Становление и развитие политической мысли в Белоруси — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Становление и развитие политической мысли в Белоруси

2018-01-14 141
Становление и развитие политической мысли в Белоруси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На формирование политической мысли в Беларуси вместе с социально-экономическими факторами оказывала влияние ее историческая судьба, в частности пребывание в составе Древнерусского государства (IX-XI вв.), Великого княжества Литовского (XIII-XVIII вв.) и Российской империи.В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском Наибольший интерес представляют Первый (1529), Второй (1566) и Третий (1588) Статуты Великого княжества Литовского (кодексы государственных законов), создававшиеся в противовес церковному каноническому праву, которым до XVI в. руководствовались и светские суды.
Что касается статутов Великого княжества Литовского, то в них нашли отражение интересы разных слоев белорусского народа, и в первую очередь его шляхетской части — феодалов. Как и в Западной Европе, так и в Беларуси в XV-XVI вв. в среде горожан возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. Они были направлены против церковных догматов, средневековой схоластики и аскетизма и концентрировали свое внимание на человеке как существе земном. У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск (Георгий) Скорина (около 1490-1541).он сформулировал свои гуманистические взгляды, стремясь доказать, что человек есть высшая ценность, пытаясь возбудить в народе стремление к знаниям, свободе и патриотической деятельности. В XVI в. в Беларуси действовала целая когорта гуманистов МиколаГусовский, СымонБудный, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега и др. Часть же гуманистов выражала радикальные взгляды на изменение феодального строя, предлагая ликвидировать крепостное право, превратить городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. Идеологами этого направления были Петр из Гонендза, Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Павел из Винзы и др. Различные подходы к феодальным порядкам нашли свое отражение в произведениях СымонаБудного (1530-1593) "Катехизис" и "О светской власти". Он остро критиковал и опровергал взгляды гуманистов-радикалов. Основываясь на положениях "Библии" и по-своему трактуя их, он категорически отвергал предложения гуманистов-радикалов об отказе богатых от своих богатств, о продаже ими своей собственности и использовании выручки для улучшения положения бедных, о введении всеобщего равенства. Широко известный в свое время своим произведением "Песнь о зубре" белорусский гуманист МиколаГусовский (около 1480 - после 1533) наряду с проблемой взаимоотношений человека и общества с природой в своих опубликованных работах излагал и политические взгляды. Особое место в суждениях о политике им отводилось чертам идеального правителя государства. Он ищет эти черты не в библейских сказаниях, как это делали другие белорусские мыслители, а в реальной жизни, анализируя деятельность конкретных политических деятелей. Следует отметить, что идеи Возрождения и Реформации в Беларуси выражались и поддерживались не только учеными и литераторами, но и некоторыми представителями правящей верхушки Великого княжества Литовского. В их числе был и Лев Сапега (1557-1633) вои взгляды он выразил, в частности, в предисловии и статьях Статута Великого княжества Литовского 1588 г., главным редактором которого являлся. Этот документ гарантировал экономическую, политическую и духовную самостоятельность государства, запрещал покупать земли, замки, поместья и должности в государстве иностранцам, закреплял белорусский язык в качестве государственного. В нем декларировались также религиозная толерантность и презумпция невиновности, согласно которой человек не мог быть признан виновным или наказан иначе как судом и по закону. Статут действовал на территории Беларуси до 1840 г. и сыграл большую роль в сохранении белорусского этноса. Особое место в общественно-политической мысли XVII-XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединения ее с Россией. Виднейшими представителями этого движения были Симеон Полоцкий, Афанасий Филипович и другие общественно-политические деятели этого периода. Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь (Константин, Викентий) Калиновский (1838-1864). Вместе с утопическими взглядами (установление всеобщего социального равенства, создание общества без эксплуатации) Калиновский выдвигал и реалистические идеи. В частности, национальное освобождение он связывал с решением социальных проблем, с развитием национально культуры, с введением обучения на белорусском языке, с демократизацией общественного строя. Землю, по его мнению, необходимо раздать крестьянам без выкупа, «потому что это их земля, их дедов и прадедов». Владение землей обеспечит свободу земледельцев. Человек свободен тогда, писал он, когда он имеет кусок земли, за которую платит небольшие налоги.
В начале XX в. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и др.

 

 

5. Основные направления современной политологии.
1. Социологическое направление.
М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития.
Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».
М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.
2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы.
3. Концепция политического плюрализма.
Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.
Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений.
4. Теория демократии.
А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ.
5. Теория бюрократии.
М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.
6. Концепция тоталитаризма.
Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.
7. Теория международных отношений.
Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.

 


6. Политическая власть. Характеристика власти, структура, функции, формы.
Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.
Структура власти:
субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;
объекты власти: инститгос власти, полит партии и общ организации;
источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;
ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.
Функции власти:
• управление делами государства и общества;
• поддержание гражданского мира и общественного порядка;
• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;
• принуждение во имя соц-значимых целей и сохрстабильн в общ-ве;
Признаки власти:
• власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.
• власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.
• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.
• власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.
• высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:
• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;
• Парламент – НацСобр РБ, законодат, представительный орган власти;
• Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;
• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти

Понятие легитимности власти

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса.Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

1 в древних традициях, обычаях; 2 действующем законодательстве; 3 революционной харизме.

Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.

Вебер выделил три основных типа легитимности.

Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. 2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти 3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти:

легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.