Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

2019-07-12 104
Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

 

Направление подготовки: 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) образовательной программы:

"Экономика предприятий и организаций (таможня)"

"Мировая экономика"

Уровень высшего образования

 БАКАЛАВРИАТ

 

Санкт-Петербург

2015


 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины: формирование у студентов системы базовых знаний и навыков в области истории экономических учений.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с основными этапами и направлениями развития экономической мысли;

- показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки;

- содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

 знать:

-основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

− этапы становления экономической науки: характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (маржинализма, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства;

институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России;

− характер и многообразие современного экономического знания,

его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими

доктринами и национальными культурами;

− связь между предпосылками различных экономических теорий,

мерой точности их выводов и областью применимости;

 уметь:

− на основе опыта различных школ экономической мысли

анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

− ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно- теоретические предпосылки такой позиции;

 − ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;

− оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости;

 владеть:

− понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

− методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

− навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли;

− навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

 

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина относится к Б1.Б.18 базовой части.

Дисциплина изучается на 1 курсе. 

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения  по дисциплине:

- Микроэкономика.

Дисциплина создает теоретическую основу для изучения дисциплин:

· Институциональная экономика;

· Макроэкономика.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетных единиц (ЗЕ), 144 академических часов.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

 

 

Виды работ Всего часов

Семестр (ы)

2        

Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, 54 54  
в том числе:      
Лекции (Л) 18 18  
Практические занятия (ПЗ), 36 36  
Лабораторные работы,      
Самостоятельная работа обучающихся 54 54  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

 

5.1. Распределение учебного времени по темам

и видам учебных занятий

Таблица 3.1

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения)

 

№ п/п

Наименование темы

Общая трудоемкость (час.)

Лекции (час.)

Практические

(семинары или

лабораторные занятия) (час.)

Самостоятельная работа (час.)

всего  

всего

 
1 2 3 4  

5

 

6

1курс

1 Раздел 1. Этапы становления экономической науки Тема 1.1. Особенности экономических воззрений в докапиталистических обществах   18 2  

6

 

10

 
2 Тема 1.2. Классическая политическая экономия. Оппоненты классической школы политэкономии 20 4  

6

 

10

 
3 Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли Тема 2.1. Маржиналистская революция. Маржиналистские школы и генезис неоклассической экономической теории   20 4  

6

 

10

 
4 Тема 2.2 Американский институционализм   16 2  

4

 

4

 
5. Тема 2.3. Современные экономические концепции 20 4  

6

 

10

 
6. Тема 2.4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли   20 2  

8

 

10

 
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

экзамен

  Итого 144 18

 

36   54

                     

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения)

 

№ п/п

Наименование темы

Общая трудоемкость (час.)

Лекции (час.)

Практические

(семинары или

лабораторные занятия) (час.)

Самостоятельная работа (час.)

всего  

всего

 
1 2 3 4  

5

 

6

1 курс

1 Раздел 1. Этапы становления экономической науки Тема 1.1. Особенности экономических воззрений в докапиталистических обществах   26 2  

4

 

20

 
2 Тема 1.2. Классическая политическая экономия. Оппоненты классической школы политэкономии 20 2  

4

 

20

 
3 Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений современной экономической мысли Тема 2.1. Маржиналистская революция. Маржиналистские школы и генезис неоклассической экономической теории   20    

 

 

20

 
4 Тема 2.2 Американский институционализм   20    

 

 

20

 
5. Тема 2.3. Современные экономические концепции 20    

 

 

20

 
6. Тема 2.4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли   14    

 

 

14

 
  Контрольная работа Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации

 

экзамен

  Итого 144 4

 

8   114

                     

5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем

План практического занятия «Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли»

Занятие проходит в форме тренинга.

Цель тренинга: систематизировать знания студентов по проблеме развития экономической мысли России (XIX – нач.XX вв.).

Правила проведения тренинга:

1. В ходе тренинга рассматриваются экономические воззрения, концепции известных экономистов России XIX - нач. XX вв. Два студента объединяются в одного «экономиста».

2. В тренинге используются карточки, на каждой из которой приведена цитата, или факт научной биографии экономиста. Всего 42 карточки: по три цитаты (факта) на каждого автора. На карточке автор цитаты не указывается.

3. Карточки перемешиваются и выдаются студентам, каждому потри.

4. Задача студентов – обмениваясь, собрать по три карточки с высказываниями (или фактами биографии) одного из обозначенных выше экономистов.

Подготовка тренинга:

1. Преподаватель готовит карточки с высказываниями (яркими фактами научной биографии) следующих экономистов: Н.С. Мордвинова, А.К.Шторха, И.В. Вернадского, Н.Г. Чернышевского, И.К. Бабста, В.П. Ворон-цова, Д.И. Менделеева, А.И. Чупрова, И.И. Янжула, С.Н. Булгакова, П.Б.Струве, М.И. Туган-Барановского, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева.

2. Студенты изучают литературу по данной теме, знакомятся с экономическими воззрениями, концепциями указанных выше экономистов.

Порядок проведения тренинга:

1. Организационная часть: преподаватель объявляет студентам цели, правила проведения тренинга; при необходимости студенты объединяются в малые группы; студентам выдаются таблицы для записи результатов, карточки с цитатами (фактами биографии) экономистов.

2. Тренинг: студенты анализируют высказывания (факты научной биографии) экономистов, обмениваются, подбирают карточки.

3. Итоговая часть: преподаватель собирает таблицы с записями результатов, выставляет баллы, определяет победителей.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Определить особенности русской экономической мысли.

3. Составить блок-схему по теме «Школы и направления в русской экономической мысли XIX – начале XX вв.».

4. Охарактеризуйте особенности отечественной экономической науки в 1920-30-е гг.

5. Познакомьтесь с исследованиями Конъюнктурного института.

6. Рассмотрите состояние и тенденции развития современной экономической теории в России.

 

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому (практическому) занятиям

Изучение темы целесообразно начать с выяснения особенностей русской экономической мысли. Для этого необходимо познакомиться с тематикой работ российских экономистов, определить круг проблем, волновавших российское экономическое сообщество. Далее постарайтесь понять, почему выраженная социальная, практическая направленность, повышенная озабоченность моральными проблемами были спецификой русской экономической мысли. Прокомментируйте мысль В. Автономова о том, что история развития экономической мысли в России была именно историей мысли – мнений, лозунгов по поводу экономической политики и главных вопросов общественной жизни. Изучая рекомендованную литературу, составьте блок-схему, в которой должны быть отображены основные направления, школы экономической мысли России XIX - нач. XX вв.

В заключение целесообразно изучить тенденции в российской экономической науке на современном этапе.

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему теоретическая и практическая линии в экономической мысли России первой половины XIX в. имели различную тематику?

2. Какие западные экономисты были популярны в России в начале XIX в.?

3. В чем заключалась теория цивилизации Г. Шторха?

4. Кто был автором первого русского учебника политэкономии и к какому из западных экономистов он был близок?

5. Какие основные направления и школы формировались в экономической мысли России во второй половине XIX - начале XX вв.?

6. В чем состоит практическая значимость теории больших циклов Н.Д. Кондратьева?

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Раздел 8.1. -1, раздел 8.2. – 1-4

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

1. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. - М.: РТА, 2010.

 

Вопросы

1. Почему Адама Смита называют отцом экономики?

2. Где создается богатство нации, по мнению Адама Смита?

3. Что Адам Смит называет «невидимой рукой» рынка?

4. Какую роль в экономике отводит Адам Смит государству?

5. Какова экономическая роль разделения труда?

 

Примеры заданий на экзамене:

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

1. Программные средства Microsoft Office – Word, Excel, PowerPoint.

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

 

Направление подготовки: 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) образовательной программы:

"Экономика предприятий и организаций (таможня)"

"Мировая экономика"

Уровень высшего образования

 БАКАЛАВРИАТ

 

Санкт-Петербург

2015


 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины: формирование у студентов системы базовых знаний и навыков в области истории экономических учений.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с основными этапами и направлениями развития экономической мысли;

- показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической науки;

- содействовать осмыслению вклада крупнейших экономистов прошлого, важнейших научных школ в познание экономической реальности.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

 знать:

-основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

− этапы становления экономической науки: характер экономических воззрений в докапиталистических обществах, особенности ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (маржинализма, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства;

институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России;

− характер и многообразие современного экономического знания,

его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими

доктринами и национальными культурами;

− связь между предпосылками различных экономических теорий,

мерой точности их выводов и областью применимости;

 уметь:

− на основе опыта различных школ экономической мысли

анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

− ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно- теоретические предпосылки такой позиции;

 − ориентироваться в современных идейно-теоретических и экономико-политических дискуссиях, определять место теоретических концепций и экономико-политических доктрин в структуре основных школ и направлений экономической мысли;

− оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости;

 владеть:

− понятийным аппаратом истории экономических учений и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;

− методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;

− навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли;

− навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

 

ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина относится к Б1.Б.18 базовой части.

Дисциплина изучается на 1 курсе. 

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения  по дисциплине:

- Микроэкономика.

Дисциплина создает теоретическую основу для изучения дисциплин:

· Институциональная экономика;

· Макроэкономика.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетных единиц (ЗЕ), 144 академических часов.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

 

 

Виды работ Всего часов

Семестр (ы)

2        

Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, 54 54  
в том числе:      
Лекции (Л) 18 18  
Практические занятия (ПЗ), 36 36  
Лабораторные работы,      
Самостоятельная работа обучающихся 54 54  

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.