Городская открытая научно-практическая конференция — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Городская открытая научно-практическая конференция

2019-06-06 172
Городская открытая научно-практическая конференция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Городская открытая научно-практическая конференция

 

 

Тема:

Ритм как средство художественное выразительности в творчестве Марины Цветаевой

 

 

2006г.


Содержание

 

Введение

Глава I. Ритм как средство выразительности

Глава II. Анализ ритмической организации стихотворения М. Цветаевой «Ученик»

Глава III. Характеристика ритмической организации лирики Марины Цветаевой

Глава IV. Сравнительная характеристика ритмической организации раннего и позднего периодов Марины Цветаевой

Выводы

Список используемой литературы


Введение

 

Ритм (гр. rhythmos – соразмерность, стройность) – мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в метрическом стихе[1].

Ритм – одно из главных средств организации поэтической речи. Для Марины Цветаевой ритм – это сама суть, сама душа ее поэзии. Ритм предстает в ее творчестве в своем прямом назначении: он служит внутренней формой стихотворной речи, создает движение стиха, резко, часто до неузнаваемости обновляет стихотворный размер. В этой области она выступила и осталась смелым новатором, подчас впадавшим в крайности и излишества, но, в конечном счете, обогатившим русскую поэзию XX века множеством счастливых находок. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» - восклицала Цветаева.

В этом 2006году 31 августа исполнится 65 лет с того самого дня, когда Марина Цветаева решила уйти из жизни.

Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Как считают Н.Забололцкий, Н.Клюев, Б.Пильняк, О.Мандельштам и многие другие писатели, она стала жертвой тоталитарного режима. Те, кто любит и понимает М.Цветаеву, знают, как сильно различаются ранний и поздний периоды ее творчества. Личная трагедия определила и выбор тем, и выбор художественных образов, но особенно заметны изменения в ритмической организации. Этим и объясняется наш выбор темы.

Цель нашей работы – выявить особенности ритмической организации лирики Марины Цветаевой, передающие эмоциональное состояние ее лирической героини.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

· познакомиться с ритмом как средством организации стихотворной речи;

· изучить анализ ритмической организации отдельного стихотворения;

· изучить характеристику ритма в поэтике М.Цветаевой;

· сравнить ритмику раннего и позднего периода творчества поэтессы;

· обобщить, систематизировать изученную информацию и сделать выводы.


Ритмические формы

 

Формы ритма поэтического произведения многообразны, виды его различны. С понятием «поэтический ритм» связаны, в общем, все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К их числу относятся повторы:

1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм);

2) стиховых строк равной длительности (силлабический);

3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический);

4) звуков в конце строк (рифма);

5) Звуков на разных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма);

6) Чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца стиха мужское и женское, мужское и дактилическое, женское и дактилическое (каталектика);

7) пауз внутри и в конце стиховых строк (цезура);

8) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основы стиха (интонационный ритм);

9) тождественных или аналогичных стиховых групп – от простых парнорифмующих двустиший до сложных моно- и полиметрических построений (строфический). [5]

Впрочем, настоящий перечень не включает в себя все виды ритма и поэтическом произведении – здесь названы лишь важнейшие; иные виды могут возникать в стихотворении, обладающем той или иной особой структурой.


Глава III. Характеристика ритмической организации лирики Марины Цветаевой

Дабы ты меня не видел –

В жизнь – пронзительной, незримой.

Изгородью окружишь.

Жимолостью опояшусь,

Изморозью опущусь.

Дабы ты меня не слышал

В ночь – в премудрости старушьей:

Скрытнечестве – укреплюсь.

Шорохами опояшусь,

Шелестами опушусь.

Музыкальность и мягкий ритм создаются в этом произведении не только особыми фонетическими средствами (текст наполнен «шуршащими» и «убаюкивающими» глухими согласными [ш], прикрытым лабиализованным [у]), но и своеобразной синтаксической и словообразовательной организацией стиха.

Деревня! Душа разгневанная

Гнев порывист. Гнев разметан по сторонам, импульсивен. Открытие Цветаевой состоит в том, что, выражая чувство гнева в слове, она сопоставила пульсацию биоритмов с ритмами сокращения стихотворной «пружины». Это реализуется так.

Нечетные строки оперены мужскими рифмами (ударение на последний слог), а четные - супердактили (ударение на четвертый слог с конца). Значит «пружина» ритма по переменно. То сжимается в конец слова, то растягивается к его началу:

Опила´сь – разгне´ванная – зарекла´сь – с де´монами

(мужская рифма – супердактиль, мужская рифма – супердактиль)

Прохладой вечности

По своей системе приемов стихотворение «В раю» во многом сходно с символическим вообще, а с брюсовском в частности произведениями. Это и использование повтора первой строки начальной строфы в последней строфе («Воспоминание слишком давит плечи»), это широко распространенный с легкой руки Брюсова ритмический перебив в последней строке первых трех строф. Цветаева прибегает к перекрестной рифмовке четверостиший, но вторая и четвертая строки не совпадают, последняя как бы усечена:

Ловить твой взор.

Впоследствии Цветаева сделает, перебив одним из важнейших своих приемов, придав тем самым русской «книжной» поэзии новое качество, сближающие ее с народным стихосложением, но генетически этот прием будет восходить к Брюсову.[6]

Ритм в поэзии Цветаевой обладает особой структурой, в котором используется различные ритмические формы. Даже в одном стихотворении Цветаева может мастерски использовать пять разных форм ритма, который создаются:

· фонетическими и словообразовательными средствами

· разнообразными комбинациями рифм (мужских, женских, супердактилических)

· использованием перебива, который сближает ее поэзию с народным стихосложением.


Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы…

В очерке «Мать и музыка» (1934) Цветаева вспоминает о своем увлечении и занятиях музыкой и, той, которая щедро дарила ей сокровища своего таланта, – матери Марии Александровне Мейн, прекрасной пианистке, «которая на рояле могла все», сходившей на клавиатуру, «как лебедь на воду», привившей к дочери любовь к Шуману, Бетховену. Моцарту, Верди, Чайковскому. Шопену…

«Музыка полнила дом радостью», - отмечала сестра Анастасия.

«Музыка обернулась лирикой», - писала поэтесса, с благодарностью вспоминая музыкальные вечера в родительском доме, игру матери на рояле, ее пение под гитару удивительных по красоте романсов. Стихотворения Цветаевой напоминают маленькие музыкальны пьесы (особенно Р.Шумана), завораживают потоком гибких, постоянно меняющихся ритмов. Интонационный строй передает всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы. Ранняя Цветаева тяготеет к традиционно – классическому стиху:

Цыганская страсть разлуки!

Я лоб уронила в руки

И думая глядя в ночь:

Не понял глубины,

Как мы вероломны, то есть –

Как сами себе верны.

Зрелая Цветаева – это пульсирующий, внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы, буквально телеграфная лаконичность, отказ от традиционной ритмомелодики. «Я не верю стихам, которые льются, - писала поэтесса в этот период. – Рвутся – да!» Выбор такой поэтической формы был обусловлен глубокими переживаниями, тревогой, переполнявшими ее душу. Звуковые повторы, неожиданная рифма, порой неточная, способствует передаче эмоциональной информации.

 

Усталая – Гляжу на звезды.

Так через радугу всех планет

Пропавших – считал-то кто их? –

Гляжу и вижу одно: конец.

Раскаиваться не стоит.


И наконец, революция: муж с белыми, она – в красной столице, где ее духовное одиночество становится невыносимым: «Все истрепала, изорвала, - только осталось, что два крыла» («На тебе ласковый мой, лохмотья…», 1918).

А вот финал «Вечера поэтесс», на котором Цветаева в декабре 1920 г. читала свои стихотворения:

Я утверждаю, что – невинна.

Пересмотрите все мое добро,

Скажите или я ослепла?

Я выпросила у счастливых.

Конь – хром,

Меч – ржав,

Кто – сей?

Вождь толп –

 

И тому подобное многим казалось утомительным, особенно в длинных стихотворениях или поэмах.

Ритмическая стихия порой совершенно овладевала Цветаевой. Она действительно слушала и беспрерывно слышала «музыку» Магия оставалась лишь в отдельных строфах и строчках, в отдельных изумительных образах, а общая ритмическая напряженность и эмоциональная насыщенность целых пассажей срывалась иногда в вопль, в крик, в непрестанное «нажимание падалей».

Эмиграционный период был самым трагическим. Ностальгия по Родине, частична, а затем – практически полная духовная изоляция, последовавшая за разоблачением и бегством сотрудничавшего с НКВД С.Эфрона; неопределенность положения, желание уехать в СССР, чтобы быть рядом с мужем и находившейся уже там дочерью Ариадной; предчувствие новой беды, быть может, гибели (она не могла не знать о существовании книги-предостережения писателя Андре Жида «Возвращение из СССР», о приезде в Париж Ф.Ф.Расколльникова и др.); чувство обреченности – вот составляющие трагедии, финал, который наступил в Елабуге (Прикамье), маленьком городке, в котором Цветаева вместе с сыном оказалась в 1941 г. (а этому предшествовали прибытие в СССР, арест дочери и мужа, атмосфера страха и лжи, царившие в стране, начало войны и др.).

Н.Гордон вспоминая разговор с поэтессой накануне отъезда в Елабугу, пишет: «Одну фразу ее я запомнил на всю жизнь: «Нина, милая, не чувствую себя одинокой только в бомбоубежище».

31 августа 1941 года Марина Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели, Н.Клюев, Б.Пильняк, О.Мандельштам и многие другие писатели считают, она стала жертвой сталинского тоталитарного режима.

Вскрыла жилы: неоставимо,

Невосставимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих

Как считает Б.Ширяев «Марина Цветаева поглощена всецело тем, чтобы изумлять читателя своей талантливостью и брать с него дань удивления, ничего взамен не давая. Сказать Цветаевой нечего. Ее искусство похоже не зияющую, пустую каменоломню. И не случайно лучшие, самые удачливые ее стихи были посвящены великому фокуснику Казанове»[8].

Так характеризует поэзию Марины Цветаевой И.Тхоржевский в своей замечательной работе «Русская литература».

Марина Цветаева принадлежала к поколению революционного перелома всего бытия в России в целом и мерности развития ее творчества в частности. Марина Цветаева видела жизнь не такой, как она есть, но такой, какой она хотела ее видеть, хотела не волевым устремлением свободного человека, но зигзагом девичьего каприза. Таким же капризом определялось и ее отношение к слову, к сочетанию слов, к их содержанию. Отсюда стремление к изыску, излому, неизбежно повлекшим за собой вывих, для творческой личности травму. Вывихи словесной формы, вывихи ее идейного содержания, вывихи духовных устремлений, таким, где они все-таки были, громоздились в клубах безыдейных словесных туманов, против которых неутомимо боролся современник Марины Цветаевой и властитель дум современной русской молодежи по обе стороны железного занавеса – Н.Гумилев.

Таким образом, можно сделать вывод, что отличительной особенностью лирики раннего периода поэтессы является близость к традиционно классическому стиху, а поздний же период характеризуется пульсирующим, внезапно обрывающимся ритмом, отрывистыми фразами, телеграфной лаконичностью, отказом от традиционной ритмомелодики.


Заключение

В соответствии с поставленной целью нами были выполнены все задачи работы, и мы пришли к следующим выводам:

1. Отличительной особенностью лирики раннего периода поэтессы является близость к традиционно - классическому стиху.

2. Поздний период характеризуется пульсирующим, внезапно обрывающимся ритмом, отрывистыми фразами, телеграфной лаконичностью, отказом от традиционной ритмомелодики.

3. Выбор ритмической формы обусловлен трагическими событиями ее жизни; Звуковые повторы, неожиданная рифма, порой неточная, способствуют передаче эмоциональной информации.

4. Ритм в поэзии Цветаевой обладает особой структурой, в которой используются различные ритмические формы, разнообразные комбинации рифм.

5. Поэтесса мастерски использует различные фонетические и словообразовательные средства; перебив, который сближает ее поэзию с народным стихосложением.

Цветаеву – поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи узнаешь ее безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей информации. Это, бесспорно, верный критерий подлинности и силы поэтического дарования.


Список используемой литературы

1. Егоров Б.Ф. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – М.; изд-во «Просвещение» 1988.

2. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: изд-во, «Дрофа", 1998.

3. Белова Л.А. Марина Цветаева. Избранные произведения. – М.; Л.: Сов. Писатель, 1965.

4. Белова Л.А. Марина Цветаева: В 2-х ч. Ч I 1910-1941гг. Родство и чуждость. – М.; изд-во «Дрофа», 2000.

5. Марина Цветаева: В 2-х ч. Ч II 1942-1987гг. Обреченность на время. – М.; изд-во «Дрофа», 2001.

6. Марина Цветаева, собр. соч. в семи томах, том 5. Автобиографическая проза. Статьи, эссе, переводы. - М.: изд-во, «Эллис Лак», 1994.

7. Н.Гумилев. Письма о русской поэзии. Пгр., изд-во «Мысль», 1923.

8. Есин А.Б., Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998.

9. Орлов В. Марина Цветаева: Судьба. Характер. Поэзия. – М.; Л., 1965.

10. Эфрон А.С. Страницы воспоминаний (фрагменты) Звезда, 1973. - № 3


[1] Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: изд-во, «Дрофа", 1998, стр. 155

[2] М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т. VII. М. – Л., Изд-во АН СССР,1952, стр. 15.

[3] Н.Гумилев. Письма о русской поэзии. Пгр., изд-во «Мысль», 1923, стр. 215

[4] М.В.Ломоносов. Полн. собр. соч., т. VII, стр. 16

[5] См.: Е. Эткинд. Разговор о стихах. М., 970, стр. 68 -75. –Другие классификация ритма в широком смысле термина см. в работах Б.В.Томашевского, С.Д.Балухатого, С.М.Бонди, В.В.Кожинова. М.М.Гиршмана. У Б.В.Томашевского: 1) ритм словесно – ударный, 2) ритм интонационно - фразовый, 3)ритм гармоничный 9в кн.: О стихе. Л., 1929); у С.Д.Балухатого: 1) ритм ударности, 2) ритм созвучия, 3) ритм образности, 4) ритм строфичности (см.: К вопросу об определению ритма в поэзии. «Известия Самарского госуниверситета», 1922, вып. 3); у В.В.Кожинова: 1)полиритмия (раздел – словораздела), 2) фонический ритм (аллитерации и ассонансы), 3) грамматический ритм (повторение и взаимодействие однородных синтаксических конструкций), 4) семантический ритм (чередование напряжений и разрешений поэтического смысла) (в кн.: как пишут стихи. М.: изд-во «Просвещение», 1970, стр. 151-152, со ссылкой на лекционный спецкурс С.М. Бонди)

[6] Кудрова И.В. Версты, дали…: Марина Цветаева: 1922 – 1939. – М.: Сов. Россия, 1991.

[7] Швейцер В.А. Марина Цветаева. 2-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 2003

[8] Марина Цветаева: В 2-х ч., Ч II 1942 – 1987гг. Обреченность на время. – М.; изд-во «Дрофа», 2001

Городская открытая научно-практическая конференция

 

 

Тема:


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.