Предмет науки истории права. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Предмет науки истории права.

2019-08-03 612
Предмет науки истории права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос № 1

Предмет науки истории права.

 

ИГП как наука несет родимые пятна науки истории (наглядность проблемы – в разные периоды человеческая цивилизация несла в себе однотипные общественные формы). В результате вырабатывается понятие закономерности развития этих форм, что позволяет считать историю права именно наукой, а ее предмет – особым предметом, отделяющим историю права от других правовых наук.

Предмет в логическом смысле – субъект суждения, некоторое содержательное утверждение о наличии реального объекта, его форме и свойствах. При таком подходе понятие предмета во многом совпадает с понятием объекта физического мира – в нашем случае, вещами идеального порядка – право и государство.

Право и государство ощутить невозможно, поскольку эти вещи существуют только в сознании людей. Однако они обладают объективной формой, известной как источники права и формы власти (господства) в широком смысле слова. Юридические науки изучают право посредством этих форм, но у истории права есть своя специфика – она имеет дело с отжившими источниками права и формами власти, превратившимися в памятники права.

Понятие памятника права намного шире, чем «вышедший из употребления источник права». И.Г. Дройзен (немецкий историк) – памятник права – «остатки былого, из тьмы которого они свидетельствуют грядущим поколениям об определенном событии своего настоящего, как бы фиксируют представление о нем». Памятник права – любые свидетельства о состоянии права и государства в интересующий нас отрезок времени.

Таким образом, предмет науки истории права – право и государства в их становлении и развитии. Полученное знание позволяет судить о временнЫх формах права и государства и прослеживать направление их развития. В некотором смысле речь при этом идет о законах развития общества.

Предмет науки истории права весьма конкретен. История права изучает исторически данные юридические феномены, обусловленные типом общества, в котором они появились. Тип общества – условная модель с достаточно высокой степенью абстракции. Обобщение в данном случае достигает уровня одной или нескольких идей, лежащих в основе поведения людей, из которых и состоит данный исторический тип общества.

Маркс: идея способна при определенных условиях стать действительным фактором истории. Люди – носители идей – и есть самый главный фактор истории, ее субъект. Усередненное и абстрактное понятие человека – тот критерий, посредством которого мы вырабатываем наше понятие правовой цивилизации, пусть и содержащее некоторую степень идеальности.

 

Осознав себя стороной в процессе сравнения социальных фактов, человек становится действительным субъектом права и как субъект начинает вступать в правоотношения. Осуществленное в них самосознание человека (как субъекта права) уже в глубокой древности приводит к определению основных и общих принципов права, которые, обрастая различными культурно-бытовыми особенностями, и составляют правовую систему той или иной цивилизации времени. Так мы восстанавливаем связь времен. Особенности и своеобразие этих связей изучаем. Это и есть предмет науки истории права в узком значении слова.

Вопрос № 3

В дальнейшем понятие истории усложнялось, под ней стали понимать как историю деяний, так и сами деяния. Смысл истории – понимание более позднего из его эквивалентности более раннему (Зиммель).

Каков смысл в истории? Есть ли он вообще? На последние вопрос нет однозначного ответа.

История как наука одновременно содержит в себе строгую структуру (доказано Марксом), представляющую собой закономерность не смены одних общественных форм другими, а закономерность становления общественных форм, простейшей структурой которых является схема: зарождение – развитие – упадок – гибель. История демонстрирует абсолютный релятивизм: невероятную трудность объяснения настоящего из прошлого и абсолютную невозможность предвидения будущего из настоящего. Гегель: «хитрость разума позволяет видеть единую нить событий, скрытую страстями – побудителями поступков людей».

Применительно к науке ИГП историзм помимо реальной отдачи в виде понимания смысла тех или иных правовых фактов, связанных воедино хитростью нашего разума, имеет и сугубо практическую цель. Часто науку ИГП именуют «фундаментальной», из-за огромного фактического материала, которым она оперирует, но на самом деле ее фундаментальность заключается в том, чтобы юрист, знакомый с ней не понаслышке, не наделал фундаментальных ошибок в своей практической работе, не стал бы повторять глупостей людей.

 

АНТРОПОГЕНЕЗ

До сих пор наука не может установить причины и механизмы появления человечества. Есть богатый археологический материал, но исходная точка его развития до сих пор не ясна.

За последнюю четверть века распространение получила концепция катастрофического развития эволюции. Она утверждает, что эволюция на земле шла от одной глобальной катастрофы к другой. Элемент случайности, вносимый катастрофами, превращает человека в генетического выродка.

Долгое время основным критерием разумности человека считалось его умение производить орудия труда при помощи других орудий, так называемая "конекторная деятельность". Однако в 1990-х был проведен эксперимент с обезьяной по кличке Кэнзи, которая преодолела этот барьер. После этого единственным критерием разумности человека считается членораздельная речь. Таким образом, человек - это говорящая обезьяна.

Сейчас в науке самой вероятной версией происхождения человека (рода гоминид) считается версия о генетической мутации древних обезьян в результате жесткого радиационного излучения.

Судя по последним научным данным само становление человека не было стадиальным, как было принято считать. В соответствии с теорией Дарвина каждое звено людей все более очеловечивалось: улучшался бипедализм, увеличивался мозг, совершенствовалось строение скелета (рамапитек-австралопитек-питекантроп-синатроп-неандерталец). От последнего якобы произошли кроманьонцы.

Однако эта теория ставится под сомнение такой наукой как генетика. Были проведены ошеломляющие исследования, которые говорят о том, что вышеназванные виды палеоантропов были не предками человека, а в лучшем случае его дальними родственниками. Таким образом сама картина антропогенеза представляет собой не цепь из звеньев, а ветвистый куст, от корня которого наряду с ветвью Homo sapiens отходят тупиковые побеги- виды вымерших гоминид.

В 1980-х одна научная сенсация выдала версию происхождения всего человечества от одной пары или очень небольшой группы людей на основе анализа ДНК представителей различных рас.

ПРОТОГОСУДАРСТВО

 

Процесс антропогенеза сопровождался процессом становления общественных отношений. Общество - это врожденная черта человека, и под эволюцией общества стоит понимать не изменение его форм, а изменение форм сознания человека. Все известные древние формы общества (семья, род, племя, протогосударство) возникают не преемственно, а одновременно! Различие состоит в причинах их появления и в различии жизненных условий.

Протогосударство еще называют: "чифдом", "бигменство" или "полития", что переводится на русский как вождество.

Считается, что вождество возникло во время неолитической революции, когда произошел переход от архаичного общества к оседлому земледелию. Марксисты считают, что это было первым разделением труда, которое привело к появлению излишков продукции, что повлекло социальное расстояние в обществе, классовое неравенство и в итоге появления государства.

Однако эта теория неверна, ибо настоящей причиной перехода людей к земледелию была крупная глобальная катастрофа, из-за которой вымерли млекопитающие, на которых охотились люди. Теперь они больше не могли заниматься традиционной охотой, поэтому произошел переход к земледелию.

Вопрос № 5. Формы Древнего права.

 

Понятие древнего права.

Формы архаичного общества (племя, род, семья) уже были правовыми формами. Насколько они совершенны? Дается 2 противоположных ответа:

1. При диком состоянии общества право может быть только диким

2. Первобытное право настолько совершенно, что в нем уже находилось место осознанным действиям человека, определяемым его материальной выгодой либо чувством тщеславия.

(Исаев – последний автор более близок к истине)

       Особенности древнего права.

Право на самой ранней стадии своего развития не может быть отделено от других социальных норм, выполняющих регулятивную функцию. Причем ошибаются те, кто пытается взять в качеству критерия отличия права санкцию, считая, что правом будут те правила, за нарушение которых полагается если не смерть, то существенное умаление статуса, благосостояния.

В архаичном обществе все социальные нормы снабжены жесткими санкциями. Сущностью права является истина. Такая истина, которая подобна справедливости. Правом будет то, что можно назвать справедливым. Первая сущностная черта древнего права – это историческая форма справедливости.  

Основной закон социума – закон общей социальной симметрии. В некотором роде общество действительно представляет собой организм, отсутствие у которого хотя бы одной части ведет к уродливости, а затем к гибели. Форма симметрии в древнюю эпох – дуализм (не только социальных форм, но и дуализм действия, которые члены племени принимают в отношении друг друга).

Дуализм действия отражается в дуализме права. дуализм древнего права имеет ту же форму что и дуализм современного права («взаимность»).

Согласно Петражицкому, правом являются действия, порожденные «императивно-дистрибутивными эмоциями», то есть теми эмоциями, в основе которых лежит побудительный мотив к действию в ожидании ответа на это действие. Уже на стадии первобытного развития работает принцип, который в эпоху феодализма разовьется в: nulla officium sine beneficium (нет услуги без вознаграждения). Вторая существенная черта права – дуализм.

Необходимым условием дуализма древнего права является публичность его осуществления. Тайные сделки, договоры в письменной форме на этой стадии развития общества еще неизвестны. Считается, что чем больше свидетелей – тем лучше. Обратная сторона публичности древнего права – служебная функция. «Публичный» в условиях древности означает не «известный всем», а «служащий всем». Третья черта древнего права – публичность в отмеченных смыслах.

Древнее право имеет своеобразную структуру норм и их содержание. Это чрезвычайная конкретность норм древнего права, следы которой хорошо видны во всех древних памятниках права всех народов. В тексте отсутствуют общие термины и определения, понятие преступления передано через перечисление его всевозможных составов и признаков. Поскольку текст права, равно как и миф, и другая социально-полезная информация должны быть переданы во времени, а письменной традиции еще не было, то этот текст подвергается специальной обработке, чаще всего стихотворной, чтобы легче запоминался. Четвертая черта древнего права – своеобразие его формы и содержания.

Архаичное общество – гетерогенное. Каждый элемент этого общества представляет собой узкий социальный мирок, члены которого в первую очередь подчинены своему узкому кругу интересов. Это не может в наиболее древней его форме не приводить к феномену тотемизма права, когда его нормы еще не отделены от родового культа, составляют с ним неразрывное целое. Гетероморфность социальных норм выражается в мозаичности права. Правовая система древнего общества – это мозаика правовых порядков, количество которых соответствует количеству узко замкнутых мирков – элементов древнего общества. это ведет к тому, что в древнем государстве очень долго не складывается традиция правовой ассимиляции. Право победителей никогда не распространяется на право побежденных. Есть единственное исключение – Римская империя (в поздней стадии своего развития). Пятая черта древнего права – господство принципа личного права (lex personales) в наиболее яркой и осязаемой форме.

Мир первобытного человека населен бесчисленным количество духов и богов, которые управляют миром и, следовательно, человеком. Потусторонний мир противостоит этому. Богов необходимо почитать, поэтому религиозный ритуал, культ в общем смысле слова не может не влиять на право. Право и религия были неотделимы друг от друга. Шестая черта древнего права – религиозность.

Седьмая существенная черта – символизм. Иногда его называют формализмом. Несоблюдение формы ведет к ничтожности правоотношения – эта максима имеет невероятно древнее происхождение и обусловлена такой чертой сознания древнего человека, как склонность к фетишизации. Мир был населен духами, именно они считались виновниками происходивших вокруг человека событий (ударила молнию – боги гневаются, охотник несет добычу – боги леса подарили ему добычу). Каждая вещь окружающего мира в сознании архаичного человека имеет истинного хозяина – своего духа, поэтому манипуляции с вещами возможны только при соблюдении определенного ритуала магического свойства. Посредством этих магических действий можно управлять вещами, совершать с ними манипуляции – так рождается символизм древнего права как филиация магических действий, несоблюдение которых ведет только к гневу богов.

 

Формационный подход: Деление истории на общественные формации. Маркс – утверждал что общество состоит из 2х взаимопроникающих систем общественных отношений:

- производственных отношений (обыкновенные трудовые операции. Это базис, основа для последующих отношений между людьми, которые составляют надстройку – политическую и правовую организацию общества.

- общественных отношений (на основе собственности - существует восходящая линия развития исторических типов собственности: от общей к индивидуальной). (короче, исаев это все критикует к чертям собачьим, и говорит): Важно то, что идея собственности была всегда одной и той же – некий объем правомочий, подлежащий обязательному ведению только одного лица.

Вопрос № 6. Государственность древнего Египта.

Территория

Страна делилась на номы, а они распадались на другие деления (топархии, самые маленькие – аруры).

Ном возглавлялся номархом – губернатором. Номарх носил титул «первый после царя» и являлся представителем самого знатного местного рода.

Должность была наследуемой, наследование было когнатским (внук по линии дочери). Номы были похожи на наследственные уделы, т.е. можно считать эту эпоху – эпохой складывания раннефеодальной монархии.

Центральную власть в номе представлял коллегиальный орган – кенбет. Кенбеты округов подчинялись главному кенбету, который возглавлял визирь.

В кенбет входили: местные феодалы и представители центрального чиновничества на паритетных началах.

Следующей инстанцией был храм нома и мелкие храмы в его районах.

Храмы были единицами экономического управления. Сами они владели обширными участками земли, которая находилась в их собственности. Храмы также являлись популярными судебными инстанциями (судили основную массу гражданских исков).

Существовал также орган местного самоуправления – джаджат. Первоначально означал собрание всего племени, но в связи с централизацией страны – номархов всей страны.

Население

Население делилось на юридически свободных и юридически несвободных. К юридически свободным относились:

Крестьяне. Были самым многочисленным слоем населения в Египте. Основная работа заключалась в поддержании в порядке оросительной системы и постройке циклоскопичеких сооружений.

Существовал принцип литургии – государственной повинности на все население Египта. Так же крестьянство несло налоговое бремя: земельный участок на котором работал общинник подлежал обложению.

На ряду с крестьянами появился разряд «малые» - ремесленники. Определенную часть года как ремесленники так и крестьяне могли работать на себя (литургия занимала не весь год).

Писцы. Занимали вторую группу населения. Вели учет урожая, наблюдали за работой всех и работа засчитывалась письмом. На них не лежало никакой подати. Однако лежала ответственность за ее сбор. Если он не мог взыскать или была недостача, то убыток взыскивали с него. Величина подати различалась каждый год. Прохождение службы было регламентировано и они могли рассчитывать дослужиться до высших чинов в государстве. Жалование получали натурой и земельными угодьями.

Воины. Армия подразделялась на 3 группы:

1) Армия фараона,

2) Армия номархов,

3) Милиция храмов.

Способ измещения был двояким: либо давалось жалование (в продуктах), либо земли, которые должными были обрабатывать сами воины, но чаще всего это делали крепостные.

Жрецы. Наибольшего могущества достигли в эпоху Нового царства. В начале номархом нома и главным жрецом было одно лицо, однако, затем эти должности становятся раздельными. Появляется иерархическое строение жреческого сословия.

Юридически несвободные: рабы. Были рабы как частновладельческие так и государственные.

Основным источником рабства был плен. Пленных захватывали во время войн. Рабы играли малую роль в экономике. Продажа рабов была развита слабо за счет высокой цены.

Был развит институт пекулия, когда раб обладал правомочиями собственника на вещи (мог ими распоряжаться). Рабы допускались к свидетельствованию на процессе. Был распространен отпуск на волю, однако, после этого между рабом и патронам все равно существовала связь.

Государственная власть

Фараон. Духовный владыка. Являлся сувереном обеих частей страны. Символ единства. Гарант сохранности подданными благосостояния. Считался верховным судьей (разбирал апелляции и судил дела, связанные с ним самим) и главнокомандующим флота. Престол наследовался по материнской линии. Двор фараона выполнял сложную функцию высшего административного органа и управлял и хозяйством царя.

Визирь. Второй после фараона. Первоначально должность занимали наследники фараона, но позже стали и лица нецарского происхождения. Имел большой штат чиновников, которые служили курьерами, писцами, приставами. Отвечал за большой список вопросов: высший судья, назначение чиновников, утверждение отчетов главных органов управления, контроль за чиновничьим аппаратом, заведует внешнеполитическими делами, заведует казной, управлять имуществом фараона и др.

Система кенбетов. Суд не был отделен от администрации. Кенбеты – административные и судебные органы все в одном. Подразделялись на кенбеты города (возглавлялся визирем), кенбеты округов, кенбет седжениу. Во всех кенбтах существовал постоянный состав. А члены были свободны в отношении друг друга.

Вопрос № 7. Право древнего Египта.

Первым законодателем считается первый фараон династии – менеса. Система источников состояла из : законов, наказов, декретов, царских клятв, прецедентов, оракула божества.

Вещное право существовало с эпохи древнего царства. Собственность имела полуфеодальный характер. Условность владения подтверждалась особой исковой защитой. Но владение было защищено прочно. Существовала свободная частная собственность. Были развиты арендные отношения. Имущество фараона, храмов и других привилегированных субъектов охранялось строже, чем обычное. Купля-продажа также была распространена.

Обязательственное право. Было представлено договорами купли-продажи (требовалась обязательная письменная форма), договором займа (отсутствовал ростовщический процент), договором найма (такие договоры подлежали обязательной регистрации, фактически составлялся договор найма), договор дарения (так фараон делал земельные пожалования слугам. Был оформлен в письменном виде), договор залога.

Наследственное право. Мужчины и женщины обладали равными правами на наследство. Существовало также и завещательное наследование.

Брак и семья. Женщина занимала привилегированное положение. Мог быть произведен развод как по просьбе женщины так и мужчины. Большинство браков были моногамными, но в высших слоях была и полигамия.

Уголовное право. Различался объект и субъект преступления. Высший слой населения был защищен больше. При расследовании старались установить степень виновности обвиняемого. Преступления классифицировались на: имущественные, против личности, административные. Наиболее распространено было воровство.

Суд и процесс. Суд не был отделен от общего управления. Не существовало разделения на уголовный и гражданский процесс. Процесс подразделялся на стадии:

1. Возбуждение дела. Начиналось вынесением иска перед серами кенбета. Серы приезжали на место и проводили расследование

2. Рассмотрение и уяснение дела. Стороны допрашивались или расспрашивались. Проводился опрос свидетелей и сбор доказательств

3. Вынесение решения. Дело могло быть передано решению судебного оракула

4. Выполнение вынесенного решения. Излагалось в письменной форме.

Доказательствами служили: принесение клятвы, свидетельскоепоказание (могли давать как рабы так и свободные), пытка. Судебныйоракул.

Заседание суда было торжественно обставлено. Адвокатов в то время не было, но представительство сторон допускалось. Процесс был инквизиционным

 

Шумерская проблема

Шумеры (или иначе «сумеры») - народ, заселивший юг Месопотамии в начале III тысячелетия до Р.Х.

Древний Шумер

Храм служил средоточием религиозной, политической и экономической жизни общины. В некотором роде он был символом права собственности на землю общины. Но храм не был верховным собственником земли: им был бог, жрец которого служил предстоятелем общины перед ним.

Право Шумеро – Аккада

Из дошедших до нас фрагментов очевидно, что, во-первых, уже тогда существовала определенная традиция в оформлении текста права.

· Форма предполагается письменной. На письме записывается обычай.

· Текст памятников обладает определённой структурой (нормы группируются по предмету регулирования)

· Религиозные отделены от вопросов юридических. Только преамбула закона содержит традиционную ссылку на волю Бога.

Во-вторых, существование сильных кодификационных традиций у законодателя (сохранился большой объём юридического материала)

В-четвертых, по сохранившимся фрагментам мы можем охарактеризовать степень развитости институтов права в Шумере как весьма высокую.

В-пятых, характерным для Шумеро-аккадского царстваявляется наличие обширного института, который может быть условно назван «институтом государственного регулирования экономики». Сюда, прежде всего, относятся нормы, регулирующие тарифы заработной платы, ставки по договору личного найма.

Свободное крестьянство

Свободные крестьяне-общинники именовались в Вавилоне «awilu (m)». Они – этнические амориты. Сидят на общинных землях. С них платят налог храму.

Воины

  • Делились на: реду (тяжеловооруженные) и баиру (легковооруженные). Не различаются в юридическом смысле
  • Надел (поле, сад и дом) дается исключительно за военную службу
  • Воин не имеет право продать надел, сдать в аренду, передать по наследству
  • Кодекс подробно регулирует несение службы воином, имеющим земельный надел
  • Воин защищается от произвола его начальников
  • Государство обязано выкупать своих воинов из плена и рабства
  • Воины могли иметь движимость и недвижимость на правах частной собственности.

Храмовая проституция

  • Этот вид деятельности рассматривался исключительно как временный - на период праздника, посвященного какому-либо вакхическому божеству
  • Считался своего рода регулярной жертвой
  • Кодекс Хаммураби знает несколько видов священных блудниц. Статус этой группы женщин отличается от статуса остальных женщин:
    • Права блудницы на завещание защищены законом
    • Родные обязаны содержать ее, а если они этого не делают, она сама может сдать в аренду свои поле и сад
    • Все, что она приобретает по договору купли-продажи, принадлежит только ей
    • Проститутки могли вступать в брак, но это был особый вид сакрального брака. Например, надитум, выходя замуж, давала обет бездетности

 

Зависимые люди Вавилонии

 

Главный критерий для определения статуса того или иного слоя населения в Вавилоне - это статус земли, на которой это население проживает. Все люди разделяются в зависимости от проживания на общинных землях, на земле дворца и храма.

Общим наименованием зависимого человека в Вавилонии был, скорее всего, muskenum.

Их главная обязанность - обрабатывать землю, которую они получили от храма или дворца. С нее они несут финансовую повинность.

Мушкенум может обладать собственной движимостью и недвижимостью. Имели доступ к государственным должностям.

Термин «мушкенум» являлся общим понятием, обозначавшим все зависимое население. Деление мушкенумов происходит в зависимости от их повинностей.

Община Вавилонии

  • Задача общины - организация юридически свободного крестьянства для сооружения необходимых ирригационных построек
  • Литургия и несение повинностей, являлись необходимым условием для нахождения в общине. Наиболее важные из литургий: несение воинской службы; несение ирригационной службы
  • Община платила налоги
  • Принцип круговой поруки
  • Полицейские функции лежали целиком на общине
  • Община возглавлялась старостой - rabianum. Рабианум назначается только царем
  • Alum - общее собрание членов общины, способных носить оружие
  • Домовладыки составляли sibutum (особый совет для решения всех важных внутренних дел)
  • Sibutum имеет судебные полномочия в отношении внутренних дел

Наследование престола:

· Единонаследие приветсвуется, но решающим является не факт первородства, а достоинство кандидатуры;

· Известны случаи диархии.

Придворный совет (parisad) состоит из 7-8 сановников. Царь обязан совещаться с министрами. Их полномочия:

· Подача совета царю;

· Руководство своей отраслью управления;

· Участие в правотворческой деятельности царя.

Правовая система

Юридические нормы разбросаны в хаотическом порядке по всем памятникам индийской литературы.

 

1) Дхарма (см 14 вопрос);

2) Веды + Веданта (см 14 вопрос);

3) Литература сутр («нить»): на «нить» нанизываются поучения, составляющие особую сторону знания, закрепляется содержания дхармы;

4) Литература шастр («учение», «наставление»): не только закрепление, но и толкование смысла;

5) Литература смрити («откровение»): попытка придания предыдущему упорядоченному учению значения всеобщности, превращение его в догмат (истинное знание в его законченном внешнем выражении);

6) Rajasasanaуказ царя;

7) Vyavahara – 1. Частно-правовой договор, заключенный на основе дхармы; 2. Судебное разбирательство, где объективация дхармы имеет форму судебного решения;

8) Caritraобычай арийских племен;

9) Дхармашастры:

v Законы Ману (12 глав);

v Артхашастра: автор – Каутилья; основано на дхарме, а точнее – artha: «наука о выгоде», учение об общем благе; 150 глав и 15 отделов (книг).

Административное деление [5]

Индия со времен глубокой древности и до недавнего времени представляла собой множество независимых и полунезависимых государств. Государства делились на царства, которые, в свою очередь, имели следующее деление:

Область – округ – район – волость – местечко – селение

+ Города:

Управляются градоначальниками. Им подотчетны районные (окружные) инспекторы, последним – квартальные инспекторы.

Общинное управление

На смену родовому устройству приходит община (grama), в основе которой лежат настоящие правоотношения и над которой полностью господствует государство.

Община – не коллективный собственник земли, а скорее уже коллектив собственников. Каждый член получает собственность (agama) и становится владельцем на формальных основаниях: пользование (bhoga) и указ царя. Также право собственности доказывается договором купли-продажи земли, при этом при покупке отдается преимущество в следующем порядке:

Родственники – соседи – кредиторы - прочие

Община включала в себя представителей разных каст. Органы управления («панчаят») составляют пять основных должностных лиц:

· Должностное лицо (магистрат);

· Староста;

· Сборщик податей;

· Деревенский писарь;

· Ночной сторож.

 

Вайшьи:

Род деятельности:

· Изучение Вед (с 12 лет, совершеннолетие в 24 года);

· Раздача милостыни;

· Жертвоприношение;

· Пастьба скота и земледелие;

· Торговля, ростовщичество.

4. Шудры: среднее положение между свободным и рабом.

Предназначение: служба трем первым варнам «со смирением»; все виды деятельности, не отнесенные к занятиям дваждырожденных.

Запрет: изучать Веды, делать жертвоприношения, говорить с брахманами.

5. * [7] Неприкасаемые (dasavarna) –представители потомков неарийцев, с юридической точки зрения свободные!

· Выполняли самую грязную работу;

· Могли одеваться только в лохмотья;

· Свое появление в населенном пункте предвещали звуком трещотки и тд.

Источники неприкасаемости:

v По рождению;

v Тяжкое преступление (убийство брахмана и т.д);

v Отказ от соблюдения и почитания Вед;

v Выполнение некоторых видов занятий (временная неприкасаемость);

v Варвары и иностранцы.

Несвободные

Рабы: вечные (см ниже) и срочные (остальные источники). Рабами не могли быть арии!\

Источники рабства по данным шастр:

· Рождение;

· Купленный;

· Полученный в дар;

· Полученный по наследству;

· Имеющий питание во время голода (раб за пищу);

· Заложенный хозяином;

· Сделанный рабом на время (скорее всего должник);

· Захваченный в плен в битве;

· Выигранный в кости или пари;

· Предложивший себя в качестве раба без всякой компенсации;

Давший обет нищенства и не сдержавший его; Касты (jaty): племена, основанные на рождении и унаследованной от родителей профессии. Отличаются от варн четкой организацией и структурой.

 

Причины появления:

· Смешание варн;

· Углубление разделения труда


CONSUL

2 Консула ежегодно избирались в центуриатных комициях. Избрание подтверждалось Сенатом. Власть обоих консулов бала равна власти царя, кроме религиозных полномочий. Т.к. они были равными, то каждый уравновешивал действия другого. Сначала консулы отправляли свои обязанности попеременно, впоследствии решали дела коллегиально.

Консулы, как и цари, назначали помощников, 2 квесторов (в т.ч. заведовали казной республики, надзором за уголовным судопроизводством), преторов (надзор за гражданским судопроизводством). Ограничена власть консулов в уголовном праве – право апелляции осужденного к народному собранию с просьбой о помиловании (provocatio). После введения магистратуры цензора, право консулов определять ценз и формировать Сенат отошло к магистратам.

Полномочия:

- Председательствует в Сенате и на комициях, право вносить проекты их решений;

- Налагает подушную подать;

- Обладает высшей уголовной юрисдикцией, расследует преступления и поддерживает общий порядок в городе;

- Право верховного военного командования.

 

ТРИБУН

Плебейский трибун – «неприкосновенные магистраты». Обязанности - помощь плебеям против патрициев (вскоре стали защитниками всех римлян). Трибунов было: 2 => 5 => 10.

· Абсолютное право опротестовывать любое решение любых магистратов за исключением актов диктатора, а потом и цензора.

· Право уголовного обвинения любого лица, нарушающего права и свободы плебеев (дело - в суд без предварительного следствия).

· Право руководить плебейскими собраниями при выборах магистратов и прохождении законопроектов. Совершал некоторые ауспиции.

· Право поставить перед Сенатом вопрос и требовать его разрешения.

· Право интерцессии, право veto на решение Сената, если он сам присутствует при прениях.

ПРЕТОР

Претора избирали центуриатные комиции. Главная обязанность - поддерживать мир и спокойную жизнь в городе. Помощник консулов, поэтому на него могли быть возложены ими некоторые из их обязанностей (обычно - iurisdictio в области гражданского права). С ростом числа перегринов появляется должность praetor peregrinus. Имел право выдавать интердикты и предоставлять исковую защиту по новым видам отношений, не регулировавшимся старым квиритским правом.

Магистратуры sine imperio:

ЦЕНЗОР

Магистрат минор, однако обладал большой фактической властью. Постепенно становится регулятором римской нравственности и благочиния, держит в подчинении сенат и всадническое сословие, располагая их честью и позором, и получает неограниченную власть отдавать на откуп общественные и частные места и подати римского народа.

Право оценивать нравственное достоинство и поведение граждан с правом выписать их за недостойное поведение из списков сословия, лишить чести, составляли списки сенаторов и вычеркивали их. Руководствовались mores maiorum и цензорским эдиктом, определявшим критерии внесения лица в список сословия. Финансовые права под контролем Сената: цензоры председательствовали в комиссиях, отдававших на откуп статьи государственного бюджета (заменили консулов). Избирались центуриатными комициями.

 

Rex.

 

К несчастью, история не сохранила достаточно полных сведений о положении, сути и функциях института царя, однако с уверенностью можно сказать, что царь являлся верховной властью в государстве в древнейший период.

Верховность власти следует понимать так, что она была пожизненной и безответственной, rex являлся magistratus populi Romani quiritium. Также стоит отметить, что неограниченность его власти проявлялась только в исполнительной и судебной сфере, в законодательной же он был ограничен так называемыми leges regiae, о которых известно только, что они составляли в древности особый корпус права.

 

Полномочия царя:

1) Командующий войском

2) Жрец Януса

3) Осуществление наиболее важных толкований законов и права

4) Совершение наиболее важных ауспиций, ведь он входил


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.