узнать ведущую для оценки ситуации в группе. Самое главное, чтобы признаки, по которым вы выбираете того или иного участника, не задевали бы его самолюбие).

Молодцы! А теперь давайте встанем и поздороваемся друг с другом.

 

Упражнение – разминка «Поздороваться разными частями тела»

Пояснение: Упражнение выполняется в режиме светского раута, то есть все участники свободно перемещаются в переделах комнаты и, встречаясь друг с другом, выполняют то или иное задание.

Комментарий: Это хорошее упражнение на раскрепощение группы, однако, надо следить, чтобы участники тренинга взаимодействовали бы бережно и аккуратно.



Инструкция: Сейчас вам предстоит в произвольном порядке перемещаться по комнате и здороваться с другими участниками группы теми частями тела, которые я буду называть. При этом ваша цель – поприветствовать как можно больше ваших друзей по тренингу. Задание понятно?

Приступаем!

Поздоровайтесь, пожалуйста:

Руками плечами спинами

Головами пятками пятками

Возможны и другие варианты

 

Введение в тему

Тема сегодняшнего занятия – «Толерантность».

o Кто знает, что это такое? Выслушайте ответы ребят и дайте свою версию:

Если дословно, то толерантность переводится как терпимость. Но это далеко не полное понимание этого термина. Чтобы лучше в нем разобраться, я задам вопрос:

o В каких ситуациях может возникнуть нетерпимость? Выслушайте ответы ребят. Запишите их ответы на доске.

Дополните их своими вариантами.

Нетерпимость часто проявляется по отношению к людям:

ü другой нации (таджики, армяне, цыгане и т.д.)

ü другого вероисповедания (мусульмане, католики, буддисты и т.д.)

ü другого состояния здоровья (инвалиды, тяжело больные, ВИЧ - инфицированные и т.д.);

ü другой внешности, нежели мы сами (слишком полные люди, с родимыми пятнами, с заячьей губой и т.д.)

ü С другими способами (фанатизм в спорте, музыке).

Чтобы лучше почувствовать понятие толерантность, давайте сделаем одно упражнение.

 

Упражнение «Ночевка»

Пояснение: Данное упражнение позволит лучше познакомится с понятием толерантности, а также с ситуациями, в которых данное понятие применимо. Также оно позволяет участникам осознать свое отношение к разным, непохожим на них, людям.

Реквизит, необходимый для этого упражнения – карточки (карточки распечатать заранее. Каждому участнику на спину на булавке вешается карточка так, чтобы он не знал, какая карточка ему досталась. Зато он может спокойно видеть, какие карточки достались другим участникам упражнения. Договоритесь, чтобы ребята не рассказывали друг другу до конца упражнения, какая карточка) висит у них на спине.

Карточки: «Таджик», «Фанат Спартака», «Инвалид», «Бизнесмен», «Панк», «Любитель тяжелой музыки», «ВИЧ - инфицированный», «Глухонемой», «Наркоман», «Актриса», «Человек с заячьей губой», «Чернокожий», «Чеченец», «Больной синдромом Дауна», «Спортсмен», «Врач».



Инструкция: Сейчас я каждому из вас приколю на спину карточку, которая будет отражать некую принадлежность. Вы не будете знать свою роль, зато будете видеть чужие роли. Давайте договоримся, что до конца упражнения вы не будете рассказывать друг другу о том, какая карточка у кого на спине, и не будете – даже случайно – называть друг друга в процессе этого упражнения – это очень важно. Иначе смысл этого задания пропадет.

А задание такое. Представьте, что автобус, на котором вы ехали в другой город, сломался, и вы все, его пассажиры, вынуждены заночевать в пансионате. Вам предоставили трехместные номера. Вы должны решить, кто с кем переночует в одном номере (на пол человека внимания не обращайте). Обращайте внимание только на карточки на спине. И помните: держите в секрете, кому какая карточка досталась. Вы должны распределиться так, чтобы всем хватило места. В трехместном номере может заночевать один, два или три человека. Номера могут оставаться пустыми. Все понятно? Тогда вперед… итак все вы оказались в пансионате…

Рекомендация ведущему: на 10 человек лучше представить 5 трехместных номеров, на 15 человек – 6 номеров.

Анализ упражнения:

o Кто с кем оказался в одном номере?

o Кто оказался один?

o Почему именно эти персонажи оказались одинокими? О чем это говорит?

Ведущий должен сконцентрировать внимание ребят на том, что отвергнутыми оказались не сами ребята, а их персонажи.

Мы с вами почувствовали на себе, что значит нетерпимость. А также узнали, какие люди нуждаются в нашем принятии и поддержке больше всего (это те, кто оказался один в комнате).

В этом упражнении было много людей, которые на нас не похожи. И мы смогли понять, как мы к этим людям относимся.

Таким образом, в толерантном отношении нуждаются люди, которые на нас в чем-то непохожи. Причем это «что-то» обычно для нас, обычно очень значимо. И поэтому мы можем себя вести с ними по - разному: терпеть или нет, принимать или нет, поддерживать или нет.

В понятие «толерантность» входят такие элементы как:

o терпимость (мы терпимо относимся к тому, кто на нас не похож);

o принятие (мы принимаем человека или ситуацию такой, какая она есть, без осуждения);

o поддержка (мы стараемся поддерживать человека, который на нас не похож).

Следует отметить, что мы не обязаны всех любить, не обязаны всех поддерживать или принимать, но и ненавидеть человека только за то, что он чем-то от нас отличается, тоже не стоит. Мы можем в этом случае просто терпимо к ним относиться, понимая, что такое встречается, что бывает другая жизнь, другие люди, а не только мы любимые.

Самое сложное в теме толерантности – это оказать поддержку другому человека, поэтому остановимся на этом подробнее.

o Давайте для начала определим, что такое поддержка? Кто готов высказаться по этому вопросу?

o Ведущий в произвольном порядке выслушивает мнения участников о том, что такое поддержка.

o Хорошо. Во всех ваших определениях, бесспорно, есть доля истины. По сути, поддержка это, прежде всего, знак внимания к другому человеку.

 

Виды поддержки.

Ведущий раздает каждому участнику таблицу с видами поддержки (см. Приложение № 1), для себя готовит карточки.

Посмотрите, пожалуйста, в таблицу, которую вы получили. В ней говорится о семи типах поддержки. И сейчас я более подробно остановлюсь на каждом из них.

Далее ведущий по очереди показывает карточки и рассказывает по ним о соответствующем виде поддержки (от 1 до 7). Можно записать названия карточек на доске.

Присоединение к проблеме.

Важно помнить:Здесь есть опасность переусердствовать и тогда поддержка превратиться в говорение о наших проблемах. Это будет ошибкой.

Предложение помощи.

Это непосредственное предложение посодействовать в решении проблемы другого человека.

Упражнение «Поддержка»

Пояснение: Упражнение выполняется, когда участники сидят в кругу. Кто-то один рассказывает свою проблему. Остальные по кругу должны его поддержать разными способами. Ведущий должен следить за правильностью оказания поддержки и корректировать, если что-то не так.

Данное упражнение лучше провести 1 – 3 раза.

Инструкция. Сейчас вам предстоит потренироваться в оказании поддержки одним из способов, о которых мы только что говорили. Для этого сначала кто-то должен озвучить свою проблему. Кто хочет поделиться трудной для себя ситуацией? Сразу оговорюсь, что проблема должна быть не очень серьезная, но, тем не менее, значимая для вас. Это должна быть такая проблема, по поводу которой ты хотел бы получить поддержку.

В качестве примера приведите следующие ситуации:

o Родители не принимают ваших друзей и запрещают с ними общаться.

o Вы переживаете за свою внешность. Вы слишком полная и боитесь, что не сможете похудеть.

 

Кто-то уже готов рассказать о такой ситуации? Отлично! После того, как ситуация будет озвучена, человек, сидящий слева от меня, попробует высказаться о проблеме по первому типу поддержки. А именно – укажет на сильные стороны рассказчика применительно к данной ситуации. Затем его сосед слева окажет поддержку по типу присоединения к проблеме. И так далее – по табличке. Понятно? Готовы?

Далее ведущий обращается к рассказчику: Расскажите, пожалуйста, свою ситуацию.

Комментарий: Если всем видов поддержки не хватит, можно начать табличку сначала.

Анализ упражнения: Сначала говорит тот, кому оказывалась поддержка, а уже затем другие участники.

Вопросы к рассказчику:

o Каково тебе было озвучивать всей группе свою ситуацию и получать поддержку в таких количествах?

o Чье высказывание произвело на тебя наибольшие впечатления и оказало на тебя наиболее позитивное влияние?

o Как ты думаешь, почему?

Вопросы к членам группы:

o Трудно ли было оказывать поддержку именно тем, а не другим способом?

o Как вы думаете, какой из видов поддержки здесь оказался бы наиболее уместным?

Умение оказать поддержку – это искусство, а еще большее искусство – умение оказать поддержку человеку, которого все отвергают, у которого нет сил самостоятельно справиться со своей проблемой. Ведь в такой ситуации легче присоединиться к большинству и тоже отвергнуть этого человека. Согласны?

Знаете, в психологии проводился один эксперимент, я хочу рассказать вам о нем. Участником эксперимента предлагали посмотреть на следующий рисунок. Ведущий на расстоянии показывает рисунок или вешает на доску или стену (см. Приложение №2):

Затем задавали вопрос: какой линии равна линия 1? А, кстати, вы сами как считаете? Согласитесь, ответ очевиден: линия 1 равна линии В.

Однако прежде чем участник эксперимента отвечал на этот вопрос, он слушал ответы других людей. А этих людей заранее проинструктировали, чтобы они отвечали: линия 1 равна линии С. В итоге, и этот участник отвечал, что линия 1 равна линии С, хотя сам видел, что линия 1 равна линии В, как этот участнике отвечал также.

О чем это говорит? В нашей жизни очень много таких ситуаций, когда большинства имеет одну точку зрения, а мы – другую, но нам не хватает сил ее отстоять. Может, мы и рады поддержать больного ВИЧ – инфекцией, но раз все его отвергают, то мы боимся, что если его поддержим, отвергнут и нас.

На самом деле это не так. Если мы поддержим его, найдутся и другие люди, которые к нашей поддержке присоединятся.

Так что вам решать, как поступить. Главное, чтобы все делать по совести. И помните, что некоторые люди особенно нуждаются в нашей поддержке.

Завершит наше занятие, я хочу очень веселым упражнением, в котором каждый из нас сможет проявить свою толерантность друг к другу, признавая за человеком право, быть таким, какой он есть.

 

Упражнение «Вот здорово!»

Пояснение: Во время выполнения упражнения все участники стоят в кругу, кроме одного, который стоит в центре круга. Ведущий должен присоединиться к выполнению упражнения. Он должен следить, чтобы упражнение выполнялось искренне, а не превращалось в фарс. Упражнение направлено на повышение самооценки участников группы, также на умение искренне радоваться успехам других.

Инструкция: Сейчас одному из вас предстоит выйти в центр круга и сказать о себе нечто, чем он в себе гордится, что он особенно ценит в себе. Остальные должны будут показать двумя руками символ «Классно!» (большой палец вверх) и в этот момент хором сказать: «Вот здорово!».

После этого другой участник выйдет в круг, и с ним повторится то же самое. Понятно? Кто первый хочет выйти в круг кто уже готов.

Например, человек выходит в центр круга и говорит: «Я очень волевой человек и ценю это в себе». Все остальные хором, показывая жест «Классно!» двумя руками, хором произносят: «Вот здорово!».

Анализ упражнения:

  • Каково было прилюдно хвалить себя?
  • Что вы чувствовали, когда вся группа в ответ на ваши слова кричала «Вот здорово!»?
  • Какие эмоции испытывали. Когда вам самим приходилось кричать кому – то «Вот здорово!»?

При помощи вот такого простого упражнения можно доставить положительные эмоции разным людям, поддержать и понять их. Мы поддержали каждого. Давайте помнить о том, что даже если на не нравится то, чем занимается человек и какие – то его качества, мы все равно можем принять его таким. Какой он есть.

Рефлексия всего занятия    
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?   5-10 мин Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

 

Итоговый вывод:

Ну что ж, в завершение вашего занятия я хочу сказать вам всем большое спасибо. Мы с вами сегодня замечательно поработали.

Тема нашего сегодняшнего занятия - «Толерантность».

Это слово мы вспоминаем тогда, когда сталкиваемся с людьми, которые чем – то на нас непохожи. Причем это «что - то» для нас очень значимо. И поэтому мы ведем себя по – разному: терпим или нет, принимаем или нет, поддерживаем или нет. Важно помнить, что люди имеют право быть такими, какие они есть. Они не обязаны меняться, чтобы понравится нам. Мы тоже имеем право быть такими, какие мы есть.

Если же вы что- то резко и принципиально не принимаете, не стоит из – за ваших убеждений изводить конкретного человека: ему, может быть, и так несладко. Будьте терпимы! А если вы чувствуете в себе силы, окажите поддержку человеку, которую в ней очень нуждается.

Удачи вам! Жду нашей встречи на следующем занятии.

 

Всем спасибо!

До следующей встречи!!!

 

 

Приложение № 1 (к блоку «Виды поддержки»)

Для каждого участника

 

Вид поддержки Язык поддержки Психологические механизмы Ошибки
1) Указание на сильные стороны личности «Я уверен, что ты сможешь…, т.к. в тебе есть…» Повышение самооценки и внушение уверенности в своих силах. Лесть, неискренность, многословность.
2) Присоединение к проблеме «Я сам такой…» Разделение ответственности при условии, что самооценка не снижается.   Говорение только о своих проблемах.
3) Предложение помощи «Могу ли я тебе чем–нибудь помочь?» Чувство защищенности и опоры. Разделение ответственности. Перекладывание ответственности полностью на свои плечи, навязывание помощи.
4) Выделение позитивного в ситуации «За то у тебя теперь есть такой жизненный опыт». Рационализация, признание права другого на ошибку, снятие чувства вины. Пренебрежение к ситуации, снижение ее значимости.
5) Философский взгляд на проблему «Это судьба». «Таков закон жизни». «Рано или поздно это со всеми случается». Приобщение к опыту человечества. Увеличение масштаба обобщения на фоне, которого проблема может показаться меньше. Несвоевременная поддержка, бестактность в чрезмерном преуменьшении слишком значимой для человека проблемы.
6) Признание объективной сложности ситуации «Да. Это действительно трудно сделать» Снятие чувства вины. Беспомощность, отказ от деятельности.
7) Предоставление возможности выбора «Но ты же можешь сделать по - другому» Актуализация самостоятельности и ответственности за свой выбор. Есть вероятность неверного выбора.

 

 

Приложение № 2 ( к упражнению «Поддержка»)

 

 

А В С

программе «Имею право знать»

Дата:18.04.2017






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.