Цель – раскрыть специфику политологии как науки. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Цель – раскрыть специфику политологии как науки.

2018-01-30 191
Цель – раскрыть специфику политологии как науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Курс лекций для студентов

Квалификация (степень) бакалавр

 

Темы курса лекций:

  1. Предмет политологии. Категориальный аппарат.
  2. Политическая власть.
  3. Политическое лидерство. Политическая элита.
  4. Государство как политический институт.
  5. Политические режимы.
  6. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения.
  7. Избирательные системы.
  8. Основные политические идеологии современности.
  9. История политической мысли.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

от 11 октября 2013 г., протокол № 3

 

Барнаул – 2013

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
  1. Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики.
  2. Субъекты и объекты политики.
  3. Политология как наука, ее предмет.
  4. Методы и функции политологии.

Цель – раскрыть специфику политологии как науки.

Формирование и развитие ОК-4, ПК-9, ПК-13

Политика как общественное явление.

Возникновение и сущность политики

 

Политика – явление сложное и многогранное. Это явление изучается и осмысливается учеными уже около двух с половиной тысячелетий.

Термин «политика» появился в средневековой Европе в 1256 г., когда Вильгельм Мербекский (1215–1286), переводя аристотелевскую «Политику» с греческого на латынь, перевел понятие «politike koinonia» (политическая общность) как communication politica (политическое сообщество). С этого времени понятие «политика» прочно вошло во все европейские языки и распространилось по всему миру.

Таким образом, категория политики, вошедшая почти без изменений в европейские языки, этимологически пришла из древнегреческой политической мысли, обозначая дословно, «то, что относится к государству» и происходя от древнегреческого слова «polis» (государство). С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни под политикой все более стали понимать разнообразные и многочисленные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т.д.

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:

1. Социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру. Политика – надстройка над экономическим базисом, концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов.

2. Субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики. Чаще всего в качестве первоосновы политики рассматривают власть и ее носителей. Политика - это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.

3 Н аучно-сконструированные, раскрывающие её деятельностный характер. Политика – это процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

 

ТЕМА 2.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Политическая власть, ее сущность и структура.

2. Отличительные признаки и функции политической власти.

3. Принцип разделения властей, его смысл и значение.

4. Понятие легитимности власти. Теория М.Вебера о легитимности власти.

5. Современные тенденции в развитии политической власти.

6. Современные концепции власти.

 

Цель – рассмотреть политическую власть как одной из важнейших категорий политической науки.

Формирование и развитие ОК-4, ПК-9, ПК-13

  1. Политическая власть, ее сущность и структура

Политическая власть это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

Среди многочисленных разновидностей власти политическая власть имеет верховенствующий характер. Это проявляется:

1. Политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения.

2. Политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение власти (М. Вебер).

 

ТЕМА 3.

Цель – раскрыть о сущность, тенденции развития и специфику политического лидерства и политических элит.

Формирование и развитие ОК-4, ПК-9, ПК-13

Типы политических лидеров.

I. На основе теории легитимного господства М.Вебера:

1. Традиционное лидерство.

2. Харизматическое лидерство

3. Рационально-правовое лидерство.

II. По имиджу:

1. Лидер-«знаменосец» – стремится к воплощению «великой мечты», изменению политической системы.

2. Лидер-«служитель» – стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев.

3. Лидер-«торговец» – отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи.

4. Лидер-«пожарник» – откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации.

III. На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей:

1) лидер-«патриарх», члены общества испытывают к нему одновременно чувство любви и страха;

2) лидер-«тиран», здесь доминирует чувство страха;

3) «идеальный» лидер характеризуется чувством симпатии к нему со стороны большинства социальных групп.

Типологии элит

1. По объему властных полномочий:

Ø Высшая – включает руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений (президент, руководители правительства, члены высших судебных органов власти, лидеры наиболее влиятельных партий, спикер парламента и главы крупнейших парламентских фракций).

Ø Средняя – относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений.

Ø Административная – входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих.

2. По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования:

Ø Открытая элита – характеризуется динамичной циркуляцией, открытостью, выражающейся в формально равных возможностях доступа членов неэлитных групп в нее. Существует относительно небольшое количество формальных ограничений доступа в элиту. Отбор в элиту осуществляется на основе острой конкурентной борьбы, в которой большое значение имеют личные качества: энергичность, умение найти и организовать себе поддержку, способность мобилизовать имеющиеся ресурсы. Открытая элита пополняется новыми лидерами, которые являются носителями новых идей и ценностей. Поэтому она демонстрирует способности к социальным инновациям и реформам. Ее положительными чертами являются чуткость к социальным настроениям и потребностям, гибкость и широкие возможности быстрой адаптации к меняющимся социальным условиям и реакции на общественные перемены. Однако у нее есть недостатки: склонность к популистским и непродуманным решениям, средняя или низкая степень преемственности в выработке политики.

Ø Закрытая элита – характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей неэлитных групп в нее. В первую очередь на отбор в элиту влияют формальные показатели: возраст, стаж работы, партийность, принадлежность к определенной корпорации. Важнейшим условием, влияющим на отбор в элиту, является личная преданность руководству и готовность беспрекословно исполнять приказы. В конечном счете элита стремится к самовоспроизводству, что, в свою очередь, обрекает ее на вырождение и деградацию. Ее положительными чертами является: высокая степень преемственности в выработке политике, уравновешенность решений, невысокая вероятность внутренних конфликтов. К недостаткам этого типа элиты следует отнести косность, слабую способность реагировать на происходящие социальные изменения, тенденция к кастовости.

Существует две системы рекрутирования (набора) элит: система гильдий и антрепренерская.

Для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх.

2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров – формальных требований для занятия должностей.

3) небольшой, относительно закрытый круг селектората.

4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

Антрепренерская (предпринимательская, термин ввел американский политолог Б. Рокиэн) система во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:

1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества на занятие руководящих постов;

5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

 

 

Теория элит Моски.

Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858–1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы.

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это, в конечном счете, влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.

Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического 'класса», описанного Моской. В тоталитарных государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению стали первопричиной экономического и социального господства «класса управляющих».

Ценностные теории

1. Элита – наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.

2. Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита – мотор, а массы – колесо истории, проводник в жизнь решений элит.

3. Формирование элиты – процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

4. Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно появляются социальные чемпионы и аутсайдеры.

Концепции демократического элитизма имеют следующие общие черты:

1. Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.

2. Элита защищает демократические ценности.

3. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия посредством свободных выборов.

Концепции плюрализма элит базируются на следующих постулатах:

1. Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.

2. Элиты возможно удерживать под влиянием масс.

3. Существует конкуренция эли, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.

4. Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

Леволиберальные концепции элит ( Р. Миллс) исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой.

1. В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы и др.) незначительны.

2. Властвующая элита занимает ключевые позиции в государстве и на этой основе обеспечивает себе власть, богатство и известность.

3. Между элитой и массами большое различие, преодоление которого практически невозможно.

 

ТЕМА 4.

Признаки государства

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

5. право на взимание налогов и сборов с населения.

6. обязательность членства в государстве. В отличие, например, от партии, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

Функции:

1. обеспечение безопасности и правопорядка

2. регулирование социальных отношений и разрешение социальных конфликтов

3. распределение ценностей в обществе

4. защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности.

 

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

1. Политический режим как категория политической науки.

2. Тоталитарный политический режим.

3. Авторитарный политический режим.

4. Демократический политический режим.

5. Основные пути перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.

 

Типология М.Вебера

· патронажные (партии знати, элитистские) – стремятся обеспечить собственному лидеру высший пост в государстве, дабы тот, придя к власти, мог распределять официальные должности среди своего окружения. Подобные партии лишены какой-либо содержательной идеологии и используют в своих программах те положения, которые способны привлечь к ним симпатии избирателей;

· мировоззренческие ( массовые партии)– нацелены на реализацию определенных политических установок, хотя это тоже не исключает служебного патронажа.

2. Типология Мориса Дюверже («Политические партии» (1951))

· кадровые – будучи носителями консервативной или либеральной идеологии, представляют интересы привилегированных слоев общества, не имеют массового членства и ориентируются исключительно на электоральный результат. В них участвуют профессиональные политики, элитарные круги. Пример – республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании).

· массовые – отражают политические устремления социальных низов, обладают четко выстроенной организационной структурой и пытаются провести в жизнь социалистические, коммунистические или фашистские мировоззренческие принципы. Пример – КПСС, большинство западноевропейских социал-демократических партий.

Женское движение.

Антивоенное движение.

Экологическое движение

Правозащитное движение

Молодежное движение

Национальное движение

Кроме того, существуют:

· движение неприсоединения;

· движение против расовой и национальной дискриминации;

· движение за установление нового экономического порядка;

· движение крестьян за землю и социальные права;

· пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.

 

ТЕМА 7.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

1. Избирательная система, ее сущность и структура.

2. Типы избирательных систем.

3. Выборы Президента РФ.

4. Выборы депутатов Государственной Думы РФ.

 

Типы избирательных систем

Мажоритарная система(англ. majority - большинство) – избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Такая система достаточно проста в применении и понятна избирателям.

Существуют разновидности этой системы. Например, существуют мажоритарные системы с одномандатными (когда от избирательного округа избирается один кандидат) и многомандатными округами (когда от округа избираются два и более кандидата).

Мажоритарная система также разделяется на системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Система относительного большинства предполагает, что избранным считается кандидат, набравший больше любого другого кандидата (иногда предусматриваются дополнительные условия признания выборов состоявшимися). Система абсолютного большинства предполагает, что избранным считается кандидат набравший более половины (50%+1) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает такого количества голосов, то проводится повторное голосование («второй тур»). В нём участвуют два кандидат набравших наибольшее число голосов в первом туре. По такой систем избирается Президент Российской Федерации.

Система квалифицированного большинства – предполагает, что избранным считается кандидат, набравший точно указанное количество голосов избирателей. Применяется достаточно редко (например, на парламентских выборах в Чили).

Мажоритарная система имеет вышеуказанные достоинства, а также незаменима при избрании выборных должностных лиц – президентов, глав местного самоуправления и т.д. Однако она обладает определёнными недостатками «технического» характера и не всегда позволяет достоверно и справедливо отражать волеизъявление избирателей.

Пропорциональная избирательная система – это система, при которой места в выборном органе власти разделяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями (прежде всего, политическими партиями), пропорционально (соразмерно) числу голосов избирателей, поданных за соответствующие списки кандидатов.

Мировой практике известно множество вариаций пропорциональных избирательных систем. Так, например, в целях создания дееспособных партийных фракций в представительных органах и предотвращения дробления депутатских мандатов устанавливается заградительный барьер. Он представляет собой процент голосов избирателей, который необходимо получить списку кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Если список не набирает этот процент, то он, как правило, не получает мест в представительном органе.

Также существует разновидность пропорциональной системы с открытыми списками, при которой избиратель голосует не только за список кандидатов в целом, но и за конкретных кандидатов внутри списка (т.е. получение кандидатом депутатского мандата зависит не только от воли партии, поставившей его на соответствующее место в списке).

Смешанная избирательная система предполагает сочетание на одних и тех же выборах мажоритарной и пропорциональной систем.

 

Выборы Президента РФ

 

Выборы президента Российской Федерации – процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования по определению Президента России. Данные выборы проводились в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 годах. В 2008 году срок полномочий президента был увеличен с четырех до шести лет; это положение начало применяться после президентских выборов 2012 года. По результатам голосования на выборах, Президентом становится кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (50 %+любое число). В случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, победитель определяется во втором туре, который проводится ровно через три недели после первого и в который выходят кандидаты, занявшие первое и второе места в первом туре голосования. На 2012 год три человека становились победителями выборов Президента РФ – Борис Ельцин (дважды), Владимир Путин (трижды) и Дмитрий Медведев. Только один раз для определения избранного Президента РФ проводился второй тур голосования. Ближайшие выборы Президента России должны состояться в 2018 году.

 

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – процедура всеобщего, прямого и тайного голосования по определению 450 депутатов ГД РФ на ближайшие 5 лет. Проводились 6 раз: 12 декабря 1993; 17 декабря 1995; 19 декабря 1999; 7 декабря 2003; 2 декабря 2007; 4 декабря 2011.

Согласно действующему российскому законодательству, все 450 депутатских мандатов Государственной Думы распределяются между списками политических партий, получивших по результатам голосования избирателей более 5% голосов. Тот же проходной барьер для партий действовал и на выборах в Государственную Думу I-IV созывов, однако тогда половина мест в нижней палате Парламента доставалась победителям голосований в одномандатных округах. На выборах ГД V и VI созывов проходной барьер составлял 7%, а одномандатные округа отсутствовали. Ближайшие Выборы в Государственную Думу должны состоятся в 2016 году, а проходной барьер составит 5%.

 

ТЕМА 8.

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Курс лекций для студентов

Квалификация (степень) бакалавр

 

Темы курса лекций:

  1. Предмет политологии. Категориальный аппарат.
  2. Политическая власть.
  3. Политическое лидерство. Политическая элита.
  4. Государство как политический институт.
  5. Политические режимы.
  6. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения.
  7. Избирательные системы.
  8. Основные политические идеологии современности.
  9. История политической мысли.

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

от 11 октября 2013 г., протокол № 3

 

Барнаул – 2013

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА
  1. Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики.
  2. Субъекты и объекты политики.
  3. Политология как наука, ее предмет.
  4. Методы и функции политологии.

Цель – раскрыть специфику политологии как науки.

Формирование и развитие ОК-4, ПК-9, ПК-13


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.