Немецкий гуманизм и Реформация — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Немецкий гуманизм и Реформация

2018-01-14 432
Немецкий гуманизм и Реформация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(темы докладов)

1. Особенности немецкого гуманизма и его отличие от итальянского.

2. Критика феодального строя и католической церкви немецкими гуманистами (С. Брант. Эрфуртский кружок, Эразм Роттердамский).

3. Эразм и Лютер о свободе воли.

4. Гуманисты и папский Рим (Ульрих фон Гуттен).

5. Лютер и Мор.

Источники и литература (помимо основного списка)

Брант С. Корабль дураков. Любое издание.

Гуттен Ульрих фон. Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959.

Ермолаев В. А. Гейльбронская программа. Саратов, 1986.

Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. С. 98–103.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Письма тёмных людей. Любое издание.

Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. О свободе воли. Переписка. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

Володарский В. М. Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена // Средние века. М., 1964. Вып. 26.

Володарский В. М. Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена // Средние века. 1963. Вып. 24.

Голубкин Ю. А. Эволюция представлений М. Лютера о светской власти и её роли в Реформации 1517–1525 гг. // Ежегодник германской истории. 1978. М., 1979.

Культура эпохи Возрождения и Реформации: Сб. статей. М., 1981. (Статьи: В. И. Рутенбурга, А. Х. Горфункеля, С. М. Стама, В. М. Володарского).

Немилов А. Н. Немецкие гуманисты XVI вв. Л., 1979.

Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.

Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1978.

Рутенбург В. И. Титаны возрождения. Л., 1976.

Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV–XVI вв. М., 1955.

Эразм Роттердамский и его время: Сб. статей. М., 1989. (Статьи: А. Н. Немилова, Л. П. Урмановой, В. М. Володарского, С. П. Плешковой,

Н. В. Ревуненковой).

Очерки истории Германии. М., 1959. Гл. IV.

Кантцебах Фридрих, Штедке Иоахим. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Ростов н/Д., 1998.

Методические указания

Тема посвящена немецкому гуманизму - идеологии передового бюргерства Германии XV - начала XVI вв.

Прежде всего необходимо продумать вопрос, почему и чем немецкий гуманизм отличается от гуманизма в Италии эпохи Возрождения? Чем объясняется, например, такие черты немецкого гуманизма, как его связь с религиозной борьбой и проблемами объединения Германии?

Важнейшим памятником немецкого гуманизма являются сочинения Эразма Роттердамского. Необходимо дать характеристику его произведений. Показать общественное положение и взгляды Эразма. Против кого и чего направлена "Похвальное слово глупости"? С каких позиций критикует Эразм религию, церковь и феодальное государство? Имеется ли в "Похвальном слове глупости" конкретная позитивная программа? Интересы каких общественных групп выразил в своем произведении Эразм? Сравните критику католической церкви Эразма и Ульриха фон Гуттена.

В заключении следует показать, что немецкие гуманисты своей острой критикой учреждений, политики, морали и религии феодального общества способствовали успеху реформации, несмотря на то, что многие из гуманистов отнеслись к реформации враждебно.

 

Подтема IV

Реформация в Германии

(темы докладов)

1. Биография и характеристика догматов Лютера.

2. Реформация церкви по Лютеру и эволюция его взглядов.

3. Крестьянско-плебейское направление в Реформации (Томас Мюнцер).

4. Учения У. Цвингли и Ж. Кальвина.

 

Источники и литература (помимо основного списка)

Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма. // Средние века. 1989.

Вып. 52.

Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. С.106-114

Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV -XVI вв. М., 1939.

Практикум по истории средних веков. М., 1967. С.102 - 121.

Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог. М., 1996.

Стам С. М. Чем же в действительности была Реформация в Германии. // Вопр. истории. 1957. №4.

Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1894.

Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1984.

Голубкин Ю. А. Эволюция представлений Мартина Лютера о светской власти и её роли в Реформации (1517–1525 годы.) // Ежегодник германской истории. 1978. М., 1979.

Иванов В. В. У. Цвингли и военные программы южно-немецкого крестьянства в 1525 г. // Проблемы истории Западной Европы развитого и позднего феодализма: Сб. Иваново, 1986.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время.

М., 1984.

Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962. С.211 - 256.

Смирин М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации // Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Эпштейн А. Д. К вопросу о Реформации и крестьянской войны в Германии как первой буржуазной революции // Вопр. истории.

1957. №8.

Ревуненкова Н.В. Идея гуманизма в трактовке Жана Кальвина //Культура эпохи Возрождения и Рефоромация. Л.,1981.

Ревуненкова Н.В. Критика гуманистического учения о человеке в "Наставлении" Жана Кальвина //Гуманизм и религия. Л., 1980.

Юсим М.А. Макиавелли и Лютер. Христианская мораль и государство // Культура эпохи Возрождения и Реформация. М., 1981.

Методические указания

При изучение данной темы требуется понимание ряда сложных вопросов (специфические формы классовой борьбы в средние века, нередко выступавшей в оболочке религиозных конфликтов, социальная природа этих конфликтов, взаимоотношения гуманистической идеологии Возрождения и реформации и другие).

Основная цель данной темы - раскрыть социальную сущность немецкой реформации и показать ее роль в решении насущных задач немецкой жизни, вытекавших из социально-экономического и политического состояния страны.

Следует объяснить, почему широкое общественное движение, направленное против феодального строя обратилось в первую очередь против католической церкви и почему оно проходило под религиозной оболочкой.

Необходимо дать биографию Лютера. Следует показать, как формировались его взгляды, каким образом он оказался вождем широкого общенационального движения в начале борьбы и перешел на сторону князей, как отразился этот переход на судьбах бюргерства и крестьянства. Надо четко представить себе и положительные черты в деятельности Лютера в начале реформации. Характеризуя догматы Лютера надо показать, какие практические выводы из них следовали, к чему сводилось требование реформы церкви у Лютера, в какой мере эта реформация помогла разрешить социальные и политические противоречия в стране.

Характеризуя социально-политические взгляды Т. Мюнцера следует показать, под чьим влиянием и как они сложились, в чем их суть. Необходимо обратить внимание и на религиозно-философские взгляды Т. Мюнцера. Что понимал Т. Мюнцер под божьим царством, что означало в его представлении пробуждение разума, являвшееся источником спасения, и как он понимал само спасение человека.

Рассказывая о реформации в Швейцарии, в первую очередь следует выяснить особенности социально-экономического и политического развития страны, а затем перейти к исследованию ее главных идеологов - Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Характеризуя взгляды Цвингли необходимо отметить его идеи - "оправдание верой" и "всеобщего священства". Нужно выяснить его отношение к организационной структуре церкви, к таинствам. Следует показать отличие трактовки таинства причастия Лютера и Цвингли. Каковы были политические взгляды Цвингли? Его отношение к тирании, проблема "тираноборчества". Следует показать устройство цвинглианской общины.

Кальвин немыслим без немецкой Реформации Мартина Лютера, но верно и обратное - без Кальвина Реформация Лютера осталась бы незаконченной. Поэтому следует обратить особое внимание на учение Кальвина и его основное произведение - "Наставление в христианской вере". Что такое учение о двойном предопределении? Его понимание греховности человека. В чем отличие трактовки "божественного предопределения" Кальвина от ортодоксальной? Трудовая этика Кальвина.

Его политические воззрения, идеал политического устройства. Как проходила Реформация в Женеве? Отношение к инакомыслию.

В заключении следует отметить, какое из трех направлений Реформации более радикально, более адекватно отражает буржуазную сущность? Какое из них получило большее распространение в Западной Европе?

 

Подтема V


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.