Бурнуковкие и Колывановские мастера резьбы по камню. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Бурнуковкие и Колывановские мастера резьбы по камню.

2018-01-30 305
Бурнуковкие и Колывановские мастера резьбы по камню. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свое название пещера получила благодаря селу, рядом с которым находится.

Первым его владельцем был Бурнук Васильев, с тех пор и повелось: село Борнуково, Борнуковская пещера. Ремесло, которым прославилось село, это обработка камня.

В 20-е годы прошлого века в селе Борнуково образовалась небольшая артель по добыче и переработке алебастра, а одновременно с алебастром добывался и поделочный цветной камень.

В 1930 году было решено открыть при артели камнерезный цех. Возглавил коллектив уральский художник Павел Леонтьевич Шальнов.В начале Великой Отечественной войны производство приостановилось, но уже в 1944 году промысел оживился.1960-е годы отмечены подъемом творчества борнуковских мастеров.

месторождение материала для резьбы уникально. За долгое время существования ремесла сложилась своя школа, которая тоже не имеет аналогов. Мастера передают традиции из поколения в поколение.

В основном изделия можно отнести к анималистическому жанру. Чаще всего это фигурки птиц и зверей. Реже — людей. Помимо скульптур птиц и зверей мастера изготавливают предметы быта: подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы.

14. Изделия из кости Русского Севера (Холмогоры).

Холмогорская резьба по кости как промысел существует уже почти четыреста лет. Этим искусством занимались мастера из города Холмогоры, что находится под Архангельском, и его окрестных деревень.


Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора.

Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри, храмы.

Первые архивные сведения относятся к 17 в. «Курцева (Холмогорский посад) 1622-1626 гг.». Среди прочих профессий жителей указаны «четочники» Исачко Трофимов сын Соломатов, «четочник» молодчей, Селиванко Иванов Сын Выдрин, четочник, молодчей и т.д. К 17 же веку относятся сведения о Шешининых Евдокиме, Семене, Иване, Семене, Василии. Все они были вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате.


Ларчик Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ


Наибольшего расцвета Холмогорская резьба по кости достигла в эпоху царствования Петра Первого. В это время мастера исполнили ряд уникальных работ, которые для современных косторезов служат образцами художественного оформления и технического исполнения. Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства. С волной иноземных влияний приходит мода на изделия из кости. Они получают широкое распространение среди высшего дворянства. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам.

Самым дорогостоящим было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой. В ажурный орнамент постепенно вводятся сюжетные изображения, выполненные в технике рельефа. К концу 18 века к традиционным ларцам и коробочкам присоединяются миниатюрные секретеры и бюро, комодики и туалетные шкатулки, табакерки и гребни. Для пышности и яркости фоном ажурному орнаменту служит фольга или шелк. К концу 19 – началу 20 веков холмогорской резьбе характерна механика сквозной резьбы.

Как и большинство промыслов и ремесел, холмогорская резьба по кости переживает в конце 19 века кризис. К началу 20 века искусство практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров.
Начало возрождения промысла приходится на конец двадцатых - начало тридцатых годов прошлого века, открывается новая профессионально-техническая школа, где обучаются молодые резчики.


Санкт – Петербург. Холмогорские мастера.

Середина XVIII века

Дерево, моржовая кость, фольга; резьба, окраска

167х80х36

Государственный Эрмитаж

мастера: Федот Шубин, Осип Дудин, Николай Степанович Верещагин.

Резчик Шарыпина Устинья Семеновна (род. 1918) Рамка для фото «Животный мир» Моржовый клык Ажурная резьба Музей Ломоносова

Резчик Синькова Мария Петровна (род. 1920) Кубок «Север» Мамонтовая кость

Резчик Тышова А.Н. Рамка для фото «Поездка» Мамонтовая кость


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.