Технология предупреждения конфликтов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Технология предупреждения конфликтов

2018-01-14 270
Технология предупреждения конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия.

В целом, воздействие на ситуацию, чреватую возникновением конфликта, возможно в следующих направлениях:

§ переделать реальность под ожидания заинтересованных сторон и тем самым изначально убрать предмет возможного конфликта;

§ изменить свое отношение к проблеме, лежащей в основе противоречия (то есть повлиять на изменение своего поведения);

§ изменить отношение оппонента к проблеме (то есть воздействовать на его сознание и поведение).

Достаточно эффективным приемом изменения реальности под ожидания сторон и предупреждения конфликтов является поддержание сотрудничества.

Зачастую до начала конфликта участники взаимодействия находятся в нейтральных взаимоотношениях, возможно, и сотрудничают друг с другом. Поэтому весьма важно не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, поддержать и усилить конструктивность взаимоотношений.

Тема 14.

1. Социальный институт – относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей в определенной сфере жизнедеятельности. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической и т. д.

Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества и, наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношения собственности, наследования и др.

Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации отношений называется институционализацией.

Институционализация отношений в определенной сфере жизнедеятельности предполагает, что большинство членов общества признают легетимность (правомерность) данного социального института. Кроме того, институционализация предполагает организационное (правовое) оформление социального института.

Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы и выполняя обусловленные статусом роли. Например, институт семьи – это не конкретные родители, дети и другие члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.

Любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, обязан выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемые институтом социальные функции и роли, то его могут лишить занимаемого им социального статуса. Например, родителя могут лишить его родительских прав, чиновника – занимаемой должности и т. д.

Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Так, для функционирования института образования создаются такие учреждения как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения; выделяются денежные средства и другие ресурсы.

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.

Основными социальными институтами в обществе являются:

семьи и брака – потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;

политические (государство, партии и др.) – потребность в безопасности, порядке и управлении;

экономические (производство, собственность и др.) – потребность в добывании средств существования;

образования – потребность в социализации подрастающих поколений, передачи знаний, подготовке кадров;

культуры – потребность в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;

религии – потребность в решении духовных проблем. Институциональная система общества не остается неизменной.

По мере развития общества, возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают совсем. Например, такие социальные институты, как институт рабства, крепостничества, монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, парламентаризма, гражданского общества. А такие институты, как институты семьи и брака, религии существенно трансформировались.

2. Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа".

 

Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д.'Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

 

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

 

2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

 

3. Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

 

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

 

1. Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

 

2. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

 

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

 

4. Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

 

5. Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

 

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

3. Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Мирское (профанное) - это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни. Священное (сакральное) - это то, что люди почитают как экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение.

Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на нее как на хлеб,- вещь мирская, но она становится священной для православных как Тело Господне, когда освящается во время литургии.

Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал - социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

Религия - это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты.

В истории человечества известно несколько основных разновидностей религии. В малых культурах часто обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм. Тотемизм -поклонение видам животных или растений, которые, согласно верованиям, обладают сверхъестественной силой. Разновидностью тотема является талисман. Анимизм - это вера в призраков или духов, которые населяют мир наравне с людьми. Однако в больших культурах как правило практикуется теизм. Теизм - вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам - это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) представляют собой разновидности политеизма -веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) либо предметом (животным или деревом).

4. Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи

1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)

2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)

3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)

4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)

5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)

6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

1. Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.

2. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

3. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.

4. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

1. Однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей:

1. Бездетная, или инфертильная семья.

2. Однодетная семья.

3. Малодетная семья.

4. Среднедетная семья.

5. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

o Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

o элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

o полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

o неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

o составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

o Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

1. Родительская — это семья, в которой человек рождается.

2. Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

1. Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены.

2. Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.

3. Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

1. авторитарный

2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)

3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

5. Образование является одной из важнейших областей человеческой деятельности в современную эпоху. Можно сказать, что образование – это тот фундамент, на котором строится все здание современного общества.

Образование изучается целым рядом наук – педагогикой, психологией, философией, экономикой, социологией. Каждая из наук изучает образование со своей специфической точки зрения. В социологии образование исследуется особой отраслью – Социологией образования.

Социологический подход к образованию заключается в исследовании его как Социального института и связан с выявлением Места и роли образования в обществе, его Социальных функций и Взаимосвязей С другими социальными институтами, структурами и процессами. Важной задачей социологии образования является изучение Потребностей личности и общества в образовании, а также его Социальной ценности.

Как самостоятельная научная дисциплина социология образования сформировалась на рубеже ХIХ – ХХ веков. Ее основоположником считается французский социолог Э. Дюркгейм. В своих работах он обратил внимание на необходимость специального социологического изучения роли и функций образования. Значительный вклад в становление и развитие этой отрасли внесли Т. Парсонс, К. Мангейм и другие ученые.

В отечественной социологии первые попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые достаточно всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в России. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились в России только в ХХ веке. Исследования советских социологов в 20-е годы касались таких проблем, как обучение работающей молодежи, подготовка новой интеллигенции, реализация программы ликвидации неграмотности (Е. А.Кабо, Л. Е.Минц, В. С.Овчинников и др.).

Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х – начале 70-х годов. Работы Ф. Р.Филиппова, В. Н.Турченко, В. Н.Шубкина были первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы образования.

Большой всплеск исследований школьного образования породили попытки его реформирования в 70 – 80-е годы. В этих работах был осуществлен обстоятельный анализ происходящих изменений, а также тех препятствий, которые стояли на их пути.

Что касается отечественной социологии образования 90-х и 2000-х годов, то пока очень немного работ, в которых были бы в полной мере осмыслены те кардинальные изменения, которые происходят в системе образования (Г. Е.Зборовский, В. Я.Нечаев). По-прежнему актуальным остается вопрос о том, что определяет интерес людей к процессу овладения знаниями, какова оценка действенности и эффективности образования, какие проблемы волнуют людей в условиях информационного общества.

Образование как социальный институт представляет собой часть процесса Социализации, Целенаправленно происходящего в Формальных организациях и нацеленного на усвоение учащимися социального опыта в виде Знаний, умений и навыков.

Поскольку образование осуществляется в формальных организациях, оно могло возникнуть лишь на определенном, достаточно позднем этапе развития человечества. В Европе этим рубежом стал V век до н. э., когда в Древней Греции стали возникать первые школы и появились учителя, которые за плату обучали детей благородных сословий. Однако эти школы были доступны лишь элите и не были распространены в масштабах всего общества. Более организованная и широкая система образования складывается в эпоху Средневековья, когда в рамках христианской церкви возникает сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и появляются первые университеты.

Однако вплоть до конца ХVIII века, образование носило Элитарный Характер и было направлено на обучение определенных статусных групп. С ХIХ века начинается процесс становления Массового и Доступного образования в Европе. Вначале начальное, а затем и неполное среднее образование становится обязательным во многих развитых странах.

В России развитие массового образования происходило весьма противоречиво. Так, царский указ от 1886 г., вошедший в историю как «Циркуляр о кухаркиных детях», закрывал доступ в гимназии детям из низших сословий.После Октябрьской революции 1917 г. в Советском Союзе было введено обязательное начальное, затем – обязательное неполное среднее, и, наконец, обязательное среднее образование. Однако, по мнению многих исследователей, такая «массовизация образования» привела к резкому снижению его качества. В современной России в силу экономических причин обязательным является основное среднее образование (9 классов).

6. Социальная организация – закрытая иерархическая структура, создаваемая ради выполнения конкретных задач и обладающая формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной системами.

Ярким примером служит родоплеменная организация, где родственная структура представляет собой:

· а) закрытую систему, обеспечиваемую иногда правилом эндогамии (жениться только на представителях своего племени);

· б) иерархическую статусную систему, где обладатель статуса «отец» возглавляет социальную пирамиду и распределяет функциональные обязанности между носителями других родственных статусов;

· в) экономическую корпорацию, выполняющую все необходимые виды трудовой деятельности ради обеспечения материального существования;

· г) социокультурную единицу, где единство и солидарность поддерживаются устойчивой системой традиций, ценностей, правил и ритуалов.

Еще более ранняя форма социальной организации именуется у западных антропологов band – это небольшая по численности (от 30 до 50 человек) группа охотников и собирателей, связанных кровными узами, отсутствием строго разделения труда и статусной иерархии.

Примером служит группа тасадаев из 25 охотников-собирателей, живущая в дождевых лесах Филиппин и первый раз вступившая в контакт с западной цивилизацией в 1971 г. Они жили в пещерах, пользовались каменными орудиями. Тасадаи сохранили все признаки дописьменной культуры: собирательство как основной способ добывания средств существования; распределение принятия решений между всеми взрослыми; четкие правила, регулирующие, кому и за кого выходить замуж; система верований, которые объясняют, как они попали в пещеры и какое будущее их ожидает. В подобных сообществах мужчины и женщины выполняли скорее всего одинаковые задачи — находили пищу и воспитывали детей — с минимальным разграничением социальной власти по признакам пола. Разумеется, их выживание было невозможным без кооперации и пропорционального распределения пищи. В лексиконе тасадаев не было слов, обозначающих врагов, войну, враждебность[1].

Социальная организация человечества на протяжении многих тысяч лет строилась на фундаменте родственных отношений и системы родства. Отношение к старшему в роде выстраивало социальную иерархию, отношение к умершим предкам лежало в основании религиозных культов, системы нравственных ценностей и духовных практик. Социальный статус индивид обретал только внутри или благодаря системы родства – вне ее он считался социальным изгоем. Понятие и основные признаки организации: цель, иерархия, управление, синергия. Высокая степень многомерности, неопределенности строения и функционирования. Социальная формализация как способ организованности и повышения управляемости. Феномен неформального в организации.

Функционирование организаций через целенаправленное управляющее воздействие и посредством самоорганизации. Управленческие решения. Типология организаций: производственные, политические, формальные и неформальные и т.д. Взаимосвязь организационных форм и эволюция организаций.

Феномен бюрократии как отличительная черта формальных организаций. Бюрократическое отчуждение, бюрократическая неэффективность и ритуализм (М. Вебер, Р. Мертон), "железный закон олигархии" (Р. Михельс).

Постановка исследования проблем социологии организаций и управления в отечественной социологии.

 

Тема 15.

1.Социальная структура общества является частью социальной системы и состоит из двух компонентов - социального состава и социальных связей. Социальный состав - это совокупность элементов социальной системы, которые составляют социальную структуру общества. Социальные связи были рассмотрены ранее в этом разделе. Таким образом, в общем виде социальная структура - это строение общества.

В более узком смысле социальная структура общества - это определенный способ взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) на основе господствующей в данной системе совокупности ценностей, традиций, норм, законов.
В рамках интегральной модели социальной структуры можно выделить несколько видов социальной структуры:
- идеальная структура - совокупность представлений, убеждений, которая формирует единую смысловую структуру социальной системы;
- нормативная структура - совокупность ценностей, норм, установленных социальных ролей, которая формирует единую структуру целеположения, регулирования деятельности членов социальной системы;
- организационная структура - совокупность способов взаимосвязи статусных позиций (статусов), которая обеспечивает воспроизводство, возобновление социальной системы;
- случайная структура - совокупность элементов, временно, спонтанно включенных в состав социальной системы (например, случайно наличествующие ресурсы, девиантное поведение и т.п.).

Второй и третий виды структуры, то есть нормативная и организационная структуры, рассматриваются как единое целое, а входящие в них элементы считаются стратегическими. Эти две структуры служат поддержанию стабильности социальной системы, ее воспроизводству, регулированию. В то же время первый и четвертый виды социальной структуры и входящие в их состав элементы представляют для социальной системы источник отклонений в ее функционировании, могут выполнять негативную, дестабилизирующую функцию, приводить к дисфункциям социальной системы, хотя могут выступать и источником позитивных инноваций.
Социальная структура в процессе своего функционирования регулируется только ей самой присущими закономерностями и законами развития, обладает своей собственной детерминированностью (самоопределяемостью). Как следствие, функционирование социальной структуры носит характер саморегуляции, перераспределения наличных ресурсов, сохранения равновесия между составными элементами внутри системы, приспособления к внешним изменениям условий и внутренним изменениям структуры.

2. Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым.

Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.

Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.
Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.

Все самые-самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели, деятели искусств. Именно они и являются самой высокой ступенькой в обществе.

В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.

Богатые люди, как представители высшего класса, как правило, обладают наивысшим уровнем образования и имеют наибольший доступ к власти. Бедные версты населения зачастую уровнем власти довольно сильно ограничены, вплоть до полного отсутствия права управлять. Так же они имеют низкий уровень образования и незначительные доходы.

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.
Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.
Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).
Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.

Итак: социальная стратификация, пожалуй, одна из основных тем социологии, что дает понять методы и способы разделения общества на классы, определить их основные характеристики и провести полный анализ такого раздела.

3. Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующихосновных смыслах. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом,система связей между всеми его основными элементами. При таком подходесоциальная структура характеризует все многочисленные виды социальныхобщностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всегоприменяется к социально-классовым и социально-групповым общностям.Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных ивзаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп. В социологии существует большое множество концепций социальнойструктуры общества, исторически одной из первых является марксистскоеучение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества,согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основныхэлементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядромсоциальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалосьв науке и до Маркса в начале XIXв. Это понятие широко использовалифранцузские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французскиеполитэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение оклассах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономическиепричины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества наклассы есть результат общественного разделения труда и формированиечастнособственнических отношений. Процесс образования классов происходилдвумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки,которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения врабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших вдолговую кабалу. Этот экономический подход к классам зафиксирован в знаменитомопределении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великийпочин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту висторически определенной системе общественного производства, по ихотношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) ксредствам производства, по их роли в общественной организации труда, аследовательно, по способам получения и размерам той доли общественногобогатства, которой они расп

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.