Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе России — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе России

2019-08-03 439
Принципы налогообложения и их реализация в налоговой системе России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функции налогов и их реализация в налоговой системе России

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

· Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

· Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

· Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

o Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

o Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

o Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

· Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

+ воспитательная (акцизы на алкоголь)

Классификация налогов

 

 

Общие: после поступления в бюджет обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

Специальные: имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

В РФ примером специальных налогов могут служить: транспортный налог; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Задачи НК РФ

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК РФ

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Основные элементы налога

Каждый установленный налог (сбор) характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога (сбора).

Элементы налога:

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога;

• льготы по налогу (если они установлены).

Если хотя бы один из элементов налога отсутствует (кроме элемента «льготы»), налог нельзя считать установленным (ст. 17 НК РФ), т.е. не может быть введена обязанность по его уплате.

При установлении сборов определяются элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Состоять налоговый период может из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является время со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Пример 14.

Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За текущий налоговый период произведено 740 л. данного подакцизного товара. Установленная налоговая ставка на данный вид подакцизного товара − 500 руб. за 1 л. безводного этилового спирта. На основании этих данных необходимо рассчитать начисляемый акциз

1. По данному виду акциза объектом налогообложения является безводный этиловый спирт. Следовательно, организация должна пересчитать произведенную алкогольную продукцию в безводный спирт и соответственно рассчитать налоговую базу

740 л. × 40% / 100% = 296 л.

2. Сумма начисляемого акциза составит

296 л × 500 руб. = 148 000 руб.

Пример 15.

Организация продала в отчетном налоговом периоде 7 800 пачек сигарет. Соответственно организации необходимо рассчитать акциз по проданным сигаретам, подлежащий уплате в бюджет.

Рассмотрим две ситуации.

В первом случае розничная цена на пачку сигарет установлена в размере 95 руб., во втором случае60 руб.

В пачке находится 20 сигарет.

Ставка акциза для данного вида сигарет установлена в следующем размере: 960 руб. на 1 000 шт. сигарет + 11 % от расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 330 руб. за 1 000 шт.

Ситуация 1.

а) всего продано сигарет

7 800 пачек × 20 шт. = 156 000 шт.

б) суммарный акциз на 1 000 сигарет

960 руб. + 7 800 пачек × 95 руб. × 11% / 156 000шт.× 1 000 =

= 960 руб. + 522,5 руб. = 1 482,50 руб.

б) то же в расчете на 1 пачку сигарет

1 482,5 руб. / 1 000 × 20 = 29, 65 руб.

в) сумма акциза в расчете на проданное количество пачек сигарет

29,65 руб. × 7 800 пачек = 231 270 руб.

Ситуация 2.

а) всего продано сигарет

7 800 пачек × 20 шт. = 156 000 шт.

б) суммарный акциз на 1 000 сигарет

960 руб. + 7 800 пачек × 60 руб. × 11% / 156 000шт.× 1 000 =

= 960 руб. + 330 руб. = 1 290,0 руб.

Акциз, рассчитанный на 1 000 сигарет, при цене 60 руб. за пачку оказался менее установленного нижнего значения акциза для данного вида табачных изделий, то есть менее 1 330 руб. В этой ситуации налогоплательщик обязан последующие расчеты акцизов вести исходя из этого минимального уровня акцизов на 1 000 сигарет.

б) суммарный акциз в расчете на 1 пачку сигарет

1 330 руб. / 1 000 × 20 = 26,6 руб.

в) сумма акциза в расчете на проданное количество пачек сигарет

26,6 руб. × 7 800 пачек = 207 480 руб.

Транспортный налог

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля­ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ­екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде­ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен­ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек­том налогообложения в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик­лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз­мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп­лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод­ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста­новленном порядке.

Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:

· весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ­ностью не свыше 5 лошадиных сил;

· автомобили легковые, специально оборудованные для исполь­зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви­гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре­тенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

· промысловые морские и речные суда;

· пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос­ти которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

· тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные авто­машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро­ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используе­мые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохо­зяйственной продукции;

· транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления федеральным органам ис­полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

· транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

· самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

· суда, зарегистрированные в Российском международном реест­ре судов.

Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс­портных средств следующим образом:

Категории транспортных средств Налоговая база
Транспортные средства, имеющие дви­гатели Мощность двигателя транспорт­ного средства в лошадиных силах
Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактив­ного двигателя Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммар­ная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз­душного транспортного средства на взлетном режиме в земных ус­ловиях в килограммах силы
Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых оп­ределяется валовая вместимость Валовая вместимость в регистро­вых тоннах
Иные водные и воздушные транспорт­ные средства Единица транспортного средства

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций — первый квартал, второй квартал, тре­тий квартал. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ впра­ве не устанавливать отчетные периоды.

Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Допускается установление законами субъектов РФ дифференци­рованных налоговых ставок в отношении каждой категории транс­портных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисле­ния сумм налога для организаций и физических лиц/

Организации Физические лица
Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей произво­дится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соот­ветствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу Сумма налога исчисляет­ся налоговым органом. Сумма налога, подлежа­щая уплате в бюджет, оп­ределяется в отношении каждого транспортного средства как произведе­ние соответствующей на­логовой базы и налоговой ставки

Уплата организациями авансовых платежей по налогу и налога про­изводится в порядке и сроки, установленные зако­нами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, сле­дующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица уплачивают транс­портный налог на ос­новании уведомления налогового органа. Отчетность представляется в налоговые органы только организа­циями.

Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, сле­дующего за истекшим отчетным периодом. Форма и порядок заполне­ния налогового расчета определены приказом Минфина России.

Земельный налог

Специальные режимы

 

Предприниматели имеют самый широкий среди всех бизнес-единиц выбор системы налогообложения для своей работы. Специфика их деятельности, как правило, имеет небольшие обороты, основные средства и штат сотрудников позволяют применять все активные специальные режимы: ЕСХН; УСН; ЕНВД; ПСН. Патентная система доступна только индивидуальным предпринимателям, юридические лица не могут применять ее.

 

Если выручка и доходы субъекта не вмещаются в лимиты этих систем, они используют общий режим налогообложения. Иногда предприниматели выбирают ОСНО ради контрагентов-плательщиков НДС, и возможности совместно работать по системе возмещения этого налога.

 

ЕСХН

 

Налоги для ЕСХНВ порядке очередности глав Налогового кодекса РФ среди спецрежимов представлена система для сельхозпроизводителей. Этот единый налог ориентирован на учет специфической деятельности фирм сельскохозяйственного сектора. Данная сфера за последние годы не реформировалась законодательством, ее регламентирует глава 26.1 НК РФ.

 

Субъект хозяйствования вправе использовать систему ЕСХН, если соответствует условию о доле выручки от сельскохозяйственной деятельности в общем объеме продаж, равной или большей 70%. Несмотря на определенные проблемы правового обоснования системы для сельхозпроизводителей, на более слабое развитие во всех аспектах законодательства, режим ЕСХН создает комфортные условия и здоровый рост сельскохозяйственного производства, заинтересованность представителей малого и среднего хозяйствования выбирать этот сектор рынка и пользоваться благоприятными положениями его налогообложения, среди которых главные — простота и ясность.

 

УСН

 

Для субъектов малого предпринимательства, занятых одним типом хозяйствования, упрощенная система — оптимальна. Особенно привлекательна система для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей или другими видами непосредственного взаимодействия с потребителями, так как становится очевидной экономия без учета НДС. УСН применяется на добровольном основании — уведомлении, подаваемом в ИФНС. Многие налогоплательщики не обращают внимания на такие мелочи, но в случае УСН подается именно уведомление — т. е. сообщение об использовании спецрежима, тогда как в других режимах предусмотрена подача заявления, которое будет рассматриваться инспекторами.

 

Единицы малого бизнеса четко попадают в границы пользования системой: число трудящихся — не больше 100 человек (этот предел совпадает с пределом для малых предприятий); оценка основных средств в остатке по итогам года — 150 миллионов рублей; доходы за отчетные периоды — не больше 150 миллионов рублей; доходы за 9 месяцев — не больше 112,5 миллионов рублей.

 

Даже увеличенные лимиты позволяют малым предпринимателям применять УСН, если они: не имеют представительства/филиалы; не работают на рынке ценных бумаг; не реализовываются через банки, страховые фирмы и ломбардные учреждения; не производят подакцизную продукцию; и т. д. по статье 346.12 Налогового кодекса РФ.

 

Важным условием является доля участия в деятельности других представителей рынка — не больше 1/4. Предприниматель также самостоятельно избирает объект налогообложения — доходы либо прибыль (доходы, из которых вычтены расходы). Аналитика демонстрирует следующие закономерности: если траты бизнесмена сложно собрать в бухгалтерской документации в виде доказательств, а доходы больше их на 60%, то предпринимателю выгоднее работать с объектов «доходы»; когда расходы больше доходов на 60%, а их документальное доказательство непроблематично, то для предпринимателей более оптимален второй объект.

 

Налоговый кодекс РФ предусмотрел соответствующие ставки — 6 и 15%. В пределах этих размеров представительные органы власти регионов вправе устанавливать собственные ставки. Также налогоплательщики ведут книгу учета и подают декларацию в установленный срок.

 

УСН — это действительно удобная и легкая система налогообложения. В частности эта система весьма привлекательна в плане объекта доходов, уменьшенных на расходы, и напоминает форму налога на прибыль — фундаментального платежа для юридических лиц. Проблемой в УСН является поведение субъектов бизнеса, которые хотят оставаться на системе, даже когда в силу растущих оборотов не могут соответствовать установленным ограничениям. В такой ситуации предприниматели начинают дробить свой бизнес на несколько юридических лиц и ИП, что ведет к сложностям управления, администрирования, заключения сделок, снижению трудовой эффективности персонала, риску оказаться в числе обвиняемых органами ФНС в уклонении от уплаты налогов. Другими проблемами для налогоплательщиков является доказательство целесообразности и обоснованности нормы расходов. Также неудобны правила регистрации и прекращения учета в качестве плательщика УСН — предприниматель узнает об изменившемся статусе и переходе на ОСНО поздно. Существуют и другие трудности использования режима.

 

ЕНВД

 

Применение единого налога на вмененный доход до введения патентной системы носило принудительный характер, если осуществляемая деятельность попадала в виды хозяйствования по данному платежу. После появления патента налогоплательщиков наделили правом выбирать между двумя спецрежимами. При этом еще в 2012 году предпринимателей предупредили, что ЕВНД будет упразднен. Однако он действует до сих пор и будет функционировать как минимум до 2021 года.

 

Отличием системы ЕНВД является объект обложения — вмененный доход, то есть примерный, потенциальный, средний доход, который лицо будет получать от конкретного вида хозяйствования. Для предпринимателей, получающих доходы, превышающие законодательные значения, применение системы определенно выгодно. Но лица, не имеющие стабильно высоких или средних доходов, могут потерпеть убытки, так как отнесение какие-то операций к расходам или отражение реального дохода в режиме не предусмотрены.

 

Элементы режима крайне просты. Отчитываться необходимо каждый квартал — сдавая декларацию и уплачивая сумму налога. Размер ставки составляет 15%. Внедряя ЕНВД в налоговую систему России, законодатели хотели включить в общую всероссийскую налоговую базу предпринимателей, которые ввиду специфики работы способны уклоняться от уплаты налогов и занижать базу, а мониторинг за такими налогоплательщиками требует затрат и времени, не оправдывающих взимаемые при этом суммы.

 

Среди проблем режима стоит отметить противоречие концепции ЕНВД как простейшей и удобной системы для небольших предпринимателей с одновременной обязанностью вести раздельный учет — трудоемкую и сложную работу, зачастую упирающуюся в тупик из-за недоработанности норм по нему.

 

ПСН

 

Самым молодым спецрежимом является система патента. Налоги при ПСН К особенностям патентной системы относится очень узкий круг субъектов — работать на спецрежиме могут только единичные индивидуальные предприниматели. Юридические лица не входят в число субъектов ПСН. Но даже индивидуальным предпринимателям необходимо соответствовать узким требованиям главы 26.5 НК РФ: число сотрудников — не больше 15; отсутствие в бизнесе соглашений о совместительстве; доход за налоговый период не переходит за границу 1 миллиона рублей (субъекты России вправе увеличивать лимит в 3, 5 или 10 раз). Для функционирования на ПСН предприниматели подают в ИФНС заявление о переходе на новый режим и получают в ответ патент — основание применения.

 

Как с ЕВНД, в патенте выбран специфический объект — потенциальный годовой доход, т. е. потенциальная базовая доходность лица от осуществляемой им деятельности. Но, в отличие от того же ЕНВД, при формировании налоговой базы не учитывается физический показатель — площадь, мощность, вес и т. д. База тождественна годовому доходу в рублях.

 

Также на патентной системе установлена более сложная система периодов. Максимальный период — календарный год. Минимальный период — один месяц. Налоговый период зависит от времени действия патента, которое ИП устанавливает сам, когда подает заявление. Разумеется, при досрочном прекращении работы с патентом это учитывает налоговыми органами.

 

Общий тариф для всех видов хозяйствования — 6%. Существует также ставка 0% для ИП, занятых в развивающих экономику и социальную среду видах хозяйствования. Перечисление патентного налога в казну осуществляется: Если патент получен на полгода и меньше — в полном размере суммы уплачивается не позднее истечения срока действия патента. Если патент получен на полгода и больше: 1/3 суммы налога перечисляется не позднее 90 календарных дней со дня применения патента; 2/3 суммы налога перечисляются не позднее истечения срока действия патента. Единичные предприниматели освобождены от обязанности подавать декларационное заявление в налоговую инспекцию, но отчитываются по книге учета.

 

Проблема данного спецрежима в первую очередь связана с порядком расчета. Учитывая непредсказуемость бизнеса и различные экономические риски, предпринимателям не нравится уплата налога авансом, так как невозможно предугадать будущие доходы и расходы, внеплановые события и т. п. Также строгие и узкие границы по числу работников и оборотам делают систему недоступной для многих ИП, а для тех, кто включается в субъекты ПСН, не всегда легко соответствовать внутренним лимитам по каждому виду деятельности — например, площадь зала не больше 50 метров в квадрате. Также число видов деятельности не вбирает в себя все существующие формы хозяйствования ИП, и им приходится рассматривать другие режимы налогообложения.

 

Необходимость ежегодно получать новый патент и отдельный документ на каждый вид деятельности увеличивает административную нагрузку на бизнесменов, как и на самих налоговых инспекциях. Однако все перечисленные проблемы касаются правовых норм и с помощью соответствующих поправок постепенно должны решиться. Общая система Кроме специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса могут работать на общей системе, причем не только в случае превышения показателей над лимитами по льготным режимам, но и мотивированным решением — например, для заключения сделок с контрагентами и функционирования по вычету входного НДС. Также для некоторых предпринимателей общий режим более привлекателен в силу специфики деятельности — по налогам ОСНО предусмотрены освобождения или значительные льготы. В любом случае общая система всегда открыта для любых налогоплательщиков, имеет гибкие рычаги оптимизации налоговой базы и получения преференций и льгот.

 

 

Доходы и расходы при УСН

В до­хо­дах упро­щен­цев учи­ты­ва­ют­ся до­хо­ды от ре­а­ли­за­ции и вне­ре­а­ли­за­ци­он­ные до­хо­ды (ст. 346.15 НК РФ).

Со­став рас­хо­дов, ко­то­рые упро­ще­нец имеет право учесть на этом спец­ре­жи­ме, при­ве­ден в ст. 346.16 НК РФ. Этот пе­ре­чень яв­ля­ет­ся за­кры­тым.

Важ­ной осо­бен­но­стью при­зна­ния до­хо­дов и рас­хо­дов на УСН яв­ля­ет­ся тот факт, что ис­поль­зу­ет­ся «кас­со­вый» метод. «Кас­со­вый» метод учета до­хо­дов упро­щен­ца озна­ча­ет, что его до­хо­ды при­зна­ют­ся на дату по­лу­че­ния де­неж­ных средств и иного иму­ще­ства или по­га­ше­ния за­дол­жен­но­сти дру­гим спо­со­бом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Со­от­вет­ствен­но, и рас­хо­ды при­зна­ют­ся после их фак­ти­че­ской опла­ты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Ставки на упрощенке

При УСН про­цент­ные став­ки на­ло­га также за­ви­сят от объ­ек­та на­ло­го­об­ло­же­ния (ст. 346.20 НК РФ) и раз­лич­ны для УСН «до­хо­ды» и УСН «до­хо­ды минус рас­хо­ды»:

Объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния Став­ка, %
До­хо­ды 6
До­хо­ды минус рас­хо­ды 15

Ука­зан­ные выше став­ки яв­ля­ют­ся мак­си­маль­ны­ми. За­ко­на­ми субъ­ек­тов РФ став­ки УСН «до­хо­ды» и «до­хо­ды минус рас­хо­ды» могут быть по­ни­же­ны:

Объ­ект на­ло­го­об­ло­же­ния Ми­ни­маль­ные став­ки, уста­нов­лен­ные субъ­ек­том РФ
До­хо­ды 1
До­хо­ды минус рас­хо­ды 5

Так, к при­ме­ру, За­ко­ном г. Моск­вы от 07.10.2009 № 41 по­ни­же­на став­ка УСН при объ­ек­те «до­хо­ды минус рас­хо­ды» до 10% для неко­то­рых видов де­я­тель­но­сти при усло­вии, что вы­руч­ка по этому «льгот­но­му» виду де­я­тель­но­сти со­став­ля­ет 75% и более за от­чет­ный (на­ло­го­вый) пе­ри­од. К таким видам де­я­тель­но­сти от­но­сят­ся, в част­но­сти, об­ра­ба­ты­ва­ю­щие про­из­вод­ства, предо­став­ле­ние со­ци­аль­ных услуг, де­я­тель­ность в об­ла­сти спор­та, рас­те­ние­вод­ство и жи­вот­но­вод­ство.

Минимальный налог при УСН

Если упро­ще­нец вы­брал объ­ект «до­хо­ды минус рас­хо­ды», то по ито­гам года вме­сто обыч­но­го на­ло­га ему при­дет­ся пла­тить ми­ни­маль­ный налог при вы­пол­не­нии сле­ду­ю­ще­го усло­вия:

(До­хо­ды – Рас­хо­ды) * Став­ка УСН < До­хо­ды * 1%

Ми­ни­маль­ный налог со­став­ля­ет 1% от до­хо­дов упро­щен­ца за на­ло­го­вый пе­ри­од. При этом раз­ни­цу между ми­ни­маль­ным на­ло­гом и на­ло­гом, рас­счи­тан­ным в обыч­ном по­ряд­ке, упро­ще­нец может учесть в рас­хо­дах при УСН в сле­ду­ю­щем году или, если по­лу­чен убы­ток, вклю­чить в со­став убыт­ка. Этот убы­ток при УСН можно учесть при рас­че­те на­ло­га в те­че­ние 10 лет, сле­ду­ю­щих за годом по­лу­че­ния убыт­ка (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

При упла­те ми­ни­маль­но­го на­ло­га упро­ще­нец может умень­шить эту сумму на аван­со­вые пла­те­жи по УСН, уже пе­ре­чис­лен­ные в те­ку­щем году по ито­гам от­чет­ных пе­ри­о­дов.

Заменяет налоги

Налоги, которые заменяет ЕНВД:

Для юридических лиц:

1. Налог на прибыль организаций

В отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом

2. Налог на имущество организаций

В отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом)

3. Налог на добавленную стоимость

В отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Для индивидуальных предпринимателей:

1. Налог на доходы физических лиц

В отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом

2. Налог на имущество физических лиц

В отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом

3. Налог на добавленную стоимость

В отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом)

 

 

 

 

Заменяет налоги

Применение патентной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате (п. 10, п.11 ст.346.43 НК РФ):

  • Налог на доходы физических лиц

В части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения

  • Налог на имущество физических лиц

В части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения

  • НДС

За исключением НДС, подлежащего уплате:

  • при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения
  • при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ

Порядок исчисления налога

Пример: срок действия патента = 12 месяцев

Размер налога = (налоговая база / 12 месяцев Х количество месяцев срока, на который выдан патент) Х 6%

Налоговые льготы, их виды

Налоговые льготы - это преимущества, которые законодательство предоставляет определенным категориям плательщиков по сравнению с остальными, в том числе и возможность не платить налог вовсе, или платить, но в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Таким образом государство создает более благоприятный налоговый климат для налогоплательщиков.

Имея право на льготу, лицо применять ее не обязано: организации и граждане решают сами, подавать ли документы на льготу, могут совсем отказаться от ее использования, либо приостановить действие льготы на один и более налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Нормы о льготах по налогам индивидуального характера не имеют, что означает – льготы предоставляются не конкретному лицу, а целой категории налогоплательщиков, отвечающей установленным условиям. Льготы по некоторым налогам могут и вовсе отсутствовать, поскольку для установления налога их наличие не является обязательным, то есть налог может «работать» как со льготами, так и без них.

Виды налоговых льгот

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но в целом их можно распределить на: освобождение от налога, уменьшение налоговой базы и налоговый кредит.

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы - освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ);
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку. К примеру, если до 01.01.2017 физлицо не получало от ИФНС уведомлений по налогу на имеющееся у него имущество и не платило налог, то заявив о таком имуществе до 01.01.2017, лицо платит налог с года, когда было сделано заявление, а за более ранние периоды налог с него не взимается;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
  • пониженная ставка налога - позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты - исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ (ст. ст. 218-220 НК РФ);
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты:

  • инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Зачастую к льготам также относят отсрочку или рассрочку уплаты налога, но это скорее послабление, не в полной мере соответствующее понятию и видам налоговых льгот, ведь налоговые обязательства при этом не уменьшаются. Уплата налога лишь переносится на более поздний срок, либо происходит разделение суммы к уплате на несколь


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.13 с.