Объяснение «ужасов» и «тайн» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Объяснение «ужасов» и «тайн»

2019-05-27 144
Объяснение «ужасов» и «тайн» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Действительно, в начале одиннадцатого часа ве­чера ко мне вошел Путилин.

¾ Признайся, доктор, тебе не особенно улыба­ется мысль вторично испытать ужас перед мрач­ными тайнами Охтенского кладбища? — здороваясь со мной, шутливо спросил он. И рассказал о визите репортера.

¾ Откровенно говоря, да. Но, с другой стороны, — мое любопытство сильно подстегнуто. Имей Иван Дмитриевич, од­нако в виду, что я еду с тем условием, чтобы сегодня находиться бок о бок с тобой. Я предпочитаю всякой опасности, всякому ужасу глядеть в глаза, а не на­ходиться от них на почтительном расстоянии.

¾ Ладно, ладно, мой храбрый доктор, — улыб­нулся Путилин. — Я помню свое обещание, и сегодня ты будешь вместе со мной очень близко наблюдать таинственный свет и страшный призрак.

Чем ближе подъезжали мы к кладбищу, тем непри­ятно тоскливое чувство овладевало мною все с боль­шей и большей силой.

То, что я видел и слышал вчера, вставало передо мною с поразительной наглядностью.

Вот и оно, это унылое, мрачное кладбище.

Как и вчера, нас встретил у ворот старик сторож.

¾ Ну, что, старина, свет и призрак еще не по­казывались? — обратился к нему Путилин.

¾ Никак нет, ваше превосходительство, — угрюмо, с дрожью в голосе ответил сторож. — А выть — воет.

¾ Ну, вой — не беда. Это не так страшно. И действительно, пока мы шли до сторожки, все тот же отвратительный унылый, печальный вой-свист проносился по царству мертвых.

¾ Кстати, я забыл тебе сказать, какая случилась непонятность, — обратился ко мне в сторожке мой друг. — Оказывается, знаменитый Домбровский, который проделал со мною такую хитроумную шутку с гробом о двух днах, бежал из пересыльной тюрьмы. Мне почему-то сообщили об этом только вчера. Наши милыe порядки... Вчера я получил от него опять письмо. На, прочти...

 

«Мой великий друг! Я снова на свободе и очень бы хотел Вас повидать. Где бы только нам с Вами встретиться? Ваш Домбровский».

 

¾ И вот вместо того чтобы ловить этого негодяя, по которому давно уж плачет виселица, я трачу время на это глупое дело.

¾ Положим, оно, это дело, довольно загадоч­ное, — ответил я.

Путилин сделал рукой жест досады.

¾ А, все ерунда. Слушай, как я объясняю себе все эти кладбищенские «ужасы» и «тайны». Свист-вой, который ты слышал, происходит по весьма прос­той причине: ветер попадает в отверстия какого-ни­будь памятника и производит эти «страшные» звуки. Это нечто вроде фокуса с пустой открытой бутыл­кой, подвешенной на ветер.

¾ Ну, а таинственный свет?

¾ Это блуждающие огни. Как тебе известно, блуждающие огни есть не что иное, как фосфоричес­кое свечение гниющих органических веществ, чем и объясняется появление их преимущественно на бо­лотах и кладбищах.

¾ Гм, — задумчиво вырвалось у меня. — Твоя ги­потеза довольно правдоподобна и остроумна. Но оста­ется самое главное: появление призрака. Это-то ты как объяснишь?

¾ Да почти так же просто, друже, основываясь на тех же физических законах и явлениях природы. Страшный призрак — есть явление чисто фантасмаго­рическое, миражное. Белый пар — туман, поднимаясь с сырой, полной мертвого тлена земли, начинает колы­хаться. Мало-помалу он принимает причудливые очер­тания. В данном случае газообразный пар-туман при­нял фигуру человека. Разве тебе не известны слу­чаи так называемой фантасмагорической игры ту­мана?

Я был поражен.

¾ Стало быть... стало быть, тут, во всей этой ис­тории, нет ничего необычайного?

¾ Ровно ничего, — твердо произнес Путилин.

¾ Так для чего же мы тогда сюда приехали?

¾ Откровенно говоря, так... для очистки совести. Хочу еще раз понаблюдать это любопытное явление и… разубедить тебя в возможности появления покой­ников с того света.

Путилин снял пальто.

Я взглянул на него и попятился в страхе.

¾ Что это?

Он был одет в длинный белый хитон-саван и ка­зался выходцем из гроба.

¾ Что это, ты спрашиваешь? — усмехнулся он. — Маленький маскарад, доктор, с целью тебя попугать. Ты довольно меня пугал твоими оккультическими ужа­сами, позволь и мне отплатить тебе тем же.

И с этими словами он надел на лицо и голову сплошную маску черепа.

¾ Свят, свят, свят! — в ужасе попятился старик сторож, вошедший в эту секунду в свою хибарку. — Б... б... батюшки...

¾ Не бойся, старина, это я! — рассмеялся Путилин, сдергивая с себя страшную маску. — Ну, а те­перь идем, доктор!

Мы вышли из сторожки и пошли вчерашней дорогой.

Несмотря на простое разъяснение Путилиным та­инственных явлений, я не скажу, чтобы был вполне спокоен.

Сердце билось несколько неровно, моментами замирая.

Вскоре мы подошли к группе памятников.

¾ Ну, вот и памятник «медного змия», доктор, — шепнул мне великий сыщик.

Я пристально вгляделся в ночной темноте и увидел этот бассейн, этот высокий страшный крест со спус­кающейся по нему медной змеей.

И опять, как и в первый раз, чувство какого-то хо­лодного ужаса пронизало все мое существо.

¾ Иди сюда... за мной... нам надо войти сюда, чтобы отсюда удобнее наблюдать.

Я услышал тихий скрип железа. Пристально всмотревшись, я увидел, что Путилин открыл дверь склепа-часовни памятника, находящегося рядом со зловещим памятником «медного змия».

¾ Осторожнее спускайся, здесь ступени... Вот так, сюда...

 

В СКЛЕПЕ

 

 

Мы находились в наружной части склепа. Признаюсь откровенно, меня охватила нервная дрожь.

Посещение ночью чужого могильного склепа — вещь не из особенно приятных...

¾ Сейчас я подниму крышку люка, и мы спустим­ся вниз, — уловил я еле слышный шепот Путилина.

¾ Как?! Вниз? В самый склеп? К гробу?

¾ Тс-с!.. Ни звука!

Крышка люка поднялась, и мы стали спускаться. Путилин подпер крышку рукой и проговорил:

¾ Стоп. Ниже не надо идти. Мы останемся здесь, на лесенке, и в это узкое отверстие склепного люка от­лично будем все видеть...

Невероятно тяжелый, спертый воздух могильного склепа ударял мне в лицо.

Прошло порядочное количество времени. От не­удобного положения голова и ноги затекли.

Вдруг до моего чутко напряженного слуха донес­ся какой-то шорох. Все ближе... ближе...

Получалось впечатление, будто кто-то тихо, осто­рожно подкрадывается...

Миг — и около памятника «медного змия» вспых­нул ярко-красный огонь, и в тот же момент на бассей­не, прислонясь к высокому кресту со змеей, появилась высокая белая фигура.

Несколько секунд призрак махал белыми рукава­ми, затем свет погас.

¾ Ради Бога, ни звука... затаи дыхание, — заше­велились губы Путилина. — Смотри... смотри...

Я увидел, как белая одежда призрака вдруг отле­тела в сторону...

Теперь на могиле копошилась черная фигура. Она низко-низко наклонилась над бассейном-памят­ником, и вдруг часть медного бассейна приподня­лась.

Высокий крест со змеей закачался.

Невообразимый ужас охватил меня. Такого ужаса я еще никогда не испытывал в моей жизни...

¾ Скорей спускайся вниз! — шепнул мне Путилин, быстро отпуская руку от дверцы люка.

Мы очутились в полнейшей тьме в могиле-склепе, точно заживо погребенные.

Спустившись вниз, я почувствовал под ногами ка­менный пол и налетел на какой-то большой твердый предмет.

¾ Что это? — в испуге вырвалось у меня.

¾ Гроб владельца сего склепа, доктор, — невоз­мутимо ответил Путилин.

На одну секунду мелькнул светего потайного фо­наря.

¾ Ну, скорей, прячься за гроб!

Не прошло и нескольких минут, как я услышал, что дверца люка приподнимается.

Мысль, что призрак лезет к нам, наполнила мою душу невыразимым трепетом.

Раз! Раз!.. Раз!.. — услышал я падение комьев земли.

Земля сыпалась в склеп, попадая на гроб, на мою голову, руки, плечи.

«Великий Боже! — пронеслось у меня в голове. — Что же это такое? Нас заживо хоронят?!»

Крышка люка захлопнулась.

Я услышал, что Путилин скидывает пальто и выни­мает потайной фонарь.

¾ Слушай, сейчас я поднимусь по лесен­ке и буду у самой крышки люка. Лишь только ты ус­лышишь мой возглас, бросайся за мной!

Минута, другая... И вдруг до меня донесся громо­вой голос Путилина:

¾ Зачем ты, негодяй, нарушаешь мой мертвенный сон?!

Ужасный крик, полный смертельного страха, раз­дался вслед за этими словами.

Ничего не понимая, дрожа всем телом, я бросился вверх по ступенькам склепа и выскочил из отверстия люка.

Моим глазам представилась следующая карти­на.

Путилин, во всем белом, с головой черепа, направлял свет фонаря на черную фигуру высокого мужчины.

Фигура мужчины была полна непередаваемого ужаса! Лицо перекосилось, глаза готовы были выско­чить из орбит, руки были простерты вперед, словно за­щищаясь от чего-то бесконечно страшного.

¾ А-а-а!.. А-а-а!.. — вылетало из его искривленно­го рта.

¾ По мертвецам заходил, негодяй! Живых людей мало тебе? — не своим, а каким-то загробным голосом продолжал греметь Путилин.

И вдруг, быстро сорвав с себя маску черепа и бе­лый хитон-саван, он громко расхохотался и направил на обезумевшего от ужаса человека блестящее дуло револьвера.

 

 

МОГИЛЬНЫЙ КРОТ

 

— Ну, господин Домбровский, как вы себя чувствуетe? Нашла коса на камень? Да? Вы спрашивали меня в письме, где мы с вами увидимся? Видите — где, в самой таинственной обстановке, у двух гробов, в двух могилах, с той только разницей, что мы находились действительно у гроба, а вы... вы еще не докопались до двух гробов, лежащих «под медным змием».

¾ Черт... вы?! Путилин?! — раздался бешеный вопль знаменитого мошенника-убийцы, короля воров.

¾ Я, как видите, собственной своей персоной, а это — друг мой, доктор... Ну, а теперь — ручки ваши позвольте, господин таинственный призрак, пугающий кладбищенских сторожей и собирающийся обворовы­вать гробы мертвецов! Предупреждаю вас: одно дви­жение — и я убью вас, как собаку. Таким негодяям давно было бы пора покоиться в гробу... только не с двойным дном.

Понимая, что выхода, спасения нет, король мошен­ников протянул великому русскому сыщику обе руки, на которые тот и одел ему железные браслетки.

Я был так поражен всем случившимся, что не мог выговорить буквально ни одного слова.

Через два часа страшный преступник был заклю­чен под усиленную стражу.

Триумф Путилина был полный.

¾ Скажи, пожалуйста, Иван Дмитриевич, — спро­сил я его на другой день наших страшных похожде­ний, — зачем ты плел мне всю эту абракадабру о блу­ждающих огнях, о фантасмагорической игре тумана и т. д.? Ведь, очевидно, ты уже подозревал кое-что?

Путилин рассмеялся.

¾ Конечно, подозревал. А говорил я тебе это для того, чтобы уготовить тебе неожиданный эффект. Ты знаешь мою слабость. Я люблю эффектные концы мо­их розысков-похождений.

¾ Как ты дошел до отыскания ключа к этой таин­ственной истории?

¾ Видишь ли, доктор, — начал он после паузы. — Ни на одну минуту я не верил, что тут замешаны та­инственные явления загробного мира. Я ведь, как ты меня называешь, позитивист чистейшей воды да и про­фессия моя приучила меня считаться с фактами ре­альной жизни, а не оккультно-мистической. Мне сразу пришла мысль о том, что я имею дело с типами «воров-могильщиков» или же... впрочем, об этом после. Па­мятник «медного змия» сразу обратил мое внимание. Нужно тебе сказать, что история его мне хорошо бы­ла известна, и я старика сторожа расспрашивал о ней с целью узнать, как легенда разукрасила ее. В общих чертах он передал историю страшного памятника вер­но. Представь себе, что действительно и змеи были. Сын настаивал на том, что его родители упросили ста­рика-приказчика положить все их огромное состояние в их гробы, дабы ничто не досталось их сыну, которо­го они прокляли за «безбожие», «разврат» и воровст­во. И вот у меня мелькнула догадка, не замешан ли в таинственных видениях сын, то есть не он ли желает дорыться до гробов, якобы хранящих сокровища. Я, как ты видел, очень внимательно осмотрел памятник и вдруг заметил поперечный разрез медного бассейна. Очевидно, стоило только приподнять одну из половин его, как весьма легко можно было начать подкапы­ваться к могиле.

Осматриваясь по сторонам, я увидел в решетке склепа комья земли. Решетка была закрыта старым ржавым замком. Я попробовал его открыть, и... он оказался взломанным. Спустившись в склеп, где стоит гроб, я увидел свеженабросанные кучки земли. Для меня стало несомненным, что могилу под памятником «медного змия» подкапывают. Но кто? Вот вопрос.

Этот таинственный свет, это появление призрака был фокус, устраиваемый с целью устрашить сторожа и иных, дабы никто не решился ночью подходить к страшной могиле и тем самым мешать страшной работе. Вчера, вернее, сегодня я навел справки о сыне по­гребенных под «медным змием». Оказывается, десять месяцев тому назад он умер от тифа в одной из боль­ниц. Вчера я получил письмо от Домбровского.

«Не он ли?» — мелькнула у меня мысль. И, как ви­дишь, я угадал...

 

 

 

 

КАЛИОСТРО XIX ВЕКА1

##1 Калиостро - величайший и гениальнейший мошенник-авантюрист, имевший дело даже с коронованными особами Франции. Пресловутый изобретатель эликсира жизни, философского камня, искусства делать настоящее золото. Воспет Дюма под именами Джузеппо Бальзамо и графа Сент-Жермен. Под последним именем фигурировал и в России. Он уверял, что он бессмертен и может возрождаться даже через столетия. (Прим. авт.)

ВЕЛИКОСВЕТСКИЕ ПОСЕТИТЕЛИ

Как-то в разгаре зимы 18** года, особенно памят­ной мне по массе трудных дел-розысков, выпавших на голову моего гениального друга И. Д. Путилина, си­дели мы с ним в его кабинете и вели задушевную бе­седу.

Разговор, в котором мы вспоминали удалые и жар­кие схватки с только что пойманными мошенниками и страшными злодеями-преступниками, вдруг перешел на масонство, на массу лож тайных обществ.

Путилин оживился.

¾ Знаешь, доктор, с каждым днем наше высшее петербургское общество все более и более увлекается масонством, этим иноземным фруктом.

¾ Помилуй Бог, Иван Дмитриевич, — шутливо заметил я, — уж не собираешься ли ты сам вступить в какую-ни­будь ложу масонов?

Путилин рассмеялся.

¾ Благодарю тебя за столь важное мнение о со­стоянии моих умственных способностей! Нет, доктор, дело не во мне, а в том, что все эти тайные общества «белых», «красных», «фиолетовых» братьев, с их таин­ственными ритуалами, с их Великими Жрецами и Ве­ликими Магистрами, кажутся мне гораздо опаснее по­бедного шествия скопческого и хлыстовского учений. Эти последние — более явны, и цель их — прямее. Не то — масонские ложи. Ясно, что все эти «белые» и «фиолетовые» братья таят в себе какую-то невыска­занную тайну, и, каюсь, меня это сильно интригует.

¾ Но позволь, Иван Дмитриевич, ведь все эти «братья» у нас, в Петербурге, — представители хорошего общества, набросившиеся просто на эту модную забаву-игрушку с таким же несерьезным, легкомысленным жаром, с ка­ким они вообще набрасываются на все, что идет с пле­нительного Запада, начиная с модных брюк, духов, перчаток и кончая французскими романами.

Путилин задумчиво покачал головой.

¾ Боюсь, что ты не прав, доктор... Наши «бра­тья» — винтики, поршни и иные части очень сложной масонской машины. Но... кто главная пружина? Где та сила, которая питает и приводит в движение эти винтики, поршни?..

¾ Учение. Известный культ. Абстрактная теория.

¾ Не облеченная в плоть и кровь? Не на двух ногах?

¾ Ну, разумеется, есть более яркие, сильные про­зелиты, адепты-фанатики, организующие все эти раз­личные тайные ложи-общества.

Путилин не успел ответить мне, как в кабинет во­шел агент и подал визитную карточку.

¾ «Граф Александр Сергеевич С.» — прочел вполголоса Путилин.

Это была громкая фамилия известного аристокра­та-богача.

¾ Попросите графа! — отдал он приказ агенту и пошел навстречу важному посетителю.

Вошел граф С.

Это был блестящий тип истого аристократа, холод­ного, надменного и, разумеется, самовлюбленного au bout de ses ongles до конца своих холеных ногтей, лет сорока пяти-шести.

¾ Я к вам, любезный господин Путилин, — начал он, небрежно подавая руку моему другу, и вдруг осекся.

Взгляд его красивых, холодных серых глаз остано­вилсяна мне.

¾ Это, граф, неофициальный, но неизменный и энергичный мой помощник, доктор Z. Если вам угодно было пожаловать ко мне по делу, вы можете не стесняться доктора и говорить так же спокойно и от­кровенно, как если бы его не было, — невозмутимо проговорил Путилин.

¾ А-а, — процедил сквозь зубы великолепный эк­земпляр из породы тех господ, которые верят в пре­имущество белой кости и голубой крови.

Он слегка кивнул мне головой и, сев в кресло у письменного стола, обратился к Путилину:

¾ Да, я к вам по делу...

¾ Я — весь внимание, ваше сиятельство.

¾ В сегодняшнюю ночь из моего письменного сто­ла неизвестно каким таинственным образом исчезли восемьдесят тысяч рублей, — начал граф С. — Около часу ночи я приехал из клуба, прошел на свою поло­вину, вернее, в свои три комнаты: кабинет, спальню и умывальную. Графиня еще не спала. Она пришла ко мне, рассказала, как дивно сегодня пел Тамберлик, и скоро ушла. Я по своей всегдашней привычке запер дверь кабинета на ключ и остался один, впрочем, не совсем один, а с моим верным догом Ральфом. Мне понадобилось письмо. Я открыл ящик письменного сто­ла. Деньги лежали так, как я их положил: четырьмя пачками поверх бумаг. Я пришел в спальню, разделся и скоро заснул. Проснулся я довольно рано, встал и сел за письменный стол, чтобы проглядеть отчет управляющего одного из моих имений. Открыл ящик стола, и крик удивления вырвался из моей груди. Деньги исчезли. Тщетно я перерыл все до последней бумажки, денег не было, они пропали.

¾ Скажите, граф, ваша половина имеет только один вход, именно ту дверь, которую вы заперли на ключ?

¾ Только одну.

¾ И в нее ночью никто не мог войти?

¾ Безусловно, никто. Нужно вам сказать, что мой чуткий дог Ральф охраняет меня превосходно. Если бы кто-нибудь из прислуги или воров попытался бы даже пошевелить ручкой двери, он поднял бы такой громовой лай, что я, конечно, сейчас бы проснулся.

¾ Где спит ваша собака?

¾ Как раз в кабинете, на ковре у письменного стола.

¾ Ваша собака здорова сегодня? Выничего не заметили в ней болезненного?

¾ Абсолютно ничего. Ральф весел и радостен,каквсегда.

¾ А вы не допускаете мысли, что кто-нибудь... ну, хотя бы из вашей прислуги спрятался с ночи в вашем кабинете или в иных комнатах?

¾ Нет, не допускаю. Во-первых, дог учуял бы вра­га, а во-вторых, я после страшного убийства австрий­ского военного агента при нашем дворе, преступления, раскрытого вами же, господин Путилин, взял себе за правило, прежде чем ложиться спать, внимательно осматривать все, буквально все в моих комнатах. Я осматриваю драпи, гардины, заглядываю под шкафы, под кро­вать. Все это проделал я и вчера.

¾ Вы сообщили в вашем доме о случившемся?

¾ Никому, за исключением жены.

¾ Графиню, конечно, это поразило?

¾ О да! С ней чуть дурно не сделалось. Вы, конеч­но, понимаете, господин Путилин, что мы взволнованы не про­пажей этой незначительной суммы, а таинственностью этой пропажи. Мы, стало быть, не защищены в нашем доме от появления неведомых злодеев, проникающих через запертые двери. Вот я и решил обратиться к вам с большой просьбой расследовать это темное дело.

Путилин несколько минут помолчал, что-то обду­мывая.

¾ Хорошо, граф, — нехотя проговорил он. — Я не считаю себя вправе по долгу службы отказывать вам в этом, хотя...

¾ Что «хотя»? — удивленно поднял брови граф С.

¾ Хотя... я страшно занят в настоящее время. Я должен посетить ваш дом, чтобы лично осмотреть мес­то преступной кражи. Вы позволите приехать к вам вдвоем с доктором?

¾ О, пожалуйста! — вставая и прощаясь, ответил аристократ.

Когда мы остались одни, я обратился к Путилину:

¾ Не правда ли, случай не из обыкновенных?

¾ Сверхъестественный, доктор, — усмехнулся он. Не прошло и получаса, как тот же агент подал Путилину новую карточку.

На ней стояло: «Князь Владимир Андреевич Д***».

¾ Ого! — вырвалось у Путилина.

¾ Что это сегодня за сиятельные посещения? — прошептал я, сильно заинтересованный.

Вошедший князь Д. являлся полной противополож­ностью графу С. Чрезвычайно милый, любезный, с добрым, открытым лицом, живой до удивительности, несмотря на изрядную толщину.

¾ К вам, дорогой господин Путилин, к вам — кра­са и гордость русского сыска! — затрубил он, протяги­вая руку сначала Путилину, а потом мне. — Черт зна­ет что такое!

¾ Садитесь, князь. Успокойтесь... В чем дело? Что случилось?

¾ Да пакость, говоря откровенно, преизрядная. Сегодняшней ночью...

¾ Вас обокрали, князь?

Симпатичный толстяк вытаращил на Путилина глаза.

¾ А... а вы почему это знаете?

¾ Я должен знать всего понемногу. Что же у вас похищено, князь?

¾ Собственно, не у меня, а у моей жены. У нее украдены бриллианты и другие драгоценности на очень солидную цифру.

¾ Благоволите, князь, рассказать мне, как было дело, все подробно.

¾ Вчера мы возвратились с бала около трех часов ночи. Жена направилась к себе, я — к себе. Вдруг я вспомнил, что забыл ей передать одно важное извес­тие. Когда я вошел в будуар, камеристка уже помогла жене раздеться и облачиться в пеньюар. Я застал же­ну за тем, как она складывала свои драгоценности в футляры. Передав ей то, что было надо, я пожелал ей покойной ночи и ушел. Я слышал, как она заперла изнутри дверь на ключ. Утром, часов в двенадцать, только что я собирался ехать на экстренное заседание Совета, как вдруг является ко мне княгиня. Она была страш­но взволнована, бледна, растеряна.

«Мой друг, — сказала она мне, — у нас несча­стье. У меня исчезли бриллианты». ¾ «Как? — воскликнул я. — Когда? Каким мане­ром?» ¾ «Я проснулась и, прежде чем позвонить каме­ристке, подошла к туалетному столу... футляры были пусты».

Толстяк князь в волнении прошелся по кабинетуПутилина.

¾ Так как ночью войти к моей жене никто не мог, ибо дверь была заперта на ключ, то выходит, что единственным человеком, на кого может пасть подозрение в похищении бриллиантов.

¾ …Являетесь вы, князь, — улыбнулся Путилин.

¾ Честное слово, дорогой господин Путилин, это так! — с шутливым пафосом воскликнул симпатичный князь Д. — Но так как все-таки бриллианты своей же­ны я не похищал, то...

¾ …То я должен помочь отыскать настоящего вора. С большим удовольствием сделаю это для вас, князь.

По уходе князя я обратился к своему славному другу:

¾ Однако какое странное совпадение: в одну и ту же ночь две таких крупных кражи.

¾ Две? Я не поручусь, что сегодня или завтра ко мне не поступят новые заявления, — усмехнулся он.

¾ Признаюсь, тебе предстоит трудная задача — раскрыть эти преступления. Сколько я понимаю, они совершены чертовски ловко, таинственно.

¾ Ты прав, но только отчасти, доктор. Самое лег­кое в этом деле — отыскать похитителей...

¾ Как?! — перебил я Путилина. — Ты находишь очень легким делом отыскать похитителей?

¾ Прошу не перебивать меня, доктор... Да, говорю я, самое легкое — отыскать воров, но самое трудное — отыскать то место, то лицо, куда попали деньги и брил­лианты.

Я ровно ничего не понял из этого объяснения мое­го друга.

¾ Бог с тобой, друже, ты постоянно любишь уго­щать меня загадками!..

О КАБИНЕТЕ И БУДУАРЕ

Надменный аристократ граф С. провел нас в свой роскошный кабинет.

Прежде чем войти в него, Путилин стал вниматель­но осматривать дверь.

¾ Я попросил бы, ваше сиятельство, дать мне ка­кой-нибудь высокий стул.

Рука графа потянулась к сонетке.

¾ Нет, в ваших личных интересах я предпочел бы, чтобы вы не звали прислугу, а дали стул мне сами, граф. Вы ведь говорили, что пока никто еще в доме, за исключением вашей супруги, не знает о случившем­ся. Зачем же нам посвящать прислугу в наши пред­варительные розыски?

Великолепный граф передернул плечами и из со­седней залы принес дорогой полисандровый стул.

Честное слово, я хохотал в душе! Наверно, этот гордый барин впервые подает стул мужчине.

Путилин встал на него и стал что-то осматривать в верхней части высокой двери.

Через несколько секунд он слез со стула, и мы во­шли в кабинет.

¾ Деньги похищены из этого письменного сто­ла? — спросил он.

¾ Да.

¾ Покажите, пожалуйста, из какого ящика. — Граф С. указал на верхний правый ящик. Путилин открыл его и низко-низко наклонил к не­му свое лицо, так что его нос касался края ящика. Прошло несколько секунд.

¾ Скажите, пожалуйста, граф, какими духами вы душитесь? — вдруг задал он быстрый вопрос графу. Тот удивленно поглядел на моего друга.

¾ Пардон, monsieur Путилин, — иронически про­изнес граф, — но... неужели это имеет какое-либо от­ношение к исчезновению денег?

¾ Я никогда не задаю пустых и ненужных вопро­сов, — холодно ответил Путилин. — Если я вас спра­шиваю об этом, граф, стало быть, для меня это важно знать.

¾ Мои постоянные духи — «Опопонакс».

¾ Других вы никогда не употребляете?

¾ Нет.

Путилин захлопнул ящик письменного стола.

¾ Теперь, граф, я попросил бы вас дать мне воз­можность повидать вашу супругу, чтобы задать ей не­сколько вопросов.

Облако неудовольствия пробежало по лицу над­менного аристократа.

¾ Вам это необходимо, monsieur Путилин?

¾ Необходимо, граф.

¾ Мне очень неприятно впутывать мою жену в ка­кие-то полицейские допросы, дрязги.

В голосе графа С. послышались брезгливые ноты.

Путилин вспыхнул.

Этот пренебрежительный, презрительный тон взорвал его.

¾ Я совершенно не понимаю, для чего в таком слу­чае вам угодно было обратиться за моей помощью, — почти резко отчеканил он. — Если допросы, как вы из­волили их назвать — «полицейские», вас так коробят, то мне остается только откланяться. Имею честь кла­няться.

И Путилин, сделав сухой полупоклон, направился к двери.

Граф опешил.

¾ Ради Бога, monsieur Путилин... вы, кажется, обиделись... вы не так меня поняли... Я хотел только сказать, что графиню может все это расстроить... она такая нервная... Я сейчас узнаю, дома ли она, и по­прошу ее сюда.

¾ Пожалуйста, — холодно бросил Путилин.

¾ О, мы скоро поменяемся ролями, голубчик! — тихо прошептал он вслед графу.

Минут через пять в сопровождении своего велико­лепного супруга, шурша шелком роскошного выездно­го туалета, в кабинет вошла графиня С., высокая, стройная красавица с холодным лицом античной ка­меи.

— Вот, Lili, monsieur Путилин, звезда сыска, был так любезен, что согласился помочь моей маленькой неприятности, — проговорил граф.

Графиня любезно протянула руку «звезде сыска».

¾ Это так мило с вашей стороны, monsieur Путилин...

Путилин пожал крошечную аристократическую руку.

¾ Я хотел, графиня, задать вам всего два вопро­са, — начал он. — Скажите, пожалуйста, когда вчера ночью, после концерта, вы входили кабинет графа, вы не заметили случайно, раскрылась ли вся дверь, то есть обе ее половины, или же только одна?

¾ Право, не помню... Это такая мелочь, на ко­торую я не обратила внимания...

¾ Мерси. Теперь последний вопрос: ваши драго­ценности все целы?

¾ Все. У меня ничего не пропало, — холодно от­ветила графиня.

Путилин поклонился и, прощаясь, бросил графу:

¾ Лишь только что выяснится, я не премину уве­домить вас.

От графа С. мы тотчас отправились к князю Д.

Тут ожидал нас совсем иной прием.

Князь Д. шумно и радостно приветствовал моего замечательного друга.

¾ Спасибо, большое спасибо, что приехали.

¾ А княгиня дома? — спросил Путилин.

¾ Нет. Она уехала часа два тому назад.

¾ Могу я осмотреть будуар вашей супруги, князь?

¾ Ну, конечно, конечно!

Пройдя анфиладу роскошных комнат, мы очути­лись перед дверью будуара княгини.

Путилин опять проделал ту же таинственную и не­понятную для меня операцию со стулом и дверью, что и у графа С.

Князь глядел на Путилина, взгромоздившегося на высокий стул, с выражением искреннего недоумения и любопытства.

¾ Помилуй Бог, господин Путилин, какие акробатические кунсштюки изволите вы проделывать!

¾ Что делать, князь? — рассмеялся Путилин. — Для блага правосудия приходится еще не то откалы­вать.

В то время когда мы находились в будуаре, где мой друг чрезвычайно рассеянно и невнимательно скользил глазами по различным предметам этого утонченно изящного гнездышка великосветской барыни, у дверей будуара раздался испуганный женский крик.

Мы все обернулись.

На пороге стояла с бледным, испуганно-взволнованным лицом очаровательная блондинка, напоминаю­щая собою хорошенькую кошечку.

Князь бросился к ней.

¾ Marie, mon ange, как хорошо, что ты верну­лась! — целуя ее руки, воскликнул князь.

¾ Что... Что это значит? Кто эти господа? — дро­жащим голосом спросила княгиня Д., указывая на нас. Князь пояснил.

¾ А-а, — произнесла она и рассмеяласькак-тонервно. — Простите, господа, но приключение с брил­лиантами этой ночью так расстроиломои нервы, что я не могла удержать крика испуга при виде вас в мо­ем будуаре.

¾ Уж не приняли ли вы, княгиня, меня и моего друга за воров? — ответил ей в тон Путилин.

Затем он задал ей несколько не­значительных вопросов: крепко ли она спала, не слышала ли какого-нибудь подозрительного шороха и т. д.

Княгиня отвечала односложно, нервно.

¾ Ну, я не буду больше беспокоить вас, княгиня, расспросами. Вы, как я вижу, сильно взволнованы, потрясены.

¾ Почему вы это думаете, monsieur Путилин?

¾ Во-первых, потому, что вы мне сами только что сказали про это, а во-вторых... посмотрите, как дро­жат ваши руки. Скажите мне только одно, княгиня, желаете вы или нет, чтобы я употребил все старания для отыскания вора и бриллиантов?

¾ Что... что за вопрос?.. Ну, конечно, конечно, — ответила она.

Путилин поклонился и вышел из будуара.

 

БАЛ-МАСКАРАД. МОНАХ-КАПУЦИН С ЗОЛОТОЙ ЦЕПЬЮ

 

 

Прошло два дня, в течение которых я ни разу не видел моегодруга.

Наконец, на третий день, под вечер, он приехал ко мне.

¾ Держу пари, доктор, ты ни за что не догадаешь­ся, куда сегодня поздно вечером я повезу тебя! — оживленно проговорил Путилин.

¾ Да, действительно, догадаться трудно, Иван Дмитриевич. Ты ухитрялся засовывать меня даже в мо­гильный склеп.

Путилин расхохотался.

¾ Успокойся. Сегодня таких ужасов не будет. На­оборот, сегодня я хочу развлечь тебя, и поэтому мы отправимся на роскошный бал-маскарад светлейшей княгини Г. Что ты на это скажешь?

¾ Но как же мы попадем туда?

¾ Ты насчет приглашения? Не беспокойся: две пригласительных карточки у меня в кармане.

¾ В чем же ехать?

¾ Мы облачимся в домино и маски, вот и все.

... Около двенадцати часов ночи мы поднимались по дивной беломраморной лестнице княжеского дворца, тонущей в зелени и живых цветах.

С тихим смехом, с шутливыми возгласами, боль­шей частью на французском языке, нас обгоняли муж­ские и женские фигуры великосветских замаскирован­ных.

Из огромного вестибюля-аттриума мы попали в бальный зал, весь залитый морем света, весь напол­ненный звуками великолепного струнного оркестра, скрытого на хорах зала.

От массы движущихся фигур, одетых в яркие фан­тастические костюмы, у меня в первую минуту заряби­ло в глазах. Но мало-помалу мы присмотрелись к этим сверкающим волнам газа, кружев, лент, ярких мантий.

Кого тут только не было!

Точно в волшебной сказке здесь причудливо-прихотливо перепутались, переплелись все народы, все ве­ка, все стили, все периоды мировой истории.

Рядом с жизнерадостной Коломбиной стояла хрис­тианская мученица в белой рубашке-хитоне, опоясан­ной грубой веревкой; около непорочной весталки сверкала фигура вакханки с виноградным венком на голове, с кубком в руках; за огромным гладиатором шла фарфоровая куколка из vieux saxe французской маркизы.

Я прислонился к беломраморной колонне и глядел, действительно, и с удовольствием, и с интересом на эту чисто феерическую картину.

Несколько раз я различал в толпе фигуру моего великого друга.

С большой ловкостью он лавировал в этой массе замаскированных и, подобно другим, сыпал направо и налево, очевидно, шутливо-маскарадные замечания, потому что какая-то пастушка со смехом ударила по его плечу веером.

Маскарад был в полном разгаре.

Проходя мимо меня, Путилин мне шепнул:

¾ Да не стой ты, как изваяние, все время у ко­лонны. Смешайся с толпой... Еще привлечешь на себя чье-либо особенное внимание.

Я внял приказу моего друга и скоро очутился в са­мом маскарадном водовороте.

Запах духов, цветов и тонкой дорогой косметики заставлял кружиться голову и замирать сердце.

Мой друг стоял перед высокой, стройной женщи­ной, одетой Марией Стюарт.

¾ Какой мрачный костюм у вас, прелестная мас­ка! — шутливо заговорил Путилин.

¾ Мрачный? Вот это любопытно. Почему вы на­ходите его таким, почтенное домино?

¾ Разве очаровательной маске неизвестна участь несчастной шотландской королевы? Ее прелестная го­ловка скатилась с ее царственных плеч.

Тонкий веер из слоновой кости хрустнул в руках «Марии Стюарт».

¾ Нельзя сказать... нельзя сказать, чтобы вы бы­ли на высоте маскарадной болтовни. Ваши темы черес­чур мрачны.

¾ А мне почему-то кажется, что вы, ваше величе­ство, сами настроены сегодня несколько тревожно.

Сквозь разрез маски сверкнули глаза.

¾ В самом деле? Вы уж не прорицатель ли, лю­безное домино?

¾ Вы угадали, ваше величество. Я занимаюсь тай­ными науками, и для меня нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

¾ Ого! — насмешливо вырвалось у «королевы». — Нельзя сказать, чтобы вы были очень скромны... Что же, может быть, вы можете отгадать и причину мо­ей тревоги?

¾ Могу.

¾ Я вся внимание, господин чародей.

¾ Вы боитесь одного человека, боитесь мучитель­но, страшно.

Веер вторично хрустнул в руках «королевы».

¾ Но... вы напрасно боитесь этого человека. Бой­тесь другого, который может довести вас если не до эшафота, то, во всяком случае, — до крупного скан­дала.

Проговорив это и низко поклонившись маске, великий сыщик отошел от нее и смешался с нарядной толпой гостей.

В эту минуту я увидел, что в зал вошел новый за­маскированный гость.

Это был очень высокого роста монах-капуцин с поднятым на голову капюшоном и, кроме того, с маской на лице.

Под складками капуцинской рясы чувствовалось и обрисовывалось стройное, гибкое и, по-видимому, очень сильное тело мужчины.

Особенно интересна была походка монаха: это бы­ла походка мягкая, гибкая, подкрадывающаяся — зверя, большого хищного тигра.

Что особенно бросилось мне в глаза, так это вели­колепная золотая цепь, сверкающая драгоценными камнями, одетая на шее капуцина и спускающаяся ему на грудь.

¾ Иди налево в одну из гостиных за мной! — услышал я около себя шепот моего друга.

Мы прошли целым рядом гостиных и остановились в одной.

¾ Скорее, доктор, снимай свое домино и одевай мое. Мы должны обменяться ими.

¾ С нами крестная сила, Иван Дмитриевич! Что это: маскарад в маскараде?

¾ Браво! Это остроумно! Именно так. Но торо­пись!

Мы быстро переоделись и скоро опять входили в большую залу.

Мимо нас прошел высокий монах-капуцин, которо­му сопутствовала «королева Мария Стюарт».

Я ясно заметил, как она вздрогнула при виде меня и взяла под руку капуцина с великолепной цепью на шее.

Они скрылись в анфиладе тех роскошных, уютных гостиных, откуда мы только что выш


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.