Кафедра мировой экономики и экономической теории — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кафедра мировой экономики и экономической теории

2018-01-14 144
Кафедра мировой экономики и экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра мировой экономики и экономической теории

Гущина Е.Г.

Методические указания к изучению курса

«Управление человеческими ресурсами»

для студентов 2 курса, обучающихся по направлению

«Менеджмент»

Раздел 1. Организационно-методический раздел

1.1 Цель изучения дисциплины:

Дать студентам основы систематических общих знаний в области управления человеческими ресурсами (УЧР), позволяющие формировать стратегию и тактику УЧР, разрабатывать механизм их реализации, определять направления развития человеческих ресурсов с учетом мирового опыта и российской специфики.

1.2 Учебные задачи дисциплины:

- ознакомиться с методологическими, методическими и практическими основами управления человеческими ресурсами;

- изучить основные этапы процесса управления человеческими ресурсами;

- овладеть методами оценки эффективности работы отдела ЧР;

- рассмотреть вопросы обеспечения организации трудовыми ресурсами и выявить направления и проблемы их развития.

 

Подробная тематика занятий

Тема № 1. Теоретические основы управления человеческими

Ресурсами (УЧР) в современных условиях

1. Определение управления человеческими ресурсами, цели и задачи УЧР.

2. Основные подходы, концепции и модели УЧР и их развитие.

3. УЧР и управление персоналом.

4. Функции УЧР.

Вопросы для самоконтроля к теме №1

1. В чем особенности УЧР как экономической категории?

2. Как повлияли изменения экономических отношений в ходе развития общества на содержании УЧР как экономической категории?

3. Как изменялись объекты управления в процессе развития концепции УЧР?

4. В чем заключаются типичные функции УЧР?

Задания для самостоятельной работы по теме №1:

1. Выделите отличительные особенности различных концепций УЧР? Какой подход наиболее эффективен и почему?

2. Приведите как можно больше определений УЧР как экономической категории и проведите их сравнительный анализ

3. Предложите свое определение УЧР как экономической категории, применимое к современным условиям экономики.

4. Проведите сравнительный анализ категорий «УЧР» и «управления персоналом». В чем их принципиальные отличия?

Тема №.2. Управление человеческими ресурсами как стратегическая функция менеджмента

1. Определение стратегического управления человеческими ресурсами, цели и обоснование стратегического УЧР.

2. Процесс стратегического управления ЧР.

3. УЧР и стратегия развития бизнеса.

4. Разработка стратегии ЧР и ее реализация.

Вопросы для самоконтроля к теме №2

1. Каковы основные цели стратегий УЧР и план их реализации?

2. Какие факторы внутренней и внешней среды определяют стратегию УЧР?

3. Назовите критерии выбора стратегии УЧР.

4. В чем состоят основные проблемы реализации стратегий УЧР?

Задания для самостоятельной работы по теме № 2:

1. Проведите сравнительный анализ понятий «миссия», «стратегия», «политика» и «направления деятельности» организации.

2. Какие преимущества дает организации наличие в ней стратегии УЧР?

3. Перечислите отличительные особенности стратегии УЧР на крупных и малых предприятиях.

4. В чем состоит специфика УЧР в условиях инновационной стратегии развития российской экономики?

Тема № 3. Практические основы управления человеческими ресурсами. Служба управления человеческими ресурсами в организации

1. Общая роль и полномочия службы УЧР. Объекты и субъекты УЧР.

2. Принципы организации службы персонала, ее задачи и функции.

3. Структура службы УЧР. Основные роли сотрудников службы УЧР.

4. Подходы к оценке работы отдела ЧР. Аудит кадровой работы

Вопросы для самоконтроля к теме №3

1. В чьих интересах организуется служба УЧР на предприятии?

2. Какие роли должна играть современная служба персонала в организации?

3. Назовите основные этапы процедуры принятия кадровых решений.

4. Каковы критерии и методы оценки деятельности кадровой службы?

Задания для самостоятельной работы по теме № 3:

1. Проведите сравнительный анализ функций службы персонала и отдела кадров.

2. В чем заключается взаимосвязь финансово-экономического состояния организации и кадровых решений. Существуют ли способы улучшения экономических показателей организации с помощью УЧР.

3. Какой должна быть численность работников кадровых служб при численности персонала организации 50, 350, 1000, 5000 чел.?

4. Маркетинг кадрового обеспечения: цели и стратегии

Вопросы для самоконтроля к теме №4

1. Каковы основные цели организационного планирования?

2. Что такое организационное развитие?

3. Какие факторы влияют на поведение людей на работе?

4. В чем суть концепции индивидуальной мотивации и приверженности?

Задания для самостоятельной работы по теме № 4:

1. Опишите основные методы развития и изменения организации.

2. Изобразите схематично типовые организационные структуры управления. Как влияет оптимизация структуры управления на эффективность организации?

3. Сформулируйте основные направления трансформации крупных российских компаний

4. Организационная культура: мифы и реальность об эффективности корпоративных правил

 

Вопросы для самоконтроля к теме №5

1. Перечислите основные этапы процесса управления персоналом.

2. Что такое политика ЧР и для чего она нужна?

3. Кадровая политика и стратеги УЧР.

4. Направления развития практики УЧР на примере зарубежных компаний

Задания для самостоятельной работы по теме № 5:

1. Представьте в виде схемы этапы разработки и реализации кадровой политики.

2. Разработайте специальный документ, отражающий кадровую политику организации.

3. Как можно оптимизировать кадровую политику?

4. Составьте должностную инструкцию менеджера по персоналу. В чем плюсы и минусы четкого разграничения полномочий и свободного штатного расписания?

Вопросы для самоконтроля к теме №6

1. Как определить потребность в персонале и планировать его численность?

2. Как контролировать процесс приема персонала и расстановки кадров?

3. В чем суть собеседования?

4. В чем заключается роль службы УЧР при приеме и увольнении персонала?

Задания для самостоятельной работы по теме № 6:

1. Представьте схематично процесс планирования ЧР

2. Проанализируйте основные причины и следствия текучести кадров

3. Составьте вопросы для проведения собеседования на должность специалиста по кадрам.

4. Резюме: структура, содержание, типичные ошибки при составлении

Вопросы для самоконтроля к теме №7

1. Сделайте обзор теорий труда

2. Какие организационные факторы влияют на трудовую деятельность?

3. В чем сущность трудовых отношений?

4. Каков механизм вовлечения и участия работников в управление организацией

Задания для самостоятельной работы по теме № 7:

1. Сделайте обзор и анализ законодательных и нормативных актов, которые необходимо знать руководителям в своей деятельности по управлению трудовыми отношениями.

2. Составьте перечень кадровой документации, которую необходимо вести на фирме.

3. Трудовой договор: структура, содержание, исполнение

4. Психологический контракт: определение, значение, суть, развитие и управление

Вопросы для самоконтроля к теме №8

1. Определите цели, элементы и стратегии развития ЧР

2. В чем достоинства и недостатки различных методов обучения персонала?

3. Назовите основные факторы, влияющие на карьерный рост (внешние, организационные, личностные)

4. Какие этапы (стадии) карьерного роста проходит большинство людей и какие проблемы развития карьеры вам известны?

Задания для самостоятельной работы по теме № 8:

1. Как определить потребность в профессиональном обучении и оценить его эффективность?

2. Дайте сравнительную характеристику формальному и неформальному обучению: в чем их преимущества и недостатки?

3. Перечислите наиболее эффективные методы повышения квалификации руководителей

4. Составьте индивидуальную программу своего карьерного роста.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра мировой экономики и экономической теории

Гущина Е.Г.

Методические указания к изучению курса

«Управление человеческими ресурсами»

для студентов 2 курса, обучающихся по направлению

«Менеджмент»


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.