Аналитическая теория личности К.Г. Юнга — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Аналитическая теория личности К.Г. Юнга

2019-06-06 336
Аналитическая теория личности К.Г. Юнга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юнг утверждал, что душа (в его теории это термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных структур, находящихся в постоянном взаимодействии - эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго есть центром сферы сознания, включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго есть основа нашего самосознания, благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности. Эго обеспечивает чувство постоянства и направления в нашей сознательной жизни. Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Я отвечает за чувство самотождественности и непрерывности

Личное бессознательное содержит в себе конфликты, когда-то осознаваемые, но теперь подавленные или забытые. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Также в личном бессознательном хранятся комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на повеление человека и его мироощущение. По утверждению Юнга, материал личного бессознательного у каждого из нас уникален, и как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума. Оно состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию; между личным бессознательным и Я идет сильное "двустороннее движение.

Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Юнг считал, что «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов, это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетипы — это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными образами, некой памятью об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного. В действительности, это не воспоминания или образы, как таковые, а именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации. Архетипы являются структурно-формирующими элементами внутри бессознательного. Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным, однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона - есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействуем с другими. Личность включает в себя наши социальные роли, одежду, которую мы носим, и наши индивидуальные способы выражать себя. Целью персоны есть произведение впечатления на других и утаивание от других своей истинной сущности. Персона имеет и негативные, и позитивные аспекты. Доминирующая персона может подавить человека. Как часть своей позитивной функции, она ограждает эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Вдобавок персона является ценным инструментом для общения. Персона может быть решающей в нашем позитивном развитии. Когда мы начинаем играть главную роль, наше эго мало-помалу стремится идентифицироваться с ней. Этот процесс является основным в личностном развитии, тем не менее он не всегда позитивен.

Противоположностью персоны выступает архетип тень, это символ подавленной темной, дурной и животной сторону личности. Тень состоит из материала, подавленного сознанием, содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты. При этом положительная сторона тени заключается в источнике жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит направлении в нужное русло энергии тени, обуздании пагубной стороны нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой творческой жизнью.

Анима и анимус выражают природную андрогинную природу людей. Юнг считал очевидным, что составной частью персоны является некая бессознательная структура, и назвал ее анимой у мужчины и анимусом у женщин. Эта основная психическая структура служит средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Анима есть внутренним образом женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона, а анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Основой для признания этих архетипов есть факт выработки и женских и мужских гормонов в организме женщины и мужчины. Этот архетип эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.

Самость – наиболее важный и трудный для понимания архетип в теории Юнга. Она представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. В понимании ученого, развитие самости – главная цель человеческой жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.