Эволюция автоматизированных систем управления предприятием — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эволюция автоматизированных систем управления предприятием

2019-08-04 473
Эволюция автоматизированных систем управления предприятием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эволюция автоматизированных систем управления предприятием

 

Начальные этапы компьютеризации деловых процессов предприятия характеризовались информационной поддержкой отдельных бизнес-операций. Сбор информации был основополагающей задачей системы автоматизации, в то время как анализ полученных данных проводился вручную. Совсем не так давно в распоряжении компаний были только системы оперативного и бухгалтерского учета, которые были призваны решать локальные задачи, и не являлись полнофункциональными системами управления предприятием.

Появление программных продуктов Microsoft и их популяризация, а также развитие локальных вычислительных корпоративных сетей дали толчок к появлению некоего подобия «корпоративной информационной системы». Широкий ряд офисных программ породил первые примеры такой системы, которая представляла собой простое хранилище данных на общедоступном сервере.

Следующим шагом на пути к автоматизации предприятий стало появление бухгалтерских и финансовых программ, что было обусловлено не только самой сложностью и важностью процесса управления финансами, но и исторической склонностью руководства фирмы принимать решения, основываясь в первую очередь на финансовых показателях деятельности предприятия.

Значительный рост производственных предприятий с начала XX в., сопровождающийся ростом количества и сложности бизнес-процессов, количества подразделений и сотрудников, повысил необходимость в создании системы, которая могла бы предоставлять необходимые данные, дающие возможность не просто учитывать материалы для производства, но и планировать их. Так появилась методология планирования потребности в материалах Material Requirements Planning (MRP). Реализация системы, работающей по этой методологии, представляла собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Другими словами, система MRP оптимизировала время поставки материалов, тем самым уменьшив затраты на производство и повысив его эффективность.

Несколько позже была предложена идея воспроизведения замкнутого цикла в MRP-системах. Идея заключалась в предложении при планировании ввести в рассмотрение более широкий спектр факторов путем введения дополнительных функций. Термин «замкнутый цикл» отражает основную особенность модифицированной системы, заключающуюся в том, что составленные в процессе ее работы отчеты анализируются и учитываются на дальнейших этапах планирования, изменяя при необходимости программу производства, а, следовательно, и план заказов. Такую расширенную модификацию системы MRP впоследствии назвали MRP II. Она не только могла эффективно планировать ресурсы производственного предприятия, в том числе финансовые и кадровые, но и была способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации, изменяя подход в планировании в зависимости от определенных условий.

Успешное применение систем автоматизации в сфере производства послужило началом создания систем ERP-класса (enterprise resource planning (англ.) — системы управления ресурсами предприятия), которые включили в себя планирование ресурсов предприятия для всех основных видов его деятельности.


Back-office и Front-office

 

Прежде чем перейти к рассмотрению функционала ERP-систем, применяемого в розничной торговле, познакомимся с составляющими системы автоматизации торгового предприятия.

Комплекс средств автоматизации торговой сети можно подразделить на Back-office и Front-office.

Back-office — это программное обеспечение (например, ERP-система), управляющее процессом торговли, в том числе и торговым оборудованием. Back-office координирует действия кассиров, управляет текущей отчетностью. Время покупки, сумма чека, наименование всех товаров, товары, привлекшие покупателя своей скидкой, — все эти данные являются ценной маркетинговой информацией, грамотное использование которой повышает прибыльность магазина.

Front-office — это место продаж, непосредственно связанное с Back-office. Основную роль здесь играет специальное оборудование — POS-терминалы. В соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, используемых в России, под POS-терминалом понимается контрольно-кассовая машина с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации. POS- системы построены на базе фискальных регистраторов – ККМ (контрольно- кассовые машины), способных работать только в составе компьютерно-кассовых систем, получая данные через канал связи.

Использование компьютерно-кассовых систем в магазинах является важным элементом современной розничной торговли. Большой ассортимент товаров, увеличение объемов продаж и высокая конкуренция привели к тому, что учет товародвижения должен быть не только точным, но и быстрым. Включение кассы в единую информационную сеть торгового предприятия позволяет решить многие актуальные задачи современного магазина.

Облегчить работу по обработке большого числа операций с товарами помогают и другие специальные средства автоматизации торгового процесса. Основополагающей технологией является штриховое кодирование. Предназначение штрихкода — однозначная идентификация самого товара либо какого-либо признака товара, например упаковки или серийного номера. Работа в системе розничной торговли с товарами, которые имеют штрихкоды, увеличивает скорость обработки данных, поступающих в систему учета, и резки снижает вероятность возникновения механических ошибок ввода данных в систему. В розничной торговле сканеры штрихкодов используются на складах и в торговом зале, где они применяются для идентификации товара на системных кассовых аппаратах, с помощью которых производится формирование данных для количественного учета в складской программе.

Принтеры штрихкода занимают не последнее место в общей системе автоматизации розничной торговли. Они применяются при формировании внутренних штрихкодов для товаров, которые не имеют штрихкодов производителя. Если товар поступает в организацию в упаковках, удобно нанести на упаковку штрихкод, отличный от штрихкода товара. Таким образом, облегчается и ускоряется процесс приема, отпуска товара и его инвентаризации. Существуют и другие способы применения штрихкодирования, значительно облегающие работу с товарами.

Важное место в автоматизации розничного магазина занимают электронные весы с возможностью печати этикеток со штрихкодом, позволяющие облегчить процесс учета весового товара.

Этикетка, сформированная на весах, обрабатывается на контрольно-кассовой машине, которая распознает код весового товара, производит поиск товара по базе систем автоматизации и исходя из указанного количества товара на этикетке рассчитывает стоимость весового товара. Кроме того, весы с печатью этикеток часто используются на складах магазинов и производстве для этикирования фасованного весового товара.

Еще один инструмент автоматизации торговли — терминал сбора данных, позволяющий обрабатывать покупку, не привязываясь к POS-терминалу. Терминал сбора данных — это специализированный промышленный мини-компьютер, используемый для сбора данных и инвентаризации в условиях крупных складов и большой товарной номенклатуры. Часто терминалы сбора данных применяют для организации выездной торговли и при обслуживании клиентов в организациях сферы услуг с выездом к клиенту. После накопления данных в терминале сбора данных, в офисе производится автоматический перенос данных в центральную базу данных и дальнейшая обработка.

Все перечисленное оборудование, так или иначе, связано с программными комплексами посредством локальной сети, что позволяет отслеживать торговые операции в режиме реального времени.


Автоматизация финансов

 

Функциональность управления финансами является неотъемлемой частью любой ERP-системы и обычно содержит инструменты финансового контроля, учета и планирования. Не стоит путать эту функциональность с бухгалтерскими программами. Богатый инструментарий данного модуля в первую очередь предназначен не для ведения бухгалтерского учета, а для получения разнородных аналитических отчетов, призванных помочь руководителям торгового предприятия в принятии важных решений, к примеру, в области ценообразования. Финансовый модуль автоматизируемой системы обычно содержит компоненты, о которых пойдет речь ниже.

Бухгалтерия – ведение расчетов, ввод счетов, цикл для регистрации и одобрения счетов поставщиков, создание платежных поручений, выверка по банковской выписке, ведение кассовых операций, включая подготовку расходных и приходных ордеров и кассовой книги, настройка произвольных типов налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), пошлины, начисление налогов к оплате.

Работа с банками (ведение банковских операций, клиент-банк).

Бюджетирование - формирование планов продаж, для отдельного магазина и всей сети целиком, создание отчета о движении денежных средств, отчета о задолженностях.

Финансовое планирование - прогнозирование продаж, закупок, запасов, перенос бюджетов в главную книгу, консолидация данных, поддержка неограниченного числа компаний.

 

Заключение

 

Сегодня управление предприятием без компьютера просто немыслимо. Компьютеры давно и прочно вошли в такие области управления, как бухгалтерский учет, управление складом, ассортиментом и закупками. Однако современный бизнес требует гораздо более широкого применения информационных технологий в управлении предприятием. Жизнеспособность и развитие информационных технологий объясняется тем, что современный бизнес крайне чувствителен к ошибкам в управлении. Интуиции, личного опыта руководителя и размеров капитала уже мало для того, чтобы быть первым.

Для принятия любого грамотного управленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимо постоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, будь то торговля, производство или предоставление каких-либо услуг. Поэтому современный подход к управлению предполагает вложение средств в информационные технологии. И чем крупнее предприятие, тем серьезнее должны быть подобные вложения. Они являются жизненной необходимостью – в жесткой конкурентной борьбе одержать победу сможет лишь тот, кто лучше оснащен и наиболее эффективно организован.


Список литературы

 

1. ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные системы. Стадии создания.

2. ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы.

3. ГОСТ 34.603-92 Виды испытаний автоматизированных систем.

4. Автоматизированные информационные технологии в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2008.

5. Автоматизированные системы управления предприятием класса ERP: идеи, решения, проблемы // Компьютерные вести. – 2009. – № 44.

6. Автоматизация систем управления предприятиями стандарта ERP-MRPII / Обухов И.А., Гайфуллин Б.Н.. - М:Интерфейс-пресс, 2001 г.

7. Анхимюк В.Л., Олейко О.Ф., Михеев Н.Н. «Теория автоматического управления». - М.: Дизайн ПРО, 2002. - 352 с.: ил.

8. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход. М.: СПб.; Киев: Вильямс, 2003.

9. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического управления. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2003. - 747 с.

10. Гамильтон С. Управление цепочками поставок с Microsoft Axapta. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

11. Гудвин Г.К., С.Ф. Гребе, М.Э. Сальдаго «Проектирование систем управления»; пер. с англ.- М.:БИНОМ, Лаборатория знаний,2004. – 911 с.

12. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. – М., 2004.

13. Квентин, А.С. Наиболее эффективные методы внедрения систем управления // Бухгалтер и компьютер. – 2009. – № 4.

14. Кейс № 4. М.: КОРУС Консалтинг, 2006.

15. Комплексная система автоматизации документооборота «Дело». – Мн., 2004.

16. Комплексная система автоматизации управления предприятием «Галактика». – М., 2007.

17. Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы. М.: Деловая литература. 2005г. 333 с.

18. О`Лири Д. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. СПб.: 2009 г.

19. Полянский А.М. Автоматизация в управленческих средах: Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. - Вологда: ВоГТУ, 2007.

20. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес- процессов. М.: Стандарты и качество, 2006.

21. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление. Учебное пособие / под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой. М.: КНОРУС, 2007.

22. «Теория автоматического управления»: Учеб. для машиностроит. спец. вузов/В.Н. Брюханов, М.Г. Косов, С.П. Протопопов и др.; Под ред. Ю.М. Соломенцева. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк.; 2005. - 268 с.: ил.

23. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: ВЛАДОС. 2006г.

24. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем / Питеркин С.В. и др., М.: Альпина. бизнес бук, 2002г.

25. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.

26. Хетагуров Я.А. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ). М.: ОЛМА-пресс. 2006г. 223с.

27. SAP R/3 System. Function in detail. Material Management / Production Planning, SAP. 1994 / Управление материальными потоками. Перевод на русск. яз. 1996 г.

28.  ERP-системы: выбор, внедрение, эксплуатация. Современное планирование и управление ресурсами предприятия / Дэниел О’Лири - М.: Вершина, 2004 г.


[1] EDI — система электронного обмена коммерческими документами, обеспечивающая автоматическую, оперативную и корректную коммуникацию между партнерами, вне зависимости от того, какую информационную систему они используют. Исходный документ (например, счет или накладная, находящаяся в электронном виде в информационной системе) преобразуется в нужный формат, проверяется на корректность данных и передается автоматически контрагенту (например, розничному предприятию или наоборот поставщику). При этом документ попадает в информационную систему контрагента, а отправитель получает подтверждение о доставке. Использование технологии EDI позволяет сократить количество ошибок при обмене документами и устранить их повторную отправку и прием, а также дает возможность специалистам компании постоянно контролировать финансовые и логистические потоки, вовремя выявляя «узкие места», что способствует повышению конкурентоспособности.

1 Ячеистый склад — склад, где товар хранится в ячейках. Такой вид хранения также называют адресным. Ячейка, складская ячейка — код складской аналитики, определяющий элементарную часть склада, имеющую заданные габариты и предназначенную для хранения заданного количества тары. Определяется комбинацией складских координат: проходом, стеллажом, полкой и позицией.

1 Инвентаризация — переучет товара на складе или в магазине.

[4] Недостача — факт обнаружения на складе должного количества про­дукции. Причиной недостачи, к примеру, может являться кража со склада.

[5] Система управления цепочками поставок (Supply Chain Management) могут использоваться как самостоятельный блок системы автоматизации некоторых бизнес-процессов предприятия ERP-системе. Основная задача SCM- уменьшение затрат, связанных со снабжением, производством, хранением и доставкой продукции, за счет оптимизации движения материальных потоков

[6] Спецификация (в ритейле порционная карта) — составная номенклатурная единица, которая изготовляется силами собственного про­изводства предприятия. Для каждой спецификации в системе создаются версии. Версия спецификации — ее вариант, имеющий ограниченный срок действия. По истечении этого срока создается новая версия спецификации с изменениями в списке компонентов спецификации. После этого система исключает из спецификации старые компоненты и переходит к планированию и закупке новых. В качестве примера спецификации в розничной торговле можно при­вести производство гамбургеров. Компания — розничный торговец производит закупку компонентов гамбургера (например, котлет, булочек), а продает готовые изделия. Для правильного учета и планирования составляющих гамбургера в системе автоматизации должны быть созданы спецификации типа «гамбургер» и определены входящие в него компоненты. Компоненты спецификации должны обязательно присутствовать в общем справочнике номенклатур системы автоматизации.

[7] Период планирования — минимальный квант времени, на который

осуществляется планировании.

[8] Закупка — внутренний документ Microsoft Axapta, содержащий информацию о контракте на поставку товара, заключенном с поставщиком: условия оплаты и доставки, перечень номенклатуры, сведения о налогообложении закупочных операций и многое другое. Документ «Закупка» проходит своего рода жизненный цикл, каждая стадия которого знаменуется оформлением (регистрацией) некоторого первичного документа.

[9] Системы управления персоналом могут входить в состав ERP-систем, а могут являться самостоятельным программным комплексом. Зачас­тую их называют HRM-системами, от англ. human resource management (дословно — «управление человеческими ресурсами»).

Эволюция автоматизированных систем управления предприятием

 

Начальные этапы компьютеризации деловых процессов предприятия характеризовались информационной поддержкой отдельных бизнес-операций. Сбор информации был основополагающей задачей системы автоматизации, в то время как анализ полученных данных проводился вручную. Совсем не так давно в распоряжении компаний были только системы оперативного и бухгалтерского учета, которые были призваны решать локальные задачи, и не являлись полнофункциональными системами управления предприятием.

Появление программных продуктов Microsoft и их популяризация, а также развитие локальных вычислительных корпоративных сетей дали толчок к появлению некоего подобия «корпоративной информационной системы». Широкий ряд офисных программ породил первые примеры такой системы, которая представляла собой простое хранилище данных на общедоступном сервере.

Следующим шагом на пути к автоматизации предприятий стало появление бухгалтерских и финансовых программ, что было обусловлено не только самой сложностью и важностью процесса управления финансами, но и исторической склонностью руководства фирмы принимать решения, основываясь в первую очередь на финансовых показателях деятельности предприятия.

Значительный рост производственных предприятий с начала XX в., сопровождающийся ростом количества и сложности бизнес-процессов, количества подразделений и сотрудников, повысил необходимость в создании системы, которая могла бы предоставлять необходимые данные, дающие возможность не просто учитывать материалы для производства, но и планировать их. Так появилась методология планирования потребности в материалах Material Requirements Planning (MRP). Реализация системы, работающей по этой методологии, представляла собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Другими словами, система MRP оптимизировала время поставки материалов, тем самым уменьшив затраты на производство и повысив его эффективность.

Несколько позже была предложена идея воспроизведения замкнутого цикла в MRP-системах. Идея заключалась в предложении при планировании ввести в рассмотрение более широкий спектр факторов путем введения дополнительных функций. Термин «замкнутый цикл» отражает основную особенность модифицированной системы, заключающуюся в том, что составленные в процессе ее работы отчеты анализируются и учитываются на дальнейших этапах планирования, изменяя при необходимости программу производства, а, следовательно, и план заказов. Такую расширенную модификацию системы MRP впоследствии назвали MRP II. Она не только могла эффективно планировать ресурсы производственного предприятия, в том числе финансовые и кадровые, но и была способна адаптироваться к изменениям внешней ситуации, изменяя подход в планировании в зависимости от определенных условий.

Успешное применение систем автоматизации в сфере производства послужило началом создания систем ERP-класса (enterprise resource planning (англ.) — системы управления ресурсами предприятия), которые включили в себя планирование ресурсов предприятия для всех основных видов его деятельности.



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.