Астрология как мировоззренческая система — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Астрология как мировоззренческая система

2019-08-04 256
Астрология как мировоззренческая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«В умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собою лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленный сверху вниз. Источники этой энергии, таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят этому миру энергию, приводят в движение звездные сферы и производят на Земле все те разнообразные движения в мертвой и живой природе, которые оживляют земную поверхность. <…>

Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа».[30]

Многие ругают астрологию за ее неточность, неоднозначность ее предсказаний. И на это можно приводить бесконечное множество различных «за» и «против», но здесь я бы хотела лишь процитировать Мартина Хайдеггера (1889 – 1976): «…все науки о духе и даже все науки о жизни обязаны (курсив мой, – С. Д.) быть неточными именно для того, чтобы оставаться строгими… Неточность исторических наук о духе – не недостаток, но лишь исполнение требования, существенного для такого вида исследования».[31]

Астрология существует не столько для предсказания событий, сколько для выявления возможностей индивида и смысла (“миссии”, кармического предназначения) его существования («…астрологические данные указывают не на события, а на возможности их развития»[32]). От астрологии (как и от любой другой науки, претендующей на знание будущего) ждут предсказания конкретных событий, забывая, что предсказать, т.е. раскрыть, внутреннюю сущность происходящего и самого человека гораздо и важнее и сложнее! Так ли уж важно, удастся ли какому-то человеку построить дом, найти хорошую работу, обзавестись семьей, если куда важнее знать, что придаст настоящий смысл его жизни и какую при этом роль сыграет выбранная работа, семья (если ею вообще стоит обзаводиться) и т.п. На этот аспект предсказания в наше время, когда господствует рыночно-потребительское[33] отношение к жизни, люди не склонны обращать внимание.

Астрология раскрывает глубинный, духовный смысл всех явлений и процессов, таких, которые связаны с человеком (человечеством) и оказывают на него влияние. Таким образом, мировоззрение астрологии опирается на антропоцентризм.

Основная функция астрологии – «раскрыть значение индивидуальной судьбы и неповторимой личности, чтобы человек мог осознать и реализовать свою индивидуальность».[34] «Если не сделать астрологию техникой интеграции личности, то она становится или пустой интеллектуальной игрой, или опасной игрой в гадательство».[35]

«События, - пишет Дейн Радьяр (1895 – 1985), - не являются самым важным фактором в вашей жизни. Главное – это значение, которое мы им придаем, и то, как мы их используем. Ваш гороскоп помогает вам понять, как вам лучше всего использовать потенциальные возможности всего вашего бытия. Это – ваше небесное имя, обозначающее вашу уникальную индивидуальность в этой жизни.<…> Астрология может помочь раскрыть этот смысл, расшифровать символический язык небес<…>». (Из письма Барбаре Сомерфилд, 1972)[36].

«В алхимии, например, астрология используется в основном символически, но в определенном смысле слова астрология всегда символична, если ее правильно понимать, – считает Радьяр, – Все зависит от того, как понимать слово «символ». Алгебра тоже чисто символична, но ведь благодаря именно ей и высшей математике появилась возможность создать современную науку и век машин. Астрология в основе своей– алгебра жизни. Но ее применения так же разнообразны, как формы жизни, которые она координирует, интегрирует и осмысляет в рамках определенного порядка».[37]

Рудольф Штайнер (1861 – 1925) считает, что «действительная астрология – это совершенно интуитивная наука и требует от того, кто хочет ею заниматься, развития высших сверхчувственных познавательных сил, которые сегодня могут быть только у очень небольшого числа людей. И если хотят изложить ее основной характер, то для этого необходимо вникнуть в высшие космологические проблемы в смысле духовной науки».[38]

«Современная астрология предполагает осознание того факта, что космос вокруг родившегося индивида представляет в символическом виде информацию, в которой он нуждается для самоориентации, адекватной соответствующей его индивидуальной правде по отношению к любому опыту своей жизни<…> Карта рождения как целое представляет собой «дхарму» индивидуума<…>».[39]

«Основная задача человека – сознательно стать целым на всех уровнях своего существования, а он сможет стать целым, если будет соотносить каждый свой опыт с общим центром. Человек должен осознать место, которое занимает каждый отдельный опыт в его целой личности. В этом процессе обретения целостности выделяются два фактора: сознание и власть<…> Без сознания власть принимает бесчеловечные формы, баз власти сознание есть фикция, не имеющая субстанциального существования.

В астрологии сознание оперирует на горизонтальной оси, власть и способность к интегральному существованию относятся к вертикальной оси. В любом целом сознание оперирует двойственным образом: осознание самого себя и осознание своей соотнесенности с другими. Самость и соотнесенность – два фундаментальных понятия экзистенциальной реальности, но существует несколько уровней самости и взаимоотношения также работают на разных уровнях, экстериоризируя различные качества существа».[40]

 

 

2. Что известно из истории астрологии

(астрология как социокультурное явление)

В этой работе я не ставлю целью охватить все, что известно из истории астрологии, да это и невозможно уместить в столь маленький объем. Здесь мне хотелось бы привести в качестве наброска лишь несколько точек зрения.

 

Ван-дер-Варден [41] (род. 1903 - …) выделяет три совершенно четких этапа в развитии астрологии (три типа астрологии, последовательно сменявших друг друга) и соотносит их с современными им религиозными течениями. Он утверждает, что существует тесная связь: 1) между Астрологией Предзнаменований и Старовавилонским политеизмом; 2) между Примитивной Зодиакальной Астрологией и Зерванизмом – фаталистическим поклонением Бесконечному Времени; 3) между Гороскопной Астрологией и Зороастризмом, религией Заратуштры, – учением о небесном происхождении души. [42]

1. Астрология предзнаменований (серия «Энума Ану Энлиль» и рапорты царских ассирийских астрологов) не касается гороскопов, связанных с рождением, в ней не используются знаки зодиака.

2. Примитивная зодиакальная астрология (тексты, приписываемые «Орфею» и «Зороастру») использовалась уже в Халдейский период. Использует 12 знаков зодиака, но не занимается гороскопами. Для ее функционирования необходимы систематические наблюдения, но математическая теория планетных движений не нужна.

3. Гороскопная астрология восходит к Персидскому периоду. В ней используются знаки зодиака и гороскопы для дней рождения. Для вычисления гороскопов необходимы методы математической астрономии.

В своей книге Ван-дер-Варден доказывает, что во-первых, существует тесная связь между митраизмом, зерванизмом и орфизмом (три этих религиозных течения существовали в одно время в VI в. до н. э.), во-вторых, каждое из трех направлений связано с астрологией.[43]

Древняя астрология предзнаменований отличается от более поздней гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых, знаки зодиака, которые играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не встречаются вообще в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет дело с событиями, представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой урожай, войну или мир).[44]

На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака, но гороскопы еще не составляются.

Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя Греция.

Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская астрология была сильно связана с астральной религией.[46]

Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]

Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений попали в руки Птолемея.[48]

Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н. э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]

Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями», которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.

Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам».[52]

Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям», восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой основополагающей книги.[53]

 

А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях халдеев. <…> Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!»[55]

В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной. Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния» Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила руководящим принципом астрологии.[56]

Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками, по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя на его душу и тело».[57]

Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э. – 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. – ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 – 130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе главное произведение, и другие.[58]

Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так, Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]

«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ, теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр. Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских государей астрология процветает как самостоятельное научное знание, несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы (1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]

Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503 – 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист Морен (1583 – 1656).[62]

 

История астрологии, как пишет Дейн Радьяр [63], – это история трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее качество того, как человек в действительности относится к жизни.

Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея – «Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества.

Анимистическая стадия.

Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим. Анимизм – это вера в одушевлённость природы.   Первобытный человек живёт ещё в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая причастность».

«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная. <…> Поклонение небесным светилам характеризует наиболее возвышенную ступень этой первой теологической стадии…».[65]

Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.

Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ, которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения. Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности; оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём, единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об иерархии этих сил.

На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи, которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То, что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны.

Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть. Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам устанавливается чувствование периодичности и времени. «Духов» лучше всего вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической силой, силой всех таинственных ритуалов.

Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами) соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные (медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы. Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития.

В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел.

Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы. При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было «астрологичным», и представления современной науки о древнейшем происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.

Виталистическая стадия.

С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность, любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть, движется и существует. Такое миропонимание возникает, когда человечество до некоторой степени уже преодолело первобытный страх перед природой, когда пройдено то, что Д. Радьяр символически назвал «джунглями», и человек становится скотоводом или земледельцем. «Материальные предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а затем даже и человеческих явлений»[66]. Иными словами, это первая стадия приручения, «одомашнивания» природы. Она становится «домом», и в этом доме жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие.

Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть страх путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы небольшая часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и используется; что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.

Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и производить. Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека, сколько на его собственность; вопрос собственности приобретает главное значение. Жизнь человека зависит от сохранения собственности и увеличения её плодородия. То же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его существа – «душа» – культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей идеи и знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних джунглей».

Жизнь на этой стадии – это сила, которая может быть и доброй и злой. Зная законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в гармонии, человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную силу.

На этой стадии человеческого развития астрология становится чрезвычайно важной. Она имеет теперь дело прежде всего с периодичностью жизненных процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, природных существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников, которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени со звездами.

Астрология становиться изучением всемирной мистерии периодических динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни. Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления, связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и лунных жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие, отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А земледельческие племена придавали большее значение солнечным циклам, сочетающимся с периодами вегетации.

В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология относилась к земле, к обществу и государству; государство, племя, Земля – это микрокосм, а Вселенная – макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только тогда, когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил человек.

В виталистический период астрология строилась на чисто биологических представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и женского начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня, Луна – светило ночи. Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных).

«В халдейскую астрологию верило большинство великих людей истории, например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл претендентов на свой трон…».[67]

Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия, на принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был крепко укоренен.

С течением веков на этой виталистической основе возникла более рационально-сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы планет. Возникла идея «Небесного Порядка», которая стала опорой против хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных числовых отношений» стала символом порядка в обществе. На передний план выдвинулись две основные потребности: календарь и этический закон.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.