Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-07-12 | 251 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Во время второй мировой войны к этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель – «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью». Метод оказался настолько полезным, что вошел в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают, он дает припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%. Этот метод противодействует забвению, заостряя ваше внимание на сути изучаемого, так что вы сразу выделяете основные идеи и при повторном просмотре текста уже держите в уме его структурную композицию. Он основан на упомянутых ранее принципах, но при этом в нем еще точно предусмотрен ряд этапов, сокращенно записываемых как SQ-3R:
S (survoler) – бегло ознакомиться
Q (questionner) – задавать вопросы
Дгерёгег) – делать отметки при чтении
3R I (reciter) – пересказать словами
Hrevoir) – просмотреть повторно
VIII. ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДУ SQ-3R
Выберите интересный вам текст или книгу. Важно, чтобы мотивы, побуждающие вас к чтению, были как можно сильнее – для большей концентрации внимания. Вначале вы можете использовать тексты, приведенные в этой главе, или по собственному выбору изучать одну из глав этой книги, например главу 2 («Как работает память»). Применяйте метод в соответствии со сказанным ниже.
Бегло просмотрите текст для выявления его главной мысли.
Поставьте вопросы, т е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.
Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.
Перескажите про себя эти идеи одну за другой, останавливаясь в конце длинных абзацев. Сделайте краткие заметки.
|
Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т е. на внутренней структуре текста. У вас должен быть общий профиль, который нужно будет дополнить существенными деталями. Киньте беглый взгляд на свои заметки, чтобы в общих чертах сверить их с текстом и тем самым закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили. И наконец (это очень важно!), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Убедитесь в том, что вы уяснили себе точку зрения автора. Дайте оценку позиции автора, отталкиваясь от его собственного контекста, попробуйте увидеть эту позицию в перспективе и посмотрите, насколько все друг с другом согласуется. Найдите возражения, неверные данные, ошибки, противоречия, предрассудки и уловки.
При желании, с учетом цели вашего чтения, вы можете упрощать метод, опуская этап «пересказа». Беглый просмотр газет, иллюстрированных и научно-технических журналов, докладов и книг поможет вам сберечь время и усилия: вы сосредоточитесь на том, что вам наиболее интересно. Вы осознаете, как важно сразу еще раз просмотреть только что прочитанный текст: вы можете подкрепить усвоенное, лишь комментируя и обсуждая его тотчас после прочтения. Чтобы идеи улеглись в голове, отведите на это некоторое время, пока текст еще свеж в памяти, – тогда вы усвоите больше. Не ограничивайтесь простым согласием или несогласием с автором. Попробуйте выразить словами, почему ваше мнение именно таково, и в точности описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем. Если вы будете обсуждать прочитанное с друзьями, то дольше сохраните его в активной зоне вашей памяти.
Краткий конспект
1. Читать с большей эффективностью означает читать с целью запомнить побольше на возможно более долгий срок. Для этого необходимо придать своей мысли структуру. Это можно сделать разными способами. У каждого метода свои достоинства. Испробуйте их все, перед тем как выбрать наиболее вам подходящий. Проявляйте гибкость мышления и обращайтесь при чтении к различным методам. Метод визуализации требует несколько большей тренировки, так как это новый подход. Однако он очень эффективен и применим более широко, чем можно было бы подумать.
|
2. При чтении зримо воспроизводите в уме образы, подсказываемые текстом. Это позволит восстановить текст по тем элементам, которые произведут на вас наибольшее впечатление или окажутся вам лично ближе всего. Мысленные образы служат подпоркой идеям. Делайте комментарии к ним.
3. При изучении текста переходите от общего к частностям, чтобы запомнить самое существенное. Подмечайте основные идеи и структуру их изложения, делайте свои личные комментарии по поводу интересных для вас деталей.
4. Читайте с целью получить конкретные ответы по методу Q3POC.
5. Чтобы легче усваивать материал, пользуйтесь методом SQ-3R.
6. Тотчас же по прочтении повторно просматривайте текст, при возможности делясь своими соображениями с другими людьми.
Примечание.
К какому бы методу вы ни прибегали, приспособьте его к своим надобностям. Только вы сами можете решать, какая степень детализации необходима вам для запоминания. При чтении для себя обычно вполне достаточно запомнить то, что вас поразило и заинтересовало (например, некоторые идеи, образы и т п.), в то время как при изучении текста необходим объективный и исчерпывающий анализ. В любом случае золотое правило состоит во внимательном отборе запоминаемых элементов и фиксации их в памяти одновременно на разных уровнях: чувственном (сенсорном), интеллектуальном и эмоциональном. Поэтому отмечайте в тексте, анализируйте и комментируйте все, что вас заинтересует, – и вы надолго это запомните, если будете время от времени освежать в памяти.
ГЛАВА 12 ЧИСЛА
Вы не можете делать суждения относительно самого себя, не привлекая воображения.
Марк Твен
В этой главе все, что мы изучали раньше, будет применено к запоминанию цифр и чисел. Ассоциирование зримых образов – очень удобный прием, которым можно широко пользоваться, когда он становится привычным нашему мышлению. Не забывайте, что в области памяти чудес не бывает – все сводится к надлежащим мысленным операциям.
|
Как часто нам бывает досадно, что мы не можем вспомнить какое-то число, будь то номер квартиры, куда мы должны попасть, номер машины, телефон родственника или друга. Даже если вы не питаете особой любви к цифрам (а потому, очевидно, и не уделяете им ни малейшего внимания), вы можете найти себе удобную систему их запоминания. Вначале нужно относиться к описанным ниже системам как к игре и пробовать разные методы; но не отбрасывайте их сразу как чересчур сложные, экстравагантные или требующие слишком много времени.
Во все прежние века было общепризнано, что мнемонические приемы служат надежными «подпорками» памяти, но в наши дни с ними знакомы лишь немногие. Некоторые умудренные опытом учителя предлагают иногда ученикам пользоваться такого рода приемами. Например, перечень семи союзов французского языка – mais, ou, et, done, or, ni, саг – совпадает по звучанию с фразой «Mais ou est done Ornicar?» («Но где же Орникар?»), которая легко запоминается. Еще пример: число П с точностью до пяти цифр – 3,1416 – нетрудно запомнить как фразу «что я знаю о кругах», где число букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Когда мы расстаемся со школой, лицеем или университетом, мы перестаем прибегать к мнемоническим приемам, так как столь явная нужда в них отпадает. Иные думают, что им вообще не под силу эти приемы освоить, и потому даже не пробуют это делать. Другие прикрывают свою лень или отсутствие уверенности в себе маской дешевого скептицизма. Когда вы в конце концов выберете себе систему запоминания, не забывайте о том, что ее изучение и освоение на практике требует времени. Некоторые люди делают из этого интеллектуальную игру, чтобы испытывать свою память. Поскольку все начинается с мотивации, найдите себе цель, которая стала бы для вас стимулом. Выберите номер, который вам всегда хотелось, запомнить, например номер счета в банке или телефон друга. Признано, что для запоминания чисел нужна заинтересованность. Есть люди, по-настоящему этим увлеченные, и для манипулирования числами в уме они прибегают ко множеству различных мысленных стратегий.
|
Наиболее распространена система запоминания, основанная на разбиении множества элементов на части; множество может быть рядом цифр (числом), фразой или абзацем текста. Именно так – «по складам» – обычно пишутся и читаются вслух номера, когда они слишком длинны, например номера удостоверений социального страхования, банковских счетов, кредитных карточек или даже телефонов. Легче запоминаются малые элементы информации, которые потом объединяются в одно целое. Это весьма простой способ придать запоминаемому материалу структуру. Вспомним в связи с этим очень простой способ шитья короткими нитками. Может показаться утомительным каждый раз закреплять нитку, обрезать конец и снова вдевать нитку в иголку, но все же это наилучший способ шитья. Согласно библейскому рассказу, Дьявол – поверженный ангел, всегда стремившийся доказать свое превосходство, посмеялся над Богом, шившим короткими нитками, и вызвал его на состязание – кто из них быстрее шьет. Будучи уверен в себе, Дьявол даже не потрудился смотать нитку в клубок, и хотя нить была без разрывов, она вся спуталась, так что невозможно было сделать ни одного стежка. Раздосадованный и опозоренный, Дьявол отказался от своих притязаний. Точно так же и мы обречены на поражение, если пытаемся запомнить слишком длинный ряд цифр, не разделяя его на части. Простое разбиение ряда на небольшие кусочки может оказаться достаточным. Именно так вы запоминаете номер своего телефона, и этот принцип вы используете постоянно.
Визуализация цифр тоже дает превосходные результаты. Именно так работает фотографическая память. Те, кто развил в себе эту способность, пользуются ею так же легко, как дышат. Кроме того, многие из них при анализе числа прибегают к мысленным операциям на основе логики элементарных арифметических расчетов. Например, для запоминания числа 10248 можно разбить его на 10, 2 и геометрическую прогрессию с основанием 2:
1– 2 = 2; 2 – 2 = 4; 4 – 2 = 8; это дает 10 и далее 2, 4, 8.
Такого рода действия кажутся элементарными людям с математическим складом ума. Те, кому арифметика не по вкусу, предпочитают системы запоминания, основанные на мысленных образах. Цифры и числа можно трансформировать в конкретные символы, образы которых удобно объединять путем ассоциаций. В этой главе вам представится случай использовать свое воображение. Вы, наверное, уже догадались, что за разными системами запоминания стоят знакомые вам общие принципы:
1) замена абстрактного понятия конкретным образом;
2) создание ассоциаций между образами;
3) подведение «опоры» в виде маленькой истории, связанной с данной ассоциацией (комментарий).
Для запоминания чисел потребуется лишь очень ограниченный набор символов, обычно 10. Их-то и нужно будет объединять в той или иной истории. В зависимости от того, какая память у вас лучше – зрительная или вербальная (словесная), вы можете отдавать предпочтение тому или другому коду. Люди, поднаторевшие в запоминании цифр, часто комбинируют коды обоих типов. Сначала прочитайте всю главу целиком, чтобы ознакомиться с разными способами, а потом уже сделайте свой личный выбор и переходите к практике. Позднее, возможно, вы придумаете свою собственную систему запоминания, основанную на вашем опыте.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!