Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-14 | 207 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие основ конституционного строя. Конституционный (государственный) строй – это способ организации государства. О каком государстве идет речь? Несмотря на то, что в преамбуле Конституции РФ говорится о возрождении суверенной государственности России, что объяснялось распадом СССР, в ряде последующих законов упор был сделан на понимании России в качестве «правопреемника и правопродолжателя Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)» и «принципе непрерывности (континуитета) российской государственности» (например, Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»). Сейчас, согласно Конституции РФ, наименования Россия и Российская Федерация – равнозначны.
Основы конституционного строя России – это учредительные и декларативные нормы о политических, социально-экономических и идеологических основах российского государства, содержащиеся в первой главе конституции РФ и обладающие наивысшей юридической силой относительно иных конституционных норм [24]. Не следует каждую норму первой главы Конституции считать самостоятельной основой, и наоборот, в ч. 1 ст. 1 одним предложением перечислены несколько основ, есть смысл систематизировать их, по-нашему, в перечень из одиннадцати основ.
Политические основы строя. 1. Россия – правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции). Определения этого понятия в законе нет. В литературе одни авторы, например, австрийский правовед Г. Кельзен или советский конституционалист А. Малицкий, считают правовым любое государство: и Великобританию, и нацистскую Германию, и советскую Россию, раз в каждом из них действуют какое-то право, какой-то правопорядок. Другие же, например, писавший о правлении на основе закона и без закона Платон (хотя он же идеалом считал беззаконие при мудром правителе), и, особенно, Дж. Локк и И. Кант, считали правовым не всякое государство, а лишь то, которое охраняет естественные свободы, права граждан, в противном случае оно будет антиправовым. Современное право фактически имеет в виду именно кантовский подход (провозглашение государства правовым имеется еще в Декларации независимости США 1776 г. и в конституциях ФРГ, Франции и др.). (Фактически же элементы правового государства были еще в Средние века в Арабском халифате, где правители не имели права на правотворчество.) Нередко правовое государство отождествляют с конституционным, что неверно, исходя из вышеизложенного понятия конституции.
|
Понятие правового государства раскрывается в следующих нормах первой главы. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – обязанность государства (ст. 2). Таким образом, современное право России называет высшей мерой всех вещей человека, а не Бога, природу, народ или семью. Гражданство РФ является единым и равным, каждый гражданин обладает всеми правами и несет равные конституционные обязанности; гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его (ст. 6). К первой основе относятся и нормы ст. 15 о высшей юридической силе и прямом действии всенародно принятой Конституции РФ. Говорится также, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – часть российской правовой системы (не путать с системой права). (Впервые такой монистический подход появился в Конституции США. В Великобритании включение международного права в национальное предусматривает обязательные акты парламента. В Конституции ФРГ имеются в виду только международные обычаи, а Франции – только договоры.) Действие международных договоров приоритетно к российским законам. Устанавливается обязательность опубликования законов и иных правовых актов, затрагивающих права и обязанности человека и гражданина.
|
2. Россия – демократическое государство (ч. 1 ст. 1). Это понятие раскрывается в ст. 3: носителем суверенитета и единственным источником власти является российский многонациональный народ, властвующий как непосредственно путем референдумов и выборов, так и через органы власти. Запрещается присвоение власти у народа и захват власти. Здесь законодательно закрепляется теоретическое понятие политического режима, указывающего на степень народного участия в делах государства; демократическому режиму при этом противостоит режим авторитарный, когда все решается «философом» без народа (идеальное правление по Платону). Хотя юридически демократическое государство не следует отождествлять только со «старыми» демократиями Запада: в Конституции Китая, как и в отечественных советских лет, говорится о «демократической диктатуре народа»[25].
3. Россия – федеративное государство (ст. 1, 4-5). Определения данного понятия, как и предыдущих, в Конституции нет. Речь идет о форме государственного устройства (словосочетание сегодня все чаще заменяемое на «территориальная организация государственной власти» и др.) – территориально-политическом способе организации государства. В науке различаются унитарные и федеративные государства. Унитарные государства (лат. unus – один), т.е. единые, либо вообще не имеют территориального деления (Мальта, Бахрейн), либо делятся на области, не являющиеся самостоятельными субъектами государственной власти (каунты в Великобритании и Ирландии, регионы в Италии, лены в Швеции и Финляндии, воеводства в Польше, периферии в Греции, вилаяты в Омане, аймаки в Монголии). Федеративные государства (лат. foedus – союз; в Древнем Риме ряд варварских племен были признаны «федератами», а первыми собственно федерациями были древнегреческие Фессалия, Беотия и отчасти Делосский (Афинский) союз (V в. до н.э.), позднее – Швейцария (с 1291 г.) и США, где варианты федеративного устройства были осмыслены в сочинениях таких антагонистов, как Т. Джеферсон и А. Гамильтон), т.е. союзные, состоят из государственноподобных субъектов, обладающих суверенитетом по определенному кругу вопросов (стэйты (штаты) и дополнительные территории в США, Австралии, Мексике, Бразилии, Индии, Малайзии, Микронезии и Нигерии, кантоны в Швейцарии, бундесланды в ФРГ и Австрии, эмираты в Объединенных Арабских Эмиратах, федеративными являются также Бельгия, Канада, Пакистан и др.). Указания на федеративное устройство стран, как правило, присутствуют в их официальных названиях, при этом не обязательно используется латинский термин «федерация», это может быть «Union» в США и Австралии или «Eidgenossenschaft» в Швейцарской конфедерации. Следует иметь в виду, что в ряде современных унитарных государств созданы автономии для отдельных территорий (автономные районы, области, уезды и волости в Китае, Аландские острова в Финляндии, Гренландия и Фарерские острова в Дании, Республика Крым на Украине); родственное явление – предоставление территориям статуса «ассоциированного государства» (например, Ниуэ и Островам Кука, ассоциированным с Новой Зеландией). Кроме того, в ряде государств, где де-юре сохраняется унитарное устройство, федерализм присутствует де-факто (регионалистские государства)[26], они, по сути, целиком состоят из автономных образований (Великобритания, Италия, Испания, Папуа-Новая Гвинея, Шри-Ланка, Япония). Основами федеративного устройства являются: государственная целостность; единство системы государственной власти; равноправие и самоопределение народов; разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ; отнести в их число также следует и равноправие субъектов федерации. Подробнее федеративное устройство рассматривается в гл. 3 Конституции.
|
4. Россия – государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). И этому понятию также не дается разъяснение, и даже нельзя говорить, что в каких-то последующих статьях первой главы Конституции присутствует ее конкретизация, т.к., например, норма о разделении властей не указывает именно на республику. Форма (образ) правления – это способ организации взаимодействия высших государственных органов между собой и с населением. В современной науке и практике различают монархическую и республиканскую формы правления на основании наследственной либо выборной природы должности главы государства[27] (это двоякое деление идет от Н. Макиавелли). Правда, следует иметь в виду, что подобная классификация с трояким делением появилась еще в древности и не в трудах Платона и Аристотеля, как принято считать, а задолго до них, еще Геродот в своей «Истории» передает спор на одном из политических собраний персов, где они разбирают достоинства и недостатки каждой из трех форм правления. В древности классификация форм правления объясняла: правит в государстве один (монос), лучшие (олигархи, аристократы) или все (демос, публика) (в Греции до сих пор вместо латинского термина «республика» используется греческий «демократия»); сегодня же, как сказано, обычно имеется в виду способ занятия должности главы государства, но по этому признаку приходят к парадоксальным выводам: парламентские государства с символической фигурой монарха объявляют монархиями, а диктаторские государства – республиками, такая классификация просто не имеет никакой познавательной ценности.
|
Тем не менее по причине того, что в российской и иных конституциях используется эта ошибочная классификация, укажем то, что общее все же можно найти во всех современных «монархиях» и «республиках». Что касается государств, именуемых монархическими, то наименование монарха здесь не имеет значения, это может быть кин в Великобритании, рей в Испании, герцог в Лихтенштейне и Люксембурге, принц в Монако, папа римский в Ватикане, мелик в Саудовской Аравии, султан в Брунее и Омане, Друк Гьялпо в Бутане или микодо в Японии; глава государства здесь не обязательно одно лицо (монос), а может быть коллегиальным, например, Совет эмиров в Объединенных Арабских Эмиратах (в Риме в кон. III в. при Диоклетиане было четыре правителя (тетрархия) – два августа и два цезаря); монархии не обязательно являются наследственными, но бывают и выборными: избирают папу римского, в Камбодже короля избирает совет высших должностных лиц, а в Свазиленде – племенные вожди, в Малайзии Верховный правитель избирается на пятилетний срок из числа султанов штатов (в Древнеримской империи формально занятие императорского трона всегда оставалось выборным, почти во всех странах избирались монархи в случае пресечения прежней династии). В конституционных целях, следует присоединиться к авторам (эта идея присутствует уже в дискуссии персов по Геродоту, шведской и ряде иных конституций), понимающим под монархией форму правления, при которой глава государства не несет юридической ответственности перед населением (в парламентарной монархии ответственность за монарха несут министры)[28]; однако в случаях, когда, как в Бутане, монарх может быть отрешен депутатами от должности, теряется и эта особенность монархического правления. Монархии бывают неограниченными, где глава государства полновластен (Ватикан, Бруней, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия), и ограниченные; ограниченные монархии, в свою очередь, делятся на полуограниченные (дуалистические), в которых монарх лишен законодательной власти, но возглавляет власть исполнительную (Лихтенштейн, Иордания, Марокко, Бутан, Тонга, Свазиленд), и парламентарные, где монарх по большей части лишь символ нации, что выражено английским конституционным принципом «reign but not rule» («царствует, но не правит»), дословно воспроизведенном в Конституции Камбоджи (Великобритания, Швеция, Испания, Непал, Камбоджа, Таиланд, Япония, Лесото).
|
Под республикой, наоборот, понимается форма правления, при которой глава государства несет юридическую ответственность, т.е. может быть отрешен от должности (норма об этом содержится и в одной из статей Конституции РФ). Опять же следует помнить, что и в республиках власть может находиться в руках диктатора, мало отличающегося от абсолютного монарха. Часто единоличный глава государства в республиках именуется латинским термином «президент», но может именоваться «председателем» на родных языках, как, например, в Греции (проеврос), в Китае (джущи), отдельных арабских странах (роись), или факихом в Иране, лидером революции 1 сентября в Ливии и т.д.; бывали и есть коллегиальные главы (Синьория во Флоренции, Президиум – в СССР, а ныне в Боснии и Герцеговине, два капитана-регента в Сан-Марино). Республики по объему полномочий главы делятся на президентские, где глава возглавляет или направляет исполнительную власть и определяет основные направления политики (Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Иран, Мексика, Микронезия, США), и парламентарные, где президент – процедурный глава государства (так символическую роль играл глава Венецианской республики – дож), арбитр между иными властями, а исполнительная власть находится в руках правительства, назначаемого парламентом или избранным парламентом президентом (Греция, Италия, Украина, ФРГ, Израиль, Индия, Монголия). Конечно, часто наблюдается смешанность признаков президентских и парламентарных республик, как во Франции, Ирландии, Финляндии (с которыми у российской формы правления много общего) или Китае. Республиканская форма правления как основа конституционного строя России не утверждает вид республики – президентский или парламентский, поэтому фактическое установление президентской, эклектичной «супер-президентской»[29] республики в иных главах Конституции не составляет основ строя и вполне может быть изменено поправками.
5. Разделение и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10). Россия отказалась от теории единовластия Императора или Советов. Само выделение трех ветвей во власти было известно издавна[30], но об их разделении, по нашему мнению, впервые говорил Полибий, затем – Марсилий Падуанский, а Монтескьё довел идею до предела, что и попытались осуществить в США, а под их влиянием и в ряде других стран. В то же время Руссо отстаивал единство власти народа, да и как разделить высшее непосредственное народовластие на референдумах и выборах? С научной точки зрения более верно было бы говорить не о разделении властей, но о разделении полномочий органов единой государственной власти (понятие в единственном числе также имеет место в Конституции РФ), независимость же трех властей друг от друга просто неосуществима[31]: президент, подписывая законы и имея право вето, участвует в законодательной деятельности (в конституциях Греции и Дании даже говорится о законодательной власти парламента и президента (короля), парламент, формируя правительство из числа депутатов и контролируя его в парламентских республиках, определяет деятельность исполнительной власти и т.д. В российской Конституции названной основе противоречит содержание норм иных глав, где Президент РФ, Счетная палата, Прокуратура и некоторые другие органы формально-юридически выводятся за рамки трех ветвей; в литературе присутствует объяснение этого относительно должности Президента как способа выведения ряда президентских функций исполнительного характера из-под парламентского контроля, который хоть в какой-то мере предусмотрен в отношении исполнительных функций Правительства РФ[32]. Да, такой ученый, как Б. Констан в нач. XIX в. предлагал считать власть главы государства (княжескую власть) отдельной от иных ветвей; стали говорить об отдельной контрольной власти (это присутствует в некоторых латиноамериканских конституциях). Тем не менее основой конституционного строя России, имеющей наивысшую юридическую силу, является разделение только на три ветви, и перечисление основных органов власти в ст. 11 лишь подтверждает это, следовательно, юридически все существующие органы, включая Президента РФ, должны быть отнесены к одной из трех ветвей власти, в большинстве случаев, к исполнительной.
6. Самостоятельность местного самоуправления (ст. 12). Если предыдущая основа направлена на установление определенной самостоятельности внутри федеральной и региональной государственной власти, то шестая основа гарантирует самостоятельность местной власти (самоуправления) сельских и городских образований («по горизонтали») от вмешательства государственной власти в целом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, т.е. речь идет о негосударственном виде власти – самоуправлении, которое, тем не менее, есть вид публичной власти, а не частной, возникающей между частными лицами (подробнее о чем будет сказано в соответствующем параграфе).
Социально-экономические основы строя. 7. Россия – социальное государство, создающее условия для достойной жизни (охрана труда и здоровья, установление минимального размера оплаты труда, поддержка семьи, инвалидов и пожилых, система социальных служб) (ст. 7). Эта социальная основа развивает первую основу о правовом государстве. Конституция как бы говорит, что государство будет не только формально охранять права человека от чьего-либо посягательства, но и поддерживать определенный положительный минимум материального достатка нуждающихся. Подробнее это раскрывается во второй главе в нормах о социальных правах человека (тесная связь этой основы с соответствующими правами отражена, например, в Конституции Турции, где говорится, что Турецкая Республика является социально-правовым государством).
8. Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Это первая из экономических основ строя, гарантирующая отсутствие барьеров для торговли внутри страны, несмотря на федеративное устройство, борьбу с монополизмом и рыночную экономику.
9. Многообразие форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иные) и их равная защита государством (ст. 8-9). Частная собственность под иными названиями (личная, кооперативная, собственность общественных организаций) признавалась, как говорилось, и советскими конституциями, однако носила крайне ограниченный характер как по субъектам, так и по объектам прав; действующая же норма открыла широкий простор накопления богатств в руках отдельных лиц. Земля и другие природные ресурсы, согласно ст. 9, также могут находиться в любой форме собственности (в то время, как, например, Конституция Исландии не допускает частную собственность на ряд природных объектов); при этом они должны использоваться и охраняться как основа жизни народов России. Таким образом, конституция допускает, например, частную собственность на любые природные объекты (недра, реки, леса), а уже соответствующее отраслевое законодательство определяет, что из них на данный момент может быть в частных руках.
Идеологические основы строя. 10. Идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). Эта идеологическая основа строя слагается из запрета на установление какой-либо идеологии, например, социалистической, в качестве государственной или обязательной и гарантии многопартийности, равенства общественных объединений перед законом (есть страны с однопартийной системой либо полным запретом каких-либо партий). Разумеется, многопартийность должна быть осуществляемой не формально, а при всемерном создании условий для возможности их реального прихода к власти, ведь и в первые годы советской власти в РСФСР легально продолжали действовать некоторые левые партии, в современном Китае, кроме Коммунистической, действуют еще восемь декоративных партий.
11. Россия – светское государство (ст. 14). Согласно этой основе, впервые последовательно реализованной во Франции, а сегодня имеющая место в Турции и ряде иных стран, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (есть «не светские» страны, где предусмотрена государственная религия (церковь), но принадлежность к ней не является обязательной, таково положение англиканской церкви в Великобритании или лютеранской церкви Финляндии). Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Таким образом, в конституционном строе России осуществлен отказ как от практики государственного положения православной церкви, так и от политики государственного атеизма советских лет. Отделение религиозных объединений от государства нашло отражение в норме п. 3 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», запрещающей создание партий по религиозному признаку (также как и в Турции), что однако прямо не вытекает из конституционной нормы, и Закон о партиях мог этого и не запрещать (в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П в ответ на запросы о противоречии между Конституцией РФ и названной нормой Закона содержится решение об отсутствии противоречия). При этом религиозные идеи нередко присутствуют в официальных текстах и процедурах светских государств (гимне России, преамбулах Конституций ФРГ и Швейцарии, клятве на Библии в США и Украине).
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!