Управление в древних государствах Междуречья — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Управление в древних государствах Междуречья

2018-01-30 1324
Управление в древних государствах Междуречья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Междуречье (Месопотамия) - регион на юго-западе Азии. Это название происходит от греческого слова, означающего «между реками», т. е. земли между реками Тигр и Евфрат. Это место считается одной из колыбелей евроазиатской цивилизации, откуда она распространилась по Ближнему Востоку, долинам Инда, Египту и Средиземному морю.

Шумер - древняя страна Междуречья с ярко выраженными пережитками родоплеменного строя. Ее история до сих пор вызывает немалый интерес благодаря высоким достижениям культуры и порождает оживленные дискуссии.

Откуда пришли шумеры, нет определенных сведений. «...Первые шумеры появились в Месопотамии, составляли небольшую группу людей... Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности.

Шумер не являл собой государство в современном понимании. Там только начинали формироваться основы государственного устройства, что было вызвано развитием экономики (особенностями ведения сельскохозяйственных работ, прокладкой и содержанием оросительных систем), фискальной системы, торговли, в том числе землей, наличием самостоятельных городов - религиозных центров, возвышением роли храмов. Первоначально на территории, где проживали шумеры, не было целостного государства, города вели между собой борьбу за гегемонию. Лишь Саргону - царю древнего Аккада - удалось завоевать шумерские города (Ашшур, Киш, Лагаш, Ларса, Ниппур, Сиппар, Умма, Ур, Урук, Шуруппак, Эриду и др.) и сплотить их в единое государство.

Города шумеров в основном начали складываться в V- IV тыс. до н. э. Их расцвет как религиозно-культурных и торговых центров пришелся на III-II тыс. до н. э. Однако к I тыс. до н. э., за редким исключением, они потеряли свое политическое значение и постепенно пришли в упадок. Причин тому много. Это и разрушение племенами кочевников-скотоводов, и завоевание более сильными царствами, и природные катаклизмы. Города шумеров являли собой первые государственные образования и системы управления. Правитель города (энси) и царь (лугаль) страны, как правило, были представлены в одном лице. В своей деятельности правитель города опирался на совет старейшин и народное собрание, которое делилось на две части (в дальнейшем - палаты): молодых и старых людей. Он выполнял ряд функций, в том числе руководил общинным культом, строительством сооружений водоснабжения, формированием войсковых соединений, был председателем собраний совета старейшин и народа.

Подготовке писцов в Шумере придавалось важное значение. (Сызмальства до юношества детей обучали в специальных школах, так называемых «домах табличек» (э-дуб-ба). Писцы обучались счету, письму и языкам. Обучение в школах длилось многие годы. Ученики учились изготавливать таблички из глины и палочки из тростника для письма, получали знания по религии, языку(ам), ботанике, биологии, географии, минералогии, математике, астрономии и другим наукам. Школой руководил «уммиа» («наставник») и его помощник («старший брат»), а за дисциплиной следил надсмотрщик («владеющий хлыстом»). Чтобы овладеть всем объемом преподаваемых знаний, ученики должны были проявить большое усердие. Писцы были при царях, храмах, служили частными составителями бумаг, переписчиками рукописей, переводчиками, администраторами.

Некоторые исследователи считают, что возникновение письменности в Шумере явилось одной из управленческих революций, инициировавших развитие управленческой мысли. И это совершенно справедливо, ведь фиксирование информации дает возможность сохранить ее в пространстве и времени, что очень важно для управления, учета и контроля.

Управление в Шумере опиралось на обычаи, традиции, поскольку писаного права не существовало. Лишь на закате шумерской цивилизации были составлены своды законов, которые носили большей частью рекомендательный характер. В Шумере также формировались основы философской и управленческой мысли, послужившие исходной методологической базой для создания институтов управления и организационного порядка. В книге В.В. Емельянова «Древний Шумер. Очерки культуры» приведен список философских категорий (Мэ), анализ которых позволяет сделать вывод о том, что они определяли организацию и порядок установления царской, храмовой власти и непосредственно управления государством.

В середине III тыс. до н. э. Шумер был завоеван Саргоном Древним и присоединен к Аккаду. Спустя столетия государство Аккад уходит с исторической сцены, а в южной части Месопотамии формируется новое сильное государство Вавилония, которое в развитии прошло четыре исторических этапа: Старо-Вавилонское царство (1894-1518 гг. до н. э.), Касситское нашествие (1518-1204 гг. до н. э.), потеря политического влияния (1204-626 гг. до н. э.), Ново-Вавилонское царство (626-538 гг. до н. э.).

Наибольшего могущества Вавилония достигла при царе Хаммурапи, который большое внимание уделял благоустройству государства и организации управления им. Он стремился обеспечить своим подданным жизнь в безопасности под защитой законов».

Во вступлении к знаменитому своду «Законов Хаммурапи» есть такая запись: «...тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стране заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу восходить над черноголовыми и озарять страну, Анум и Эллиль призвали меня для блага народа». Текст законов можно разделить на три части: начало (божественное предзнаменование), содержательная часть (282 статьи законов), окончание (наказание богов за нарушение законов).

Непосредственно управленческая значимость законодательства проявляется в следующем. Прежде всего в ней определялось положение царя, который, представляя пантеон богов на земле, что определяло круг его функций управления государством как некоторым целым, состоящим из взаимосвязанных элементов, стоял на вершине пирамиды власти и управления.

В тексте законов выделены различные виды управления как самостоятельные функции: управление экономическими процессами, в том числе торговлей, собственностью (имуществом, водообеспечением, земельными наделами, поголовьем скота и др.), семейно-брачными отношениями, положением служителей культа, медиков, строителей, транспортников (перевозчиков), представителей разных профессий.

После кончины Хаммурапи созданное им государство начинает терять свои приоритеты. Племена хеттов, кассидов, халдеев и других народов неоднократно нападали на страну, разрушая и грабя города и храмы, уводя население в рабство. Однако, при царе Навуходоносоре II Вавилон вновь стал ведущим государством Междуречья.

Во времена его правления была введена система оплаты труда ткачей и прях, согласно которой они получали плату за свой труд пропорционально величине партии произведенной ими продукции.

 

Управление в Древнем Египте

Египет прошел долгий путь развития от праобщества к централизованному государству. Традиционно в периодизации истории Древнего Египта выделяют Древнее царство, Среднее царство, Новое царство и Позднее царство. Существует и другая периодизация - по династиям. Имеет право на существование и несколько уточненная периодизация египетской истории: Раннее царство (IV—III тыс. до н. э.), Древнее царство (III тыс. до н. э.), Среднее царство (III-II тыс. до н. э.), Новое царство (II тыс. до н. э.), Позднее царство (II—I тыс. до н. э.).

Для нас наиболее важна последняя периодизация, поскольку она позволяет тщательно проследить зарождение и развитие идей управления в условиях ранней государственности, децентрализованного и централизованного государства.

Первоначально Египет представлял собой территориальное образование, на котором были расположены небольшие государства (номы) со всеми им присущими атрибутами, включая политико-религиозный центр, бога- покровителя, герб, войско. В основе номов лежали родоплеменные, общинные отношения. Количество номов и занимаемая ими территория в разные исторические периоды были неодинаковы. Принято считать, что их было 42. По своему экономическому положению номы различались, что приводило к постоянным конфликтам между ними, главным образом из-за стремления к обогащению. В результате исторического развития образовались два крупных государства: на севере - Нижний Египет (столица Буто) и на юге - Верхний Египет (столица Иераконполь). В состав первого вошли 20, а второго - 22 нома. Дальнейшая борьба привела к их объединению, подчинению Нижнего Египта Верхнему под властью царя. Так появилось централизованное раннерабовладельческое государство, столицей которого в IV тыс. до н. э. стал город Мемфис (название которого означает «белые стены»). По тем временам это был очень крупный город с миллионным населением, многоотраслевым хозяйством (ремесленничество, торговля, кораблестроение, строительство, обработка металлов и т. п.) и высоким уровнем культуры. В нем были возведены крепость, храм бога Птаха, дворцы египетской знати, военные лагеря, а вокруг города строились гробницы и пирамиды. Во II тыс. до н. э. столицей Египта были провозглашены Фивы, а позже - Александрия (первая половина IV в. до н. э.), в связи с чем Мемфис постепенно пришел в упадок.

В основу создания государственного образования были положены экономические факторы: природные ресурсы и их рациональное использование, транспортные коммуникации, торговля (меновая), строительство, ремесленничество, рабский труд. Религия, которую поддерживали цари, номархи, жрецы, идеологически обеспечивала существование этого государства. С созданием единого государства оформилась его административно- территориальная организация.

Структура системы управления государством была линейной, но архаичной (так она называется в наше время), в связи с тем, что правил один человек - царь. В основу такого понимания было положено божественное начало царской власти.

Структура управления - совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Особенность линейной структуры состоит в том, что один руководитель управляет всем, и чем больше таких направлений, тем выше степень централизации власти и управления и значимость Царя-Бога.

Процесс управления может быть представлен следующим образом:

- указы царя (решения);

- распоряжения визиря;

- письменное изложение волеизъявления монарха и визиря;

- доведение воли монарха до каждого человека, т. е. исполнителя, как подданного царя;

- формирование подсистемы управления «управление проектами» как важнейшего элемента системы государственного управления;

- придание правового оттенка волеизъявлениям верховного правителя (видимо, на уровне обычного права);

- использование методов управления: стимулирование, мотивация и репрессии; мораль и этика управления;

- обучение кадров управления (прежде всего подготовка писцов; передача власти по наследству и т. п.);

- начало формирования договорной системы.

Система управления - система, в которой реализуются функции управления организацией. В практике управления Древним Египтом, как и в управлении другими государствами, ряд функций, т. е. содержание управленческой деятельности, позволяющее осуществлять управляющее воздействие, реализовывались правителем.

В книге «История Древнего Востока» под ред. В.И. Кузищина приведен еще один документальный источник - «Предписание о служебных обязанностях верховного сановника», т. е. визиря, первого лица после фараона.

Вышеназванный документ включает в себя семь разделов:

1. Порядок служебного приема у верховного сановника.

2. Доклады верховному сановнику.

3. Посещение верховным сановником фараона.

4. Исключительные судебные права верховного сановника.

5. Обращение с доверенным лицом верховного сановника.

6. Обращение с документами, запрошенными верховным сановником.

7. Служебные обязанности верховного сановника.

Развитию управленческой мысли и управленческой деятельности древнеегипетского государства на всех уровнях иерархии власти способствовало наличие в Древнем Египте письменности. Использовалось различное письмо: иероглифическое (для надписей), иероглифическое упрощенное, иератический курсив (для деловых бумаг и писем), демотическое (для широкого потребления). Письмо было непростым делом. Овладевший грамотой был ценим и уважаем. Писцам были гарантированы хорошая работа, материальное обеспечение и высокое общественное положение на иерархической лестнице.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.