Развитие информационной сферы общества и концепция пост индустриализма — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие информационной сферы общества и концепция пост индустриализма

2018-01-30 208
Развитие информационной сферы общества и концепция пост индустриализма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

.

 

Развитие концепции постиндустриализма. По мнению В.Л. Иноземцева, истоки понятия«постиндустриальное общество» вряд ли могут быть определены с достаточной точностью1. По его мнению, термин«постиндустриализм» был введен в научный оборот еще в началеXXвекаА. Кумарасвами, автором ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. Впоследствии, с1916 г., он достаточно активно использовался теоретиком английского либерального социализмаА. Пенти, который даже выносил его в заглавие своих книг, обозначив, таким образом, идеальное общество, где принципы

1См.: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебн. пособие для студентов вузов. М., 2000.

   

автономного и даже полукустарного производства возрождаются ради преодоления конфликтов, присущих индустриальной системе.

В1958 г. американский социологД. Рисмен обращается к термину«постиндустриальное общество», используя его в заглавии одной из своих статей, получившей благодаря этому широкую известность, но носившей локальный характер. В1959г. профессор Гарвардского университетаДаниел Белл, выступая на международном социологическом семинаре в Зальцбурге(Австрия), впервые употребил понятие постиндустриального общества в широко признанном теперь значении— для обозначения социума, в котором индустриальный сектор теряет ведущую роль в связи с возрастающей технологизации, а основной производительной силой становится наука. Потенциал развития этого общества во все возрастающей степени определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает.

В1960-егоды произошло широкое распространение идей постиндустриализма и осмысление того, что технологические факторы развития начинают превалировать над политическими и социальными. К началу1970-хгодов постиндустриальная проблематика стала одной из ведущих в западной социологии, и многим исследователям представлялось, что эта новая глобальная методологическая парадигма способна дать существенный импульс общественным наукам.

Начало систематической работы в этом направлении можно отнести к 1965 г., когда в США была создана футурологическая комиссия под руководством Д. Белла, вице-президентаамериканской академии искусств

инаук, профессора социологии Колумбийского и Гарвардского университетов.

Впредисловии к сборнику, представляющему результаты работы футурологической комиссии, Д. Белл утверждал, что благодаря массовому преобразованию машинной технологии в интеллектуальную происходят изменения и в американской политической системе. С этими процессами связаны и тенденции превращения экономической системы в«постиндустриальное общество, где центр тяжести перемещается в сферу услуг, а источники новаторства сосредоточиваются в интеллектуальных институтах, в основном в университетах инаучно-исследовательскихучреждениях, а не в прежних индустриальных корпорациях». Все эти сдвиги и тенденции, по мнению Белла, превращают университеты в«стражей» общества, которые отстаивают необходимость управления не финансовым, а«человеческим капиталом» и ставят фундаментальные вопросы об отношении новых технократических форм принятия решений к политическим структурам общества.

Одно из наиболее развернутых определений постиндустриального общества дано Д. Беллом: Постиндустриальное общество, это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного

производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степени зависит от достижений теоретического знания. Постиндустриальное общество, считает Д. Белл, предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов.

Понимание того, что современное общество может и должно рассматриваться именно как постиндустриальное, укрепляется по мере анализа логики развития цивилизации, какой она представлена в рамках постиндустриальной теории. Согласно ее сторонникам, в истории достаточно строго прослеживаются три большие эпохи, образующие триаду«доиндустриальное— индустриальное— постиндустриальное общество» (см. табл. 8.1).

Именно эта схема позволяет сформулировать известное положение о трех обществах, согласно которому доиндустриальное общество базируется на взаимодействии человека с природой, индустриальное- на взаимодействии с преобразованной им природой, а постиндустриальное общество— на взаимодействии между людьми.

Отмечая, что в пределах указанных трех эпох складываются и функционируют преимущественно естественные, технологические и социальные по форме сообщества людей, постиндустриалисты обращают внимание и на характер личностных взаимоотношений, типичных для каждого из этих периодов. Так, в доиндустриальных обществах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, в индустриальном- усвоение знаний и возможностей прошлых поколений, в постиндустриальном же обществе интерперсональные взаимодействия становятся подлинно комплексными, что и определяет новые свойства всех элементов социальной структуры.

   

В работе футурологической комиссии принимал участие известный футуролог, директор ГудзоновскогоинститутаГерман Кан. В докладе, подготовленном им в соавторстве сЭнтони Винером, прогнозируется глобальное распространение«ощущаемого искусства», ориентированного не наидейно-интеллектуальнуюсодержательность, а на спонтанно- чувственное отношение индивидуумов к окружающей среде. Концептуальные положения«ощущаемого искусства» послужили основой для разработки концепции«мозаичной культуры»1 как противовеса«униформированной гомогенной культуре». В этом контексте возникает образ«глобальногометрополиса» - города, в котором сосуществуют множество культур и народностей, утверждающих право на независимую частную жизнь. Мозаичная культура имеет тенденцию к глобальному распространению не только благодаря средствам массовой информации, но и потому, что ее базисом становятся транснациональные корпорации постиндустриального общества, которым отводится роль главной движущей силы мировой экономики, культуры и общества


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.