Музыка как вид искусства 7 часов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Музыка как вид искусства 7 часов

2019-05-27 211
Музыка как вид искусства 7 часов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Музыка

Предметная область «Искусство»

Классы

                           Составитель:

                                                                 Соверткова А.Е., учитель музыки

Пояснительная записка

 

       Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с:

· требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, утвержденными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

· основной образовательной программой МБОУ «СОШ № 41»;

с учетом:

· учебного плана общеобразовательной организации;

· примерной основной программы по музыке для основного общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

· федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в учебном процессе в образовательных организациях;

· положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ «СОШ №41».

       Данная рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам предмета «Музыка» и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом психологических, возрастных особенностей обучающихся; межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, актуальных задач воспитания, обучения, развития.

       Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития, предполагает четкость поставленных задач, вариативность их решения и обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и учащегося, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня предметных, личностных и метапредметных результатов обучения.

       Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся, живых примеров из окружающей действительности.

 

Данная рабочая программа может быть реализована в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении специальных образовательных условий обучения.

 

 

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

· понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

· анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

· определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

· различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

· различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

· производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

· понимать основной принцип построения и развития музыки;

· анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

· понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

· определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

· понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

· понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

· распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

· узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

· различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

· называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

· узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

· определять тембры музыкальных инструментов;

· называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

· определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

· владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

· определять характерные особенности музыкального языка;

· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

· анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

· анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

· творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

· анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

· различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

· определять характерные признаки современной популярной музыки;

· называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

· анализировать творчество исполнителей авторской песни;

· выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

· находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

· сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

· понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

· находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

· понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

· называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

· определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

· владеть навыками вокально-хорового музицирования;

· применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);

· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

· участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

· передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

· проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

· понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

· эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

· приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

· применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

· обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

· использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

· понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

· понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

· понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

· определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

· распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

· различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

· выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

· различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

· исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

· активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.)

 

II. Содержание учебного предмета

Тема

Кол-во часов всего

Кол-во часов по классам

5 класс 6 класс 7 класс
1 Музыка как вид искусства     22 7 7 8
2 Народное музыкальное творчество     8 5 1 2
3 Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 веков   18 8 7 3
4 Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа 19-20 веков  22 4 10 8
5 Русская и зарубежная музыкальная культура 20 века    19 4 6 9
6 Современная музыкальная жизнь    7 4 2 1
7 Значение музыки в жизни человека 6 2 1 3
  итого 102 34 34 34

 

Класс

Класс

Класс

Основы музыкальной культуры

Музыка как вид искусства

Основы музыкальной культуры

Музыка как вид искусства

Основы музыкальной культуры

Музыка как вид искусства

Элемент содержания

Предметные результаты

Опыт музыкально-творческой деятельности Основные виды учебной деятельности 1 Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

 

Узнают,  что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках.

Научатся

различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

  Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

-понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. -Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания   2 Разнообразие вокально-инструментальной, камерной музыки. 1  

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Узнают  жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Научатся

различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

-понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. -воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания   3 Формирование русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка 3   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

 

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».

М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

М. Глинка. «Вальс-фантазия».

«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

 

Узнают

 способы создания различных образов: музыкальный

портрет.

Научатся понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств;

уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки.

-анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров   4 Формирование русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка 3   Комбинированный урок

Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

М. Глинка. «Вальс-фантазия».

«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

 

Узнают

 способы создания различных образов: музыкальный

портрет. Научатся понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств.

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора – М.Глинки.

-выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке   5 Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. С.В. Рахманинов3 Урок комплексного применения ЗУН.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

· С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

· С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

· С.В.Рахманинов «Островок».

Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Узнают имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

Научатся

проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

-воплощать всевозможные музыкальные образы в основных видах музыкальной деятельности   -обдумывать исполнение в соответствии с музыкальным образом   6 Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин. 6 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.

М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Узнают

имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова), понятие бельканто.

Научатся

размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

-подбирать необходимый материал для выполнения творческих проектов   7 Основные жанры русской народной вокальной музыки. 2 Урок-лекция.

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

РНП «Матушка, что во поле пыльно».

М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».

А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Узнают

особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда,

Научатся

владеть навыками музицирования: исполнять песни (на­родные).

Научатся по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов.

-наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем   8 Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки. 6   Комбинированный урок

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак

Ф.Шуберт «Форель».

Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп. И.Козловский.

Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Узнают

известных исполнителей - (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова. Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.

Научатся

наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов

искусства  в создании единого образа.

Узнавать различные музыкальные формы построения музыки   9   Развитие жанров светской музыки 4   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

В. Шаинский «Багульник»

Узнают

имена зарубежных композиторов: Ф.Шуберт и его произведения; определения музыкальных жанров и терминов: баллада.

Научатся различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке; соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств. Выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.

-воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы   10 Древнерусская духовная музыка. 3 Урок-лекция.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

Киевский распев «Свете тихий»

П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

Узнают особенности народного искусства. Понимать значение определений: - а капелла, знаменный распев, партесное пение. Знать жанры церковного пения: тропарь, стихира, величание, молитва.

Научатся по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная.

-самостоятельно изучать и приводить примеры куплетной, одночастной и вариационной формы   11 Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. 3   Урок-лекция.

Духовная и светская музыкальная культура России второй половины XVII - XVIII веков. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

Б.Окуджава «Молитва»

Узнают особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, познакомятся с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Знать композитора М.Березовского.

Научатся по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка народная, рели­гиозная.

-самостоятельно отбирать музыкальные произведения, содержащие контрастное сопоставление музыкальных образов, и участвовать в их исполнении.   12 Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. 3   Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Фрагменты из концертной симфонии В. Кикта «Фрески Софии Киевской»:

«№3 Орнамент»;

«№6. Борьба ряженых»;

 «№7. Музыкант».

Б.Окуджава «Молитва»

Узнают, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусства  в создании единого образа на примере музыки В. Кикты.

Научатся соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств.

-наблюдать за сопоставлением и столкновением контрастных и сходных музыкальных тем.   13 Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. 3 Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; «№4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

Б.Окуджава «Молитва»

Узнают значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.

Научатся соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

-воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.   14 И.С.Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко 4   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха, как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

И.С.Бах «Токката» ре минор.

И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

 

Узнают определения музыкальных жанров и терминов: фуга, токката, полифония, хорал, кантата, реквием. Знать имена зарубежных композиторов - И.Бах, и их произведения. Понимать особенности полифонического изложения музыки. Получить представление о стиле барокко.

Научатся проводить инто­национно-образный ана­лиз музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке,

-осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.   15 Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко. 4

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

А.Городницкий «Атланты»

 

Высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

-рассуждать о своеобразии отечественной духовной и светской музыкальной культуры прошлого и узнавать отдельные образцы русской музыки.   16 Знакомство с творчеством всемирно известных зарубежных композиторов ХХ столетия. К.Орф.5 Урок расширения знаний.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

«№1. Стабат матер долороза»

«№13. Амен».

В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: «№1. О, Фортуна!»:

«№2. Оплакиваю раны, нанесённые мне с


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.