Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практика — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практика

2019-08-02 330
Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практика

Направление подготовки

21.03.02 «Землеустройство и кадастры»

 

Направленность (профиль) образовательной программы

"Землеустройство"

 

Челябинск

2018


Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практика: Программа / Новикова И.И., Крайнева С.В. – Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2018. – 78 с.

Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практика: Программа является единой для всех форм и сроков обучения. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ОП ВО по направлению (специальности) и направленности (профилю) образовательной программы.

 

     Автор: Новикова И.И., Крайнева С.В.

Рецензенты:

Арканова Ирина Анатольевна – Профессор архитектурно-строительного института ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), кандидат технических наук,

Воронина Ирина Владимировна – Заместитель директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Челябинской области, главный технолог

Рассмотрена на заседании кафедры от 07.05.2018 года, протокол №10.

Заведующий кафедрой ________________ Новикова И.И.

 

Одобрена на заседании Учебно-методического совета от 20.04.2018 года, протокол №9.

Председатель УМС ________________Королева Л.А.

 

Одобрена на заседании Ученого совета от 26.04.2018 года, протокол №9.

    

Согласовано:

Начальник БИЦ ________________ Коржикова Т.В.

 

Начальник УМО ________________ Горяйнова Н.М.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Тематическое планирование

3. Содержание практики

4. Формы отчетности по практике

5. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики

6. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

7. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации


I ВВедение

Программа по Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практике предназначена для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 21.03.02 "Землеустройство и кадастры" и является единой для всех форм и сроков обучения.

1 Указание места практики в структуре образовательной программы

Дисциплины модули), практики, предшествующие данному виду практики, и формирующие аналогичные компетенции

Код компетенции

 

Объект логической и содержательной взаимосвязи

Код компетенции

 

Дисциплины (модули), практики, ГИА, последующих семестров, формирующие аналогичные компетенции

Вид практики Код компетенции Физика Почвоведение и инженерная геология Физика Земли Территориальное устройство России   ОПК-2  

Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практике

ОПК-2   ОПК-2     Экология Основы природопользования Планирование использования земель Основы технологии сельскохозяйственного производства Государственная итоговая аттестация Математика Информатика Физика Земли Основы научных исследований в землеустройстве и кадастрах ПК-5 ПК-5   ПК-5   Экология Метрология, стандартизация и сертификация Эколого-хозяйственная оценка территории Информационные технологии Производственная (научно-исследовательская работа); Производственная (преддипломная);  Государственная итоговая аттестация

II ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4года;  4 года, 6 месяцев

III СОДЕРЖАНИЕ практики

Введение

Целями Учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практики по направлению 21.03.02 "Землеустройство и кадастры", являются:

- закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося;

- приобретение практических навыков и компетенций, а также опыта работы в трудовом коллективе и на рабочем месте.   

  Задачами учебной практики являются:

− закрепление теоретических знаний по специальным дисциплинам;

− знакомство со структурой и направлением деятельности предприятия;

− приобретение навыков работы по конкретной специальности или профессии;

− знакомство с передовыми методами производства кадастровых работ;

− приобретение навыков ведения исполнительно-технической документации;

− развитие инициативы и творческого подхода к профессиональной деятельности;

− проводить исследования в землеустройстве и кадастрах;

− осуществлять мероприятия по реализации проектных решений по землеустройству и кадастрам, проводить и анализировать результаты исследований в землеустройстве и кадастрах.   

  Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) п рактика студента осуществляется на основе договоров между вузом и соответствующими профильными организациями (коммерческих предприятиях, занимающихся подготовкой и использованием кадастровой информации для организации и функционирования рынка земли и другой недвижимости на территориях муниципальных образований;

- в Управлении Росреестра по субъектам РФ, территориальных отделах Управлений Росреестра субъектов РФ;

- филиалах ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» субъектов РФ;

- в территориальном Управлении Федерального агентства по управлению имуществом (Росимущество);

- в Министерстве по управлению имуществом и земельным отношениям;

- в функциональных органах администрации муниципальных образований, которые осуществляют полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и иным имуществом, находящимся в ведении органов местного самоуправления (отделы по имущественным отношениям и землепользованию;

- Управление Росреестра, его территориальные отделы, организации других ведомств могут направить студентов для выполнения комплекса или отдельных видов работ по ведению кадастра недвижимости, инвентаризации земель, подготовке информации для проведения оценочных работ, установления земельного налога и арендной платы, выполнения других кадастровых работ на территориях муниципальных образований (муниципальных районов, городских и сельских поселений);

- местом прохождения практики могут быть не только учреждения, организации, а также предприятия независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие профессиональную кадастровую деятельность выполняющие геодезические работы, работы по подготовке документов для постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, формированию объектов недвижимости, в т.ч. работы по разделу, объединению, перераспределению, выделу земельных участков, кадастровой и рыночной оценке земель, мониторингу земель, цифровому картографированию и геоинформационным системам, технической инвентаризации объектов недвижимости и др. Место прохождения производственной практики в последующем может быть местом производственной (преддипломной) практики.). Сроки и содержание учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практики определяются утвержденными учебными планами и рабочими программами для каждого направления.

Студенты проходят практику на предприятиях занимающихся подготовкой и использованием кадастровой информации для организации и функционирования рынка земли и другой недвижимости на территориях муниципальных образований г.Челябинска и Челябинской области или в других регионах. Руководство, общая организация и консультирование студентов в период Учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практики осуществляется преподавателями выпускающей кафедры «Строительство и землеустройство» и руководителем от предприятия.

Руководитель Учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практики определяет общую схему изучения объекта исследования, разрабатывает задание на Учебную (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практики, составляет индивидуальный календарный план, дает рекомендации по изучению специальных литературных источников, сбору и анализу материала для написания отчета, консультирует студентов в период прохождения практики, осуществляет контроль за ее прохождением и выполнением индивидуального задания согласно графику, проверяет качество и осуществляет оценку проделанной студентами работы.

Базу практики студенты очной формы обучения выбирают самостоятельно или по направлению кафедры «Строительство, архитектура и дизайн» в производственной сфере. Студенты заочной формы обучения в основном проходят Учебную (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практику по месту работы.

     Практика включает выполнение обучающимся ряда заданий, направленных на формирование требуемых компетенций и выполнение плана индивидуальной работы.

     Учебная (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практика сопровождается тематическими консультациями, проводимыми руководителем индивидуально с обучающимся. Консультации содержательно упорядочены, оговариваются их сроки, а также материалы, предоставляемые на проверку в рамках каждой консультации.

       Студент в период учебной практики должен изучить организацию проведения работ на предприятии, в учреждении, организации путем ознакомления со структурой производственных подразделений и работой их руководителей, ведения учета и отчетности. Должна быть изучена система Управления Росреестра субъекта РФ, его территориальных отделов при взаимодействии с другими ведомственными службами путем личных бесед и консультаций с работниками, ознакомления с его документацией.

     Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра «Строительство, архитектура и дизайн» в лице заведующего кафедрой.

Процесс организации практики состоит из 3 этапов:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Подготовительный этап включает следующие мероприятия:

1. Предварительное ознакомление с местами прохождения практики, предлагаемыми институтом.

2. Проведение собрания-инструктажа студентов с целью их ознакомления с:

− целями и задачами предстоящей практики;

− сроками ее проведения;

− требованиями, которые предъявляются к практике как виду учебной деятельности;

− непосредственное ознакомление с местами прохождения практики, предлагаемыми институтом;

− инструктаж по технике безопасности;

3. Определение и закрепление за студентами баз практики.

На этом этапе студентам предоставляется право самостоятельно определить организацию, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве базы практики организацию, в которой они работают. В этом случае им необходимо представить гарантийное письмо, подписанное руководителем этой организации и заверенное печатью, с согласием обеспечить возможность прохождения практики. При этом кафедра вправе отказать в согласовании места прохождения практики, если посчитает, что цели и задачи практики не будут достигнуты. Студентов, не представивших гарантийные письма, базами практики обеспечивает кафедра «Строительство, архитектура и дизайн».

Проводится собрание, где осуществляется распределение студентов по конкретным базам практик на основании представленных гарантийных писем, договоров и выдаются индивидуальные задания на прохождение практики. Распределение по базам практик, предлагаемым институтом, производится по желанию студента, в случае дефицита мест во внимание принимается общая успеваемость студента, его личные и деловые качества, предмет научных интересов, будущая профессиональная специализация.

После этого готовится проект приказа по Институту о проведении практики. В последующем самовольное изменение места прохождения практики не допускается.

На собрании, проводимом кафедрой со студентами, направляемыми на практику, даются подробные рекомендации и указания о порядке прохождения практики:
− зачитывается приказ или распоряжение по практике с указанием преподавателя – руководителя практики каждого из студентов или группы студентов;
– указываются цели и задачи практики, содержание ее программы в зависимости от курса и базы прохождения практики;
– объясняются права и обязанности студента-практиканта, необходимость оформления приказа по предприятию, организации о зачислении на работу (практику);
– приводятся требования к отчету о практике, его содержанию и оформлению, рекомендуемый состав приложений;
– обращается внимание на соблюдение требований охраны труда и техники безопасности, необходимость прохождения вводного инструктажа и на рабочем месте;

− устанавливается время и порядок проведения зачета по практике.

Основной этап включает прохождение студентами практики в течение установленного срока, заполнение дневников, подготовку отчетов и сбор приложений и практических иллюстративных материалов для оформления отчета по практике. В период Учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практики студент должен выполнить следующую работу:

1) Прибытие на предприятие (в учреждение, организацию) согласно времени, обозначенному в приказе на прохождение учебной практики. Закрепление за руководителем практики от предприятия.

2) Прохождение инструктажа по технике безопасности и охраны труда предприятия.

3) ознакомиться с объектом практики (предприятиями занимающихся подготовкой и использованием кадастровой информации для организации и функционирования рынка земли и другой недвижимости на территориях муниципальных образований), их целями, задачами и характеристикой: – организационно-управленческой структуры, подчиненности, содержанием устава (положением о подразделении); – установлением главных направлений деятельности, с перечнем оказываемых услуг, их объемом и документооборотом; – организации структуры управления и функциональных взаимосвязей подразделений и служб. Знакомство с рабочим местом (структурным подразделением), трудовыми обязанностями, изучение взаимосвязи его с другими службами и приобретение студентом конкретных навыков работы.

4) Выполнение работ в соответствие с содержанием программы учебной практики.

5) Сбор информации, связанной с объектом практики и материалов для учебной и научно- исследовательской работы. Проведение научно-исследовательской работы и обобщение её результатов. Оформление результатов исследования.

6) В течение всего периода прохождения учебной практики студент обязан ежедневно кратко и аккуратно заполнять дневник, указывая виды и сроки выполняемых работ.

7) По окончанию прохождения учебной практики студент должен предоставить дневник руководителю практики от предприятия для написания характеристики (отзыва), а также для отметки об убытии.     

Заключительный этап. По итогам практики студенты представляют на кафедру материалы о прохождении практики. Студент должен защитить свою работу в форме отчета и/ или выступления на научно-практической конференции и/ или участие в конкурсе исследовательских работ, и/ или публикация статьи или тезисов докладов по тематике исследования.

Сроки представления материалов и защиты определяются учебным управлением института и доводятся до сведения студентов на организационном собрании.

Во время практики студент находится под непосредственным и систематическим контролем ответственного за практику представителя производства. Руководство от кафедры осуществляется преподавателем, ответственным за практику.

 Тема 1 Ознакомление с объектом практики (предприятиями занимающихся подготовкой и использованием кадастровой информации для организации и функционирования рынка земли и другой недвижимости на территориях муниципальных образований), требованиями техники безопасности, защитой окружающей среды и охраны труда на предприятии.

Содержание темы: С момента зачисления студента на работу в период практики на них распространяется общее трудовое законодательство, а также правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие в данной производственной организации. На студентов, нарушивших правила внутреннего распорядка, руководство производственной организации имеет право накладывать взыскания, сообщая на кафедру и в институт.

Перед началом практики студент проходит в производственной организации вводный инструктаж, а затем инструктаж на рабочем месте по вопросам охраны труда, соблюдения техники безопасности, требований охраны окружающей среды, противопожарной безопасности. Только после оформления и проверки знаний техники безопасности, в установленном для данной организации порядке, студент допускается к рабочему месту.

  Проводится оценка состояния службы охраны труда, выполнения противопожарных мероприятий на объекте и защиты окружающей среды.

  Тема 2 Знакомство с видами деятельности и организационной структурой организации.

  Содержание темы: Знакомство с профильной организацией: название (полное и сокращенное), история создания. Изучение организационной структурой профильной организации и характера связей между подразделениями. Сбор и анализ информации относительно подразделения профильной организации – места прохождения учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) практики.

Структура предприятия, техническое обеспечение (современное геодезическое оборудование, ЭВМ). Краткая характеристика объекта работ (местоположение, общая площадь, состав земель по категориям, собственникам, землепользователям и угодьям, природные и экономические условия).

Характеристика территории объекта, состояние планово- картографического, обследовательского и землеустроительного материала (год производства съемок, масштаб планового материала, пункты привязки). Организация кадастровых работ в производственном подразделении (распределение работ по объектам, руководство работами со стороны производства).

Осуществление действий, связанных с исполнением должностных обязанностей работников предприятия (организации) юридического характера.

Приобретение навыков работы с входящей и исходящей документацией; изучение принципов такой работы и приобретение опыта делопроизводства.

Сбор и анализ материала, получение первичных профессиональных умений и навыков: закрепление приобретенных теоретических знаний по дисциплинам профессионального блока; приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-правовых и управленческих вопросов; получение дополнительной информации об особенностях толкования некоторых норм права и об особенностях разрешения различных юридических коллизий компетентными должностными лицами тех государственных органов, в которых студенты проходят практику; получение информации об особенностях работы по управлению конкретной организацией или учреждением, в котором студенты проходят практику; получение дополнительной информации, необходимой им для написания отвечающей требованиям государственного образовательного стандарта письменной работы; изучение принципов построения информационно-правовых баз данных, применяемых в конкретной организации (учреждении), особенностей их функционирования, а также приобретение практического опыта их применения; изучение конкретной производственной и другой деловой документации.

Подготовка отчета

Тема 3 Описание характеристика и местоположение (географического и экологического состояния) района прохождения практики. Описание геологического строения и основных типов почв района прохождения практики. Подготовка масштабного почвенного монолита. Содержание темы: ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Рельеф представляет собой совокупность неровностей земной поверхности и является результатом длительной и сложной эволюции литосферы. Рельеф и литология пород оказывают существенное воздействие на формирование других компонентов природной среды и являются основой эко- и геосистем (природно-территориальных комплексов) различного ранга: фаций урочищ, ландшафтов. Таким образом, на учебной полевой практике рельеф изучают как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил, как составную часть ландшафтов земной поверхности и как следствие развития рельефообразующих процессов. Изучением разнообразных аспектов внутреннего строения Земли занимается геология. Наука о рельефе земной поверхности, его строении, генезисе (происхождении и истории развития) и современной динамике – геоморфология. При описании рельефа указывают морфографию и морфометрию. Морфография – это характеристика внешних особенностей облика рельефа, от наиболее мелких и простых элементов до самых крупных форм, а также их сочетаний. Формы рельефа – отдельные неровности земной поверхности, имеющие определѐнный объѐм (пойма, терраса, склон; овраг; карстовая воронка; холм; речная долина и др.). Элементы рельефа – наиболее простые его части, образующие формы рельефа (бровка, подошва, гребень и др.). Морфометрия – это количественная характеристика, отражающая размеры элементов и форм рельефа, их положение в пространстве и относительно друг друга. При изучении рельефа необходимо также определить его генезис. Задача геолого-геоморфологических исследований – ознакомление с методикой и приемами изучения и описания геологического строения и рельефа, со способами построения геолого-морфологических профилей, разрезов и карт, с правилами сбора и оформления коллекций минералов и горных пород. Описание минералов и горных пород  Минералами принято называть природные тела, обладающие определенным химическим составом, рядом физических свойств (блеск, цвет, твердость и т.п.) и морфологических признаков. Термин «минерал» происходит от старинного слова «минера», то есть кусок руды. Чаще всего минералы являются составными частями горных пород. Например, гранит как горная порода состоит из трех минералов различного состава: светлоокрашенного полевого шпата, прозрачных зерен кварца и слюды. Таким образом, горная порода представляет собой смесь одного или различных минералов. Состав минералов определяется различным сочетанием химических элементов, состав горных пород определяется сочетанием самих минералов. Горная порода, состоящая из минералов (полевой шпат, кварц, слюда) называется многоминеральной, например, гранит. Порода, состоящая из одного – одноминеральной, например, мрамор, состоящий из минерала кальцита. Как минералы, так и горные породы образуются в земной коре в результате различных физико-химических процессов, связанных с движением и застыванием магмы, а также с деятельностью ветра, воды, с жизнедеятельностью организмов. Минералы и горные породы в природе чаще всего встречаются в кристаллическом состоянии и лишь в редких случаях жидком или газообразном (нефть, природный газ). Минералогия изучает состав и свойства минералов, их происхождение и распространение в земной коре. Наука, изучающая горные породы, называется петрография. Название происходит от древнегреческого слова «петрос» – скала, порода. В процессе практики следует обращать внимание на связь рельефа и геологического строения с различными видами хозяйственной деятельности человека, на активизацию рельефообразующих процессов, обусловленных этой деятельностью, на приуроченность сельскохозяйственных угодий к определѐнным формам рельефа, на использование некоторых горных пород в качестве полезных ископаемых и т. д. Изучением полезных ископаемых, или минеральных ресурсов занимается ресурсоведение. Полезные ископаемые по использованию подразделяют на четыре крупные группы: металлические, неметаллические, горючие (каустобиолиты), гидроминеральные. При определении минерала, сначала определяют блеск минерала – металлический или неметаллический. Затем выясняется твердость минерала, для чего пытаются ногтем оставить царапину на минерале или минералом – на стекле. В зависимости от результата минерал относят к мягким, средним, твердым или, что бывает редко, к очень твердым минералам, оставляющим царапину на горном хрустале (разновидность кварца с большой твердостью). После этого определяют цвет черты. Минералом проводят по матовой поверхности фарфоровой пластинки. При этом следует помнить, что минералы мягкие и средней твердости оставляют черту на фарфоровой пластинке, а твердые и очень твердые – не оставляют. Выяснив блеск, твердость и цвет минерала, следует внимательно просмотреть их характеристику и остановиться на том из них, отличительные признаки которого наиболее отвечают определяемому минералу. Горные породы по генезису подразделяются на магматические, метаморфические и осадочные. Горные породы, как и минералы, обладают отличительными признаками, что значительно упрощает их определение макроскопическим способом. В обнажении отмечаются отдельные слои горных пород, которые могут отличаться строением, цветом, твердостью, крепостью, структурой, текстурой, составом, наличием органических или неорганических включений или другими признаками. Описать геолого-морфологическое строение района практики.  Необходимо сделать описание геологического строения района практики и прилегающих районов по геологическим картам и литературным источникам. Указать возраст основных геологических элементов, особенности их строения и залегания. Определить генетические особенности основных геологических элементов. С помощью физической карты описать основные особенности рельефа местности, привести абсолютные отметки (максимальную и минимальную), рассчитать относительные превышения поверхности. Делается заключение о минералах и горных породах и полезных ископаемых района и их использовании.       ПОЧВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.  Почва – это самый поверхностный слой коры выветривания или рыхлых наносов, наиболее сильно измененный совместным воздействием на породу атмосферной влаги, воздуха, живых макро- и микроорганизмов и их остатков. Почва обладает бесценным для человека свойством – плодородием, которое характеризуется наличием в почве специфического органического вещества – гумуса (перегноя). Изучением почв занимается почвоведение (основоположник Докучаев В.В.). Полевое исследование почв проводят с целью изучения почвенного покрова земель, бонитировки почв, получения характеристики условий местопроизрастания различных древесных пород и их связи с составом, ростом, устойчивостью и производительностью насаждений. Почва как самостоятельное геологическое тело и как составная часть экосистемы является обязательным объектом полевых исследований. В полевых условиях изучают морфологические признаки почв, по которым определяют тип почв, дают им названия, определяют процессы, происходящие в почвах, их происхождение (генезис) и историю развития.Результаты почвенного обследования используют для организации и планирования лесного хозяйства, разработки мер по повышению продуктивности лесов путем подбора древесных быстрорастущих пород в соответствии с условиями местопроизрастания, определения методов возобновления леса и создания лесных культур, повышения плодородия почв внесением удобрений, известкованием, мелиорацией.     На первом этапе студенты знакомятся с литературой и работают с конспектами, различными почвенно-географическими картами, которые имеют отношение к выбранному району практики. Основная задача на этом этапе - познакомиться с характеристикой факторов почвообразования в конкретной местности. Во второй половине практики студенты проводят камеральную обработку полевых материалов как завершающий этап полевых исследований. В этот период студенты анализируют почвенный монолит и образцы почв, проверяют правильность определения структуры, гранулометрического (механического состава), окраски и других морфологических, оформляют масштабные монолиты, составляют отчѐт для последующей его защиты. Для определения типа почв, делают почвенный разрез. Для этого прежде всего необходимо самым тщательным образом осмотреть местность, определить характер рельефа и растительности для правильного выбора места заложения почвенного разреза. Разрез необходимо закладывать в наиболее характерном месте обследуемой территории. Почвенные разрезы не должны закладываться вблизи дорог, рядом с канавами, на нетипичных для данной территории элементах микрорельефа (понижения, кочки). На выбранном участке местности копают почвенный разрез так, чтобы три стенки его были отвесными, а четвертая спускалась ступеньками (рис. 1). Рисунок 1. Почвенный разрез  Разрез закладывается приблизительно следующих размеров: ширина короткой стенки 0,8 м, длинной стенки - 1,5 м, глубина 2,0 м (если не вскрыты на меньшей глубине грунтовые воды). Располагается разрез так, чтобы лицевая короткая стенка была освещена солнцем. Почву выбрасывают на длинные боковые стенки: верхние горизонты - в одну сторону, нижние - в другую. На лицевой стенке производят отбор проб и по ней - описание почвы. Стенка зачищается, вдоль нее спускается сантиметр, по которому отмечаются глубины взятия проб и границы почвенных горизонтов. Отбор проб начинают с нижних горизонтов. Образец берется размером 10´10 см, а если мощность горизонта меньше, то на всю мощность. Перед взятием образцов проводится описание ландшафта и почвенных горизонтов (цвет, влажность, структура, плотность, механический состав, новообразования, включения, корневая система, карбонатность). СТРОЕНИЕ ПОЧВЕННОГО ПРОФИЛЯ На освещенной солнцем лицевой стенке почвенного разреза можно легко выделить почвенные горизонты, сменяющие друг друга в вертикальном направлении и отличающиеся по цвету, структуре, механическому составу, влажности и другим признакам. Общий вид почвы со всеми почвенными горизонтами называется строением почвы. Совокупность генетических горизонтов образует генетический профиль почвы. Каждый вид почвы имеет вполне определенный характер почвенного профиля. Зная это, можно определить название почвы в поле. Существует много систем выделения почвенных горизонтов и их буквенных обозначений. Однако наиболее распространенным в нашей стране является использование следующих символов генетических горизонтов почв: Горизонт А0 - самая верхняя часть почвенного профиля - лесная подстилка или степной войлок, представляющая собой опад растений на различных стадиях разложения - от свежего до полностью разложившегося. Горизонт А - гумусовый, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких Сантиметров до 1,5 м и более. Поверхностный органогенный горизонт с содержанием органического вещества от 30 до 70%, состоящий из разложенных органических остатков (степень разложения - больше 50%) и гумуса с примесью минеральных компонентов, называют перегнойным горизонтом. Органогенные горизонты различной степени разложения органических остатков образуют переходные горизонты - торфянисто-перегнойные, перегнойно-гумусовые. Горизонт Ai - минеральный гумусово-аккумулятивный, содержащий наибольшее количество органического вещества. В почвах, где происходит разрушение алюмосиликатов и образование минеральных веществ,- верхний темноокра-шоншлй горизонт. Горизонт А2 - подзолистый или осолоделый, элювиальный, формирующийся под влиянием кислотного или щелочного разрушения минеральной части. Это сильно осветленный, бесструктурный или слоеватый рыхлый горизонт, обедненный гумусом и другими соединениями, а также илистыми частицами за счет вымывания их в нижележащие слои и относительно обогащенный остаточным кремнеземом. Горизонт А„ или Апах - пахотный, измененный продолжительной обработкой, сформированный из различных почвенных горизонтов на глубину вспашки. Горизонт В - располагающийся под элювиальным горизонтом, имеет иллювиальный характер. Это бурый, охристо-бурый, красновато-бурый, уплотненный и утяжеленный, хорошо острук-туренный горизонт, характеризующийся накоплением глины, окислов железа, алюминия и других коллоидных веществ за счет вмы-вания их из вышележащих горизонтов. В почвах, где не наблюдается существенных перемещений веществ в почвенной толще, горизонт В является переходным слоем к почвообразующей породе, характеризуется постепенным ослаблением процессов аккумуляции гумуса, разложения первичных минералов и может подразделяться на Bi - горизонт с преобладанием гумусовой окраски, В2 - подгоризонт более слабой и неравномерной гумусовой окраски и В3 - подгоризонт окончания гумусовых затеков. Горизонт Вк - горизонт максимальной аккумуляции карбонатов, обычно располагается в средней или нижней части профиля и характеризуется видимыми вторичными выделениями карбонатов в виде налетов, прожилок, псевдомицелия, белоглазки, редких конкреций. Горизонт G - глеевый, характерен для почв с постоянно избыточным увлажнением, которое вызывает восстановительные процессы в почве и придает горизонту характерные черты - сизую, серовато-голубую или грязно-зеленую окраску, наличие ржавых и охристых пятен, слитость, вязкость и т. д. Горизонт С - материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). Горизонт Д - подстилающая горная

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.