Музыкальное искусство как средство гармонического развития личности ребенка с проблемами в развитии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Музыкальное искусство как средство гармонического развития личности ребенка с проблемами в развитии

2018-01-14 435
Музыкальное искусство как средство гармонического развития личности ребенка с проблемами в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личностно-ориентированный подход к музыкальному воспитанию.

В личностно-ориентированном подходе центральной фигурой акта восприятия музыки выступает слушатель. Но его задача оказывается значительно сложнее, чем при функциональном прослушивании. Он должен подчиниться именно логике авторского музыкального контекста, подавить, отодвинуть на второй план свои случайные ассоциации и образы, направляя восприятие исключительно по линии самодвижения и развития музыкального произведения как некоей самостоятельной художественной целостности. При таком восприятии, несмотря на необходимость усилий, порой значительных, со стороны слушателя, достигается поразительно стройный и гармоничный эффект — эффект индивидуальности найденной слушателем художественной логике произведения. Индивидуальность мелодики и ее развития, индивидуальность музыкальных красок и ритмики, индивидуальность всего чувственного, интонационно-образного строя музыкального произведения — вот высшая награда слушателю за его перцептивное напряжение, за его вдумчивый поиск и эмоциональную доброту. И пусть учащийся не всегда адекватно персонифицирует эту индивидуальность, порой отождествляя себя самого с этой гармонией неповторимости (потому что каждый хочет и готов видеть себя цельным в бесконечно многообразных чувственных формах), он развивается, он живет через музыку всей живой плотью своих чувственных усилий, он весь, в полноте себя самого становится богаче, интереснее, ярче.Именно при таком восприятии слушатель преодолевает самого себя в своей духовности, подобно выдающемуся спортсмену, который преодолевает свою физическую природу.

Личностный подход в музыкальном воспитании, естественно, приводит слушателя через его музыкальное многовариантное самосозерцание, через художественную цельность и неповторимость самоуглубления в конечном счете к восприятию через музыку авторской индивидуальности. С опытом самообман отождествления слушателя, с музыкой разных человеческих (интонационных) почерков, стилей и темпераментов проходит, все более дают о себе знать объективирующие механизмы восприятия. И тогда восприятие раскрывается другой своей поразительной гранью — гранью таланта и обаяния «музыкального собеседника», общением с композитором, исполнителем, «пленителем человеческих душ». Музыка становится общением без слов, общением интимных интонаций, вздохов, звуковых модуляций.

Имеются здесь, конечно, и свои трудности, главная из которых — несогласие слушателя с автором и исполнителем, расхождение их чувственных позиций, характера мироощущения. Но ведь искусство очень своеобразное, духовное отражение жизни, а разве в человеческой жизни процветает одно только согласие? В «музыкальном споре», который, возможно, преступает границы данного концерта, акта слушания, рождаются позиции людей как индивидов, их сокровенная самокритика и жизнеутверждающая тенденция преодоления, обновления. Общность позиции автора и слушателя приводит к «социальной радости духовного объятия». Это «объятие» простирается в будущее, в поиск и борьбу за свои ценности, идеалы и сочувствие, пробуждает в слушателе активного человека, а в активном человеке чуткого слушателя жизни. Личностный подход в музыкальном воспитании, утверждая высшее назначение музыки как средства художественного общения, в принципиальном и цельном смысле этого словосочетания, призван пробудить в человеке-слушателе его индивидуальность, его эмоциональное самосознание и ответственность, открыть его сердце и помыслы теплым ветрам духовного благозвучия.

 

музыкальное искусство как средство гармонического развития личности ребенка с проблемами в развитии

Культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. В этой связи воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование, в том числе специальное, обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства.

Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой.

Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.Гуманистические ценности, усвоенные через музыку, активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми. Посредством музыкального искусства формируются и нравственно-эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания, благородства, созидания и т. д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, и выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка.

Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художественных и семиотических функций.Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта.В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности, через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм,свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.