Вопрос № 2. Форма государства — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вопрос № 2. Форма государства

2018-01-14 163
Вопрос № 2. Форма государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма государства - внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме.

Элементами формы государства выступают:

1. Форма правления - организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

2. Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов.

3. Политический (государственный) режим – система методов, способов и средств осуществления государственной власти.

В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархии и республики.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

В абсолютной монархии вся полнота власти принадлежит исключительно монарху, отсутствует высший законодательный орган. Монарх неподконтролен обществу и неподсуден, осуществляет все назначения и принимает государственные решения. Примерами абсолютной монархии являются Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, Бруней.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии власть поделена между монархом и высшим представительным органом народа. В таких странах: существует выборный (либо частично выборный, а частично назначаемый) орган народного представительства – парламент; правительство во главе с монархом представляет исполнительную ветвь власти, а парламент – законодательную; правительство формируется монархом и ответственно перед ним; монарх оказывает сильное влияние на парламент (может наложить вето на принимаемые парламентом законы; издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона; может распустить парламент). Примерами дуалистических монархий являются Иордания, Непал, Кувейт, Таиланд, Марокко.

В конституционной монархии сохранен институт наследственного главы государства, но реальная власть принадлежит парламенту. Признаки конституционной монархии: наличие института монархии при существенном ограничении власти монарха конституцией либо законами; наличие парламента, обладающего широкими полномочиями; право парламента формировать правительство; ответственность правительства перед парламентом; право парламента принимать законы; церемониальная роль монарха (представляет государство, символизирует единство нации); совместная подпись государственных документов монархом, с одной стороны, и премьер-министром, министрами, иными должностными лицами – с другой. Примерами конституционных монархий являются Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия, Дания, Норвегия, Испания, Канада, Австралия, Япония.

Республики традиционно делятся на парламентские, президентские и смешанные. Критерием является процедура формирования исполнительной власти, то кому она подотчётна и подконтрольна.

В президентской республике главную роль в работе системы органов государственной власти играет глава государства – президент. Доминирование президента выражается в том, что: президент избирается всем народом; президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в стане; правительство несет ответственность перед президентом; в некоторых государствах президент имеет право роспуска парламента (например, в случае не утверждения правительства или вынесения ему вотума недоверия), но в ряде стран президент не имеет такого права.

Президентскими республиками являются США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Венесуэла, Египет, Сирия, Кения ЮАР и др.

В парламентарной республике центральную роль играет парламент. Признаки парламентарной республики: президент, как правило, избирается парламентом; президент выполняет волю парламента и правительства, несет ответственность перед парламентом; парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни; парламент формирует правительство; правительство ответственно перед парламентом.

Парламентарными республиками являются: Германия, Италия, Австрия, Венгрия, Чехия, Индия, Швейцария, Исландия, Ирландия.

Характерные черты смешанной республики: власть примерно поровну поделена между президентом и парламентом; президент избирается, как правило, всем народом и выполняет свои функции, а парламент – свои; президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (например, президент предлагает кандидатуры министров, а парламент утверждает их); правительство несет ответственность и перед президентом и перед парламентом (президент может самостоятельно уволить правительство, а парламент может выразить правительству вотум недоверия).

Смешанными республиками являются Франция, Польша, Украина, Португалия, Финляндия, Хорватия и др.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

  • унитарное;
  • федеративное;
  • конфедеративное.

Унитарное государство - целостное централизованное государство, административно - территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований.

Признаки унитарного государства:

  • цельная, компактная территория;
  • единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
  • как правило, единый национальный состав;
  • наличие единой общегосударственной конституции и законодательства;
  • одноканальная система налогов;
  • составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
  • сильные полномочия центральной власти.

К унитарным государствам относятся Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Франция, Турция, Япония, Китай и др.

Федеративное государство -добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Признаки федерации:

  • как правило, федерация – крупное по территории государство, часто – многонациональное;
  • государство имеет свою федеральную конституцию, высшие государственные органы, символику;
  • части федерации (территориальные единицы) также имеют собственные конституции, свои государственные органы, символику;
  • при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
  • двухканальная система налогов – устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.

Федеративными государствами являются Россия, США, ФРГ, Швейцария, Бразилия, Аргентина, Индия.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • конфедерация не обладает государственным суверенитетом, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единого гражданства;
  • конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
  • субъекты конфедерации обладают государственным суверенитетом;
  • конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, нет единой денежной системы, единого государственного бюджета;
  • государства могут договориться на время существования союза о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике.

Выделяют две основные группы политических режимов - демократические и антидемократические (тоталитарный, авторитарный).

Признаки демократического режима (от греч. - народовластие):

· население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии (когда граждане на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

· реально действующий конституционализм, правовой характер государства;

· осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

· провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

· многопартийность;

· отсутствие обязательной идеологии;

· свобода средств массовой информации.

Признаки тоталитарного политического режима (от лат. – полный, целый, всеобъемлющий):

· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

· монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией;

· господство одной партии, сращивание партийного и государственного аппарата, запрет оппозиционно настроенных сил;

· доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор;

· права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

  • экономической основой является крупная собственность (государственная, монополистическая, общинная);
  • наличие одной официальной идеологии;
  • централизация государственной власти у диктатора и его окружения;
  • отсутствие правовой государственности и гражданского общества.

Признаки авторитарного политического режима (от лат. – властный):

  • власть не контролируется и не формируется народом, власть принадлежит правящей элите;
  • управление государством чрезмерно централизовано, но контроль осуществляется в основном в политической сфере, в иных (например, духовной) наблюдается относительная свобода;
  • игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;
  • суд выступает вспомогательным органом, используются внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу);
  • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время практически не применяются массовые репрессии;
  • сохраняется частичная цензура;
  • отсутствует единая идеология.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.