Рассекречивание архивных документов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Рассекречивание архивных документов

2019-08-01 450
Рассекречивание архивных документов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под рассекречиванием архивных документов, и не только архивных, понимается снятие ранее присвоенных им грифов секретности и введенных ограничений на доступ к ним, если они не содержат информации, составляющей государственную тайну, а также в связи с изменением объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита, содержащихся в них сведений, нецелесообразна.

Рассекречивание архивных документов — это огромная область для исследований. Например, одним из направлений является решение проблемы сопоставления сроков хранения документов со сроками их рассекречивания.

При организации работы по рассекречиванию архивных документов необходимо определиться с основной терминологией и основными требованиями данной работы.

Объектом рассекречивания является документ или дело. Под документами понимаются текстовые и графические материалы, выполненные любым способом, кино- фото- фоно-материалы и другие материальные объекты, содержащие информацию, отнесенную к государственной тайне.

Представленные для рассекречивания документы или дела рассматриваются полистно, в полном объеме.

Рассекречивание документа может быть полным или частичным.

Под полным рассекречиванием документа или дела понимается рассекречивание, при котором документ становится несекретным в полном объеме.

Под частичным рассекречиванием документа или дела понимается рассекречивание, при котором несекретной сшю-вится его определенная часть, но в целом документ илидало остается секретным.

Организационно-распорядительные документы (постановления, решения, распоряжения и tap,) рассекречиваются одновременно с имеющимися подготовительными материалами (проектами, справками, заключениями и т.п.).

Организация рассекречивания архивных документов определяется следующими основными нормативными документами:

"Временный порядок рассекречивания и продления сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся в закрытых фондах государственных архивов и центрах хранения документации" (утв. Решением Гостехкомиссии России от 28 июня 1994 г. № 16);

"Положение о порядке рассекречивания и продления сроков засекречивания, архивных документов Правительства СССР" (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 170);

"Положение о порядке рассекречивания документов, созданных КПСС" (утв. решением Межведомственной комиссией по защите государственной тайны от 14 июля 2001 г. № 75).

Организационная работа по рассекречиванию архивных документов ведется с соблюдением требований нормативных актов по защите государственной тайны. Лица, привлекаемые к этой работе, должны иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей степени секретности рассматриваемых документов.

Рассекречивание документов, содержащих сведения о личной жизни граждан или их персональных данных (личной тайны), осуществляется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об информации, информатизации и защите информации" и "О внешней разведке)", а также других законодательных и нормативных правовых актов, касающихся соблюдения прав и свобод личности в Российской Федерации.

Исключение для не рассекречивания архивных документов является незаконное распространение в Российской Федерации или за ее пределами информации и документов, составляющих государственную тайну.

Одной из основных задач Межведомственной комиссии является организация и осуществление рассекречивания архивных документов.

Организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии, связанное с рассекречиванием документов, осуществляет структурное подразделение центрального аппарата — Гостехкомиссиа. России.

Межведомственная комиссия проводит работу по рассекречиванию документов в плановом порядке, а также во исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, обращений руководителей (заместителей руководителей) Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы и Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

План работы Межведомственной комиссии по рассекречиванию документов (далее — план) разрабатывается на основании предложений, представляемых ежегодно до 10 ноября Росаркивом и Администрацией Президента Российской Федерации в Гостехкомиссию России,

Предложения в план по рассекречиванию документов, находящихся на хранении в государственных и ведомственных архивах, архивных учреждениях, формируются Росархй-вом с учетом обращений органов государственной власти, предприятий, учреждений, организации и граждан.

План рассматривается Межведомственной комиссией и утверждается ее решением.

В целях организации рассекречивания документов Росар-хив и Администрация Президента Российской Федерации представляют в Гостехкомиссию России информацию о документах, подлежащих рассекречиванию (перечни, справки обзоры), а также (в случае необходимости) копии документов, оформленные в установленном порядке.

Перечни документов (справки или обзоры), отобранных для рассекречивания, подготавливаются и заверяются руководителями соответствующих архивов. При рассмотрении документов, отложившихся в нескольких архивах, Росархи-вом совместно с Гостехкомисеией России формируется общий перечень документов, подлежащих рассекречиванию.

Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиям! по рассекречиванию документов, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией — фондооб-разователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации — фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания документов, составляющих государственную тайну, рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Организации-фондообразователи или их правопреемники, не передавшие государственным архивам полномочия по рассекречиванию носителей информации, составляющих государственную тайну, несут ответственность за рассекречивание документов, срок засекречивания которых истек, или утративших секретный характер.

Руководители государственных архивов должны регулярно проводить работу по контролю сроков хранения материалов, составляющих государственную тайну, только в случае делегирования им полномочий по рассекречиванию, а также при отсутствии ликвидации) фондообразователей или их правопреемников.

Носители информации при отсутствии организации-фон-дообразователя или ее правопреемника по истечении 30-летнего срока засекречивания представляются на экспертную оценку Гостехкомиссией России на предмет рассекречивания или продления срока засекречивания. Представление перечней и копий документов федеральных государственных архивов осуществляется через Росархив.

Должностные лица органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению информации к государственной тайне, создают постоянно действующие комиссии для рассмотрения вопросов по рассекречиванию носителей информации, находящихся в закрытых фондах государственных архивов, или делегируют руководителям государственных архивов полномочия по их рассекречиванию. При этом конкретно указывают, какую информацию руководители архивов полномочны рассекретить.

Также должностные лица по истечении 30-летнего срока засекречивания находящихся в архивах носителей информации при необходимости представляют на рассмотрение в Гостехкомиссию России мотивированные ходатайства о продлении на конкретный срок их засекречивания.

Для подготовки проектов решений по рассекречиванию носителей информации решением Председателя Гостехко-миссии России создается межведомственная экспертная группа, которая рассматривает на предмет рассекречивания только носители информации, составляющей государственную тайну, которые находятся в закрытых фондах государственных архивов. В случае ликвидации организации-фон-дообразователя и отсутствия ее правопреемника, а также в случаях необходимости продления 30-летнего срока их засекречивания.

Организация работы экспертных групп (ЭГ)

Для проведения экспертизы и изучения документов, председателем или ответственным секретарем Межведомственной комиссии по согласованию с заинтересованными органами государственной власти создаются межведомственные экспертные группы (далее — ЭГ), состав которых определяется в каждом конкретном случае в зависимости от тематической направленности документов.

В состав ЭГ в обязательном порядке входят представители органов государственной власти, наделенных полномочиями по распоряжению информацией, содержащимися в рассматриваемых документах.

Также в составе ЭГ в обязательном порядке должны быть представители Минобороны России, МИД России, ФСБ России, МВД России, Минюста России, ФАПСИ, ФСК России, Госкомоборонпрома России, СВР России, Росархива, центрального аппарата Гостехкомиссии России и архива, представляющего документы. К работе ЭГ привлекаются также представители ведомств, чьи интересы затрагиваются в рассматриваемых носителях информации, составляющей государственную тайну.

Персональный состав экспертных групп пересматривается по мере необходимости замены ее членов.

Для обеспечения деятельности ЭГ (при необходимости) по запросам Гостехкомиссии России органами государственной власти, наделенными полномочиями по распоряжению информацией, отнесенной к гостайне, выделяются специалисты по отдельным направлениям рдбот.

Работу ЭГ организует ответственный секретарь Межведомственной комиссии. Работой ЭГ руководят сотрудники центрального аппарата Гостехкомиссии России.

Руководители архивов в соответствии с перечнем документов и дел, отобранных для рассекречивания, представляют экспертам и специалистам документы (цела) по месту их хранения или копии документов, оформленных в установленном порядке, а также выделяют для работы ЭГ необходимые помещения, оргтехнику и расходные материалы.

Члены ЭГ (далее — эксперты) и специалисты осуществляют работу по исследованию документов, оценивают содержащуюся в них информацию и подготавливают по ней экспертные заключения.

Результатом работы ЭГ является заключение по вопросу рассекречивания или продления срока засекречивания носителей информации. В заключении экспертов указываются, а именно: какие документы рассмотрены, выводы о целесообразности продления срока засекречивания и рассекречивания, возможные пути дальнейшего использования рассекреченных документов.

В экспертном заключении приводятся перечень исследованных документов (дел) и выводы о возможности их рассекречивания (полного, частичного) или нецелесообразности рассекречивания с мотивированной аргументацией, а также указываются документы (цела), по которым требуется дополнительная экспертиза соответствующих органов государственной власти.

Результаты работы (экспертные заключения или заключения органов государственной власти, представляемые по итогам работы специалистов) и предложения вносятся в проект решения по рассекречиванию документов и рассматриваются на заседании ЭГ, оформляются протоколом. Проект решения с протоколом заседания экспертной группы представляется на согласование членам Межведомственной комиссии.

Заключение экспертов подписывается всеми членами группы и утверждается Председателем Гостехкомиссии России. Перед утверждением заключения члены ЭГ представляют его на согласование руководителям органов государственной власти, поручения которых они выполняют.

Утвержденное заключение ЭГ направляется должностным лицам органов государственной власти, государственных архивов, которые представили на рассмотрение носители информации, составляющие государственную тайну. Оно является основанием для изменения грифа секретности этих носителей и внесения изменений в учетные данные.

При необходимости оперативного рассекречивания документов экспертные заключения утверждаются ЭГ или руководителями органов государственной власти, наделенных полномочиями по распоряжению информацией, содержащейся в рассекречиваемых документах, представляются в Гос-техкомиссию России и рассматриваются на заседании ЭГ. По результатам заседания ЭГ оформляется протокол.

В случае рассмотрения единичного или незначительного количества документов (по определенной тематике), представленных к рассекречиванию, экспертная группа не создается. Копии таких документов направляются на экспертизу в органы государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению содержащейся в них информации, и ФСБ России, которые представляют в Гостехкомиссию России мотивированные заключения о возможности или нецелесообразности их рассекречивания.

По результатам работы ЭГ и на основании заключений органов государственной власти принимаются решения Межведомственной комиссии.

Решения Межведомственной комиссии о рассекречивании документов направляются в Росархив и Администрацию Президента Российской Федерации и доводятся (по необходимости) до сведения органов государственной власти, учреждений, организаций и граждан.

Следует также отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке" от 10 января 1995 г. (с изм. от 7 ноября 2000 г.) ст. 8, документы архивов органов внешней разведки Российской Федерации, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с федеральным законом, передаются на постоянное хранение в Росархив.

Документы органов внешней разведки Российской Федерации, содержащие информацию об их кадровом составе, о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки Российской Федерации.

То же самое можно сказать g документах по оперативно-розыскной деятельности. В соответствии со ст. 12 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности": "Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность".

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N° 5505-1 "О сроке доступа к архивным документам, относящимся к сфере деятельности внешней разведки" установлено, что ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о сфере деятельности внешней разведки и составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, имеют срок 50 лет (в соответствии с перечнем сведений, утвержденным Службой внешней разведки).



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.