Укрупненная тема  Сестринское дело в хирургии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Укрупненная тема  Сестринское дело в хирургии

2019-05-27 219
Укрупненная тема  Сестринское дело в хирургии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс 3        

Балаково 2017 г.

« Термическая травма: ожоги и отморожения. Электротравма ». Методическая разработка лекционного занятия по укрупненной теме  Сестринское дело в хирургии.  Автор: Каширова Вера Юрьевна.

 Балаково, 2017 г. – 29 страниц.

«Утверждено» на заседании ЦМК  Клинических дисциплин 1 Протокол №__ от «__» ____ 2017 г. Председатель ЦМК (Ф.И.О.)________________________ (подпись председателя) «Согласовано» с методическим кабинетом колледжа методист колледжа (Ф.И.О.)________________________ (подпись методиста)

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Технологическая карта лекционного занятия

Распределение рабочего времени на учебном занятии

План изложения теоретического материала

Содержание теоретического материала

Контрольно – оценочный материал

Список рекомендуемой литературы

Приложение

Пояснительная записка

Улучшение качества подготовки средних медицинских работников обуславливает необходимость совершенствования учебного процесса, коррекции существующих учебных программ в соответствии с образовательными стандартами нового поколения и создание новых учебных пособий.

Методическая разработка по укрупненной теме Сестринское дело в хирургии на тему: «Термическая травма: ожоги и отморожения. Электротравма» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, а также квалификационной характеристикой по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Разработка соответствует объему времени, предусмотренному учебным планом и рассчитана на 4 академических часа.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии. Используются знания, полученные на других дисциплинах общепрофессионального цикла: «Латинский язык с медицинской терминологией», «Фармакология», «Психология» «История медицины». Не лишними являются знания основ сестринского дела.

Изучение УТ Сестринское дело в хирургии поможет в освоении других междисциплинарных курсов, изучаемых студентами на следующем году обучения: МДК. 02.02. Основы реабилитации, МДК.03.01. Основы реаниматологии, МДК. 03.02. Медицина катастроф.

 

Технологическая карта лекционного занятия

Цели занятия:

Образовательные: познакомить студентов с ожоговой травмой, принципами оказания первой помощи и способами лечения ожоговых больных;

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, обобщать анализировать, развивать клиническое мышление;

Воспитательные: способствовать  формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам; воспитывать чувство ответственности и профессионального долга;

Студент должен иметь представление:

Студент должен знать:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

  ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9.  Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.  Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Тип занятия: Структура занятия соответствовала типу занятия (формирование новых знаний), виду занятия (теоретическое).

Уровень освоения: 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

Обеспечение учебного занятия:

1. Рабочая программа;

2. Календарно – тематический план;

3. Поурочный план;

4. Методическая разработка лекционного занятия;

5.  Мультимедийная презентация;

6. Ноутбук, ММ проектор.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы: составление памятки, буклета по темам: «Первая помощь при термическом ожоге», «Первая помощь при химическом ожоге», «Первая помощь при электротравме», сообщение «Устройство клинитрона».

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ ВРЕМЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Организационный момент 2 мин. Преподаватель настраивает внимание студентов на работу, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, готовность аудитории к занятиям.
2. Формулировка темы, ее мотивация 2 мин. Преподаватель сообщает тему занятия, акцентируя внимание на ее значимости для практической деятельности.
3. Определение целей занятия 3 мин. Преподаватель знакомит студентов с теми знаниями и практическими навыками, которые будут являться конечным результатом учебно – позновательной и практической деятельности.
4. Работа над изучаемым материалом 70 мин. Преподаватель формирует единый уровень знаний по теме, знакомя студентов с новым теоретическим материалом в соответствии с целями занятия.
5. Закрепление нового материала 10 мин. Преподаватель проводит фронтальный опрос среди студентов, разъясняя трудные для их понимания вопросы с целью закрепления нового материала, выявления уровня приобретенных знаний.
6. Подведение итогов занятия. Задание на дом 3 мин. Преподаватель анализирует работу на занятии, достижение целей

 

 

План изложения теоретического материала

1. Термические ожоги

2. Ожоговая болезнь

3. Роль медицинской сестры при лечении пациентов с ожогами

4. Химические ожоги: причины возникновения, симптомы и признаки, меры первой помощи и комплексное лечение

5. Отморожения

6. Электротравма

 

Содержание теоретического материала

Комбустиология, или ожоговая медицина — сравнительно молодая отрасль медицины, изучающая тяжелые ожоговые поражения и связанные с ними патологические состояния, в частности, ожоговый шок, а также методы лечения таких состояний.

Ожог — повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжелых металлов и др.), радиационным излучением.

По типу повреждения ожоги классифицируются на следующие.

1. Термические. Возникают в результате воздействия высокой температуры. Факторы поражения:

- пламя. Площадь ожога относительно большая, по глубине преимущественно 2-я степень. При первичной обработке раны представляет сложность удаление остатков обгоревшей одежды, незамеченные нити ткани могут в последующем служить очагами развития инфекции. Могут поражаться органы зрения, верхние дыхательные пути;

- жидкость. Площадь ожога относительно небольшая, но глубокая, преимущественно 2—3-й степени;

- пар. Площадь ожога большая, но относительно неглубокая. Очень часто поражаются дыхательные пути;

- раскаленные предметы. Площадь ожога всегда ограничена размерами предмета и имеет относительно четкие границы и значительную глубину — 2—4-й степени. Дополнительные травмы могут происходить при удалении предмета, нанесшего травму. Происходит отслоение пораженных слоев кожи.

2. Химические. Возникают в результате воздействия химически активных веществ:

- кислоты. Ожоги относительно неглубоки, что связано с коагулирующим эффектом кислоты: из обожженных тканей формируется струп, который препятствует дальнейшему ее проникновению. Ожоги концентрированными кислотами менее глубоки, поскольку из-за большей концентрации и струп формируется быстрее;

- щелочи. Щелочь, воздействуя на ткани, проникает довольно глубоко, барьер из коагулированного белка, как в случае с кислотой, не формируется;

- соли тяжелых металлов. Ожоги, как правило, поверхностны, по внешнему виду и клинике такие поражения напоминают ожоги кислотой;

- в электрические и ожоги вольтовой дугой. Возникают в точках входа и выхода заряда из тела. Особенностью является наличие нескольких ожогов малой площади, но большой глубины. Особенно опасны подобные ожоги при прохождении через область сердца (электротравма). Ожоги вольтовой дугой напоминают ожоги пламенем и возникают при коротких замыканиях, без прохождения тока через тело пострадавшего.

3. Лучевые. Возникают в результате воздействия излучения разных типов:

- световое излучение. Ожоги, возникающие под действием солнечных лучей, в летнее время — обычное явление. Глубина на преимущественно 1-й, редко 2-й степени. Ожоги также могут вызываться световым излучением любой части спектра, в зависимости от длины волны отличаются глубина проникновения и, соответственно, тяжесть поражения;

- ионизирующее излучение. Ожоги, как правило, неглубокие, но лечение их затруднено из-за повреждающего действия излучения на подлежащие органы и ткани. Повышается ломкость сосудов, кровоточивость, снижается способность к регенерации.

4. Сочетанные. Поражение несколькими факторами различной этиологией например, паром и кислотой.

5. Комбинированные. Сочетание ожога и травмы например, перелома.

Термические ожоги

Термические ожоги могут быть вызваны пламенем, кипятком, раскаленным металлом, солнечными лучами и т.п.

Клинико-морфологическая классификация:

- Первая степень. Поражается верхний слой ороговевающего эпителия. Проявляется покраснением кожи, небольшим отеком и жгучей болью. Через 2—4 дня происходит выздоровление. Погибший эпителий слущивается, следов поражения не остается;

- Вторая степень. Повреждается ороговевающий эпителий до росткового слоя. Формируются небольшие пузыри с серозным содержимым. Полностью заживают за счет регенерации из сохранившегося росткового слоя за 1 —2 недели;

- Третья степень. Поражаются все слои эпидермиса и дерма.

Третья А степень. Частично поражается дерма, дном раны служит неповрежденная часть дермы с оставшимися эпителиальными элементами (сальными, потовыми железами, волосяными фолликулами). Сразу после ожога выглядит как черный или коричневый струп. Могут формироваться пузыри большого размера, склонные к слиянию, с серозно-геморрагическим содержимым. Болевая чувствительность снижена. Возможно самостоятельное восстановление поверхности кожи, если ожог не осложнится инфекцией и не произойдет вторичного углубления раны.

Третья Б степень. Тотальная гибель кожи до подкожно-жировой клетчатки;

- Четвертая степень. Гибель подлежащих тканей, обугливание мышц, костей, подкожно-жировой клетчатки.

Важную роль в определении тяжести поражения играет не только глубина, но и площадь ожога. Существует несколько методов вычисления площади ожога.

Правило «девяток» (метод Уоллеса)

Поверхности разных частей тела составляют примерно по 9% (или кратно этому числу) от общей площади поверхности тела:

- площадь головы и шеи — 9%;

- грудь —9%;

- в живот —9%;

- задняя поверхность тела — 18%;

- в рук — каждая по 9%;

- в бедра —по 9%;

- в голени и стопы — по 9%;

- промежность и наружные половые органы — 1 % поверхности тела.

У детей эти пропорции несколько иные — например, голова и шея у них составляют свыше 21 % от полной поверхности. Схема эта дает довольно приблизительное представление о площади ожога, но проста в использовании и в экстренной ситуации позволяет быстро определить площадь пораженной кожи.

Правило ладони (метод Глумова)

Ладонь человека соответствует приблизительно 1% поверхности кожи, что позволяет использовать ее как единицуплощади ожогов.

Инструментальные методы (метод Постникова)

В современной медицине также используются специальные градуированные пленочные измерители, когда прозрачная поверхность с нанесенной на нее мерной сеткой накладывается на ожоговую поверхность.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.