Законы Тауке хана «Жеты Жаргы» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Законы Тауке хана «Жеты Жаргы»

2019-05-27 226
Законы Тауке хана «Жеты Жаргы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет 1

Законы Тауке хана «Жеты Жаргы»

«Жеті жарғы» содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть в нем охватывались все стороны жизни казахского общества. «Жеті жарғы» включал в себя следующие основные разделы:
1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

 

Охарактеризуйте особенности эпохи мустье.

Мустьерский период раннего палеолита (140–40 тыс. лет до н.э.)

Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание

Чтобы не погибнуть от холода, люди должны были обеспечить себя надежным жилищем и теплой одеждой. Первыми жилищами древних людей были пещеры. Обычно пещеры были заняты животными. Люди с помощью огня выгоняли оттуда огромных пещерных медведей и львов. Древнейшие люди рано научились пользоваться огнем. Но добывать огонь люди не могли, поэтому использовали и сохраняли естественный огонь, возникший от попадания молнии в дерево. Вид древнего человека, жившего в период мустье, ученые называют неандертальцем. Останки неандертальцев найдены во многих частях света. Скелет неандертальского мальчика был также найден в Узбекистане, в местечке Тешикташ, по нему была сделана реконструкция, позволившая воссоздать облик древнего ребенка. Неандертальцы жили 100–35 тысяч лет до н.э. Они умели делать орудия труда и оружие из камня, дерева и кости. Неандертальцы преимущественно занимались охотой и собирательством.

Древние люди эпохи мустье вначале освоили центральный и восточный регионы Казахстана. В этих регионах были найдены стоянки Обалысай, Музбель, Канай и др. Многочисленные стоянки первобытных людей мустьерского времени обнаружены археологами в Восточном и Южном Казахстане. Одним из памятников является многослойная стоянка имени Ш. Уалиханова.

В мустьерскую эпоху происходит усовершенствование нуклеусов, как дисковидных, так и леваллуазских, достигающих в эту эпоху большого совершенства. В мустьерский период орудия труда были более разнообразны, чем в предшествующее время, чаще встречаются скребла и остроконечники Скребло обрабатывалось лишь по одному краю. Многочисленные находки скребел, служивших для обработки шкур, свидетельствуют о широком использовании шкур животных, в том числе и для одежды.

Остроконечник обрабатывали с двух сторон и использовали в качестве ударного и режущего инструмента. Находят различные виды остроконечников, так удлиненные остроконечники прикрепляли к палке и использовали в виде ножа или копья. Так начали появляться составные орудия.

3. Заполните таблицу:

Ситуация в Казахстане в годы Первой мировой войны.

В промышленности:

Проникал российский и иностранный капитал

Проникал банковский капитал

Сырьевая направленность промышленности, мелкие предприятия

Развивались ярмарочная и стационарная торговля

Формировался пролетариат, но малочисленный

 

В общественно- политической жизни:

Усилился произвол царской администрации в отношении трудового народа

Рабочее и крестьянское движение возобновилось: В июне 1915 года бастовали рабочие экибастузских копей, Спасского медного рудника и Оренбургско-Ташкентской Ж/д

Национально-освободительное движение 1916г.

 

В сельском хозяйстве:

Интенсивное изъятие земель: к 1917 году 45 млн. десятин земли изъято

Переселенческая колонизация продолжалась: к 1917 году – 42% русских в Степном крае.

В «излишки» зачислялись лучшие земли казахов

Нарушены традиционные маршруты кочевок казахов

 

 

  Билет 2

Билет 4

Казахстан в эпоху энеолита.

В период медно-каменного века, т. е. энеолита, человек начал пользоваться орудиями из металла. Этот период охватывает 3000–1800 лет до н.э. В медно-каменном веке люди ста- ли делать орудия, изготовленные из меди. Медь не смогла полностью вытеснить каменные орудия труда. Камень оставался в те времена основным материалом для изготовления орудий труда. Тем не менее, в эпоху энеолита произошло два крупных изменения в общественной жизни древних людей: возникло отделение скотоводства от земледелия и главенствующим стал патриархальный род.

Медь – легкий металл, быстро принимает нужную форму.Люди научились изготовлять из нее кинжалы, топоры, женские украшения и другие вещи. Керамика была в основном горшковидной формы, поверхность украшалась сплошным орнаментом или ломаными линиями.

 

 

Замечательный памятник эпохи энеолита в Казахстане, найденный на севере страны, – поселение Ботай. Поселение относится к 3–2 тысячелетиям до н.э. и занимает площадь 15 гектаров. Во время проведенных на поселении археологических раскопок были найдены остатки 158 жилищ. Стены жилищ были по" крыты шкурами животных, в центре находился очаг для обогрева и приготовления пищи.

 

Археологами во время раскопок были найдены каменные орудия труда – наконечники стрел, копья, ножи и топоры. Встречались костяные иглы и глиняная посуда.

 

Здесь были обнаружены в огромном количестве кости лошадей, что свидетельствовало о том, что ботайцы приручили лошадь. Кроме того, были найдены кости лося, косули, медведя, кабана, собаки и горностая.

 

Энеолитические памятники имеются и в Мангистау. В местности Шебир археологи нашли орудия труда из камня и меди. Яйцеобразная посуда была изготовлена из обожженной глины. Древние гончары покрывали горшки орнаментом, напоминавшим гребень.

 

Жители Шебира носили ожерелья из морских моллюсков. Украшения были искусно обработаны, а дырки просверлены сверлом. Люди здесь занимались в основном охотой.

2) Объясните уникальное содержание духовной культуры через призму обычаев и обрядов казахского народа.

На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. В XVIII—начале XX веков большая их часть была зафиксирована представителями российской администрации, русскими и иностранными учеными и путешественниками. Обычаи и обряды играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.

Казахи отличались традиционным гостеприимством, которое формировалось на протяжении многих веков. В конце XIX века российский исследователь Виктор фон Герн писал: «Как казахи... вообще и до сих пор отличаются приветливостью, добродушием и гостеприимством, которое возведено у них даже в культ».

Обычаи приличия и вежливости. При встрече двух казахов приветствие начинал младший к старшему со словами «ассаламалей-кум» («мир дому твоему»). Старший обязывался отвечать «уалейку-массалям» («и тебе также»). После обмена приветствиями казахи осведомлялись о состоянии скота и родных словами «Мал-жаның, бала-шағың аман ба?» («Скот, родные живы ли, здоровы?»). Казахи отвечали: «Қүдайға шүкір, өз мал-жаныңыз есен бе?» («Слава богу, и ваши скот и родные здоровы ли?»). Эти слова приветствия были обязательны и даже между людьми совершенно незнакомыми и видящими друг друга в первый раз.

Одним из правил степного этикета и почтительного отношения казахов к старшим было прибавление частицы -аке(еке) к основе слова: Казбек — Казеке, Дихан — Даке, Бауржан — Бауке. Об этом писал один из известных русских ученых начала XX века Л. Бал-люзек: «Одним из правил киргизской вежливости и почтительности к старшим считается произношение имени их с прибавлением частицы эке».

В традиционном казахском обществе существовал культ уважения к старшим, вне зависимости от родовой, племенной, жузовой и национальной принадлежности. В конце XIX века один из немецких исследователей Ф. фон Шварц писал: «Кроме султанов и батыров, у киргиз-кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, невзирая на их происхождение». На всех праздниках им отводили почетные места. На собраниях они играли заметную роль. К их словам практически беспрекословно прислушивалась молодежь. Для молодого человека считалось знаком высшей награды получить из рук аксакала горсть мяса из общего блюда. Младший брат без разрешения старшего никогда не садился за стол.

Среди казахов получил распространение обычай дружбы-побратимства или тамьрства (тамыр болу).

В изучаемое время у казахов по-прежнему бытовали уникальные обычаи и обряды в области семьи и брака. При рождении ребенка бытовал обряд имянаречения - азан шакырып ат кою.При достижении 3, 5 или 7 лет казахи устраивали обряд сундет тойы. Будущая женитьба сына также всегда волновала родителей.

 

Билет 1

Законы Тауке хана «Жеты Жаргы»

«Жеті жарғы» содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть в нем охватывались все стороны жизни казахского общества. «Жеті жарғы» включал в себя следующие основные разделы:
1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.