Тема 12. Общественное мнение как социльная реальность — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 12. Общественное мнение как социльная реальность

2018-01-14 224
Тема 12. Общественное мнение как социльная реальность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общественное мнение представляет собой такое проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, это совокупность мнений людей по общественно значимым вопросам. Активный интерес к общественному мнению возникает в Новое время, в эпоху Просвещения, т.к. общественное мнение важный атрибут гражданского общества. Существование общественного мнения предполагает наличие общезначимой проблемной ситуации, относительно которой может возникнуть дискуссия, существование нескольких вариантов решения проблемы, коллективного субъекта, который способен осознать собственные интересы и обсуждать возможности их реализации. Общественное мнение бывает представлено в виде симбиоза суждений «здравого смысла», отдельных теоретических положений и заблуждений.

Функции общественного мнения: экспрессивная, контролирующе директивная и консультативная.

Общественное мнение исследуется при помощи статистических методов – путем опроса выборки из населения. В процессе изучения общественного мнения фиксируется прежде всего направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. В России исследованиями общественного мнения занимаются Фонд «Общественное мнение», Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), РАМИР, Центр А. Киссельмана и др.

 

Тема 13. Социальные изменения в современном мире: сущность и детерминанты

Социальные изменения – это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение (или дифференциация) общественной структуры, называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития. Эволюционный путь предполагает: постепенное накопление изменений; естественно обусловленный характер этих изменений; органический характер процессов на основе функциональных взаимосвязей. Социальная революция связана с относительно быстрыми и коренными изменениями; субъективно направляемыми изменениями; изменения имеют неорганический, часто насильственный, характер.

Существуют три точки зрения на процессы развития общества.

1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер, при котором происходит смена последовательных стадий развития с присущими им способами накопления и передачи информации, системами добывания средств жизнеобеспечения, разделения труда, коммуникаций. Примеры: марксистская теория, теория «социал дарвинизма», теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер)

2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер: период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности. Формы циклических процессов: маятниковые изменения (спады и рост производства), волновые процессы (рост и падение количества каких-то фактов и событий на определенный период времени), спиралевидные изменения (возвращение к старому на новом уровне).

3 .Нелинейные процессы социальных измнений предполагают анализ влияния на общества среды, т.е. других обществ, природных процессов; случайных, неконтролируемых факторов. Социальные изменения не всегда логичны и их нельзя объяснить только причинно-следственными отношениями.

Глобализация – это процесс усиления взаимозависимости современных обществ, характеризующийся образованием наднациональных (глобальных) структур в сфере экономики (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, транснациональные корпорации), в сфере политики (ООН, НАТО, Европейский парламент), в сфере культуры (Юнеско, распространение информации, моды, стиля жизни). Глобализация означает возникновение мегаобщества. Факторы глобализации: глобальные проблемы современности (сохранение мира и борьба с терроризмом, экологические, борьба с болезнями и новыми инфекциями за безопасность существования); телекоммуникационные технологии; революция в сфере информатизации и банковских технология; специальные усилия государств и международных финансовых институтов; распространение брэндов, поп-культуры, английского языка. К проявлениям глобализации относят: формирование единого информационного пространства (Интернет), снижение роли национальных государств и усиление значения наднациональных органов и ТНК, возрастание роли информации и знаний, гибридизация культуры, появление «регион-экономик» и «серых зон». Концепции глобализации: «неолиберальная глобализация» - глобализация является гарантом стабильности, целостности мира и его развития. Необходимо совместно изучать и решеть глобальные проблемы современности; «мир-системная» модель И. Валлерстайна – в результате развития глобальных структур национальные государства превращаются в элементы глобальной системы; экологические направления – глобализация ведет к разрущению природы и традиционных культур. Антиглобальные движения возникают в 1999 году. Их декларируемые цели: преодоление разрыва между «золотым миллиардом» и остальной частью мира, защита приподы, защита наиональной самобытности. 75% участников - представители среднего класса и молодежь из развитых стран.

Урбанизация – процесс роста городов и городского населения, начавшийся в результате индустриализации. В ХХ веке урбанизация приобретает глобальный характер. Теории урбанизации: экологические концепции – города возникаюти развиваются как результат приспособления людей к оружающей среде, при этом более выгодные позиции имеют сильнейшие; урбанизм как образ жизни – влияние городов определяется не количеством жителей, а ролью города как центра экономики, политики, культуры; теория субкультуры – в городах создаются благоприятные условия для формирования субкультур. Типы города: столицы и административные центры; военные города; научные, религиозные и культурные центры; курортные города; промышленные города; глобальные города.

 

 

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ ФАКУЛЬТЕТА

Изучение курса социологии предполагает написание курсовой работы. Для ее выполнения и оформления воспользуйтесь «Методическими рекомендациями для студентов по подготовке и оформлению реферата, контрольной и курсовой работ» (Сост. Максимова М.Н., Барциц М.Э.- Ка­зань: КГМУ, 1999), где в частности, зафиксировано, что объем курсовой должен составлять 25 машинописных страниц или набранного на компьютере текста.

Целью курсовой работы является закрепление полученных в учебном процессе знаний и применение их при решении конкретных теоретических задач. Она должна показать умение студентов определить тему исследования, сформулировать задачи, раскрыть основные понятия, умение анализировать существующие в литературе точки зрения по исследуемой проблеме, ар­гументировано отстаивать свое мнение, правильно оформлять научно-библиографический аппарат. Кафедра приветствует написание курсовой работы по социологии, основанной не только на изучении литературных источников, но и на самостоятельно проведенном пилотажном социологическом исследовании.

Выбор темы является ответственной частью научного исследования. Воспользуетесь для этого предлагаемыми темами.

1. Отношение населения к здоровому образу жизни.

2. Социальный работник глазами общественности.

3. Проблемы неравенства и дискриминации женщины в обществе.

4. Вредные привычки и здоровье.

5. Мать-одиночка как объект социального исследования.

6. Многодетные семьи и их проблемы

7. Социальные проблемы планирования семьи.

8. Инвалиды как социальная группа

9. Социальная работа с инвалидами.

10. Женщины-инвалиды российского общества.

11. Молодежь как объект социальной политики

12. Лица пожилого возраста как объект социальной политики.

13. Социальные проблемы пожилых.

14. Социальные проблемы женщин

15. Социальные группы риска как объект социологического исследования

16. Алкоголизм как социальная проблема, методы работы с алкоголиками.

17. Наркомания как социальная проблема, методы работы с наркоманами

18. Роль социального работника в профилактике суицида среди населения.

19. Деятельность формальных организаций как предмет социологического исследования

20. Пенсионные организации как агенты социальной политики.

21. Социальная работа в организациях здравоохранения.

22. Социальные проблемы детских приютов.

23. Межличностные взаимодействия в формальных организациях социальных служб.

24. Межличностные коммуникации в социальной сфере.

25. Межэтнические отношения в Республике Татарстан.

26. Межэтнический брак как предмет исследования.

27 Социальные проблемы женщин.

28 Феминистские аспекты социальной работы.

29. Тендерные аспекты социальной работы.

30. Мужчины и женщины как объект социологического исследования.

31. Социальная мобильность современной молодежи.

32. Социальная мобильность выпускников сельских школ.

33. Реформы в социальной сфере: репрезентация в СМИ.

34. Субъекты социальной политики в Республике Татарстан: стратегии реагирования на социальные проблемы. (По материалам обсуждений в Государственном Совете РТ)

35. Социальные сироты как проблема современной России.

Завершенная и оформленная работа сдается в назначенный срок руководителю. После прочтения работа вместе с письменным допуском руководителя к защите предоставляется на кафедру. Защита курсовой работы производится перед комиссией в составе 2-3 человек, назначаемых решением кафедры. В ходе защиты студент в течение 5 минут излагает суть и краткое со­держание курсовой работы, основные выводы, отвечает на критические замечания и вопросы членов комиссии. По окончании защиты комиссия подводит итоги и оценивает результаты по пятибалльной системе. Результат защиты кур­совой работы заносится в зачетную книжку. Критериями оценки являются:

актуальность темы;

обоснованность структуры работы и логичность изложения материала;

грамотность программы социологического исследования, обоснованность примененных методов сбора информации и качество исполнения, умение анализировать эмпирический материал;

самостоятельность в изложении, обоснованность выводов;

правильность оформления справочного аппарата;

умение отвечать на вопросы.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА

1. Мультипарадигмальность современного социологического знания.

2. Социология социальной работы как теория среднего уровня.

3. О.Конт и Г. Спенсер - основоположники позитивистской социологии.

4. Концепция самоубийств Э.Дюркгейма.

5 М.Вебер как социолог.

6 Основные методологические принципы марксистской теории.

7. Социологическая концепция З.Фрейда: история и современность.

8. Структурный функционализм и его роль в социологии.

9. Теория конфликта в социологии.

10. Субъективные направления в социологии XX века.

11. П. Сорокин как классик русской социологии.

12. Становление и развитие советской социологии (20-90-е гг.)

13. Общество как социальная система.

14. Модернизм и постмодернизм в социальной теории.

15. Концепции индустриального общества в социологии.

16. Концепции постиндустриального развития в социологии.

17. Социальные типы личности.

18. Формирование личности в процессе социализации.

19. Исследование малых групп в социологии.

20. Организация как социальное явление.

21. Классические модели социальной организации в социологии.

22. Новейшие модели социальных организаций

23. Осмысление феномена бюрократии в социологии.

24. Теория девиантного поведения: норма и отклонение.

25. Социальные причины молодежной преступности в России.

26. Молодежные субкультуры на Западе (40-90-е гг.).

27. Молодежные субкультуры в России.

28. Проблема наркомании и молодежные субкультуры.

29. Средний класс и его роль в обеспечении стабильности в обществе.

30. Социальная стратификация: основные тенденции и теоретические интерпретации.

31. Социальная структура России (советский и постсоветский периоды).

32. Маргиналы в социальной структуре общества.

33. Новые социальные группы в структуре российского общества.

34. Социальная мобильность в современном обществе.

35. Место и роль молодежи в современном обществе.

36.Структура занятости и безработица в современной России (Татарстане): проблемы и тенденции.

37. Социально-демографические проблемы молодежи в постсоветской России

38. Региональные особенности демографической ситуации в Татарстане (конец 90-хгг.)

39. Женщины и материнство в современной России.

40. Люди пожилого возраста: основные характеристики и проблемы.

41. Современное западное общество (особенности культуры и тенденции развития).

42. Культура как объект социологического исследования.

43. Общественное мнение как социальный институт.

44. Реклама в современном российском обществе, социально-психологический аспект.

45. Теория социальных изменений в социологии.

46. Модернизация в переходных обществах.

47. Сущность глобализации как социального изменения.

48. Социальные проблемы современного города.

49. Урбанизация в современном обществе.

50. Здоровье как социальный фактор.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПИЛОТАЖНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Формулировка и обоснование проблемы - исходный пункт любого исследования. Об­ратите внимание, что Вы должны зафиксировать реально возникшее противоречие как частного, так и общего характера Желательно не выдвигать проблем широкого плана

Определите цель и задачи исследования -то, ради чего проводится исследование и что Вы хотите получить в результате. Решите, каков будет объект Вашего исследования, то есть какую группу населения Вы будете опрашивать или какие документы анализировать. Помните, что Ваш объект должен содержать важные для Вашего исследования характери­стики пола, возраста, и т.п. Так, для исследования проблемы роста разводов нецелесообразно опрашивать всех состоящих в браке - Ваш объект исследования скорее всего составят люди, либо прошедшие через процедур развода, либо собирающиеся разводиться.

Уточните основные понятия, которыми Вы собираетесь пользоваться - они однозначно должны толковаться как Вами, так и Вашими респондентами, то есть теми, кого Вы собираетесь опрашивать. Так на вопрос «Удовлетворены Вы своей семейной жизнью?» один респондент бу­дет отвечать, подразумевая материальное положение, другой - количество детей и взаимоотно­шения с ними, третий - взаимоотношения супругов. В результате Вы получите несопоставимые ответы.

Продумайте систему индикаторов, то есть показателей, которые позволят Вам количест­венно представить важные для исследования теоретические положения (например, понятию «брак» соответствуют следующие индикаторы - устойчивость, равность. удовлетворенность, се­мейные роли. Эти индикаторы в свою очередь можно представить в виде нескольких более мелких. Чем тщательнее Вы распишите индикаторы, тем проще Вам будет формулировать вопросы анкеты или интервью).

Четко сформулируйте гипотезы, то есть предположения о причинной связи между двумя группами фактов (например, «чем выше материальный доход семьи, тем она стабиль­нее») Помните, что гипотезы должны быть просты и проверяемы. Постарайтесь даже в не­большом исследовании выдвинуть не менее пяти гипотез. По окончании Вашего исследова­ния Вы должны в выводах зафиксировать, подтвердились Ваши гипотезы или нет.

Решите, какой тип выборки вы будете использовать. Выборка должна быть строго ре­презентативна. Даже если Ваше исследование носит пилотажный характер, то Вы должны опросить не менее 50 респондентов. Обоснуйте методы сбора и анализа информации, при­чины, по которым Вы выбрали тот или иной метод.

Если в своем исследовании Вы используете метод опроса, то особое внимание необхо­димо обратить на составление вопросов и конструкции вопросника. Анкета имеет опреде­ленную структуру. В вводной части поясняются цели и задачи опроса, значение и использо­вание его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса Указывается степень анонимности опроса и координаты тех, кто его проводит. Здесь Вам необходимо расположить к себе респондента и убедить его в необходимости участия в оп­росе. Здесь же даются разъяснения по заполнению анкеты.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследова­ния Вопросы должны быть: а) понятны и четко сформулированы, б) удобны для записи, в) иметь соответствующую шкалу. Существуют некоторые типичные ошибки в формулировании вопросов ан­кеты:

• большая вариативность возможных ответов - число вариантов должно быть максимум 7-9 с обязательным свободным вариантом либо позицией «затрудняюсь ответить»:

• отсутствие «проверочных» вопросов, неумение группировать их -назначение контрольных вопросов состоит в проверке логической непротиворечивости, достоверности, искренности ответов респондента Это может достигаться путем иной формулировки одной и той же проблемы в разных вопросах.

• непонятная формулировка вопроса - вопросы и ответы должны быть сформулированы так, чтобы опрашиваемый правильно их понял, выбрал адекватный, по своему мнению и степени своей информированности ответ, смог правильно выразить ответ в словах;

• использование эмоционально окрашенных слов, поощряющих или негативных отзывов - со­циологу важно обеспечить нейтральность предлагаемой анкеты, так как соответствующими формули­ровками можно подталкивать респондентов к желаемым ответам;

• неуравновешенное соотношение положительных и отрицательных вариантов ответов на вопрос (количество тех и других должно точно соответствовать друг другу - например, позиции ответа на вопрос «Насколько Вы удовлетворены браком?» могут быть следующими: - полностью удовлетворен, - частично удовлетворен, частично неудовлетворен, полностью неудовлетворен, за­трудняюсь ответить.

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик респондента (пол, возраст, национальность) - всех тех, которые, по-вашему, необ­ходимы для исследования. Как правило, «паспортичка» помещается в конце анкеты и заканчи­вается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе.

Итак, в ходе Вашей работы Вы должны создать такую систему вопросов, которая бы позво­лила неявно для респондента раскрыть и описать основной спектр мнений опрашиваемых.

Для того чтобы полученная Вами информация начала активно служить, Вы должны ее об­работать и проанализировать. Представленное по результатам социологического исследования обобщение должно отвечать на следующие вопросы:

• по каким признакам можно сгруппировать результаты и какие социальные характеристики являются определяющими в Вашей группировке;

• каковы наиболее интересные результаты исследования (для того, чтобы наилучшим об­разом представить результаты вашей работы. Вы можете использовать схемы, графики и таблицы. Помните, однако, что ваша работа не

• должна быть перегружена ими. Решение включить таблицу или диаграмму подчеркивает особое значение заключенной в них информации);

• какие гипотезы подтвердились и в какой степени (приведите некоторые результаты из Вашего исследования);

• каковы Ваши практические рекомендации по использованию полученных данных и какие возможности Вы видите для выхода из обозначенной проблемной ситуации.

 

 

Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ   ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ     ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ФОРМАЛЬНЫХ ГРУППАХ     Контрольная (курсовая) работа студента гр.6201 Сергеева Сергея Сергеевича Руководитель: доцент Иванова Ирина Ивановна   Казань. 2009  

 

Тесты для самоконтроля

 

Социологический позитивизм в понимании методов социологии:

А) исходит из принципиальных отличий от методов естественных наук

Б) исходит из принципиальной схожести с методами естественных наук

В) исходит из признания того, что главный метод это метод опроса

Г) считает главной задачей формирование оценочного сознания

Д) исходит из необходимости учета индивидуального опыта исследователя

Все социальные системы по Парсонсу обладают набором из 4 основных функций. Укажите их.

А) интеграция

Б) независимость

В) адаптация

Г) конкуренция

Д) целедостижение

Е) рациональность

Ж) удержание образца

З) контроль

Значение символов в социальном взаимодействии с точки зрения сторонников теории символического интеракционизма заключается в том, что:

А) они помогают проводить аналогии между обществом и его структурами

Б) они позволяют выделить идеальные типы

В) они позволяют выработать ответную реакцию на поведение окружающих

Г) они измеряют отношения людей

Д) они помогают при формировании методов

В социологии термин «традиционное общество» означает:

А) общество с аграрным укладом и основанными на традициях способами социальной регуляции

Б) общество с традициями уважения к национальной истории

В) общество с частной собственностью на средства производства

Г) общество с развитыми демократическими традициями

Д) общество потребления

Патрилокальные семьи это:

А) семьи в которых молодожены переходят жить в дом родителей мужа

Б) семьи, состоящие из родителей и детей

В) семьи, основанные на повторном браке

Г) семьи, состоящие из супругов и их родителей

Д) семьи, выполняющие хозяйственную функцию

Основой стратификационной системы общества является:

А) естественное неравенство

Б) неравенство

В) политическое неравенство

Г) религиозное неравенство

Д) гендерное неравенство

Маргинальная личность это:

А) индивид, политически и социально активный

Б) индивид, утративший свой прежний социальный статус и неадаптированный к новому

В) индивид с двойным гражданством

Г) индивид, не имеющий гражданства

Д) индивид, стремящийся к успеху

 

Внутриролевым является:

А) конфликт, вызванный различиями в трактовке социальной роли личностью и окружающими

Б) конфликт между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и социокультурными ролевыми ожиданиями

В) конфликт при выполнении различных ролей одним и тем же человеком

Г) конфликт различных социальных позиций

Д) конфликт между руководителем и подчиненным по поводу ролевых предписаний

Этноцентризм это:

А) взгляд на общество, при котором все общности рассматриваются как одинаковые и равные

Б) взгляд на общество, при котором одна общность считается главной, а все другие соизмеряются и соотносятся с ней

В) взгляд на общество, при котором не признается существование различных этнических общностей

Г) взгляд на общество, при котором роль этнических общностей рассматривается как производная от политических факторов

Д) взгляд на общество в соответствии с принципами этнометодологии

Автором одной из основных конфликтологических теорий в 20 веке является:

А) А.Щюц

Б) Р.Миллс

В) Г.Гарфинкель

Г) Л.Козер

Д) Л.Хабермас

Родоначальником социологии был:

А) Г. Плеханов

Б) О.Конт

В) А.Тоффлер

Г) И.Кант

Д) А.Кент

Система стратификации, основанная на предписанном статусе, называется:

А) классовая

Б) примитивно-архаическая

В) меритократическая

Г) все перечисленное

Д) ничего из перечисленного

Какая геометрическая фигура примерно отражает модель стратификации современного западного общества:

А) ромб

Б) тетраэдр

В) пирамида

Г) прямоугольник

Д) квадрат

Укажите, как называется одна из теорий пространственного распределения в городах:

А) теория историчности

Б) теория секторов

В) теория универсальности

Г) теория распределения

Д) теория диффузии

Социальный состав населения в городе:

А) однородный

Б) опосредованный

В) гетерогенный

Г) централизованный

Д) примитивный

16. Какая теория определяет ведущую роль труда и коллектива в формировании личности:

А) ролевая теория Р.Дарендорфа

Б) психоанализ З.Фрейда

В) марксистская теория

Г) теория “зеркального отражения” Ч.Кули

Д) теория фрустрации

17. Девиация, согласно Э.Дюркгейму, вызвана:

А) дезорганизацией общества

Б) расхождением между целями и одобряемыми средствами ее достижения

В) разрушением семьи

Г) снижением объема национального богатства

Д) развитием информационных технологий

18. Примордиалистские концепции этничности предполагают, что этносы – это:

А) “воображаемые группы”

Б) общности, возникшие в эпоху образования независимых государств

В) извечно, объективно существующие группы

Г) группы, объединенные личными интересами

Д) специально сконструированные группы

19. В методической части программы конкретного социологического исследования описывается:

А) выборка исследования

Б) актуальность исследования

В) цели и задачи исследования

Г) источники и литература по теме

Д) ничего из перечисленного

20. Объективным критерием здоровья нации является:

А) смертность

Б) обращаемость больных в организации здравоохранения

В) реализация конституционных норм по охране здоровья

Г) количество хронических больных, взятых на учет в ЛПУ

Д) рождаемость

21. Семья –это:

А) группа людей, имеющих общих предков

Б) группа людей, связанных сексуальным партнерством

В) общность людей связанных узами супружества – родительства

Г) группа людей, ведущих совместное хозяйство

Д) группа людей, проживающих в одной квартире

22. Такой тип семьи как нуклеарный соответствует традиционным обществам, а такой тип семьи как патриархальный соответствует индустриальным обществам. Такое утверждение:

А) верно

Б) неверно

23. Выборка в социологическом исследовании это:

А) совокупность проблем, подлежащих изучению

Б) совокупность методов исследования

В) совокупность элементов объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению

Г) группа исследователей, выполняющая специфические задачи

Д) совокупность методов анализа эмпирического материала

24. Какая шкала используется в вопросе: «Как вы проводимте свободное время? а) посещаю парк; б) смотрю телевизор: в) играю в шахматы г) другое.

А) номинальная

Б) ранговая

В) интервальная

Г) лонгитюдная

Д) переменная

25. Неструктурированное наблюдение это:

А) наблюдение объектов, поведение которых трудно контролировать

Б) наблюдение, проводимое без жесткого плана и процедуры

В) наблюдение, проводимое исполнителями, которых трудно контролировать

Г) наблюдение, проводимое без разрешения властей

Д) наблюдение за неорганизованными объектами

26. В современной западной науке категория «нация» означает:

А) высшую степень в развитии этноса

Б) гражданскую общность, формирующуюся в рамках единого государства

В) группу, не имеющую совей государственности

Г) этническую группу, имеющую государственность в прошлом

Д) группу, объединенную конфессиональными признаками

27. Девиантное поведение это:

А) отклонение от социального стандарта

Б) отклонение от закона

В) отклонение от норм здоровья

Г) соответствие требованиям власти

Д) соответствие закону

28.Социализация это:

А) процесс, который длится всю жизнь

Б) процесс, который заканчивается в зрелом возрасте

В) процесс, который заканчивается с достижением возраста совершеннолетия

Г) процесс, который осуществляется в школе

Д) процесс, который начинается с началом самостоятельной трудовой деятельности

29. К неформальным методам осуществления социального контроля можно отнести:

А) наказание

Б) использование суда

В) заключение в тюрьму

Г) призыв в армию

Д) ничего из перечисленного

30. «Институционализация» обозначает закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы. Такое утверждение:

А) верно

Б) неверно

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.