Предпосылки принятия, значение и задачи Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Предпосылки принятия, значение и задачи Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

2019-08-04 141
Предпосылки принятия, значение и задачи Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Актуальность темы дипломной работы. В числе важнейших социальных проблем, стоящих перед Российской Федерацией, своей актуальностью выделяется задача обеспечения населения качественным жильём, соответствующим современным стандартам. Переход к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечению граждан доступным и комфортным жильём наиболее рационально может быть осуществлён на основе программно-целевого подхода к управлению выделяемыми на эти цели инвестиционными ресурсами.

Анализ данных статистики свидетельствует о том, что последнее десятилетие ХХ века и начало XXI века характеризуется в целом по России негативными тенденциями в сфере жилищного строительства. В течение 90-х гг. новое строительство велось более низкими темпами и в меньшем объёме по сравнению с предыдущим периодом, практически не проводились ремонтные работы, что привело к существенному износу многих существующих квартир. В 2001-2007 гг. проявилась тенденция к постепенному росту объёмов жилищного строительства, но интенсивное выбытие жилищного фонда продолжается, что отражается на средней обеспеченности населения жильём. Основная, ставшая традиционной, причина сложившейся в жилищной сфере ситуация – недостаток финансирования. До последнего времени государство принимало слабое участие в массовом жилищном строительстве, а ввод жилья за счёт средств населения сдерживается низким уровнем его доходов. Рост объёмов строительства новых жилых домов ограничивается также нефункционирующим земельным рынком и непрозрачностью систем выдачи разрешений на строительство.

В последнее время на высшем правительственном и государственном уровне неоднократно поднимаются вопросы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»[1] (далее - Национальный проект).

В самой постановке задачи доминирующим подходом является реализация государственной жилищной политики в условиях новых экономических отношений, требующих принципиально иных методов решения, четко определены категории граждан, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей.

Судя по первым результатам практической реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», наиболее сложными проблемами являются: несовершенство законодательной и нормативной правовой базы, низкий платежеспособный уровень населения, несбалансированность мероприятий программы «Жилище» и недостаточно проработанная финансовая обеспеченность. Мало внимания уделяется ускоренной модернизации жилищно-коммунального хозяйства, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, инфраструктурной подготовке земельных участков под новое строительство.

Квартирный вопрос, о котором говорили классики в начале прошлого века, для многих россиян остается актуальным до настоящего времени.

Утверждение приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и его информационно-пропагандистское сопровождение способствовали заметному подъему активности населения и росту надежд на улучшение жилищных условий.

Однако первые результаты практической реализации новой государственной программы заставляют задуматься о достаточности проработки намеченного комплекса мер. Вышеуказанные проблемы и обуславливают актуальность темы дипломной работы.

Степень научной разработанности темы. Преодоление отставания жилищного строительства от современных требований определяет необходимость совершенствования методов управления инвестициями, выделяемыми на эти цели и внедрения комплексного программного подхода к решению указанных задач. Это подчёркивали в своих работах отечественные учёные В.М. Аньшин, Л.С. Валинурова, В.М. Власова, А. Дагаев, А.Ю. Егоров, Н.В. Игошин, Б.А. Колтынюк, М.В. Конотопов, Э.И. Крылов, С. Сметанин и другие.[2] Ряд частных вопросов рассмотрения проблем и путей их решения в жилищном строительстве и обеспечении граждан доступным жильем исследован российскими учёными и специалистами Аверченко В.А., Белоусовым В.М., Гордеевым Д.П., Гумбой Х.М., Далаксакуашвили И.Л., Дроновым А.А., Егоровой Н.Е., Ермишиной А.В., Иванюк О.А., Кузнецовым Ф.Н., Лочаном С.А., Прокофьевым В.Ю., Потапенко В.С., Симионовым Ю.Ф., Степановым И.С. и другими.[3]

Большинство авторов указывало на целесообразность использования в управлении инвестициями в условиях рыночной экономики программно-целевых методов, что должно способствовать более полной мобилизации инвестиционных ресурсов, повышению эффективности их использования, сокращению затрат времени на решение поставленных задач. Вместе с тем, практика применения программно-целевого подхода к управлению инвестициями в жилищном строительстве свидетельствует о том, что ряд узловых методических вопросов решения данной задачи остаётся нерешённым.

Отдельные вопросы, проблемы и перспективы реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в своих работах рассматривали такие авторы как Аллагулова Н.К., Афанасьев А.Н., Ахматьянова В.А., Будылка В.М., Викторов И.С., Викторов М., Гальцова О.Д., Грахов В., Гривков О.Д., Джамалова Д.Ф., Дружинин Д.Н., Ивлиева И.А., Косарева Н.Б., Кощеев В., Ливонская Е.В., Лисица В.Н., Миронов А.Л., Мещеряков С., Мышко Ю.А., Норкина Е.В., Пашов Д.Б., Попов И.В., Фаляхов А.И., Филиппова Е.С., Шаккум М.Л., Шахмурадова С.Р., Шичанин А.В., Юдин А.В. и др.[4] Все авторы указывают на необходимость государственного комплексного решения жилищных проблем в России, но и указывают на недостатки и проблемы реализации Национального проекта, такие как недоработанность нормативно-правовой базы, направленной на реализацию проекта, непродуманность и недостаточную эффективность предпринимаемых мер для реализации проекта. Некоторые авторы сомневаются в возможности реального достижения поставленных в Национальном проекте задач на практике. Это определяет актуальность темы данной дипломной работы.

Целью исследования, выполненного в данной дипломной работе, является развитие методов управления инвестициями в жилищном строительстве на основе программно-целевого подхода в направлении привлечения новых источников финансирования программ, комплексного решения социально-экономических проблем, изучение особенностей реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

В соответствии с поставленной целью исследования в дипломной работе предусматривается комплексное решение следующих задач:

1. Проанализировать сложившиеся методы управления инвестициям в жилищном строительстве в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и определить пути их совершенствования.

2. Обосновать организационно-методические принципы управления инвестициями при разработке целевой программы развития жилищного строительства «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

3. Провести анализ современного состояния рынка жилья и разработать предложения по его активизации на основе повышения доступности жилья для населения.

4. Обобщить опыт мобилизации дополнительных источников финансирования Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и разработать предложения по развитию системы ипотечного кредитования.

5. Рассмотреть цели, методы, направления и комплекс мер, направленных на реализацию Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», выявить проблемы и выработать предложения по дальнейшему совершенствованию развития реализации Национального проекта.

Предметом исследования в дипломной работе является совокупность экономических и правовых отношений между участниками Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», связанных с решением жилищной проблемы.

Объектом исследования дипломной работы являются методы и направления реализации Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные акты и нормативные решения Российской Федерации и региональных администраций, научные труды отечественных и зарубежных учёных в области теории и практики управления инвестициями в жилищной сфере, использования программно-целевого подхода в решении актуальных социально-экономических задач эксплуатации наличного жилищного фонда и развития жилищного строительства. В ходе исследования применялись методы научной абстракции, экономического и правового анализа, методы сравнения и аналогии.

Структура дипломной работы. Представленная дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена раскрытию содержания и механизма реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Во второй главе рассматриваются вопросы практической реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», выявлены проблемы, возникшие при реализации Национального проекта, и выработаны предложения по их решению.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в практических, научных и учебных целях.


Глава 1. Содержание и механизм реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

 

Глава 2. Вопросы практической реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

 

Заключение

 

Рассмотрев вышеизложенное в дипломной работе, можно сделать следующие выводы.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» включает четыре направления «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Юридической базой Национального проекта стали уже принятые нормативные правовые акты, включая новые Жилищный, Градостроительный кодексы. В их развитие рабочей группой подготовлен перечень нормативных правовых актов, которые необходимо дополнительно разработать и принять на федеральном, региональном и местном уровнях.

Начальный этап реализации Национального проекта, рассчитанный до 2010 года, должен решить три основные задачи:

1) увеличить годовой ввод жилья до 80 млн. кв. м. Для этого надо:

- повысить эффективность федеральных целевых программ, прежде всего программы «Жилище», разработать и реализовать региональные и муниципальные программы;

- подготовить земельные участки за счет бюджетов всех уровней на условиях софинансирования со стороны частных инвесторов. Реализация этих участков уже происходит на аукционах и конкурсах;

- активизировать строительство социального жилья и выполнение государственных обязательств;

2) увеличить количество выдаваемых ипотечных кредитов до 1 млн. (с 46 тыс. в 2004 году).

Механизмы достижения цели следующие:

- компенсация отдельным категориям граждан части процентной ставки за счет бюджетных средств (на эти цели до 2010 года необходимо около 118 млрд. руб.);

- предоставление долгосрочных гарантий по ипотечным кредитам;

- увеличение уставных капиталов ипотечных агентств;

- принятие минимальных федеральных стандартов по ипотечному кредитованию Правительством РФ;

- развитие ссудосберегательных касс;

3) модернизировать и реформировать жилищное хозяйство и коммунальную инфраструктуру. Для этого необходимы финансовое оздоровление и демонополизация предприятий коммунального хозяйства, реконструкция жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

4) решить проблемы развития мощностей и объемов производства строительных материалов в стройиндустрии.

5) разработать новые направления в градостроительном регулировании и проектировании застройки, отвечающие современным увеличивающимся по объемам строительства требованиям застройщиков.

В Правительстве РФ ответственным за реализацию национальных проектов назначили первого заместителя Председателя Правительства Д. А. Медведева, который координирует работу федеральных органов исполнительной власти, дает им поручения по реализации национальных проектов.

Реализацию приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» можно представить в двух форматах:

- совершенствование нормативного правового регулирования строительного рынка и рынка ипотечного кредитования;

- выделение государственных средств на отдельные мероприятия, в том числе на развитие ЖКХ, предоставление субсидии на часть стоимости приобретаемого жилья, предоставление жилья военнослужащим и т. д.

Первая группа мер позволит снизить ставки по ипотечным кредитам и цены на квартиры, что сделает доступным жилье для так называемого среднего класса, то есть для большинства населения страны.

Вторая группа мер направлена на создание строительных площадок, обеспеченных инженерной коммунальной инфраструктурой (на подключение дома к коммунальным сетям приходится значительная доля затрат на его строительство). В результате запланировано уменьшение цены квадратного метра жилья. Также бюджетное финансирование будет направлено на поддержку тех, кто не в состоянии взять ипотечный кредит или внести первый взнос по нему. Сокращение очереди на получение жилья проведут за счет частичного финансирования государством приобретения квартир. Так, 40 % стоимости жилья для молодой семьи оплатит государство, а на оставшиеся 60 % супруги возьмут ипотечный кредит.

Среди программных мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы наиболее важными являются: принятие документов по регулированию рынка ипотечных ценных бумаг; привлечение средств пенсионных фондов и страховых компаний на рынок ипотечных ценных бумаг; страхование ипотечных жилищных кредитов; деятельность бюро кредитных историй, жилищно-накопительных кооперативов; совершенствование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; защита прав покупателей жилой недвижимости.

Центральную роль в решении проблем доступного жилья и реформировании жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему отводят федеральной целевой программе «Жилище». Общий объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета в 2006-2010 гг. составит 223,2 млрд. руб.

В 2010 году при успешной реализации приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» ожидается решение следующих задачах:

- улучшение жилищных условий населения страны;

- рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья до 80 млн. кв. м в год;

- доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;

- увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов) до 415 млрд. руб. в год;

- возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств и ипотечных кредитов (займов), для 30 % семей;

- сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15–20 лет до пяти-семи лет;

- адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

- повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 %).


[1] Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 (с изм. от 08.08.2007) "О дополнительных мерах по реализации Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 06.02.2008, N 6, ст. 694.

[2] См.: Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. – М.: Дело, 2007. – 584 с.; Валинурова Л.С. Прогнозирование объема инвестиций в экономическую систему // Закон и право, № 5, 2005. С. 57-61.; Егоров А.Ю., Гукова А.В. Инвестиционный капиталл предприятия. – М.: КноРус, 2008. – 276 с.; Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. Учебник для ВУЗов. – М.: Юнити, 2005. – 448 с.; Колтынюк Б. А. Инвестиционные проекты. Учебник. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 622 с.; Конотопов М.В., Сметанин С. Из тупика. Экономический опыт мира и путь России. – М.: Академический проект, 2000. – 384 с.; Власова В.М., Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 608 с. и др.

[3] См.: Аверченко В.А. Проблемы конституционно-правового регулирования права на жилище // Россия: тенденции и персективы развития. Сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5: Ч. 1. – М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 193-195.; Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Законодательное регулирование управления многоквартирными домами // Жилищное право, 2002, № 2. С. 2-14.; Гумба Х.М., Кузнецов Ф.Н., Степанов И.С. Экономика строительства: Учебник для ВУЗов. Изд. 3-е, доп., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 620 с.; Дронов А.А. Концепция вхождения частного бизнеса в жилищный и коммунальный секторы муниципальной экономики // Жилищное право, 2004, № 1. С. 27-37.; Егорова Н.Е., Иванюк О.А., Потапенко В.С. Правовое обеспечение государственных реформ: проблемы и пути их решения // Журнал российского права, 2007, № 10. С. 130-147.; Ермишина А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004, № 4. С. 87-95.; Лочан С.А. Управление недвижимостью и формирование стратегии инвестиционной деятельности строительной компании // Закон и право, 2008, № 1. С. 69-71.; Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Доступное жилье. – М.: Феникс, 2008. – 158 с. и др.

[4] См.: Аллагулова Н.К., Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России. Материалы региональной научно-практической конференции. – Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2008. С. 191-197.; Афанасьев А.Н. Проблемы правового регулирования формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник: Актуальные проблемы правового обеспечения прохождения военной службы в Российской Федерации. Вып. 62. – М.: За права военнослужащих, 2008. С. 107-110.; Будылка В.М. Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и его сопровождение государственной регистрацией прав на недвижимое имущество (на примере Омской области) // Российская юстиция. № 6. 2007. С. 51-52.; Гальцова О.Д. Развитие государственной регистрации ипотеки жилья в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. № 5. 2008. С. 98-104.; Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2008. С. 16-20.; Косарева Н.Б. Рынок доступного жилья - государственный приоритет // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 3 (20). 2004. С. 34-36.; Ливонская Е.В.Ипотечное жилищное кредитование как один из способов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Автореф. дис.... канд. юрид. наук. – Волгоград, 2007. – 24 с.; Лисица В.Н. Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России": проблемы правореализации // Жилищное право. № 1. 2007. С. 16-22.; Лисица В.Н. Правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Жилищное право. № 11. 2007. С. 2-12.; Миронов А.Л., Мышко Ю.А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2007. С. 8-10.; Норкина Е.В. О некоторых проблемах правового обеспечения национального проекта "Доступное жилье" на территории Российской Федерации // Гражданское право. № 1. 2007. С. 39-43.; Попов И.В. Законодательство о задатке требует совершенствования в интересах осуществления национального проекта " Доступное жилье" // Гражданский кодекс Российской Федерации и новейшее законодательство. Материалы межвузовских научно-практических конференций. – Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2007. С. 83-90.; Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законодательство и экономика. № 8. 2008. С. 10-13.; Шаккум М.Л. Законодательное обеспечение реализации приоритетного национального проекта "Доступное жилье - гражданам России" // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 3-4 (28-29). 2008. С. 20-27.; Юдин А.В. Проблема судебной защиты прав лиц, реализуемых в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Правовые вопросы строительства. № 1. 2007. С. 39-41. и др.

[5] См.: Миронов А.Л., Мышко Ю.А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2007. С. 8.

[6] См.: Гривков О.Д., Шичанин А.В. Правовые проблемы доступного жилья // Законодательство и экономика. № 9. 2005. С. 61.

[7] См.: Ермишина А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2004, № 4. С. 88.

[8] См.: Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Доступное жилье. – М.: Феникс, 2008. С. 32-36.

[9] См.: Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Указ. работа. С. 48.

[10] См.: Далаксакуашвили И.Л., Симионов Ю.Ф. Указ. работа. С. 50.

[11] См.: Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2008. С. 16.

[12] Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 19.02.2008) "О Федеральной Целевой Программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 24.09.2001, N 39, ст. 3770.

[13] Приказ Росстроя от 13.02.2008 N 29 (ред. от 14.03.2007) "О подготовке и реализации Федеральной Целевой Программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм, а также мероприятий в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (вместе с "Положением о комиссии по отбору субъектов Российской Федерации и проектов для участия в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" и "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", входящих в состав Федеральной Целевой Программы "Жилище" в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России") // "Нормирование в строительстве и ЖКХ", N 2, 2008.

[14] Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 865 (с изм. от 08.08.2007) "О дополнительных мерах по реализации Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 06.02.2008, N 6, ст. 694.

[15] Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 29.12.2007) "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.2006, N 21, ст. 2262.

[16] Постановление Правительства РФ от 03.06.2006 N 351 (ред. от 10.05.2007) "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства" // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2006, N 24, ст. 2604.

[17] Постановление Правительства РФ от 27.06.2006 N 393 (ред. от 14.11.2007) "Об утверждении Правил проведения отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры для предоставления средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" Федеральной Целевой Программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 03.07.2006, N 27, ст. 2938.

[18] См.: Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2008. С. 18-19.

[19] "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 18.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.

[20] Постановление Росстата от 28.11.2005 N 90 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за целевыми индикаторами и показателями реализации федеральных целевых программ" // "Вопросы статистики", N 3, 2008.

[21] Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5498.

[22] "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 04.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.

[23] "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 08.11.2007) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

[24] Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 23.11.2007) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3594.

[25] Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (принят ГД ФС РФ 03.12.2004) // "Собрание законодательства РФ", 27.12.2004, N 52 (часть 1), ст. 5276.

[26] Федеральный закон от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 20.04.2007) // "Собрание законодательства РФ", 21.05.2007, N 21, ст. 2455.

[27] Проект Федерального закона N 330901-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования проведения землеустройства" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 18.10.2006) // СПС «КонсультантПлюс»

[28] Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (принят ГД ФС РФ 04.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4017.

[29] Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О государственном земельном кадастре" (принят ГД ФС РФ 24.11.1999) // "Собрание законодательства РФ", 10.01.2000, N 2, ст. 149.

[30] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

[31] Постановление Правительства РФ от 11.09.2006 N 557 "О внесении изменений в Федеральную Целевую Программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы" // "Собрание законодательства РФ", 18.09.2006, N 38, ст. 3986.

[32] Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 100 (ред. от 18.08.2007) "О Федеральной Целевой Программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // "Собрание законодательства РФ", 27.02.2006, N 9, ст. 1020.

[33] Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "Об ипотечных ценных бумагах" (принят ГД ФС РФ 14.10.2003) // "Собрание законодательства РФ", 17.11.2003, N 46 (ч. 2), ст. 4448.

[34] См.: Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законодательство и экономика. № 8. 2008. С. 10.

[35] См.: Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законодательство и экономика. № 8. 2008. С. 11.

[36] Аллагулова Н.К., Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России. Материалы региональной научно-практической конференции. – Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2008. С. 192.

[37] См.: Шахмурадова С.Р. Значение территориального планирования при реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Закон и право. № 6. 2007. С. 10-12.

[38] См.: Шахмурадова С.Р. Значение территориального планирования при реализации проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Закон и право. № 6. 2007. С. 10-12.

[39] См.: Ахматьянова В.А. Проблемы формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Наука и образование - 2005. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и 5-летию образования Нефтекамского филиала БашГУ: В 3-х частях. – Нефтекамск: РИО БашГУ, 2008. С. 355.

[40] См.: Аллагулова Н.К., Джамалова Д.Ф., Фаляхов А.И. О проблемах реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье" // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России. Материалы региональной научно-практической конференции. – Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2008. С. 196-197.

[41] См.: Ливонская Е.В. Развитие института ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации в аспекте приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Гражданское право. № 2. 2007. С. 34.

[42] См.: Ахматьянова В.А. Проблемы формирования рынка доступного жилья в Российской Федерации // Наука и образование - 2005. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 15-летию со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан и 5-летию образования Нефтекамского филиала БашГУ: В 3-х частях. – Нефтекамск: РИО БашГУ, 2008. С. 356.

[43] См.: Валинурова Л.С. Прогнозирование объема инвестиций в экономическую систему // Закон и право, № 5, 2005. С. 58.

[44] См.: Ливонская Е.В.Ипотечное жилищное кредитование как один из способов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Автореф. дис.... канд. юрид. наук. – Волгоград, 2007. С. 6.

[45] См.: Валинурова Л.С. Прогнозирование объема инвестиций в экономическую систему // Закон и право, № 5, 2005. С. 59.

[46] См.: Миронов А.Л., Мышко Ю.А. Государственная стратегия обеспечения граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 3. 2007. С. 9-10.

[47] См.: Ливонская Е.В.Ипотечное жилищное кредитование как один из способов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Автореф. дис.... канд. юрид. наук. – Волгоград, 2007. С. 18.

[48] См.: Норкина Е.В. О некоторых проблемах правового обеспечения национального проекта "Доступное жилье" на территории Российской Федерации // Гражданское право. № 1. 2007. С. 40.

[49] См.: Мышко Ю.А. Обеспечение граждан доступным жильем // Вестник Московского университета МВД России. № 4. 2008. С. 55.

[50] См.: Дружинин Д.Н. К вопросу о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Юридический вестник РГЭУ. № 4. 2008. С. 20.

Введение

 

Актуальность темы дипломной работы. В числе важнейших социальных проблем, стоящих перед Российской Федерацией, своей актуальностью выделяется задача обеспечения населения качественным жильём, соответствующим современным стандартам. Переход к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечению граждан доступным и комфортным жильём наиболее рационально может быть осуществлён на основе программно-целевого подхода к управлению выделяемыми на эти цели инвестиционными ресурсами.

Анализ данных статистики свидетельствует о том, что последнее десятилетие ХХ века и начало XXI века характеризуется в целом по России негативными тенденциями в сфере жилищного строительства. В течение 90-х гг. новое строительство велось более низкими темпами и в меньшем объёме по сравнению с предыдущим периодом, практически не проводились ремонтные работы, что привело к существенному износу многих существующих квартир. В 2001-2007 гг. проявилась тенденция к постепенному росту объёмов жилищного строительства, но интенсивное выбытие жилищного фонда продолжается, что отражается на средней обеспеченности населения жильём. Основная, ставшая традиционной, причина сложившейся в жилищной сфере ситуация – недостаток финансирования. До последнего времени государство принимало слабое участие в массовом жилищном строительстве, а ввод жилья за счёт средств населения сдерживается низким уровнем его доходов. Рост объёмов строительства новых жилых домов ограничивается также нефункционирующим земельным рынком и непрозрачностью систем выдачи разрешений на строительство.

В последнее время на высшем правительственном и государственном уровне неоднократно поднимаются вопросы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»[1] (далее - Национальный проект).

В самой постановке задачи доминирующим подходом является реализация государственной жилищной политики в условиях новых экономических отношений, требующих принципиально иных методов решения, четко определены категории граждан, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей.

Судя по первым результатам практической реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», наиболее сложными проблемами являются: несовершенство законодательной и нормативной правовой базы, низкий платежеспособный уровень населения, несбалансированность мероприятий программы «Жилище» и недостаточно проработанная финансовая обеспеченность. Мало внимания уделяется ускоренной модернизации жилищно-коммунального хозяйства, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, инфраструктурной подготовке земельных участков под новое строительство.

Квартирный вопрос, о котором говорили классики в начале прошлого века, для многих россиян остается актуальным до настоящего времени.

Утверждение приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и его информационно-пропагандистское сопровождение способствовали заметному подъему активности населения и росту надежд на улучшение жилищных условий.

Однако первые результаты практической реализации новой государственной программы заставляют задуматься о достаточности проработки намеченного комплекса мер. Вышеуказанные проблемы и обуславливают актуальность темы дипломной работы.

Степень научной разработанности темы. Преодоление отставания жилищного строительства от современных требований определяет необходимость совершенствования методов управления инвестициями, выделяемыми на эти цели и внедрения комплексного программного подхода к решению указанных задач. Это подчёркивали в своих работах отечественные учёные В.М. Аньшин, Л.С. Валинурова, В.М. Власова, А. Дагаев, А.Ю. Егоров, Н.В. Игошин, Б.А


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.