Политическое развитие России в XIX веке — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Политическое развитие России в XIX веке

2019-08-01 291
Политическое развитие России в XIX веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕМИНАР

Конституционные проекты XIX века:

" Мечты и реальность "

Исполнитель:

Головкова Екатерина

11 А класс

Руководитель:

Чайка Елена Константиновна

 

Нижний Тагил 2006


Содержание

 

Политическое развитие России в XIX веке

Великая Французская буржуазная революция (1789-1794)

Конституция США

Крепостнический строй в России на рубеже XVIII-XIX-го столетий

Карамзин и его взгляды на Российское самодержавие

Взгляды Пушкина и декабристов на русское самодержавие

Проект Михаила Сперанского и Конституция США

Конституция России. Конституция Финляндии

Конституция Лорис-Меликова

Причины нереализации ни одного из проектов в период с XIX - нач. XXI

Список литературы

 


Политическое развитие России в XIX веке

 

"Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потом что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей" - Ф.М. Достоевский.

В XIX веке в политическом направлении Россия в значительной степени отставала. В ней сохранился самодержавный строй, и существовала такая организация власти, которая совершенно не отвечала требованиям времени. А государственные учреждения не имели определенных функций и пределов.

Когда Александр I вступил на престол, то сразу уничтожил Тайную канцелярию. Пересматривались судебные дела, смягчалась цензура, и был налажен контакт с зарубежными странами. Император восстановил екатерининские Городовое положение, Жалованные грамоты городам, Жалованная грамота дворянству (привилегии, свобода телесных наказаний). В армию возвращена русская военная форма.

12 декабря 1801 г. - указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, государственными крестьянами, отпущенными на волю крепостными.

20 февраля 1803 г. - указ о вольных хлебопашцах (крепостные крестьяне с согласия помещиков могла целыми селениями выкупаться на волю с землей).

Открылись новые университеты в Петербурге, Дерпте, Казани, Харькове. В ряде городов появились гимназии и уездные училища.

Организация Негласного комитета, где обсуждали будущие реформы в России (Якобинская шайка). Главные реформы:

1. Свобода личности и собственности человека, защита его законами.

2. Крепостное право.

Александр I решил навести порядок в системе управления и в 1802 г. он заменил прежние коллегии министерствами, чтобы они, со временем, стали управлять исполнительной властью и стали самостоятельными.

Вся организация деятельности министерств строилась по принципу единоначалия:

МИНИСТЕРСТВО

( Министр, через канцелярию получал на обсуждение вопросы, назначался императором и имел ничем не ограниченную власть в своей отрасли управления)

 

ДЕПАРТАМЕНТ

( Директор)


ОТДЕЛЕНИЯ

( Начальник)

 

СТОЛЫ

( столоначальник)

 

В 1810 г. был учрежден Государственный совет (высший законосовещательный орган империи), в состав которого входило сословие дворянства. Этот орган власти решал вопросы голосованием, и окончательное решение предоставлялось царю. А царь уже говорил свое мнение об этом решении. То есть самодержавную власть никто не ограничивал.

 

Конституция США

 

Первоначально государственное устройство США представляло собой конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. Не было ни президента, ни сената, ни Верховного суда. Власть эта оставалась номинальной, так как штаты имели свои финансы, вооруженные силы, таможенные правила и т.д. Сразу после освобождения от колониальной зависимости наиболее дальновидные политики считали такую форму временной и стремились к федеративной республике с сильным центром и общенациональной конституцией.

Конституция США - самая "старая" из писаных конституций, действующих в настоящее время. В ней отразились интересы социальных групп: рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии; каждый из штатов стал независимым государством.

Принятая 17 сентября 1787 года Конституция была передана в Континентальный конгресс.

Первоначальный текст Конституции кажется простым, логичным, сжатым, хотя при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что в нем много нечеткого, неконкретного и противоречивого. Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполнялись не очень быстро.

Конституция США - " жесткий", трудноизменяемый акт. Однако за более чем 200-летний период своего существования он проделал заметную эволюцию. Эта эволюция позволила улучшить функционирование центральных органов государственной власти, развить избирательное право и права граждан.

Учрежденная в США система центральных органов государственной власти стала притягательной моделью для большинства государств Центральной и Южной Америки, хотя некоторые вариации от страны к стране вполне очевидны. В США за основу построения системы власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в систему сдержек и противовесов. В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти - Конгрессом, Президентом и Верховым судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют цель - предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Эта система затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.

Конституция рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы и, чтобы власть была объединена в целое для эффективного управления.

Принцип разделения властей праведен через все важные положения Конституции. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти - избирательный корпус. Президент получал и получает власти в результате косвенных выборов, редко - прямыми выборами. Чаще избирали законодательные собрания штатов. Только Сенат - верхняя палата Конгресса с 1789 г. Формируется путем прямого голосования.

Фактические отношения между тремя основными органами власти постоянно изменяются.

Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. А вторым важным средством воздействия являются послания Президента - "О положении Союза". Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому, в случае разногласий, принадлежит последнее слово.

Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов.

Конституция закрепила федеративную форму территориального устройства страны; США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, так как на его территории находится столица страны - Вашингтон. Так же в Конституции регулируется вопрос о распределении компетенции между федерацией и ее субъектами.

В принятии поправок юридически участвуют только законодательные органы федерации и штатов или специально избранные для этого конвенты.

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны, так как она способствовала развитию новых производственных отношений.

В настоящее время Конституция США выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

 

Конституция Лорис-Меликова

 

"Слава богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством" (Александр III).

К началу 1880 г. в стране развивался и приобретал новые обороты народнический террор. Появлялись люди - нигилисты, которые отрицали все общеправовые нормы, установившиеся в обществе. Они ходили в народ и занимались пропагандой своих идей. Организовывались многочисленные кружки, где, в основном, считали террор революционным правосудием. Нигилисты произносили речи, борются за благо народа.

В результате появились идеи цареубийства. Эти цели ставила себе организация "Земля и Воля".

Желая положить конец антиправительственным выступлениям в стране, Александр II наделил большими полномочиями графа М.Т. Лорис-Меликова.

Его идеи:

1. Провести преобразования в системе политического управления страной.

2. Упразднение третьего отделения Императорской канцелярии.

3. Создание Департамента полиции.

4. Отставка некоторых высших сановников империи.

5. Учреждение совещательной комиссии при государственном совете.

6. Отправка в отставку некоторых высших сановников империи из-за дурной репутации в либеральных кругах.

Лорис-Меликов хотел вернуть царю спокойствие и помочь забыть идею об убийстве царя декабристам. Но его идеи не привлекли их, и они создали " Народную волю", руководителем которой стал студент Желябов. А дочь генерала С.Л. Петровская составляла с группой единомышленников план покушения на жизнь царя. Но полиция напала на Желябова, арест накануне убийства.

Идеи Лорис-Меликова не произвели должного впечатления на народников, поэтому его проект политических реформ не приняли за основу борьбы с народническим террором.

Также, кроме плана борьбы с террором, он создал множество проектов, одним из которых являлась конституция. Граф добился, чтоб этот проект оценили опытные люди.

Свои проекты Лорис-Меликов предполагал передать на рассмотрение особой комиссии, в состав которой должны были войти, кроме чиновников, выборные от губернских земств и некоторых городских дум.

Лорис-Меликов, верный принципу постепенности преобразований, предлагал поставить рядом с монархом не полноправный парламент, обсуждающий и принимающий правовые акты, и с овещательный представительный орган. Однако этот замысел не был осуществлён.

Убийство императора Александра II оказалось роковым для проекта Лорис-Меликова и для его карьеры. На заседании во дворце, где Победоносцев разоблачал конституционные стремления Лорис-Меликова, его проект был отвергнут императором Александром III. В консервативных кругах Лорис-Меликов считался носителем идеи либерализма и виновником катастрофы 1 марта.

Конституция Лорис-Меликова значительно ограничивала привлечение земских и думских представителей к рассмотрению законопроектов. 11 апреля 1880 Лорис-Меликов представил императору доклад, в котором предложил программу преобразований. Она предусматривала перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования, привлечение народа к участию в обсуждении проектов и некоторых правительственных распоряжений. Александр II одобрил проекты Лорис-Меликова и по его ходатайству уволил министра народного просвещения графа Толстого Д.А., что способствовало популярности Лорис-Меликова в либеральных кругах.

Свой доклад министр внутренних дел, граф М.Т. Лорис-Меликов представил 28 января 1881 г. В нем он выражал свое желание добиться успеха в преобразовательных работах центральных учреждений.

Было необходимо призвание общества к участию в разработке мероприятий. Но, по мнению Лорис-Меликова, для России немыслима никакая организация народного представительства. Он не одобрял предложения о создании земской думы или земского собора.

Граф учредил в С. - Петербурге временные подготовительные комиссии, чтобы работы этих комиссий рассматривались с участием представителей от земства и некоторых значительных городов.

Подготовительные комиссии состояли из представителей центральных правительственных ведомств, приглашенных служащих и не служащих лиц, известных своими специальными трудами в науке или опытностью по той иди другой отрасли государственного управления, народной жизни. Председательство в комиссиях принадлежало высшим государственным деятелям. В состав комиссий входили также ревизующие сенаторы по окончании ими ревизий.

На первое время число комиссий было ограничено двумя по главным отраслям: административно-хозяйственные и финансовые. Каждая комиссия подразделялась на отделы или подкомиссии.

Функции административно-хозяйственной комиссии:

· преобразование местного губернского управления (распределение прав и обязанностей и приведение административных учреждений в соответствие с судебными и общественными учреждениями, учитывая потребности управления)

· дополнение и внесение изменений в положение 19 февраля 1861 г. и последующих по крестьянскому делу указаний, соответственно выяснившимся потребностям крестьянского населения

· найти лучшие способы:

ü для прекращения обязательных отношений крепостных крестьян со своим помещиком;

ü для облегчения выкупных платежей для крестьян, которые находятся в плохом финансовом положении;

· пересмотр положений земского и городового, для внесения дополнений и исправлений

· организация продовольственных запасов и всей системы народного продовольствия

· применение меры по охранению скотоводства.

Решения вопросов, которыми занимались финансовые комиссии, вносились в доклад. Его предварительно рассматривало министерство внутренних дел, а потом все материалы передавались императору на рассмотрение решений вопросов, в основном податных, паспортных и других.

В обязанности комиссий входило составление законопроектов. Потом эти законопроекты, по указанию верховной власти, обсуждались в общей комиссии (не более двух месяцев), члены которой были председателями подготовительных комиссий. Членами этих комиссий были председатели от губерний, от некоторых значительных городов. Их было по два лица от каждой губернии и города.

В губернские земские собрания и городские думы было предоставлено избирательное право не только гласным, но и другим лицам, принадлежащим к населению губернии или города. А из губерний, где земские учреждения еще не открыты, могли бы быть призваны лица по указанию местной власти.

Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали вынесению на рассмотрение в государственный совет.

Работа подготовительной и общей комиссий должна иметь только совещательное значение и неизменную систему порядка возбуждения законодательных вопросов и рассмотрения их в Государственном совете.

Состав общей комиссии зависел от мнения императора. Комиссия получала право заниматься только тем, что было предоставлено ее рассмотрению.

Такое учреждение может дать правильный исход стремлению общественных сил служить престолу и отечеству, внесет в народную жизнь оживляющее начало и позволит правительству пользоваться опытностью местных деятелей, ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений.

Если не принять срочные меры по осуществлению моего проекта, то это может привести к равнодушию к общественному делу. А равнодушие со стороны народа может привести к анархической пропаганде.

 


Список литературы

 

1. Мироненко "Люди, идеи, решения" // История отечества 19-н.20 вв. Москва, 1991 г.

2. Советская историческая энциклопедия том 15 // Москва 1974 г.

3. Ежемесячный информационно-аналитический общеправовой журнал " Юридический мир "№ 12 // Москва 2004 г.

4. Конституция зарубежных государств № 3 // Издательство БЕК, Москва 2000 г.

5. Советский энциклопедический словарь № 4 // Москва 1990 г.

6. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов "История России XVII - XIX века" // Москва "Русское слово" 2003 г.

СЕМИНАР

Конституционные проекты XIX века:

" Мечты и реальность "

Исполнитель:

Головкова Екатерина

11 А класс

Руководитель:

Чайка Елена Константиновна

 

Нижний Тагил 2006


Содержание

 

Политическое развитие России в XIX веке

Великая Французская буржуазная революция (1789-1794)

Конституция США

Крепостнический строй в России на рубеже XVIII-XIX-го столетий

Карамзин и его взгляды на Российское самодержавие

Взгляды Пушкина и декабристов на русское самодержавие

Проект Михаила Сперанского и Конституция США

Конституция России. Конституция Финляндии

Конституция Лорис-Меликова

Причины нереализации ни одного из проектов в период с XIX - нач. XXI

Список литературы

 


Политическое развитие России в XIX веке

 

"Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потом что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей" - Ф.М. Достоевский.

В XIX веке в политическом направлении Россия в значительной степени отставала. В ней сохранился самодержавный строй, и существовала такая организация власти, которая совершенно не отвечала требованиям времени. А государственные учреждения не имели определенных функций и пределов.

Когда Александр I вступил на престол, то сразу уничтожил Тайную канцелярию. Пересматривались судебные дела, смягчалась цензура, и был налажен контакт с зарубежными странами. Император восстановил екатерининские Городовое положение, Жалованные грамоты городам, Жалованная грамота дворянству (привилегии, свобода телесных наказаний). В армию возвращена русская военная форма.

12 декабря 1801 г. - указ о праве приобретения земель купцами, мещанами, государственными крестьянами, отпущенными на волю крепостными.

20 февраля 1803 г. - указ о вольных хлебопашцах (крепостные крестьяне с согласия помещиков могла целыми селениями выкупаться на волю с землей).

Открылись новые университеты в Петербурге, Дерпте, Казани, Харькове. В ряде городов появились гимназии и уездные училища.

Организация Негласного комитета, где обсуждали будущие реформы в России (Якобинская шайка). Главные реформы:

1. Свобода личности и собственности человека, защита его законами.

2. Крепостное право.

Александр I решил навести порядок в системе управления и в 1802 г. он заменил прежние коллегии министерствами, чтобы они, со временем, стали управлять исполнительной властью и стали самостоятельными.

Вся организация деятельности министерств строилась по принципу единоначалия:

МИНИСТЕРСТВО

( Министр, через канцелярию получал на обсуждение вопросы, назначался императором и имел ничем не ограниченную власть в своей отрасли управления)

 

ДЕПАРТАМЕНТ

( Директор)


ОТДЕЛЕНИЯ

( Начальник)

 

СТОЛЫ

( столоначальник)

 

В 1810 г. был учрежден Государственный совет (высший законосовещательный орган империи), в состав которого входило сословие дворянства. Этот орган власти решал вопросы голосованием, и окончательное решение предоставлялось царю. А царь уже говорил свое мнение об этом решении. То есть самодержавную власть никто не ограничивал.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.