Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-30 | 225 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). В течение 1989—1990 годов прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете.
Кризис коммунистической идеологии начался одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти, за этим последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего «союз нерушимый республик свободных». В течение 1989—1990 годов из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.
В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 года в Тбилиси, в январе 1990 года в Баку, в январе 1991 года в Вильнюсе и Риге).
В 1988—1990 годах были приняты партийные резолюции «О межнациональных отношениях», «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», а также «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В декабре 1990 года IV Съезд народных депутатов СССР принял постановление «Об общей концепции Союзного договора», который в апреле 1991 года был подписан в Ново-Огарево (так называемое соглашение «9+1»). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривали предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 года в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4 %) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.
|
Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР —
Г.И. Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер-министр), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР),
Б.К. Пуго (министр внутренних дел) и другие объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19—21 августа 1991 года).
Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н. Ельциным привели к поражению путчистов. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержку ГКЧП.
23 августа 1991 года, после подавления путча в Москве, М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК и объявил о роспуске КПСС. Был распущен также союзный Кабинет министров, а в сентябре — Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 года был введен запрет Компартии на территории РСФСР.
Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.
8 декабря 1991 года на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик — России (Б.Н. Ельцина), Украины (Л.Н. Кравчука) и Белоруссии (С.С. Шушкевича), без участия М.С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали Беловежские соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия.
|
Причины распада СССР.
СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые приходили к своему краху. Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин.
Среди первой группы предпосылок:
— накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;
— неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;
— кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;
— движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе «перестройки».
В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие:
|
|
Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: ошибки М.С. Горбачева (его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики); политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.
Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик.
Нарушились политические и экономические, имевшие многовековые исторические и культурные традиции связи между республиками. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей.
Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т. д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев.
|
Новой острой проблемой стало положение русско-язычного населения в национальных республиках.
* * *
В период «перестройки» (1985—1991) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система. Общество стало открытым внешнему миру.
На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализму многопартийность, начало зарождаться гражданское общество и осуществляться принцип разделения властей.
При этом расширение и углубление преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись «сверху», «перестройка» была подхвачена и развита «снизу», что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.
Политика гласности, направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.
Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы, несовместимой с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х годов коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.
В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы.
«Перестройка» завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.
§ Стратегия “ускорения”
В апреле 1985 г., на Пленуме ЦК КПСС, М.С. Горбачев
§
изложил стратегический курс реформ. Речь шла о необходимости качественного преобразования советского общества, его “обновлении”, о глубоких переменах во всех сферах жизни.
§ Ключевым словом реформаторской стратегии стало “ ускорение ”. Предполагалось ускорять развитие средств производства, научно-технический прогресс, социальную сферу и даже деятельность партийных органов.
§ Термины “ перестройка ” и “ гласност ь” появились позднее. Постепенно акцент был перенесен с “ускорения” на “перестройку” и именно это слово стало символом курса, производимого М.С. Горбачевым во второй половине 80-х гг.
§ Гласность означала выявление всех недостатков, препятствующих ускорению, критику и самокритику исполнителей “сверху донизу”. А перестройка предполагала внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию с целью достижения ускорения общественного развития.
§ Для обеспечения реализации новых задач была проведена смена части партийных и советских руководителей. Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков, председателем Президиума Верховного Совета СССР — Э. А. Шеварднадзе, бывший до этого первым секретарем ЦК Компартии Грузии. В декабре 1985 г. секретарем Московского городского комитета партии стал Б. Н. Ельцин. В высшую партийную иерархию выдвинулись А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов.
§ В центр экономических преобразований в 1985 г. была поставлена задача технического перевооружения, модернизации предприятий. Для этого было необходимо ускоренное развитие машиностроения. Так формулировалась главная цель в народном хозяйстве. Программа “ускорения” предполагала опережающее (в 1,7 раза) развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение им мирового уровня к началу 90-х гг. Успех ускорения связывался с активным использованием достижений науки и техники, расширением прав предприятий, улучшением кадровой работы, укреплением порядка дисциплины на предприятиях.
§ Встреча М.С. Горбачева с трудящимися Пролетарского района Москвы. Апрель 1985 г.
§ Курс, провозглашенный в 1985 г. на апрельском пленуме, был подкреплен в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС.
§ В зале заседаний XXVII съезда КПСС. Кремлевский Дворец съездов. 1986 г.
§ Нововведений на съезде было немного, но главным была поддержка Закона о трудовых коллективах. Закон провозглашал создание на всех предприятиях советов трудовых коллективов с широкими полномочиями, включавшими выбор руководящих работников, регулирование заработной платы в целях ликвидации уравниловки и соблюдения социальной справедливости в оплате труда и даже определении цены выпускаемой продукции.
§ На XXVII съезде КПСС советскому народу, были даны обещания: удвоить к 2000 г. экономический потенциал СССР, в 2,5 раза повысить производительность труда и обеспечить каждой советской семье отдельную квартиру.
§ Большинство советских людей поверило новому Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву и с энтузиазмом его поддержало.
Курс на демократизацию
В 1987 г. начались серьезные корректировки реформаторского курса.
§ Перестройка
§
§ В политическом словаре руководства страны произошли изменения. Слово “ускорение” постепенно вышло из употребления. Появились новые понятия, такие как “ демократизация ”, “ командно-административная система ”, “ механизм торможения ”, “ деформация социализма ”. Если прежде предполагалось, что советский социализм в основе своей здоров, и нужно только “ускорять” его развитие, то теперь “презумпция невиновности” с советской социалистической модели была снята, и у нее обнаружены серьезные внутренние недостатки, которые нужно было устранить и создать новую модель социализма.
Хроника перестройки.
§ В январе 1987 г. Горбачев признал неудачу реформаторских усилий предшествующих лет, а причину этих неудач увидел в деформациях, произошедших в СССР к 30-м гг.
§ Поскольку был сделан вывод о “ деформации социализма ”, то предполагалось эти деформации ликвидировать и вернуться к тому социализму, который был задуман В.И. Лениным. Так появился лозунг “ Назад к Ленину ”.
§ Генеральный секретарь ЦК КПСС в своих выступлениях доказывал, что в “деформации социализма” были отступления от идей ленинизма. Особую популярность приобрела ленинская концепция НЭПа. Публицисты заговорили о НЭПе как о “золотом веке” советской истории, проводя аналогии с современным периодом истории. Экономические статьи по проблемам товарно-денежных отношений, аренды, кооперации публиковали П. Бунич, Г. Попов, Н. Шмелев, Л. Абалкин. Согласно их концепции, на смену административному социализму должен был прийти хозяйственный социализм, который бы основывался на хозрасчете, самофинансировании, самоокупаемости, самоуправлении предприятий.
§ Но главной, центральной темой перестроечного времени в средствах массовой информации стала критика Сталина и командно-административной системы в целом.
§ Эта критика велась гораздо более полно и более беспощадно, чем во второй половине 50-х гг. На страницах газет, журналов, на телевидении начались разоблачения сталинской политики, раскрывалось непосредственное личное участие Сталина в массовых репрессиях, воссоздавалась картина преступлений Берии, Ежова, Ягоды. Разоблачения сталинщины сопровождались выявлением и реабилитацией все новых и новых десятков тысяч безвинных жертв режима.
§ Наибольшую известность в это время получили такие произведения как “Белые одежды” В. Дудинцева, “Зубр” Д. Гранина, “Дети Арбата” А. Рыбакова. Вся страна читала журналы “Новый Мир”, “Знамя”, “Октябрь”, “Дружба народов”, “Огонек”, где печатались ранее запрещенные произведения М. Булгакова, Б. Пастернака, В. Набокова, В. Гроссмана, А. Солженицына, Л. Замятина.
§ XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.)
§ В конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Новая доктрина политической демократии получила практическое воплощение в решениях XIX Всесоюзной партконференции, где впервые провозглашалась цель создания в СССР гражданского общества и исключения партийных органов из хозяйственного управления, лишения их государственных функций и передача этих функций Советам.
§ На конференции развернулась острая борьба сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство депутатов поддержало точку зрения М.С. Горбачева о необходимости экономической реформы и преобразования политической системы страны.
§ Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Были одобрены и конкретные реформы политической системы, подлежащие реализации в ближайшее время. Предполагалось избрать Съезд народных депутатов СССР, высший законодательный орган страны из 2 250 человек. При этом две трети Съезда должны были избираться населением на альтернативной основе, т.е. не менее чем из двух кандидатов, а еще одна треть депутатов, также на альтернативной основе, избиралась общественными организациями. Съезд, созываемый периодически для определения законодательной политики и принятия высших законов, формировал из своей среды Верховный Совет, который должен был работать на постоянной основе и представлять собой советский парламент.
§ Расстановка политических сил в стране стала резко меняться с осени 1988 г. Главная политическая перемена заключалась в том, что прежде единый лагерь сторонников перестройки стал раскалываться: в нем выделилось радикальное крыло, быстро набиравшее силу, превратившееся в 1989 г. уже в мощное движение, а в 1990 г. начавшее решительно оспаривать у Горбачева власть. Борьба между Горбачевым и радикалами за лидерство в реформаторском процессе составила главный стержень следующего этапа перестройки, который продолжался с осени 1988 г. до июля 1990 г.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте объяснения терминам: перестройка, гласность, ускорение.
2. Назовите проекты экономических реформ.
3. Перечислите сколько республик входило в состав СССР (Союз Советских Социалистических республик)?
4. Назовите предпосылки распада СССР?
5. Составить презентацию-сообщение: «Основные этапы и итоги перестройки»
Тест для самоконтроля
1. Каким годом определяется дата начала «перестройки»?
а) 1982 г.; б) 1986 г.; в) 1985 г.
2. Провозглашенная М.С. Горбачевым концепция «нового политического мышления» предусматривала:
а) отказ от социалистического выбора в пользу либерального;
б) более активное участие СССР в разрешении региональных конфликтов по всему миру;
в) отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми.
3. Стратегия ускорения социально-экономического развития СССР, выдвинутая в начале перестройки, опиралась на:
а) широкое привлечение иностранных инвестиций;
б) укрепление производственной и исполнительской дисциплины;
в) усиление централизованного управления и совершенствование планирования.
4. Одним из направлений реформирования политической системы СССР во второй половине 1980-х гг. являлось:
а) проведение выборов на альтернативной основе;
б) осуществление кадровых перестановок в руководящих органах КПСС;
в) переход от власти Советов к республике парламентского типа.
5. Суть экономической реформы 1987-1988 гг. заключалась в...
а) уменьшении прав предприятий и ликвидации частной деятельности;
б) расширении прав предприятий и поощрении частной деятельности;
в) легализации «теневой экономики».
6. Когда был учрежден новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды?
а) август 1985 г.; б) июнь 1988 г.; в) июль 1990 г.
7. Первым Президентом СССР в марте 1990 г. был избран...
а) Б.Н. Ельцин; б) М.С. Горбачев; в) В.В. Путин.
8. В ходе проведенного в марте 1991 г. всесоюзного референдума большинство его участников высказались за:
а) добровольный выход отдельных республик из состава СССР;
б) сохранение обновленного СССР;
в) образование Содружества Независимых Государств.
9. Что произошло в ночь с 18 на 19 августа 1991 г.?
а) Чернобыльская катастрофа;
б) попытка государственного переворота («путч»);
в) всероссийская забастовка.
10. Какие республики СССР приняли участие в подписании «Беловежского соглашения» 8 декабря 1991 г.?
а) Россия, Казахстан, Белоруссия;
б) Украина, Россия, Армения;
в) Россия, Украина, Белоруссия.
Информационное обеспечение самостоятельной работы:
1. Андреев, И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Юрайт, 2012. - 712 c.
2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 c.
3. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2013. - 496 c.
4. Безбородов, А.Б. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: Учебник / А.Б. Безбородов. - М.: Проспект, 2013. - 448 c.
5. Бессолицын, А.А. История российского предпринимательства: Учебник / А.А. Бессолицын. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 400 c.
6. Бушуев, С.В. История государства Российского. Книга 2. XVII-XVIII вв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. - Новосиб.: Сиб. хронограф, 2012. - 414 c.
7. Боханов, А.Н. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; Под ред. А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2013. - 480 c.
8. Вовина-Лебедева, В.Г История России. XVI-XVII вв.: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.Г. Вовина-Лебедева. - М.: Академия, 2012. - 240 c.
9. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 191 c.
10. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 191 c.
11. Герасимов, Г.И. История России (1985 - 2008 годы): учебник / Г.И. Герасимов. - М.: РИОР, 2013. - 315 c.
12. Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просвещение, 2013. - 543 c.
13. Данилов, А.А. История России. XIX век. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2011. - 287 c.
14. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2013. - 320 c.
15. Захаревич А.В. История отечества: учебник / А.В. Захаревич. - М.: Дашков и Ко, 2007. – 768 с.
16. Звягинцев, А.Г. История Российской прокуратуры. 1722-2012. Краткое изложение истории прокуратуры в лицах, событиях, документах / А.Г. Звягинцев. - М.: Олма-Медиа. 2012. - 416 c.
17. Земцов, Б.Н. История России для студентов технических вузов / Б.Н. Земцов, А.В. Шубин, И.Н. Данилевский. - СПб.: Питер, 2014. - 416 c.
18. Земцов, Б.Н. История России. IX- начало ХХI в: учебник / Б.Н. Земцов. - М.: Изд. Универ. книга, 2012. - 552 c.
19. Золотарев, В.А. Военная история России / В.А. Золотарев, О.В. Саксонов, С.А. Тюшкевич. - М.: Кучково поле, 2012. - 736 c.
20. Зуев, М.Н. История России: учебное пособие / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2013. - 655 c.
21. Зуев, М.Н. История России: учебное пособие / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2013. - 655 c.
22. Иванов, А.А. История российского туризма (IX-XX вв.): учебник / А.А. Иванов. - М.: Форум, 2011. - 320 c.
23. Исаев, М.А. История российского государства и права: Учебник / М.А. Исаев. - М.: Статут, 2012. - 840 c.
24. Карамзин, Н.М. Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. – М.: Вече, 2011. – 512 с.
25. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c.
26. Карамзин, Н.М., Муравьёв В.Б. О древней и новой России / Н.М. Карамзин., В.Б. Муравьёв – М.: МГПУ, 2002. – 480 с.
27. Карпухина, О.Н., Гаврилова, Е.В. Краткий курс по истории Отечества/ О.Н. Карпухина, Е.В. Гаврилова. – М.: Окей-книга, 2014. - 160 с.
28. Кириллов, В.В. История России: учебник / В.В. Кириллов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 661 c.
29. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. - М.: Юрайт, 2013. - 663 c.
30. Козленко, С.И. История России. XX - начало XXI века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.И. Козленко. - М.: Рус.слово, 2013. - 400 c.
31. Козлов, П.К. История Отечества. 1150 лет российской государственности / П.К. Козлов. – М.: Эксмо, 2013. – 672 с.
32. Кононова, А.В. История России в картинах русских художников / А.В. Кононова. - М.: АСТ, Сова, 2010. - 96 c.
33. Коняев, Н.М. Православная история России: От Крещения до наших дней / Н.М. Коняев. - М.: Вече, 2011. - 496 c.
34. Кривошеев, М.В. История России: Конспект лекций / М.В. Кривошеев, М.В. Ходяков. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 191 c.
35. Кузнецов, И.Н. История России в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов. - Мн.: Букмастер, 2013. - 320 c.
36. Маркова, А.Н. Экономическая история России: Учебник для студентов / Ю.К. Федулов, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 319 c.
37. Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 752 c.
38. Мунчаев, Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: НОРМА, 2011. - 736 c.
39. Нестеренко, Е.И. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 296 c.
40. Никифоров, Ю.А. Новейшая история России: преподавание в школе: учебник / Ю.А. Никифоров, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе; Под ред. В.Д. Нечаев. - М: Альфа-М, 2013. - 384 c.
41. Осипов Г.В., Кара-Мурза С.Г. История модернизации на Западе и в СССР / Г.В. Осипов, С.Г. Кара-Мурза. – М.: Книжный дом, 2013 – 368 с.
42. Орлов, А.С. История России в датах / А.С. Орлов. - М.: Проспект, 2013. - 48 c.
43. Орлов, А.С. История России в схемах: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. - М.: Проспект, 2013. - 304 c.
44. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013. - 528 c.
45. Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2014. - 661 c.
46. Парсамов, В.С. История России: XVIII - начало XX века: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.С. Парсамов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 480 c.
47. Ратьковский, И.С. Новейшая история России. 1914-2009: учебник / И.С. Ратьковский. - М.: Юрайт, 2010. - 532 c.
48. Ратьковский, И.С. Новейшая история России. 1914-2011: учебное пособие / И.С. Ратьковский. - М.: Юрайт, 2013. - 541 c.
49. Сафразьян, А.Л. История России. Конспект лекций: учебник / А.Л. Сафразьян. - М.: Проспект, 2014. - 96 c.
50. Семин, В.П. История России: Учебник / В.П. Семин. - М.: КноРус, 2013. - 440 c.
51. Сизенко, А.Г. История России. Великие события: Также выходит под названием 111 выдающихся событий в истории России / А.Г. Сизенко. - Рн/Д: Владис, 2011. - 560 c.
52. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c.
53. Соловьев, С.М. История России. Русь под пятой татаро-монголов / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c.
54. Соловьев, С.М. История России. Русь при Иване Великом / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c.
55. Соловьев, С.М. История России. Русь древняя / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c.
56. Соловьев, С.М. История России. Становление Московской Руси / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c.
57. Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c.
58. Татищев, В. Русь Домосковская: История Российская во всей ее полноте / В. Татищев. - М.: Алгоритм, 2013. - 736 c.
59. Тырин, С.В. История России. XIX век. 8 класс: Рабочая тетрадь с контурными картами / С.В. Тырин, Е.В. Симонова, Г.С. Хартулари. - М.: Дрофа, 2010. - 63 c.
60. Федоров, В.А. История России. 1861-1917: Учебник для бакалавров / В.А. Федоров. - М.: Юрайт, 2013. - 494 c.
61. Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах: Учебное пособие для высшей школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. –Рн/Д: Феникс, 2013. - 288 c.
62. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века: Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2012. - 256 c.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!