Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.

2018-01-28 228
Ассоциативно - рефлекторная теория обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с этой теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.

2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

o восприятие учебного материала;

o его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

o запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

o применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

4. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

o формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

o подача учебного материала в определенной последовательности;

o демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

o применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:

1. Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:

o слуховые;

o зрительные;

o двигательные и др.

2. Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

o выделять главное;

o применять подчеркивание;

o использовать цвет;

o предлагать обратить особое внимание и т. д.

3. Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

o доступным;

o логически взаимосвязанным;

o правильно понятым;

o актуализированным.

4. В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:

o составление конспекта изученного;

o повторение;

o рассказ;

o объяснение;

o показ усвоенного товарищу;

o применение полученных знаний в практической деятельности.

5. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.

 

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Основные положения:

1. Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

2. Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:

o ориентировочной (управляющей);

o исполнительной (рабочей);

o контрольно-ориентировочной.

3. Каждое действие характеризуется определенными параметрами:

o формой совершения;

o мерой обобщенности;

o мерой развернутости;

o мерой самостоятельности;

o мерой освоения и др.

4. Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.

5. В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:

o мотивационный;

o предварительное ознакомление с действием;

o выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

o внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

o беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

o автоматическое выполнение отрабатываемых действий.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.