Порядок наследования выморочного имущества — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Порядок наследования выморочного имущества

2019-08-04 119
Порядок наследования выморочного имущества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для полной реализации норм о наследовании выморочного имущества ГК РФ предусматривает необходимость принятия специальных законов.

Можно предположить, что в этом законе должны быть указаны органы и лица, которые будут обязаны выявлять случаи выморочного наследства и сообщать о них соответствующим государственным органам, принимать меры охраны такого наследства, состоящего из движимых и недвижимых вещей, и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведение учета, оценки выморочных наследств, оплачивать долги наследодателя, участвовать в отношениях с другими лицами, претендующими на то же наследство либо оспаривающими его выморочность и т.п. В законе должны быть предусмотрены меры, предотвращающие злоупотребления в этой области, формы ответственности за нарушение закона.

Вопросы эти имеют неотложный характер, и нет возможности ждать их решения специальным законом. Напомним, что речь идет не только о важных имущественных делах, но и о принципиальной проблеме: Российская Федерация в связи со спорами о выморочности наследства может оказаться участницей отношений, в которых другой стороной могут быть лица, право наследования которых имеет конституционную гарантию (ч. 4 ст. 35 Конституции). Конституционная обязанность государства - определить свой компетентный орган.

Для ответа на него следует обратиться к положениям ст. 125 ГК, согласно которым от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, квалифицирующим признаком, позволяющим решить вопрос о том, какой орган должен представлять Российскую Федерацию при получении выморочного имущества, является наличие таких полномочий у государственного органа и закрепление их актами, определяющими его статус.

Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783[[5]], в настоящее время не наделяет налоговые органы подобными полномочиями.

В действующем законодательстве более менее четко решен вопрос об органе, уполномоченном приобретать от имени Российской Федерации недвижимое имущество. Таким органом является Министерство имущественных отношений РФ и его территориальные органы. Министерство имущественных отношений РФ в соответствии с подп.7, 16 п.6 Положения о нем наделено полномочиями по приобретению в федеральную собственность, учету, оформлению прав, управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом, в том числе земельными участками.

Что же касается иного имущества (имущественных прав, ценных бумаг, денежных средств, валютных и культурных ценностей, огнестрельного оружия и т.д.), то исходя из положений ст. 125 ГК необходимо обращаться к нормативным актам, регулирующим компетенцию соответствующих государственных органов. Например, совершенно очевидно, что если речь идет о приобретении выморочных денежных средств (в том числе по банковским вкладам), валютных ценностей, то уполномоченным органом будет Федеральное казначейство в лице его территориальных органов по месту открытия наследства.

Постановлением Правительства РФ "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" от 19 апреля 2002 г. N 260[[6]] (п.1) установлено, что исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, Российский фонд федерального имущества является уполномоченным органом, который осуществляет учет, оценку и распоряжение федеральным движимым имуществом, перешедшем в собственность Российской Федерации по основаниям, предусмотренным законом, в том числе в порядке наследования, при этом указанное имущество передается ему другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Следующим вопросом, требующим выяснения, является вопрос о порядке выдачи свидетельства о праве на выморочное имущество.

Согласно ст. 1162 ГК свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. Исходя из данной нормы, каждый наследник может получить свидетельство:

1) выданное на всех и на все имущество в целом (идентичного содержания);

2) выданное на всех и на часть имущества;

3) выданное на него одного и на все имущество;

4) выданное на него одного и на часть имущества.

То есть по желанию наследников каждый из них может получить отдельное свидетельство, выданное на часть имущества, при этом часть имущества и доля в праве на наследственное имущество не являются тождественными понятиями.

Согласно п.1 ст. 1162 ГК в таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации (ст. 1151 ГК). Учитывая, что Российская Федерация является особым субъектом, выступающим в гражданском обороте через различные органы, действующие в рамках их компетенции (ст. 125 ГК), то положения ст. 1162 ГК подлежат применению с учетом этих особенностей. Поэтому свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества должно выдаваться на имя Российской Федерации (без указания конкретных органов), но в нескольких экземплярах - на отдельные части выморочного имущества (в зависимости от вида имущества) по заявлению соответствующих компетентных государственных органов.

Еще более сложным и требующим скорейшего разрешения является вопрос о порядке возмещения необходимых расходов по ст. 1174 ГК и долгов наследодателя. После приобретения выморочного имущества Российской Федерацией требования кредиторов, следуя логике ст. 125 ГК, могут быть предъявлены к государственным органам, в лице которых Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам, так как в результате наследственного правопреемства происходит перемена лиц на стороне обязанного лица. Какой из государственных органов должен исполнять эти обязанности, зависит от характера заявленных требований. Если требования являются денежными, то, очевидно, они должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации и по аналогии со ст. 1071 ГК - предъявляться к финансовым органам. Если же заявлены требования с элементами вещных прав (залога, сохранения права аренды вещи - ст.617 ГК или найма жилого помещения - ст.675 ГК), то данные обременения с присущим им свойством следования несут государственные органы, приобретшие обремененную вещь.

Гражданским кодексом РФ объем требований кредиторов к государству, приобретшему выморочное имущество, ограничен стоимостью этого имущества. Однако в силу того, что Российская Федерация приобретает наследство в лице различных органов, то встает еще одна проблема - выработки механизма оценки выморочного имущества. Как нам представляется, инициировать такую оценку должен нотариус при осуществлении мер по охране и управлению наследственным имуществом. Сама же оценка должна производиться в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Существует необходимость издания также и второго закона, касающегося дальнейшей судьбы выморочного наследства. Переход выморочного имущества в собственность Российской Федерации предполагает последующую передачу его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований для использования в соответствии с назначением и ценностью имущества, что обеспечивается принятием специального закона. Таким образом, цель п.З ст. 1151 ГК РФ состоит в установлении общих контуров порядка наследования, а также учета имущества, поступающего в собственность Российской Федерации как выморочное. Главным обстоятельством в данном случае является указание на то, что соответствующая регламентация может быть достигнута с помощью особого акта в ранге закона.

В настоящее время такого закона нет и этот порядок, следовательно, не определен.

Вопросы последующей передачи выморочного имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований должны быть решены, по-видимому, дифференцированно - исходя из культурной и иной ценности и назначения имущественных объектов, а также из общих начал разграничения государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. Регулирование этих вопросов потребует учета особенностей установленного законодательством правового режима отдельных видов имущества, оснований применения институтов хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом, условий и порядка реализации объектов, входивших в состав выморочного имущества, и др.

В настоящее время действующим актом в рассматриваемой области является постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 "Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" [[7]] с учетом изменений, внесенных различными его редакциями. Вне того, что касается иерархической силы данного акта по формальным основаниям, возникает ряд других обстоятельств юридического порядка, осложняющих установление надлежащих правил, которые могли бы быть применимы к вопросам не только существа наследования, но и порядка учета и передачи в собственность государства или муниципальных образований выморочного имущества в новых условиях.

Как видно из самого названия Положения, с одной стороны, оно имеет более широкую сферу действия, нежели это вытекает из требований ст. 1151 Кодекса, благодаря включению в его предмет, скажем, учета, оценки и реализации конфискованного имущества или кладов, а с другой - в нем явно отсутствует одна из важнейших областей регулирования, прямо предусматриваемая указанной статьей, касающаяся порядка передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Следовательно, не только по формальным реквизитам, но и по содержательной стороне имеющиеся в настоящее время правила, должны быть признаны не соответствующими требованиям Гражданского кодекса. Предусмотренный постановлением Совета Министров СССР N 683 и основанной на его положениях Инструкцией N 185 Минфина СССР[[8]] порядок осуществления передачи имущества и его оценка исходят из того, что компетентными органами для этих целей являются налоговые органы, а это уже не укладывается в рамки их компетенции, определенные действующим законодательством. В итоге закономерен вывод о невозможности использовать правила упомянутых актов для решения соответствующих проблем, связанных с передачей государству выморочного имущества в порядке наследования. То же самое касается и института оценки имущества. Следовательно, исключительно важно определить, какие из существующих (или подлежащих созданию) органов исполнительной власти должны осуществлять функции по передаче, оценке, учету, эксплуатации и контролю за использованием этой категории имущества, перешедшего в собственность Российской Федерации.

В этом плане, как представляется, небесполезен опыт зарубежных государств. В частности, во Франции согласно ст.769 ГК территориальная администрация по управлению государственным имуществом, которая претендует на получение наследственного имущества, обязана опечатать и произвести его инвентаризацию в предусмотренных порядке и формах. Ст. 770 Кодекса Наполеона в редакции Ордонанса N 58-1307 от 23 декабря 1958 г. указывает, что администрация в порядке судебного производства должна запросить суд первой инстанции того округа, в пределах которого открылось такое наследство, о вводе во владение при непременном участии в деле адвоката. Суд принимает решение по заявленному требованию по истечении трех месяцев и 40 дней с даты публикации; объявление об этом осуществляется в обычной форме после получения согласия прокурора Республики. Если о бесхозяйном или выморочном имуществе заявлено должным образом, территориальный орган по управлению государственным имуществом назначается попечителем и может до предъявления требования в суд сам осуществить необходимые формальности по оглашению, предусмотренные в Ордонансе. Примечательно, что действие Ордонанса было распространено также и на "заморские территории" Франции. Во всех случаях необходимым свидетельством доведения информации об открывшемся выморочном наследстве до всеобщего сведения, согласно правилам Ордонанса N 58-1007 от 24 октября 1958 г., является экземпляр объявления, подписанного директором управления государственной собственностью, утвержденного мэром того населенного пункта, в котором открылось наследство.

Ордонанс N 58-1307 устанавливает также, что орган управления государственной собственностью, не выполнивший предписанные формальные требования, несет ответственность в виде штрафа и выплаты убытков наследникам, в случаях, когда таковые объявятся[[9]]. Таким образом, в нормативных актах данного государства установлена не только последовательность действий государственных органов по оглашению факта выморочности, инвентаризации и учету, принятию ими имущества, но и ответственность за несоблюдение предписанных требований.

Скажем, в Японии в случаях, когда неизвестно, имеются ли у умершего наследники, в отношении наследственного имущества назначается семейным судом администратор, наделенный правами юридического лица, о чем необходимо публично уведомить общественность (ст.952 ГК Японии); в его обязанности входит представление отчетов о состоянии имущества по требованиям заинтересованных лиц (ст.954). Если по истечении сроков, установленных ГК по розыску наследников, имущество остается невостребованным, оно переходит в государственное казначейство. В такой ситуации администратор должен представить отчет в компетентные государственные органы об управлении имуществом[[10]].

Подобные детали, присущие практике некоторых зарубежных стран, думается, позволяют очертить, в общем, круг задач, стоящих перед законодателем при разработке специального акта, для целей надлежащего регулирования возникающих в связи с порядком учета, оценки и передачей выморочного имущества государству отношений, в частности, определения ответственности компетентных органов в случаях неоповещения или нарушения сроков оповещения публики об имуществе, презюмируемом в качестве выморочного.

Таким образом, по порядку наследования выморочного имущества в настоящее время в условиях отсутствия специальных законов, о которых говорилось выше можно сказать следующее:

1) выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону именно к Российской Федерации (а не к ее субъектам, не к муниципальным образованиям). Однако это общее правило; законом может быть предусмотрено иное;

2) иностранные государства не могут наследовать выморочное имущество (им наследство может быть только завещано);

3) применяя правила о переходе выморочного имущества в собственность Российской Федерации, необходимо руководствоваться действующей Инструкцией N 185 о том, что:

а) документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом, или судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа (п.5);

б) имущество, переходящее по наследству к государству, передается налоговым органам, которые принимают меры к его охране и оценке. Они же контролируют своевременность передачи им наследственного имущества (п.8);

в) нотариальный орган направляет налоговому органу (получившему свидетельство о праве государства на наследство) опись этого имущества за подписью государственного нотариуса, понятыми, другими лицами, принимавшими участие в описи. В том случае, если за счет указанного в описи имущества в соответствии с законодательством нотариальными конторами были произведены соответствующие расходы или выплаты (по уходу за наследодателем во время его болезни, а также на его похороны; на содержание граждан, находившихся на иждивении наследодателя; по охране наследственного имущества, по управлению им; по публикации сообщения о вызове наследников) в описи должно быть указано, какие суммы израсходованы на указанные цели и какие предметы реализованы для покрытия произведенных расходов.

После получения свидетельства о праве государства на наследство и соответствующей описи работник налогового органа в присутствии ответственного хранителя и представителя жилищно-эксплуатационной службы, проверяет наличие наследственного имущества в помещениях, в которых оно находится, и принимает его от ответственного хранителя на учет, о чем в описи этого имущества, полученной от нотариального органа, делается соответствующая отметка;

г) если при приеме наследственного имущества будет установлена утрата, недостача или повреждение этого имущества, налоговый орган предъявляет к лицу, принявшему его на хранение, требование о внесении в десятидневный срок в бюджет суммы стоимости недостающих или поврежденных предметов. Если причитающаяся бюджету сумма за указанное имущество не будет внесена в бюджет в десятидневный срок, налоговый орган предъявляет (в десятидневный срок) иск о взыскании с лица, принявшего имущество на хранение, стоимости недостающих или поврежденных предметов. При обнаружении случаев хищения (в том числе путем присвоения или растраты) или умышленного уничтожения, повреждения находившихся на ответственном хранении предметов, налоговый орган направляет соответствующие материалы следственным органам для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности и одновременно предъявляет иск о взыскании с виновных стоимости указанных предметов;

д) оценка наследственного имущества, производится комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой передается это имущество для реализации или использования в 5-дневный срок со дня принятия его на учет налоговым органом.

При разногласии в оценке отдельных предметов между представителями налогового органа и предприятия или организации, которым передается имущество, оценка этих предметов производится приглашенным специалистом-экспертом. Экспертиза должна быть произведена не позднее десятидневного срока со дня первоначальной оценки, вызвавшей разногласия.

При этом определены цены, из которых нужно исходить, оценивая наследственное имущество. Акт подписывается членами комиссии, а также специалистом-оценщиком (экспертом), если он был приглашен для оценки имущества. В конце акта указывается, в каком количестве экземпляров он составлен.

В акте описи и оценки имущества отражается: полное и точное наименование каждого отдельного предмета или группы однородных, равноценных предметов, подробное описание отличительных признаков каждого предмета (наименование материала, из которого изготовлен каждый предмет, количество, вес, длина, качество, процент морального и физического износа предмета и т. д.), а также цена по действующему прейскуранту и с учетом износа. Форма этого акта должна соответствовать форме, указанной в приложении N 1 к Инструкции N 185. Акты описи и оценки имущества рассматриваются и утверждаются руководством соответствующего налогового органа не позднее трех дней после их составления.

В исключительных случаях, когда непосредственно после принятия налоговым органом имущества оно не может быть передано торговой или другой организации для реализации, переработки или использования, это имущество передается налоговым органом на ответственное хранение организации или лицу, у которых оно было обнаружено, или его родственнику, или иному лицу под расписку на описи имущества.

В этом случае в конце описи указывается: фамилия, имя, отчество лица, принявшего имущество на ответственное хранение, наименование организации, в которой он работает, занимаемая должность, подробный адрес, а также дата и номер его паспорта, кем он выдан, и что об ответственности за недостачу или порчу имущества лицо, принявшее его на хранение, предупреждено;

е) Реализация имущества, производится налоговыми органами с соблюдением следующего порядка:

- строения (в том числе жилые дома и части их), находящиеся в городах и поселках городского типа, передаются безвозмездно в ведение муниципальных;

- кожевенное и пушно-меховое сырье, шерсть, мясной скот, птица, кролики, зерно, волокно конопли и льна и другая сельскохозяйственная продукция передаются за плату государственным или кооперативным заготовительным организациям;

- книги, передаются за плату книготорговым организациям. В том случае, если по своему состоянию книги не могут быть реализованы в указанном порядке, они передаются в установленном порядке за плату организациям вторсырья как макулатура.

Книги с библиотечными штампами, книги, утратившие товарный вид, но пригодные к использованию, а также открытки с детской тематикой передаются безвозмездно детским учреждениям.

- предметы религиозного культа передаются центрам религиозных объединений безвозмездно по акту. В акте указывается, что принятые центрами религиозных объединений предметы обязательно должны быть занесены в инвентарную опись культового имущества;

- предметы, которые могут иметь историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, подвергаются экспертизе специальной комиссией, состоящей из представителей: местного налогового органа, взявшего на учет эти предметы, управления или отдела культуры, местного архивного органа или местного музея, а также соответствующих научных учреждений. О произведенной экспертизе предметов, имеющих историческое, научное, художественное или иное культурное значение, комиссия составляет акт в необходимом количестве экземпляров, в котором подробно описываются указанные предметы и указывается, каким организациям следует передать эти предметы.

Предметы, признанные комиссиями или соответствующими органами, имеющими историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, передаются безвозмездно в ведение музеев, библиотек, государственных архивов религиозных объединений, научных или иных учреждений.

- денежные суммы в Российской валюте сдаются в учреждения Госбанка для зачисления в доход бюджета.

Предметы, которые без предварительной их переработки не могут быть реализованы через торговую сеть, продаются соответствующим государственным или кооперативным организациям для переработки.

ж) налоговые органы заключают с торговыми организациями договоры, в которых излагаются условия сдачи налоговыми органами имущества для реализации, условия приема и реализации и порядок расчетов с бюджетом за это имущество.

Приемка имущества для реализации или для переработки производится торговыми и другими организациями и предприятиями по месту его нахождения попредметно. С момента принятия имущества ответственность за его целость и сохранность несет организация или предприятие, принявшее имущество.

Все предметы, которые передаются торговым организациям для реализации, должны быть снабжены товарными ярлыками налогового органа и торговой организации с указанием порядковых номеров актов описи и цены.

з) для покрытия расходов, связанных с приемкой, перевозкой, хранением и реализацией принятого от налогового органа для реализации имущества торговая организация удерживает в свою пользу из сумм, вырученных от реализации имущества, вознаграждение в размере, обусловленном договором, но не свыше 15 % этих сумм;

и) расчеты с налоговыми органами за имущество, принятое для реализации, торговые организации производят в течение обусловленного договором срока, но не позднее десяти дней со дня реализации, путем перечисления причитающихся сумм в доход соответствующего бюджета согласно указаниям налогового органа.

Перечисление этих средств может производиться по нескольким актам описи и оценки с одним сроком уплаты. В этих случаях на обороте платежного поручения должна указываться расшифровка перечисленных сумм по каждому акту описи и оценки, а в самих платежных поручениях указывается: наименование бюджета, раздел и параграф классификации доходов, на которые подлежат зачислению эти суммы.

Организации, которым передано имущество за плату, производят расчеты за принятое имущество в течение срока, обусловленного при передаче имущества.

В случае просрочки перечисления в доход бюджета причитающихся сумм за реализованное или принятое имущество торговая или другая организации уплачивают пеню по 0,05 % за каждый просроченный день с причитающейся к уплате суммы;

к) запрещается передача взятого налоговыми органами на учет имущества во временное пользование предприятиям, организациям или отдельным лицам.

Приобретение налоговыми органами или отдельными работниками налоговых органов взятого на учет имущества категорически запрещается;

л) средства, вырученные от реализации имущества, зачисляются в следующем порядке:

- иностранная валюта, суммы стоимости платежных документов и фондовых ценностей в иностранной валюте, а также банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту - в доход государственного бюджета;

- сумма стоимости иного наследственного имущества и кладов - в доход бюджета субъекта;

м) возврат наследственного имущества производится в случае признания судебными органами свидетельства о праве государства на наследство недействительным или отмены судебного решения о передаче имущества по праву наследования государству (п.37-39). Возврат имущества производится налоговым органом в десятидневный срок со дня подачи заявления о возврате имущества. К заявлению прилагается заверенная копия документа, подтверждающего отмену соответствующим государственным органом решения, на основании которого данное имущество поступило в собственность государства (или заверенная в установленном порядке выписка из этого документа). В том случае, если к моменту подачи заявления имущество уже реализовано, налоговая инспекция в пятидневный срок пересылает документы соответствующему финоргану (о чем ставится в известность заявитель), который в десятидневный срок со дня получения документов обязан возместить стоимость имущества.

Возврат имущества или возмещение его стоимости производится, если заявление о возврате подано в налоговый орган не позднее шести месяцев со дня извещения заинтересованного лица об отмене соответствующего решения, на основании которого данное имущество поступило в собственность государства.

Возврат имущества владельцу производится в натуре, если имущество, переданное торговым и другим организациям для реализации или переработки, еще не реализовано или не обращено в переработку.

Если имущество уже реализовано или обращено в переработку, владельцу его возвращается из средств соответствующего бюджета сумма стоимости имущества, фактически вырученная от его реализации без вычета расходов, связанных с реализацией.

По имуществу, которое было передано безвозмездно, требование о возврате этого имущества, или возмещении его стоимости предъявляется заинтересованным лицом к той организации, которая приняла имущество.

Возникшие споры по имуществу, переданному безвозмездно, решаются судами.

Учет движения наследственного имущества и денежных поступлений от их реализации возлагается на налоговый орган. При этом ведется книга учета актов описи и оценки имущества. В этой книге регистрируются акты описи и оценки по мере их поступления.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе были рассмотрены основные вопросы, касающиеся вопросов наследования выморочного имущества и проблемы, возникающие при практическом применении соответствующих норм.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Институт наследования выморочного имущества имеет публично-правовое назначение.

Во-первых, он служит обеспечению правопорядка в обществе, исключая неправомерный захват чужого имущества, обеспечивая хозяйственное устройство имущественных ценностей путем передачи их в надлежащее управление и использование.

Во-вторых, он воплощает идею разумного ограничения круга родственников при наследовании по закону в пользу общественных интересов. В соответствии с этой идеей передача наследства в публичную собственность имеет бесспорные морально-нравственные преимущества перед передачей наследственного имущества столь далеким родственникам наследодателя, что не исключается приобретение наследства случайными людьми.

В-третьих, институт наследования государством выморочного имущества вступает в действие лишь постольку, поскольку исчерпаны все законные основания призвания к наследству родственников и других лиц, составляющих круг наследников по закону, включая наследование по праву представления, по праву подназначения, в порядке наследственной трансмиссии, приращения наследственных долей, восстановления срока для принятия наследства. Закон отдает предпочтение частному наследованию по завещанию или по закону перед наследованием выморочного имущества государством.

Наследование выморочного имущества – один из основных случаев участия государства в отношениях по наследованию. Такое участие имеет многовековую историю. Роль государства в наследственных отношениях неоднократно изменялась на различных этапах развития государства. Если первоначально все имущество умершего переходило к государству, то по мере признания в нашей стране права частной собственности гипертрофированная роль государства в наследственных отношениях постепенно уменьшалась. В настоящее время, государство может наследовать либо по завещанию либо в случаях так называемого «выморочного» наследования.

В соответствии со ст.1151 ГК РФ имущество умершего считается выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Установленный перечень случаев, когда имущество умершего признается выморочным, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Субъектом права наследования выморочного имущества является исключительно Российская Федерация. Это означает невозможность наследования выморочного имущества гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями, не являющимися наследниками по закону или завещанию.

Содержание принадлежащего государству права на наследование выморочного имущества существенно отличается от права наследования, возникающего по иным основаниям у наследников по закону или по завещанию.

Одной из основных особенностей положения Российской Федерации в области наследования выморочного имущества является особое положение государства в качестве наследника. Первая особенность положения Российской Федерации в области наследования обусловлена тем, что она здесь выступает в двоякой роли. С одной стороны, Конституция возлагает не нее роль гаранта права наследования. В Постановлении Конституционного Суда РФ №1-П сказано, что Конституция обеспечивает «гарантированный государством» переход имущества, принадлежавшего умершему, к другим лицам. Это - конституционная обязанность Российской Федерации.

С другой стороны, раздел V ГК признает Российскую Федерацию наследником, устанавливая, в частности, что получение ею выморочного имущества является наследованием по закону. В этих случаях государство выступает как наследник по закону. В таком качестве уже гражданский закон наделяет государство определенными правами и возлагает на него известные обязанности.

Конституция имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Из этого следует, что Российская Федерация обязана обеспечивать право наследования любому человеку. Конституционной гарантией права наследования пользуются все лица, включенные в круг наследников по закону. Исключение составляет лишь сама Российская Федерация. Она - гарант права наследования, но не адресат этой гарантии.

В связи с таким положением Российской Федерации в качестве наследника ее права по сравнению с иными наследниками несколько ограничены, в частности в том случае, если имущество стало выморочным по той причине, что наследник пропустил срок на принятие наследства, Российская Федерация конституционно обязана дать наследнику, пропустившему срок на принятие наследства, свое согласие на принятие наследства после истечения этого срока независимо от его просьбы, поскольку соблюдение прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Именно с обязанностью Российской Федерации гарантировать право наследования связано ограничение права РФ на предъявление иска о признании, совершенных наследниками действий не свидетельствующими о принятии ими наследства в случае если наследники заявляют о фактическом принятии наследства.

Следующая особенность Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества состоит в том, что она наделена статусом, в некоторых отношениях отличающимся от положения других наследников по закону. Прежде всего, Российская Федерация, выступающая в качестве наследника выморочного имущества, не должна принимать наследство: "Для приобретения выморочного имущества: принятие наследства не требуется" (п. 1 ст. 1152 ГК).

Еще одно существенное отличие в положении Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества касается отказа от наследства. ГК устанавливает, что "наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц: или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества" (п. 1 ст. 1157). Когда Российская Федерация становится наследником по закону выморочного имущества, ГК ее такого права лишает: "При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается" (п. 1 ст. 1157).

Для полной реализации норм о наследовании выморочного имущества ГК РФ предусматривает необходимость принятия специальных законов.

В настоящее время остаются неурегулированными ряд вопросов, в связи с чем можно предположить, что необходимо принятие закона, в котором должны быть указаны органы и лица, которые будут обязаны выявлять случаи выморочного наследства и сообщать о них соответствующим государственным органам, принимать меры охраны такого наследства, состоящего из движимых и недвижимых вещей, и управления имуществом в интересах государства, вступать во взаимодействие с нотариальными органами, обеспечивать организацию и ведение учета, оценки выморочных насле<


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.