Понятие как форма мышления. Виды понятий. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие как форма мышления. Виды понятий.

2019-08-04 248
Понятие как форма мышления. Виды понятий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­дентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс эконо­мических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­вается универсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будет еди­ничный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов.

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирую­щими. Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется нерегистрирующим. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов.

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же вы­сказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое упот­ребление понятия называется собирательным.

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные.

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее, называется конкрет­ным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называется абстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета;

эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными.

4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависи­мости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.

5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

Операции с понятиями.

Основными логическими операциями с понятиями являются обобщение, ограничение и деление.

Логические операции обобщения и ограничения основаны на законе обратного соотношения между содержанием и объёмом понятия и являются взаимообратными.

Обобщение понятия – это логическая операция перехода от некоторого понятия к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием. Например, равнобедренный треугольник – треугольник, история России - история. Пределом обобщения является универсальное понятие (категория), например, сознание, время, функция государства, тип государства и т.п.

Ограничение понятия – это логическая операция перехода от некоторого понятия к понятию с меньшим объёмом, но большим содержанием. Таким образом, ограничение – это операция, обратная операции обобщения. Например, история России – история России 20 века. Пределом ограничения является единичное понятие, например, Пермь, Россия, самое глубокое озеро России и т.п.

В процессе обобщения и ограничения понятий переходы от рода к виду следует отличать от отношений целого и части. Например, неправильно обобщать понятие «центр города» до понятия «город», так как в этом случае речь идёт об отношении части и целого.

Деление понятия – это логическая операция, с помощью которой объём делимого понятия распределяется по классам с точки зрения некоторого признака. Операция деления раскрывает объём понятия, показывает из каких подмножеств состоит множество.

В структуре деления различают:

- делимое – родовое понятие, объём которого подвергается делению;

- члены деления – видовые понятия, которые получаются в результате деления;

- основание деления – признак, по которому производится деление.

Например, по форме правления государство бывает монархией или республикой. Делимое понятие – государство, члены деления – монархия и республика, основание деления – форма правления.

Многоступенчатое, разветвлённое деление объёма понятия называется классификацией. Результат классификации – система соподчинённых понятий, в которой каждый вид делится на подвиды.

Классификация – это определённая система знания о предметах какой-либо области действительности, характеризующаяся специфическими особенностями, отличающими её от простого, обычного деления:

- в качестве основания деления должен быть положен наиболее существенный признак, в противном случае классификация не выдерживает требований деления объёма понятий и приводит к ложным следствиям;

- это должна быть устойчивая система распределения понятий, предназначенная для выявления связей между этими понятиями или классами объектов; она сохраняет своё значение до тех пор, пока не будет выработана более совершенная классификация;

- деление при классификации производится с учётом движения от низшего к высшему, от простого к сложному; поэтому она представляет собой обычно широко разветвлённую систему уровней видовых понятий;

- цель классификации состоит в том, чтобы на её основе можно было сделать максимальное число выводов о свойствах и отношениях данного предмета; классификация даёт возможность обнаружить закономерности в изменениях свойств исследуемых предметов, позволяет увидеть существование ещё не обнаруженных звеньев, предсказать их основные признаки;

- классификация строится по единому принципу, это позволяет рассматривать всю совокупность её объектов целостно, в единстве взаимосвязей и взаимодействий всех её частей, установить специфику их существования, закономерности их функционирования и развития; здесь предметы не просто расставлены по местам, приведены в определённый порядок, организованы в единую систему, но и объясняются с единой точки зрения.

Близка к классификации типология, то есть группирование объектов на основе их подобия некоторому образцовому предмету, который именуется типом. Для типологии в принципе допустимы нарушения правил классификации, а именно: 1) выделенные типы могут не исчерпывать множество, подвергающееся группировке; 2) допустимо существование объектов, относимых одновременно к нескольким типам.

Определение – это логическое действие, посредством которого раскрывается содержание понятия; это логическая операция, заключающаяся в придании точного смысла языковому выражению, который позволяет, когда это требуется, указать или уточнить значение этого выражения. Определение решает следующую задачу: выделяет систему признаков, общую и отличную для предметов, обозначаемых термином.

Операциональными являются определения, в которых предметы выделяются посредством указания операций, с помощью которых эти предметы можно распознать. Например, кислота – это жидкость, в которой лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет.

Описание – этот приём, который применяется на эмпирическом уровне познания, когда выявляются свойства предметов, изучаемых наукой. Среди этих свойств могут быть отличительные и неотличительные, существенные и несущественные и т.д. При описании не проводится различие между этими свойствами, поскольку преследуется лишь одна цель – выявить как можно больше свойств. Описания позволяют разъяснять языковые выражения, однако с их помощью не всегда удаётся выделить класс предметов, обозначаемых термином, и выявить существенные признаки предметов. Описание часто используют в художественной и исторической литературе (описание природы, персонажей художественных произведений, исторических деятелей), а также в юридической практике (описание места совершения преступления, внешнего вида преступника). Например, «я – красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил» (А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»).

Характеристика – приём, более близкий к определению, чем описание. При характеристике в качестве желательной ставится задача указать отличительные признаки предметов. Давая характеристику, раскрывают все стороны предмета, важные в каком-то отношении, но не обязательно отличающие предмет от других предметов. Например, «Голубоглазая брюнетка, Весы, с неполным высшим образованием, владеющая китайским языком, добрая, с чувством юмора, коммуникабельная, без вредных привычек, жильём обеспечена».

Разъяснение через пример – это определение родового понятия через перечисление некоторых его видов. Например, разъяснить, что такое дерево можно через перечисление отдельных его видов: берёза, клён, дуб, осина, сосна, ель и т.п.

Сравнение – это определение какого-либо предмета через сопоставление его признаков с аналогичными признаками другого предмета. Например, «Мысли, как перелётные птицы, - если их не поймаешь сразу, они могут улететь навсегда» (П. Буаст).

Различение – приём, который позволяет установить отличие предмета от тех, которые наиболее сходны с ним. Примером может быть ситуация розыска людей, когда фиксируют какие-то особые приметы разыскиваемого человека.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.