Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.

2018-01-14 280
Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.

В информационном обществе главным ресурсом является информа­ция, на основе которой можно эффективно и оптимально строить раз­личную деятельность. Важно произвести не столько большое количество продукции, а произвести в нужное время нужную продукцию, обладаю­щую определенными потребительскими свойствами. При этом повыша­ется не только качество потребления, но и качество производства. Чело­век, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, творчески подходит к делу.

Можно выделить три критерия информационного общества:

ф наличие компьютеров;

Ф уровень развития компьютерных сетей;

ф количество населения, занятого в информационной сфере.

Производство персональных компьютеров в 2000 году превысило 150 млн. Персональный компьютер стал доступен массовому потребите­лю. В развитых странах компьютер имеется на большинстве рабочих мест и большинстве семей.

Информационные сети создают возможность быстрого и удобного доступа к любой информации. Число серверов глобальной компьютер-


ной сети Интернет в 2001 году достигло 110 млн. В России число поль­зователей Интернет составляет около 5 млн человек.

По данным ООП в 90-е годы количество работников, занятых в ин­формационной сфере, возросло примерно на 25%.

С древности предпринимались попытки создания устройств, облег­чающих вычисления. Наиболее известными из них остались абак, прото­типы которого существовали у разных народов, и русские счеты,

В середине XVII века французский ученый Блез Паскаль создал пер­вую машину, которая выполняла сложение и вычитание. В честь созда­теля машину назвали «Паскалиной».

В 1670-1680 гг. немецкий математик Готфрид Лейбниц сконструиро­вал счетную машину, которая выполняла все четыре арифметических действия.

В 1878 голу русский ученый Чсбышев разработал счетную машину, выполнявшую сложение и вычитание многозначных чисел,

В 1888 году в США Генрих Холлсрит создал устройство, названное табулятором. Информация, нанесенная на перфокарты, считывалась в нем при помощи электрического тока. В 1924 году Холлерит основал фирму IBM для серийного выпуска табуляторов.

Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели электронно-вычислительных машин, сконструированные на одних научно-технических принципах.

Первое поколение (1946 — середина 50-х годов):

Ф Элементная база: электронно-вакуумные лампы.

Ф Габариты: громадные шкафы, которые занимали целые машинные залы.

* Скорость: 10 — 20 тыс. операций в секунду.
Ф Про1раммирование: в машинных кодах.

Второе поколение (конец 50-х — конец 60-х годов):

♦ Элементная база: полупроводниковые элементы.

ф Габариты: стойки чуть выше роста человека. Устанавливались в спе­циальных залах.

♦ Программирование: преимущественно па алгоритмических языках.

Третье поколение: (конец 60-х - конец 70-х годов). ЭВМ разделились на два семейства:

Ф большие —ЕС ЭВМ,

Ф малые — СМ ЭВМ.

Ф Первой ЭВМ третьего поколения была ШМ-360 фирмы IBM.

ф Элементная база: интегральные схемы, которые вставляются в спе­циальные гнезда на печатной плате.


ф Габариты: ЕС ЭММ схожи с ЭВМ второго поколения. СМ ЭВМ — в основном две стойки и дисплей, которые не нуждались в специаль­ном помещении.

Ф Скорость; несколько миллионов операций в секунду.

Ф Про j-рам миро вам не: примерно так же, как и на предыдущем этапе

Четвертое поколение (от конца 70-х и по настоящее время). Ф Элементная база: микропроцессоры.

ф Габариты: персональный компьютер, занимающий часть письменного стола.

Ф Скорость: до миллиарда операций в секунду.

ф Профаммироналие: при создании программного обеспечения одним из основных требований стало создание «дружественной» обстанов­ки для работы пользователя.

2-3625


II

кий диск размечается на дорожки и секторы. Разумеется, что объем же­стких дисков значительно выше, чем гибких— до нескольких десяишв гигабайт. Скорость обмена информацией тоже в десятки раз больше.

Оптические или лазерные носители ■ — это диски, с поверхности ко­торых информация считывается с помощью лазерного луча. На поверх­ности диска чередуются участки с различным углом отражения луча. Для создания участков с различным углом отражения применяются раз­личные способы: выжигание лазером или просто штамповка. Повторная запись на такие диски невозможна, что отражено во второй части назва­ния этого вида носителей: ROM — RbAD ONLY Memory {память только для чтсния).СО-КОМ (Compact Disk — компакт-диск) имеет одну до­рожку в виде спирали. Объем информации на нем достигает 700 мега­байт. DVD-ROM (Digital Video Disk — цифровой видеодиск) может хра­нить 17 шгабайт информации. Это связано с тем, что его дорожка имеет меньшую толщину, поэтому запись на него производится в две дорожки и с обеих сторон диска.

2. Определение результата выполнения алгоритме по его блок-схеме

1адача. Определите значение переменной S, которое должно распе­чататься в результате выполнения алгоритма.


нет

PRINT"S'

Рис. 4. Задание к билету 4

Ответ: 5 = 10.

= 5 В = 4


Билет № 5

1. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ
организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.

2. Создание, преобразование. Сохранение, распечатка рисунка в сре­
де графического редактора.

Загрузка компьютера

Операционная система— это базовая составляющая программного обеспечения. Без нее компьютер не может работать в принципе.

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к era ресурсам.

На персональных компьютерах в большинстве случаев используются операционные системы корпорации Microsoft: MS-DOS, Windows9x, WindowsMe.

Состав операционной системы:

«• Пршраммнмй модуль, управляющий файловой системой (файловый менеджер), — в Windows — «проводник».

ф Командный процессор, выполняющий команды пользователя, — command.com

ф драйверы устройств — специальные ирофаммы, которые обеспечи­вают управление и обмен информацией между устройствами.

♦ Программные модули, обеспечивающие фафический пользователь­
ский интерфейс. При отсутствии такого интерфейса ввод команд
производится в режиме командной строки с клавиатуры и требует
специальных знаний. В системах с фафическим интерфейсом даже
начинающий пользователь может легко оперировать при помощи
мыши.

♦ Сервисные программы — утилиты. К ним относятся профаммы для
обслуживания дисков, архиваторы, профаммы для работы в сети.

Ф Справочная система нходит в состав большинства операционных

систем, разработанных в последние годы.

Диск (жесткий, гибкий или лазерный), на котором находятся файлы опе­рационной системы и с которого производится ее зафузка. называется сис­темным.

После включения питания процессор начинает выполнение профам-мы самотестирования компьютера POST (Power-On Self Test). Произво­дится тестирование работоспособности процессора и других аппаратных

2* 19


средств компьютера. В процессе тестирования выдаются краткие дявг- ностнчсские сообщения.

После этого специальная профамма. содержащаяся в BIOS, начинает поиск загрузчика операционной системы (программа Master Boot). Про­исходит поочередное обращение к имеющимся дискам. Копи обнару-живаегся системный диск и Master Boot оказывается на месте, то она за­гружается в оперативную память и ей передается управление компьюте­ром. Профамма ищет файлы операционной системы и зафужает их в оперативную памя|ь

При отсутствии системных дисков на экране появляется сообщение Л'оя system disk, загрузка операционной системы прекращается, и ком­пьютер остается неработоспособным.

После окончания зафузки операционной системы управление пере­дается командному процессору. В случае настройки в режиме командной строки на экране монитора появляется адрес текущего каталога и мер­цающий курсор — так называемое «приглашение» в систему. Например: С:_. При зафузке фафического интерфейса команды могут вводиться с помощью мыши.

2. Создание, преобразование. Сохранение, распечатка рисунка в среде графического редактора.

В качестве примера использован рисунок «Ветка рябины» (рис. 5). Он достаточно несложен в исполнении, но требует определенных навы­ков в использонании графическое редактора «Paint».

Технология выполнения работы

1.Выбираем инструмент «эллипс» и, при нажатой клавише {Shift}, рисуем маленькую окружность. ЭтсЦэудст ягода рябины. 2. С помощью инструмента «заливка» закрашиваем ягоду.

Рис. 5. Задание к билету 5. Ветка рябины

3. Увеличиваем ягоду при помощи «лупы» и прорисовываем детали.

4. Возвращаем ягоде исходный размер.


 

5. На панели инструментов выбираем «выделение»— не важно ка­
кое — прямоугольной области или произвольной. Внизу, под панелью
инструментов, выбираем опцию «без фона».

6. Держа нажатыми клавиши {Shift}H {CTRL}, мышью копируем
ягоду желаемое количество ран.

Следующий этап — рисуем листья.

1. Первоначально положение листочков выбираем несколько в сто­
роне от основного рисунка. По окончании работы перенесем их в нужное
мест. С помощью «эллипса», «заливки» и «лупы» прорисовываем один
листок таким же образом, как и ягоду. Здесь надо учесть, что эллипс
нужно рисовать сильно вытянутым по вертикали.

2. «Paint» даег возможность вытягивать эллипс только по вертикали
или по горизонтали. После того, как закончили прорисовку листочка,
нужно придать ему наклонное положение. Выделяем листок, в главном
меню выбираем пункт [РисунокРастянуть/Наклонить].

3. В открывшемся окне выбираем (наклонить— по горизонтали —
10 градусов |.

4. Далее, удерживая {Shifty {CTRL}, копируем рисунок 5...7 раз без
фона, таким образом, чтобы все листочки находились в ряд по одной го­
ризонтальной прямой. У нас получилась половинка парноперистого лис­
та рябины.

5. Последнюю копию листочка отставляем в сторону— из нее мы
liuioM сделаем центральный лист.

6. Теперь нужно сделать вторую половинку листа. Выделяем первую
половину и копируем ее вниз. Выделение не снимаем.

7. Выбираем в меню пункт [Рисунок - Отразить/повернуть].

8. [Отразить сверху вниз]. Получилась вторая половинка листа. Со­
вмещаем ее с первой.

9. Выделяем теперь весь лист, открываем в меню [РисунокРастя­
нуть/Наклонить/.

 

10. Выбираем [наклонить— по вертикали— 10 фадусов]. Теперь
лист практически готов.

11. Выделяем его и перетаскиваем мышью поближе к ягодам.

12. С помощью инструмента «карандаш» или «кисть» прорисовы­
ваем веточки. Здесь можно воспользоваться «лупой», чтобы получи­
лось аккуратней.

13. Теперь берем последнюю, оставленную копию листочка. Ее нуж­
но выделить {без фона) и повернуть в горизонтальном направлении.

14. После этого совмещаем листочек с основным рисунком.

15. Далее следует сохранить рисунок: (Файл — Сохранить как...].

16. В поле «Имя файла» присваиваем ему имя и нажимаем «Сохра­
нить».

Чтобы распечатать файл, выбираем: [Файл — печать]. В открывшем­ся окне нажимаем «ОК».


 
 


Биле!' № 6

1. Файловая система. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Опера­
ции с папками и файлами н среде операционной системы.

2. Решение задачи на построение |рафика функции в среде электрон­
ной таблицы.

1. Файловая система. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Операции с папками и файлами в среде операционной системы

Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся во внешней памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени, которое произвольно назначает пользователь, и расширения, обо­значающего тип файла, -— оно присваивается автоматически. В операци­онной системе Windows имя может иметь до 255 символов, причем как английских, так и русских. Расширение состоит из трех английских букв. Например: Файловая cucmeMa.doc

Наиболее распространенные расширения:

Таблица 2

 

Расширения Тип файла
.txt, doc,.rtf Текстовый
.bmp,.gif, jpg ! рафический
.wav..mid Звуковой
.avi Видеозапись
.exc,.com Запускающиепрограммы
bas, pas Файлы, созданные в программных средах

Кроме имени и расширения файл характеризуется еще такими пара­метрами, как

Ф размер —- свидетельствующий о том, сколько места занимает файл на диске. Выражается в байтах, килобайтах и мегабайтах;

Ф дата и время создания файла — автоматически регистрируются опе­рационной системой.

f 1орядок хранения файлов определяется используемой файловой системой. Для небольшого количества файлов может использоваться одноуровневая файловая система. В -этом случае каталог (оглавление диска) можно сравнить с оглавлением книжки, которая содержит не­большое количество рассказов.


Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, гораздо удобней ис­пользовать многоуровневую иерархическую файловую систему.

Рассмотрим пример, В корневом каталоге диска С: имеются два ка­талога 1-го уровня — GAMES и DOCUMENTS. В каталоге GAMES — один каталог второго уровня— GTA. В каталоге DOCUMENTS нахо­дится файл Документ!.doc. а в каталоге GTA — gta.exe. Для тога что­бы найти файлы в данной иерархической системе, необходимо в ко­мандной строке DOS прописать путь к файлу:

C:\DOCUMENTS

C:\GAMHS\CiTA

Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем фай­ла:

С ADOCUMENTSVUoKyMeHT I.doc

C:\GAMES\ GTA\gia.exe

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корневой каталог   Каталог 1   Каталог_ 1.1    
           
             
     
  Каталог 2     Каталог 1.2    
       
               
  Файл_1     Файл 1.      
           

Рис. б Иерархическая файловая система

Над файлом можно выполнить следующий ряд стандартных дейст­вий:

Ф создать ф сохранить ф закрыть Ф открыть ф переименовать Ф переместить ф копировать

Ф удалить

В системной среде Windows каталоги представлены в виде папок. Файлы объединяются в папки по любому признаку — по тематике, по


времени создания и т.д. Кроме файлов папка может содержать и друшс папки.

Параметры папки: ■ф имя ф размер

♦ дата и время создания

Действия, которые можно выполнить над папками:

♦ создать

Ф переименовать

«■ открыть

<з> закрыть

Ф переместить

ф копировать

* удалить

Мри загрузке фафического интерфейса команды могут вводиться с помощью мыши.

2, Решение задачи на построение графика функции в среде электронной таблицы

Задача. Построить [рафик функции: у = 2дг2+5х+3 на отрезке х-I-ftSJ.

Технология выполнении работы.

1. В ячейку Л1 вводим само уравнение функции «у = 2хг+5х+3. Оно
будет служить в качестве зашловка нашей работы.

2. В ячейку ВЗ вводим «а=».

3. В ячейку В4 вводим «Ь=».

4. В ячейку В5 вводим «с=»,

5. Выделяем эти три ячейки.

6. Заходим в меню [Формат —Ячейки).

7. В открывшемся окне выбираем вкладку «Выравнивание».

8. Выравниваем ««о горизонтали» ■— «по правому краю». После это­
го текст в наших ячейках сдвигается к правому краю.

9. В ячейку СЗ вводим «2» — значение а.

 

10. В ячейку С4 вводим «5» - значение Ь.

11. В ячейку С5 вводим «3» — значениес.

12. В результате должно получиться:

Таблица 3

 

а-  
b=  
0=  

 

13. Выделяем все шесть ячеек, создаем для них «все границы» (Щ)
и «толстую внешнюю границу» ("Ж).

14. Для того, чтобы успению построить фафик функции, ячейкам,
содержащим значения а (2), b (5) и c(3)t нужно присвоить абсолютные
имена.

15. Выделяем ячейку СЗ и щелкаем мышью в ноле имени (маленькое
окно вверху слева, где отображается адрес выделенной ячейки).

16 Здесь нужно умять старое имя и присвоить новое — допустим, «Ф».

17. Выделяем ячейку С4 и щелкаем мышью в иоле имени. Этой ячей­
ке присваиваем имя «И».

18. Ячейке «С5» присваиваем имя «Ц».

19. В ячейке В7 пишем: <ос=».

20. В ячейке В8— «у=».

21. Выравниваем по правому краю (см п. 6... 8).

22. В ячейке С7 пишем «-5».

23. В ячейке D7 пишем «-4».

24. Выделяем ячейки С7 и D7.

25. Подводим курсор к правому нижнему углу выделения. Курсор
принимает вид тонкого чернот крестика (так называемый маркер авто­
заполнения),

26. При нажатой левой кнопке мыши тащим курсор вправо. При этом
у нас будут появляться значения X. Тащим до тех пор, пока не появится
«5». Это будет последнее значение в нашей таблице.

27. Далее щелкаем мышью на заголовке столбца В и выделяем все
столбцы от В до М.

28. Подводим курсор к границе столбцов М и N. Он превращается в
двойную черную стрелку. Делаем двойной щелчок мышью. Выделенные
столбцы сжимаются по ширине.

29. В ячейку С8 вводим следующую формулу: «=ф*С7*С7+и*С7+ц»
и нажимаем клавишу {Enter}. В ячейке появляется значение формулы.

30. С помощью маркера автозаполнения копируем формул)1 в ячейки
с D8 по М8.

31. Оформляем фаницы таблицы (см п. 13.)

32. Вот что должно получиться:


 


Таблица 4

 

    ~4       о          
ут                      

33. Далее приступаем к построению графика.

34. Выделяем ячейки с С8 по М8-

35. На панели инструментов вверху находим khoiikv «Мастер диа-

грамм»ЕЭ.

36. В открывшемся окне выбираем [«тип диаграммы»-«график»] и нажимаем кнопку «Далее».

27. Ма следующем этапе открываем вкладку «Ряд» и ставим курсор в поле «подписи по оси X» и выделяем ячейки с Cl no M7.

38. Ставим курсор в поле «Имя» и щелкаем на ячейке А1.

39. Нажимаем кнопку «Далее».

40. Здесь выбираем вкладку «.Подписи данных», на ней кнопку «зна­
чение».

41. Нажимаем кнопку «Далее».

42. В следующем окне нажимает кнопку «Готово».
В результате должно получиться вот что:


-5-4-3-2-10 1 2 3 4 5

Рис. 7. Задание к билету б. График квадратичной функции

у= 2х2+5х+3


Билет № 7

1. Информация и информационные процессы в природе, обществе,
технике. Информационная деятельность человека. Привести примеры.

2. Решение задачи на упорядочивание данных в среде электронной
таблицы или в среде системы управлении базами данных.

3-3625



ф красная строка — можно задать отступ, выступ или нулевую;

* выравнивание на странице (задастся в пределах отступа) — по лево­
му краю, по центр), по правому краю и по ширине страницы;

«> интервал перед и после — задастся расстояние до предыдущего и по-следующеш абзацев;

<5> междустрочный интервал — задает расстояние между строками внутри абзаца.

В) Форматирование символов. К символам относятся все буквы, циф­ры, пробелы, знаки препинания, знаки арифметических операций, раз­личные специальные символы. В текстовом процессоре можно изменять вид символов (форматирован.)

Шрифтом называют полный набор символов определенного начер­тания.

Каждый шрифт имеет свое название: Times New Roman, Arial, Comic Sans.

Открыв вкладку [Формат— Шрифт..,], мы можем отформатировать шрифт по таким параметрам:

ф гарнитура, или собственно тип шрифта;

* размер. Размер шрифта измеряется в пунктах. Это исторически сло­
жившаяся в издательском деле единица измерения. 1нт = 0,376мм;

Ф начертание — может быть полужирным, курсивным, курсивным

полужирный или нормальным.

Кроме этих основных можно задать еще ряд дополнительных пара­метров или эффектов: цвет, верхний или нижний индекс, подчеркивание и пр.

Способ записи текста в память компьютера называется форматом файла. Простейший формат текстового документа содержит только чи­словые коды символов. Текстовые форматы делятся на универсальные (которые читаются большинством текстовых редакторов) и оригиналь­ные (используются только отдельным редактором).

Наиболее распространенные на сегодняшний день форматы;

TXT (text only) — только текст — самый универсальный формат. Из названия видно, что он сохраняет только текст без форматирования. Может быть прочитан текстовыми редакторами в различных операцион­ных системах.

RTF (Rich Text Format) — универсальный формат, сохраняет все форматирование. Объем файла из-за этого существенно возрастает. Чи­тается большинством текстовых приложений.

DOC- — оригинальный формат текстового процессора Word. Сохра­няв- все форматирование.


HTML, HTM — язык разметки гипертекста. Формат используется при создании Web-страниц. Содержи! управляющие коды —теги.

2. Разработка алгоритма или программы, формирующейна экране рисунок.

Задача. Напишите программу ДЛЯ черепашки, рисующую следую­щий узор:

Сторона квадрата пусть будет равна 20.

Решение

Будем считать, что изначально черепашка находится в точке А и

смотрит вверх. Начало Пери опустить Вперед 20 вправо 90 Вперед 20 вправо 90 Повторить 3 раза: [Вперед 40 влево 90 Вперед 20 влево 90 Вперед 40 вправо 90 Вперед 20 вправо 90| Вперед 20 вправо 90 Вперед 140 Поднять перо Конец


Рис. П. Задание к билету 9. Разработка программы, формирующей рисунок на экране

Алгоритм можно запустить в среде Logo Wrighter.


 



3 5


Билет № 10

1. Графический редактор. Назначение и основные возможности.

2. Разработка алгоритма или программы для решения задачи, содер­
жащей команду повторения (оператор цикла).

1. Графический редактор. Назначение и основные возможности

Графический редактор— это программа, предназначенная для соз­дания, редактирования и просмотра графических изображений.

Графические редакторы делятся на две группы — растровые и век­торные

В растровых редакторах изображение кодируется с помощью точек различного цвета (пикселей). Растровые изображения можно получать путем сканирования. Растровые редакторы являются наилучшим средст­вом для обработки и редактирования фотографий и рисунков. При этом обеспечивается высокая точность передачи цветов и полутонов. Однако растровые изображения очень чувствительны к масштабированию. При увеличении рисунка размер точки увеличивается, отчего изображение становится похожим на мозаику. При уменьшении — теряются детали изображения. К тому же растр имеет большой информационный объем. Самым простым растровым графическим редактором является Paint — одно из стандартных приложений Windows. Наиболее мощными на сего­дняшний день являются профессиональные системы — Adobe Photoshop b Corel Photo-Paint.

Векторные графические редакторы храпят изображение в виде ма­тематических формул, описывающих графические примитивы. Вектор­ная графика незаменима таи. где требуется большая точность изображе­ния, — в чертежах, схемах и т.д. Файлы, хранящие векторные изображе­ния, имеют небольшой информационный объем. Масштаб векторных изображений можно изменять без потери качества.

В качестве простого векторного редактора можно привести панель рисования в Word Среди профессиональных - CorelDraw и Adobe Illus­trator.

Окна графических редакторов обычно предоставляют пользователю панель инструментов, и палитру цветов. Причем панель инструментов растрового и векторного редакторов во многом похожи.

Обычно ка панели имеется набор инструментов для рисования про­стых графических объектов: прямой и кривой линии, многоугольника, эллипса и прямоугольника и пр. Выбранный на панели инструментов объект можно нарисовать в любом месте окна графического редактора Например, выбран инструмент «линия», щелчком мыши фиксируем в окне редактора начало линии, затем — повторным щелчком — ее коней


Однако на этом сходство инструментов заканчивается. В векторном ре­дакторе после фиксации мы можем переметать и масштабировать нашу линию. В растровом— она сразу же перестает существовать как само­стоятельный объект и становится группой пикселей. При увеличении линии мы увидим «лесенку».

В векторном редакторе существует возможность группировки и раз-группировки объектов. При группировке несколько объектов объединяют­ся в один, и над ними можно производить общие операции — перемешать, кодировать и т.д.

Следующая группа инструментов — выделяющие. Для ТОГО, чтобы выполнить над объектом какую-либо операцию, его предварительно нужно выделить. В растровом редакторе есть возможность выделения произвольной области и выделения прямоугольной области. В векторном редакторе для выделения объекта достаточно щелкнуть на нем мышью.

Инструменты редактирования предназначены для внесения изме­нений в рисунок. В растровых редакторах используют ластик, который стирает фрагменты рисунка. В векторных — нужно просто выделить и удалить объект.

Палитра цветов действует везде по одному принципу: для изменения основного цвета выбираем щелчком мыши цвет из палитры. Для измене­ния цвета фона нужно сделать щелчок правой кнопкой.

Существуют также инструменты для ввода текста в рисунок и мас­штабирующие инструменты. Изменение масштаба рисунка не влияет на его реальные размеры.

2. Разработка алгоритма или программы для решения задачи, содержащей команду повторения (оператор цикла).

Задача I. Цикл «пока». Применяется в задачах с неопределенным числом членов. В задаче нужно найти для заданного числа N ближайшей степени двойки, не превышающей этого числа.

Нач

т:=]

Пока

Цикл

Конец цикла

Рез:=т

Кон


Первое присваивание записывает в переменную т начальное значе­ние 1. Ксли значение N меньше или равно 1, то цикл вообще не будет выполняться, так как условие 2Щ <- N не будет выполнено для начально­го значения переменной. Если исходное число больше или равно 2, то цикл начнет выполняться. На первом шаге будет вычислено 2 =2.

Задача 2. Цикл со счетчиком.

Подсчет суммы квадратов всех целых чисел от к до /.

Нач

.У:=0

От

N=k до /

Цикл

N•=N+1

Коней цикла

GyMMa:=5

Кон

До начала цикла счетчик получает начальное значение N=k. Далее выполняются действия, а затем проверяется, достиг ли счетчик конечно­го значения. Если не достиг, то он увеличивается на единицу и действия выполняются еще раз. Если достиг, то выполнение цикла завершается. Таким образом, действия в цикле со счетчиком выполняются (l-k) i 1 раз.

Билет № 11

1, Электронные таблицы. Назначение и основные возможности.

2. Разработка алгоритма или программы для решения задачи, содер­
жащей команду ветвления (оператор ветвления).

1. Электронные таблицы. Назначение н основные возможности

Электронная таблица — это программа для обработки и хранения числовых данных, которая работает я режиме диалога с пользователем. Данные здесь организованы в виде прямоугольной таблицы.

Самым распространенным среди пользователей является табличный процессор Microsoft Exel,


 


Excel позволяет создавать и форматировать таблицы любых видов. Данные программные средства используются для решения экономиче­ских и инженерных задач, а также задач прогнозирования, планирова­ния, статистики.

Основные функции электронных таблиц Excel:

ф ввод исходной информации в ячейки (форматирование таблиц);

Ф редактирование и корректировка исходных данных;

Ф обработка данных по формулам;

Ф построение |рафиков и диафамм;

Ф статистическая обработка данных;

ф упорядочивание по признаку;

«• отображение на экране, запись на внешние запоминающие устройст­ва или вывод на принтер расчетной таблицы данных. Рабочее поле Excel имеет вид сетки, столбцы пронумерованы бук­вами, а строки числами. Каждая ячейка имеет свое имя— адрес: А7, В12 и т.д. Каждая ячейка может содержать число, текст и формулу. Часть ячеек содержит исходную, первичную информацию, а часть — производную (результаты операций над первичными данными). Элек­тронная таблица имеет большие размеры. Наиболее часто используют­ся таблицы: 256 столбцов на 16384 строк.

 

П MiliosdII E«cd - Кинга)

'Э]£ш Правка gm Вставка кормят Сервис Да»ы1«1Й«-£*ЙМ

 

 

  У[Ш %           Г/ »
С6          
А , в с   : F -   н Д If- 'Т
             
                 
Э                
                 
                 
                 
7                
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Рис 12. К билету П. Рабочее поле Excel


 

ВI


Выделим элементы окна — новые, характерные, элементы ExceL

* заголовок строки;
«■ заголовок столбца;
© выделенная ячейка;
ф ноле имени;

«■ строка формул:

Ф строка состояний;

* ярлычки листов;

ф пустая кнопка для выделения всей таблицы.

Типы и формат данных

В любую ячейку электронной таблицы можно ввести число, форму­лу, текстовую информацию. Excel отличает один вил информации от другого, так как существуют специальные правила набора разных hmoe данных.

Число представляет собой некую последовательность символов, в ко­торую входят цифры, а также знаки «+», «~» в начале последовательно­сти или «,» (как разделитель целой и дробной части). Например: 267

-23,98

+4567,765

По умолчанию после фиксации числа Excel сдвигает его к правой границе ячейки.

Формула представляет собой последовательность символов, которая начинается со знака «=». В формулу могут входить данные разного типа (числа, адреса ячеек, функции), соединенные между собой знаками арифметических операций. Например: =Л4+С5*В7. Набираемая в ячейку формула отображается и строке формул, а в ячейку после нажатия юта-виши «Enter» заносится результат выполнения данной формулы

Текст. Если последовательность символов не является ни числом, ни формулой, то она считается текстом и не подвергается каким-либо преоб­разованиям. Например: 345,78— это число, а 345.78 — это текст; или а 123 7 — это текст.

Исходные данные в таблицах Excel представлены числами и текстами, а для выполнения операций над содержимым ячеек используются форму­лы. Первым символом формулы в ячейках Кхсе! всегда является СИМВОЛ «=». Далее набирается арифметическое выражение, которое состоит из операндов (элементов), соединенных между собой знаками арифметиче­ских операций. Ввод формулы заканчивается нажатием клавиши «Enter». Вводимая формула отображается в строке формул. Использование яЛя расчетов формул удобно и практично, так как при изменяющихся исход-


пых данных в ячейках результат автоматически изменяется, корректирует­ся. Пример записи формулы в ячейке G6:

=Л7+В8*4,

это означает, что значение ячейки G6 равно значению (содержимому) ячейки А7 плюс значение (содержимое) ячейки 88, умноженное на 4.

Запись в ячейке G6 вида А7+В8*4 будет считаться текстом, так как отсутствует символ «».

Обозначение ячейки, составленное из номера столбца и номера стро­
ки (AI2, СЗ....). называется относительным адресом или просто адре­
сом. В большинстве случаев это удобно и практично. При некоторых
операциях копирования, удаления, вставки Excel автоматически изменя­
ет этот адрес в формулах. -

Существуют некоторые методы оптимизации, упрощающие ввод фор­мул. Например, адрес ячейки можно включить в формулу одним щелчком мыши. Вместо того, чтобы «вручную» набирать =Сб+С7..., можно сделать следующее.'

ф ввести «-»;

•з- щелкнуть мышью на ячейке С6 (ее адрес появится в формуле);

Ф ввести «+»:

Ф щелкнуть на С7 и т.д.

Для того чтобы отредактировать уже введенную формулу, можно сделать это несколькими способами:

ф дважды щелкнуть мышью на ячейке, чтобы начать редактирование формулы, содержащейся в ней;

•& выбрать ячейку и щелкнуть мышью в строке форм<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.304 с.