Политология – наука о политике: понятие и функции. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Политология – наука о политике: понятие и функции.

2018-01-14 118
Политология – наука о политике: понятие и функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политология – наука о политике: понятие и функции.

П – наука, изуч.полит.действ-ть, и одновременно ср-во обеспечения эффективности политич. действия. П формирует цели, предлагает концепции, объясняющие особенности структуры и функционирования полит. систем, не отдавая предпочтения какой-либо из них. П нельзя отождествлять с полит.идеологией, предлагающей ту/иную программу действий. П помогает деят-ти полит.институтов, исследуя и обобщая частные проявления политики.

Функции: I. 1. Познавательная – изучение полит.фактов, событий, явлений, ситуаций; 2. Мировоззренческая – развитие полит.сознания от обыденного к научному, формирование ценностных ориентаций, выбор определенных полит.позиций гражданами, группами, партиями; 3. Методологическая – осмысление и понимание картины действия, ее соц-полит. процессы и выработка способов и методов анализа полит.жизни;

4. Прикладная - открыв-ая возм-ть применения полит.знаний к конкретной полит.ситуации и осущ-ие полит.прогнозирования в целях рацион.организации развития полит. процесса.

II. 1. Теоретико-познавательная; 2. Диагностическая;

3. Политич.рефлексии – способ оценки полит.процессов;

4. Инструменталистская - способы преобразования об-ва;

5. Функция полит. социализации – полит.культура граждан;

6. Прогностическая.

П призвана систематизировать знания и представления о политике, о взаимоотношениям гражд. об-ва и гос-ва, роли и положении индивидов и системе полит.отношений, сформировать полит.культуру, выявить условия д/консолидации полит.сил, выработать способы разрешения этносоциальных конфликтов.

Предмет и методы исследования полит.науки.

П – наука о политике, полит.отношениях и полит. деят-ти, закономерностях становления и развитии полит.систем, сущности, формах и методах полит.власти.

Процесс становления. К.19-н.20в. – изучение истории, теории, проблем гос-ва – потребность из-за усложнения функций и задач полит. институтов. На Западе – спец. полит. институты: Лонд.школа экон-ки и полит.наук, Амер. ассоциация полит.наук, Франц. нац. фонд полит.наук. Координация их деят-ти Междун.ассоциации полит.наук. при ЮНЕСКО в 1949г.

В России П развивалась в рамках философии, истории, юриспруденции. В 80-90-е – как самост.наука.

Черты соц. института: 1. Ученые, спец-ся в данной обл. знаний;

2. Период.издания; 3. Науч. и учебные дисциплины;

4.Специализир.науч.центры (институты политологии и социологии); 5. Организационные формы, объединения ученых на нац. и междун. уровнях.

Проблемы, исслед. П: 1. Идейно-теорет. основы политики;

2. Полит.власть, ее сущность и проблемы функцион-ия;

3. Поит.системы об-ва и полит. институты; 4. Полит.культура, поит.сознание, полит.поведение; 5. Мировая политика и межд.отношения. 6. История полит. и общ-полит. знаний.

Политика как соц. явление.

С давних времен политика выступала как важная сфера жизнед-ти. В процессе ее реализации реализовались ценности: 1.Обеспечить благосостояние народа, 2. Свободу и правопорядок,

3. Безопасность и независимость человека.

Сегодня П выступает как сфера полит.жизни, как вид активности субъекта, как тип соц.отношений м-у индивидами и об-вом в целом.

П выступает как наука – это источник знаний о бытие людей, классов, гос-тв; - совокупность установок и целей, опред.их интересами; - ср-во осуществления этих интересов.

П выступает как ис-во: - проявл.в практич.деят-ти по осуществлению выдвинут.задач. Будучи целостным соц. явлением П выявл. как система реальных практических действий (война, сотрудничество), - как дух.теорет. обоснование этих отношений (планы ведения войны).

П выступ. в 2 ипостасях: в быту (в виде мышления, речи, действия) и в науке (в виде формы (гос-во, партии, движения), содержания (благосост., свобода, незав-ть), в виде полит.процесса (взаимодейст-е носителей и субъектов пол-ки.

Уровни политики: -микро, -макро, - мега (междун. уровень, ООН).

П, будучи фактором истор.деятельности, отлич-ся св-ми: 1. Универсальностью, 2. Атрибутивностью, 3. Включенностью.

П как целесообр. сфера деят-ти видоизмен. на разных этапах развития. Но при этом остаются неизменными структура задач и техника политич.деятельности: организ-я сторон, борьба с противниками, разработка стратегии тактики, выбор языка полит.речи. П заним. спец.место в системе междун. отношений, т.к. она формируется вне сферы матер. произ-ва, а в отнош-ии м-у классами, партиями, гос-вами.

4. Политика, ее структура и функции.

Сегодня П выступает как сфера полит.жизни, как вид активности субъекта, как тип соц.отношений м-у индивидами и об-вом в целом.

Структура П: - по сферам жизни: экономич, воен, соц.; - по масштабам (мировая, региональная, локальная); - по носителям и субъектам (гос-во, партии); - по срокам действия (цивилизация, эпоха, лидеры); - по областям (внутренняя, внешняя).

2 крупные взаимосвязанные сферы могут подразделяться: внутренняя (экон, национ, демограф) и внешняя.

В рамках эконом. политики можно выделить: - продовольствен, финансов, инвестицион. П – концентрированное удорожание экономики. П – система общ.отношений в процессе формирования и осущ-я власти. Властные отношения в политике явл. определяющими.

Функции: 1. Укрепление целостности об-ва, 2. Разработка целей и мобилизация ресурсов и масс на их осуществление. 3. Предотвращение и регулирование группов.конфликтов. 4. Защита прав человека. 5. Обеспечение соц.справедливости и общ.блага.

5.Полит. идеи античности. 2. Платон… 3. Аристотель…

Столетия элементы политологии как науки развивались в рамках филос.учений. Первые представления челов-ва об об-ве и управлении им возникли из опыта гос-тв Др.Востока (созданы полит. теории и формы полит.организации). Соврем. подход к политике и ее проявлениям появился в эпоху античности, что стало началом европейской политич. традиции. В греч.полисах (городах-гос-вах) полит.идеи прошли путь от мифолог. представлений до историко-политич. исследования гос-тв.

Платон (427-347 до н.э.) диалог «Гос-во», «Политик», «Законы», «Послезаконие». Выделял монархию и аристок-ую республику, отриц. - тимократию (власть честолюбцев), олигархию (господство немногих над больш-ом), демократию (власть и правление своб. граждан), тиранию (власть одного над всеми). Дурным видам устройства об-ва противоп. полит.утопиюпроект наилучшего правления. Принцип идеального гос-ва – справедливость. Подразделил граждан на низший класс (работников матер.сферы произ-ва). Высшие - воинов (стражей), правителей (философов). Гос-во д. располагать ср-вами защиты д/сдерж-я и отраж-я угрозы, снабжать членов об-ва матер.благами, направлять развитие дух.деят-ти.

Уч.Пл. Аристотель (384-322 до н.э., «Политика», «Афинская политика», «Этика») анализировал сущ-ие гос.формы. Человек – сущ-во общ-ое, стремящиеся к совместной жизни. Начальной формой общежития явл. семья, демонстр-ая отношения: супружеские, родительские, господские. Эти отношения переносил на гос-во. Правильные формы – где цель правит-ва в достижении общей пользы – монархия, аристократия, полития (огранич. цензовая демократия). Неправ.формы – тирания (выгоды 1 правителя), олигархия (выгоды состоятельных), демократия (выгоды неимущих). Функции и предназначение гос-ва связывает с общением, т.к. гос-во – форма общ.связей. Задачи политики: научить правителя ис-ву управления. Симпатии принадл.к смешанной форме (объединить интересы бедных и богатых). Гос-во д.стремиться к обретению ср.достатка граждан.

Полит.мысль нового времени.

Христ. традиция средневек. Европы, утверждавшая бож. происх-е гос.власти, не давала возм-тей д/изучения реал. полит.процессов. Восстановление светского подхода к политике произошло в эпоху возрождения.Политические теории НВ(16-19) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свобыды и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии,к-я боролась против феодальных устоев. В тот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших соц проблем. Одной из фундаментальных политических идей НВ была версия о договорном характере ос-ва, пришедшем на смену средневековой теории божественного происхожления гос-ва.

Независимый, самостоятельный индивид, появился блаодаря утверждению част соб.Для реализации своих свящ и неотчужд естеств прав и свобод независимые индивиды заключ обществ доовор.Этот договор означает переход от естеств сост общ-ва,к-да чел явл частью природы к цивилизов, то есть к государст-организованному сост-ю. Теорию «обществ договора» развивали Гоббс, Локк, Руссо Развитие полит.науки дала эпоха бурж. революций 17-1 пол.19в.

 

Ресурсы полит.власти.

Полит.власть – осн.функция соц.об-ва, призванная: управлять действиями людей, согласовывать индивид. и групп. интересы, подчинять их единой воли убеждением и вынуждением.

Ресурсы власти – ср-ва, с пом.кот. осущ-ся полит.власть. Учитывая различные интересы и потребности людей: 1.Утилитарные (матер. и соц.блага). 2. Нормативные (законы, указы, приказы). 3. Принудит. (меры арминистрат.воздействия).

Исходя из важн.сфер жизнедеятельности: -эконом, -соц, -культурн, -информ, -демограф, -силовые.

Полит.власть в РФ.

Гос.строй РФ определён Конституцией, принятой всенародным голосованием 12.12.1993г.

Основы конституционного строя

Носителем суверенитета и единств.источником власти явл. многонац. народ. Народ осуществляет власть непосредственно, также ч-з органы гос.власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти/присвоение властных полномочий преследуются по фед. закону.

Россия – демокр. федерат. правовое гос-во с республик. формой правления.

По конституции баланс исполн. и законод. властей выстроен так, что Россия опред-ся как cмешанная республика (смешанная президентско-парламентской республика).

Гос.власть

Гос.власть в РФ осущ-ся на основе разделения на законод, исполн. и судеб. Органы закон, исполн. и судеб. власти самостоятельны.

Президент - Он явл. гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, её независимости и гос.целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти. он определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-ва. представляет РФ внутри страны и в междун. отношениях. Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31.12.2008 со след. выборов он будет избираться на 6 л.

Фед.Собрание ( Совет Федерации и Гос.Дума ) – закон.власть.

Фед. Собрание – законод. и представит. орган (парламент) Фед.Собрание. Постоянно действующий орган. Состоит из 2 палат: верхняя палата - Совет Федерации и нижняя палата – Гос. Дума заседают раздельно, могут собираться д/заслушивания посланий Президента, посланий Констит.Суда.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Гос. Думы устанавливаются фед. законами.

В Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. В 1994-1995 годы действовал выборный Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком назначающих (избирающих) их органов.

Гос. Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом м.б. гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (одно и то же лицо не м.б. депутатом Гос.Думы и членом Совета Федерации). С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). След. созывы депутатов будут избираться на 5 л.

Прав-во – исполн.власть. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Гос.Думы. В случае 3хкратного отклонения Гос.Думой кандидатуры Председателя Правительства Президент вправе распустить Гос.Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и фед. министры. Правительство возглавляет систему фед.органов исполн.власти: министерств, фед.служб и фед.агентств.

Суды РФ: Констит.Суд, Верхов.Суд и Высший Арбитр.Суд – высшие суд.органы. Судьи назначаются Советом. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему фед.судов. В субъектах Федерации имеются свои констит./уставные суды, не входящие в фед.систему. Недавно введенные мировые судьи не считаются фед.судьями.

Гос.власть в субъектах РФ осущ-ют образуемые ими органы гос.власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов гос.власти.

Совет Безопасности

Несёт ответственность за поддержание междун. мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. 5 постоянных членов Совета Безопасности (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: 5 членов Совета — постоянные, остальные 10 - непостоянные избираются в Совет.

Секретариат

Это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения штаб-квартир органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

 

Политология – наука о политике: понятие и функции.

П – наука, изуч.полит.действ-ть, и одновременно ср-во обеспечения эффективности политич. действия. П формирует цели, предлагает концепции, объясняющие особенности структуры и функционирования полит. систем, не отдавая предпочтения какой-либо из них. П нельзя отождествлять с полит.идеологией, предлагающей ту/иную программу действий. П помогает деят-ти полит.институтов, исследуя и обобщая частные проявления политики.

Функции: I. 1. Познавательная – изучение полит.фактов, событий, явлений, ситуаций; 2. Мировоззренческая – развитие полит.сознания от обыденного к научному, формирование ценностных ориентаций, выбор определенных полит.позиций гражданами, группами, партиями; 3. Методологическая – осмысление и понимание картины действия, ее соц-полит. процессы и выработка способов и методов анализа полит.жизни;

4. Прикладная - открыв-ая возм-ть применения полит.знаний к конкретной полит.ситуации и осущ-ие полит.прогнозирования в целях рацион.организации развития полит. процесса.

II. 1. Теоретико-познавательная; 2. Диагностическая;

3. Политич.рефлексии – способ оценки полит.процессов;

4. Инструменталистская - способы преобразования об-ва;

5. Функция полит. социализации – полит.культура граждан;

6. Прогностическая.

П призвана систематизировать знания и представления о политике, о взаимоотношениям гражд. об-ва и гос-ва, роли и положении индивидов и системе полит.отношений, сформировать полит.культуру, выявить условия д/консолидации полит.сил, выработать способы разрешения этносоциальных конфликтов.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.