Источники (формы) права: понятие и подходы к типологии. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Источники (формы) права: понятие и подходы к типологии.

2019-05-27 516
Источники (формы) права: понятие и подходы к типологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие "источник права" используется в науке в 3-х основных значениях:

· в материальном – это общественные отношения, которые необходимо урегулировать правом.

· в идеологическом – это правосознание, от уровня развития которого зависят нормы права.

· в формально-юридическом – это форма внешнего выражения правовых норм.

Понятия «форма права» и «источник права» в формально-юридическом смысле тождественны.

Формы источников права

1) Правовой обычай – это санкционированное и обеспечиваемое государством, исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Обычай становится правовым после его санкционирования государством.

Государство санкционирует только те обычаи, которые выражают единообразную и устойчивую общественную практику и соответствуют государственной политике.

Государство санкционирует обычаи двумя способами:

а) путем общей / генеральной отсылки к обычаю (текстуального закрепления обычая в НПА в данном случае нет),

б) путем восприятия обычая правоприменительной практикой, когда решения по делу выносятся на основе обычая.

Совокупность правовых обычаев образует обычное право.

Чертами правовым обычаев являются множественность, локальный характер, постоянность соблюдения и консервативность.

2) НПА – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Достоинством НПА как источника права является возможность его оперативного принятия, изменения и отмены. Это позволяет адекватно реагировать на изменение общественных отношений и обеспечивать максимальную эффективность правового регулирования.

3) Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному делу, за которым государство признает общеобязательный характер.

а) судебный (создается судебными органами),

б) административный (создается несудебными органами).

Судебный прецедент является обязательным для судов той же и низших инстанций. При этом обязательной является «сердцевина дела», т.е. суть правовой позиции суда, на основе которой вынесено решение. Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции.

4) Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.

Нормативный договор имеет много общих черт с НПА. Главное отличие состоит в следующем: НПА является результатом одностороннего волеизъявления уполномоченного субъекта правотворчества, а НД – это результат взаимного согласованного волеизъявления сторон.

Нормативный договор следует отличать от индивидуального договора.

Индивидуальный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее права и обязанности участников правоотношения.

Наибольшее значение НД как источник права имеет в международном праве, где он является основным источником права.

Возрастание роли нормативного договора в системе права является отображением процесса децентрализации правового регулирования.

5) Религиозные тексты - это своды религиозных правил, содержащихся в религиозных книгах, а также в актах, принимаемых органами управления религиозных организаций.

В современном мире религиозные организации являются источниками права в мусульманских странах (Коран), в индусских (Шастры, Веды), в Ватикане (Библия). Однако и в этих странах все большее распространение получает НПА.

6) Правовая доктрина – это правовые позиции ведущих ученых юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы выносят решения по конкретным делам.

7) Правосознание – это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, на основе которых выносятся решения по конкретным делам.

Как правило, правосознание не является источником права, хотя играет большую роль в правоприменительной деятельности. На отдельных этапах развития общества и государства правосознание может быть источником права.

В России источниками права признаются НПА, НД и правовые обычаи.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.