Фотография предоставлена театром «старый дом» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Фотография предоставлена театром «старый дом»

2019-05-27 152
Фотография предоставлена театром «старый дом» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 - Как сформировался этот вектор экспериментальности?

- Это был длительный процесс, такой театр не может возникнуть на пустом месте. 12 лет назад, когда я пришла в «Старый дом», при всём моём уважении к традициям театра, он находился в довольно плачевном состоянии. Нам предстояло создать команду. Сначала по крупицам собирали труппу. Когда сформировался коллектив из очень деятельных единомышленников, почувствовали, что нам скучно и тесно в обывательском представлении о театре и сером репертуаре. На этом этапе мы пригласили итальянского режиссёра Антонио Лателла, который сейчас возглавляет театральную программу Венецианской биеннале и известен в своей стране как прекрасный режиссёр. Работа с ним помогла актёрам ощутить в себе большой художественный потенциал, сплотиться. После выпуска «Трилогии» по пьесам Еврипида Лателла сказал:

«С этими ребятами можно работать. Они смогут всё, что угодно».

Вскоре вышел его второй спектакль «Пер Гюнт». Думаю, тогда нас и заметили, эксперты начали активно присматриваться к «Старому дому», а зрители по-настоящему полюбили его спектакли, превратили их в легендарные.

- Не страшно было ломать консервативные устои, на которых создавался театр?

- Дело не в том, страшно или нет, у нас просто другого выбора не было. Когда театр начал меняться, конечно, слышали разные комментарии. Некоторые зрители были недовольны тем, что мы уходим от их привычного, комфортного театра. Конечно, был и лёгкий путь – сидеть спокойно в том, что уже есть. Но нам было тесно в таких узких рамках, и они не совпадали с нашим представлением о цели театрального искусства.

- Я не единожды слышала от актёров «Старого дома», как сильно изменился театр с приходом Прикотенко.

- В жизни нашего театра были периоды, когда мы довольно долгое время работали без главного режиссёра. Должность директора, несомненно, очень важна, но тут отношения другого типа. Они мне, скорее, как дети: я в каждого верю и авансом даю им абсолютно всё. А Андрей Михайлович стал мощным творческим лидером, и ребята сразу это почувствовали. Они его полюбили, поверили ему. Мне кажется, что бы он им сейчас ни предложил, они всё сыграют. Создание спектакля «Sociopath/Гамлет» только укрепило авторитет Прикотенко в глазах всей команды. Важно, что сами актёры очень полюбили это произведение. Это редкий пример спектакля, который соединяет в себе большой заряд экспериментальности благодаря острому тексту, мультимедийным технологиям, смелой работе с пространством, и в то же время в нём очень мощно играют артисты, опираясь на традиции живого психологического театра. Наш современный «Гамлет» стал истинным событием, и сейчас это самый востребованный спектакль репертуара – и в зрительском, и в фестивальном смысле. Мы уже побывали с ним в Ростове-на-Дону, впереди Москва, Питер, Сахалин.

- Спектакль «Социопат» будет представлен во многих городах России. А в мае его увидит Европа.

- Да, мы представим его на Международном фестивале «Augenblick mal!» в Берлине. Для нас это, безусловно, очень интересное предложение. Фестиваль собирает самые знаковые спектакли молодёжного театра как из Германии, так и из других стран. Как отмечают сами кураторы, приглашение на фестиваль – это своеобразная награда для заметных спектаклей двух последних театральных сезонов. Кроме того, показ на фестивале подобного масштаба – это критерий признания и высокой оценки спектакля международным театральным сообществом.

- «Социопат» — очень успешный эксперимент. Как подобные необычные форматы появляются в государственном театре, учитывая то, что официальный вектор искусства в нашей стране до сих пор остаётся консервативным?

- В этом вопросе главная тонкость заключается в том, на чьё мнение ты ориентируешься, создавая продукт. Я по своему опыту уверена, что этот контроль должен быть внутренним, а не со стороны властей. Только так можно расти: не пытаясь кому-то понравиться. Поэтому всё упирается в кадры – тебе нужны люди, которые будут руководствоваться не своим субъективным мнением, а оценивать с профессиональной точки зрения. Секрет успеха в правильном выборе материала, в той свободе и атмосфере, которую ты создаешь для режиссёра и постановочной команды, в том, как ты можешь правильно позиционировать премьеру в общественном пространстве и найти ему нужную аудиторию.

- За 12 лет вашего руководства приходилось ли отказываться от чего-то в спектаклях по причине того, что государственный театр не может позволить себе таких вольностей?

- Ни одного подобного случая не было. Наша работа ведь строится на человеческой адекватности режиссёров. Это не значит, что, создавая спектакли, мы намеренно замалчиваем какие-то острые темы. Я просто отталкиваюсь от того, что нельзя провоцировать специально, ради пиара. Единственно верный путь – ставить перед собой цель создания произведения искусства: не того, что будет приносить исключительно кассу или внешний успех, а того, что с помощью мастерства артистов, режиссёра, художника расскажет о современном человеке, его самоощущении.

- В чём для вас заключается новый театр?

- Мне кажется, театр сейчас развивается в сторону синтеза, многослойности. Получается такой «театр плюс»: плюс наука, плюс медиа, плюс технологии. Пример такого синтеза – наша последняя премьера, документальный спектакль «Пыль». Работая над ним, мы полгода проводили совместные лектории с информационным центром атомной энергии. Казалось бы, что может нас связывать?! Однако у нас получилось обогатить друг друга.

- Недавно «Старый дом» вместе с «Первым» проводили Фестиваль нового театра. Планируются ли в ближайшее время подобные мероприятия?

- Мы любим такого рода акции и всегда рады объединению с фестивальной идеей. Но совсем скоро нас ждет фестивальное событие нового уровня сложности и качества. На концепции «театр плюс» строится наш будущий международный фестиваль актуального театра «Хаос», который мы впервые будем проводить в октябре 2019 года. Под хаосом мы подразумеваем этап зарождения чего-то нового. В нём примут участие театры из разных городов: не только из Москвы и Санкт-Петербурга. Некоторые из них до этого ни разу не выступали в Новосибирске. Надеемся, что приедут театры и из-за рубежа. Мы хотим показать спектакли разной формы, которые порой могут проходить на совсем не театральных площадках. Необходимость появления нового театрального форума продиктована ещё и тем, что Новосибирск – город науки, прогресса, молодёжный город, он постоянно движется в направлении научного приращения. Мы хотим, чтобы наш фестиваль позиционировал себя как часть общей линии развития Новосибирска. Подробности мы расскажем чуть позже.

- Антонида Александровна, в одном из интервью вы сказали, что большую роль в развитии театра играют зрители. В чём это проявляется?

- Мы наблюдаем неразрывную цепочку: насмотренные зрители выбирают соответствующий их предпочтениям театр, а тем, кто не имеет большого опыта, театр помогает развиваться.

Да, суперпродвинутые зрители у нас есть, но мы всегда готовы помогать расширять кругозор.

Для этого мы и создаём off-программу: проводим лекции известных театральных критиков, обсуждения спектаклей, делаем лабораторию молодой режиссуры «Актуальный театр» и читки современной драматургии «Любимовка», организовываем выставки, перформансы. Чтобы искусство могло быть воспринято во всём разнообразии, мы предлагаем нашим зрителям образовательные проекты различного формата. Недавно мы создали медиатеку – открытый архив с записями спектаклей, лабораторий, лекций, эскизов, читок. Благодаря этому ресурсу зрители могут развивать свой кругозор и получать новый опыт, не выходя из дома, в удобное для них время.

- Получается, всё-таки нужно объяснять, что хотел сказать режиссёр?

- В таких случаях мы не объясняем, что имел в виду режиссёр. Скорее, направляем зрителей, оснащаем его инструментами восприятия театра, создаём культурный контекст вокруг нашего репертуара. Off-программа появилась в тот момент, когда мы начали пробовать новые формы. После одной премьеры ко мне подошли человек шесть – молодые парни, девчонки, и начали спрашивать: а почему это, а почему то, объясните. Причём видно, что ребята умные, пытливые. Мы хотим создать для них актуальное информационное и познавательное поле, которое поможет проникнуться идеями произведения и увидеть театр и мир по-новому.

ФОТОГРАФИи АЛИНЫ СКИТОВИЧ

Наталья Бортник

Бортник Н. // Сиб.фм: [сайт]. – 2019. – 8 февраля. – URL: https://sib.fm/interviews/2019/02/07/nam-skuchno-v-serom (дата обращения: 05.03.2019).

Каким становится театр


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.