Типы подчинительной связи в словосочетании. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы подчинительной связи в словосочетании.

2018-01-14 85
Типы подчинительной связи в словосочетании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типы подчинительной связи в словосочетании.

Синтаксические отношения между членами словосочетания строятся на основе подчинительной синтаксической связи, так как в словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главенствующего слова. Подчинительная синтаксическая связь на уровне словосочетания всегда имеет субординативный характер. Субординативная связь - это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – вид подчинительной связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа главного слова. Согласование может быть:

· полным (по всем трем формам) – синяя птица

· неполным (в числе и падеже) – наша врач

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает

· сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление определенных падежных форм – послать письмо

· слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом

Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою зависимость от главного слова только лексически.

Отношение в традиционном подходе:

§ объектные (управление)

§ определительные (согласование)

§ обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80):

§ объектные

§ определительные

§ восполняющие

Обстоятельственные вошли в определительные:

§ собственно определительные

§ обстоятельственно-определительные

§ объектно-определительные

Подлежащее, способы его выражения.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа.

Способы выражения подлежащего:

Существительное

Местоимение

3. Прилагательное (старший уехал в столицу).

4. Причастие

5. Числительное (двое уехали в столицу).

6. Инфинитив (жить – это прекрасно)

7. Наречие (настало послезавтра)

8. Предлог (В является предлогом)

9. Союз

10. Частица

11. Междометие

12. Косвенное сущ-е (Брату – форма дательного падежа)

13. Синтаксически неделимое сочетание (Пять стульевстояло у стены)

Дополнение, его типы и способы выражения.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:

· объект, на который распространяется действие;

· объект – адресат действия;

· объект – орудие или средство действия;

· объект, на который распространяется состояние;

· объект сравнения и др.

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;

Пишу (что?) письмо. косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.

Способы выражения дополнения:

1. Существительное

2. Местоимение

3. Прилагательное, причастие в значении существительного (Не возвратить сделанного.)

4. Инфинитив

5. Цельные словосочетания и фразеологизмы (выпил несколько чашек).

Тире в простом предложении.

І. Между подлежащим и сказуемым в простом предложении тире ставится:

1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой

2. Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них – инфинитив, а другой – существительное (числительное) в именительном падеже.

3. Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами).

Тире НЕ ставится

1. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием на (Курить вредно).

2. Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – имени­тельным падежом существительного (Я честный человек).

3. Сказуемое выражено прилагательным, причастием, местоимением-прилага­тельным (Земля круглая; Ключи мои).

ІІ. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения.

Береги платье снову, а честь – смолоду.

ІІІ. В предложениях с прямой речью перед словами автора.

«Пожар! Пожар!» - раздался внизу отчаянный крик.

4. После однородных членов перед обобщающим словом.

Обособление дополнений.

Обособляются факультативно (в зависимости от смысловой нагрузки, объема оборота, подчеркивания его роли в предложении и так далее) имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, наряду с и другие (условно называемые дополнениями) со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, развешанного по углам, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек; Мистер Гопкинс, наряду с дргими людьми в серых касках, стоял неподвижно.
Оборот с предлогом кроме может иметь значение исключения и включения:

Обычно не обособляется оборот с предлогом кроме со значением включения в предложениях типа: Кроме зарплаты они получают премиальные. Оборот кроме того в значении вводного сочетания всегда выделяется запятыми.
Оборот с предлогом вместо употребляется в двух случаях: в качестве дополнения, зависящего от сказуемого, и в качестве особой конструкции, не управляемой глаголом-сказуемым: Вместо голых утесов, я увидел около себя зеленые горы и плодоносные деревья (оборот связан со сказуемым, так как можно «увидеть голые утесы»). - Вместо ответа, Кириле Петровичу подали письмо (оборот синтаксически не связан со сказуемым, так как не образуется словососочетание «подать ответ»). В первом случае обособление не обязательно, во втором оборот с предлогом вместо, как правило, обособляется: Вместо ответа па какой-то запрос, Зурин захрипел и присвистнул.
Если предлог вместо имеет значение «за», «взамен», то оборот с ним обычно не обособляется: Вместо гнедого жеребца Коржу дали толстого белого мерина.

Вставные конструкции.

Вставные конструкции содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. В отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями.

Например:

В жаркое летнее утро ( это было в исходе июля ) разбудили нас ранее обыкновенного (Аксаков)

Вставки резко разрывают связи между словами в предложении. По смыслу они обычно не связаны с основным содержанием предложения. Вставные конструкции как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее. Поэтому они не могут, в отличие от вводных слов и конструкций, стоять в начале предложения.

На письме вставные конструкции выделяются при помощи скобок, реже – тире:

Дисканты и альты ( иногда басы и тенора ) в эти хоры набирались из учеников (Помяловский); Но – чудное дело! – превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом... (Тургенев).

В редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми:

Мне показалось даже, а может быть оно и в самом деле было так, что все стали к нам ласковее (Аксаков).

Период, его виды. Абзац.

Период - развёрнутое синтаксическое построение, в к-ром составляющие элементы структур находятся в гармоническом соответствии между собой. П. характеризуется единством темы, освещенной достаточно полно, разносторонне и законченно. Это цельное описание, цельное повествование, цельное логическое рассуждение. Это небольшой связный текст, умещающийся в одном предложении. П. может быть простым, с повторяющимися однотипными группами однородных членов, сложносочинённым, в к-ром простые предложения воспроизводят одну и ту же предикативную конструкцию; но чаще всего П.- это сложноподчинённое предложение, в к-ром главному предложению подчинены параллельно несколько придаточных одного вида. и. П. распространён в литературно обработанной речи: в художественной прозе, поэзии, публицистике, в ораторской речи.

Абзац - компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предложений) и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания.
Связи между А. в составе текста имеют ту же природу, что и связи между фразами в А. Границы между А. проходят в точках с минимальным числом межфразовых связей. В связях между А. главную роль играют обычно первые фразы А.

16. Понятие чужой речи. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые говорящим (пишущим) в собственную (авторскую) речь. Чужой речью могут быть и высказывания самого автора, которые он произнёс в прошлом или предполагает произнести в будущем, а также мысли, не произнесённые вслух («внутренняя речь»): «Ты думаешь?встревоженно шепнул Берлиоз, а сам подумал: А ведь он прав!»(М. Булгаков).

В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других — только со­держание.

В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: 1) формы прямой передачи (прямая речь), 2) формы косвенной передачи (косвенная речь). Предложения с прямой речью специально предназначены для точного (дословного) воспроизведения чужой речи (её содержания и формы), а предложения с косвенной речью — лишь для передачи содержания чужой речи.

Тема чужой речи передаётся при помощи косвенного дополнения, выраженного существительным в предложном падеже с предлогом о, например: 1) А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (И. Тургенев). 2) Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Н. Гоголь). Чужая речь может передаваться с помощью вводных конструкций, указывающих на источник сообщения: по мнению (по словам, с точки зрения и т. п.) такого-то, как сказал (считал, отмечал и т. п.) такой-то и под. Например: 1) Пожар, по словам Леонтьева, шёл стороной (К. Паустовский). 2) Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне не «живалый» (как у нас в Орле говорится), наслушался вдоволь (И. Тургенев). 3) Вообще Крым для исторической науки — золотое дно, как заявляют мест­ные любители археологии (М. Горький).

В художественной литературе используется особая форма передачи чужой речинесобственно-прямая речь.

Прямой речью называется речь, сказанная от имени того лица, которым она была когда-то произнесена или могла быть произнесена, с сохранением всех её особенностей.

- Аннушка! Аннушка! Подь сюда, не бойся,- кликнул старик ласково.

- Боюсь,- раздался тонкий голосок. (Т.)

17. Косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Косвенная речь. В отличие от прямой речи косвенная речь передаёт чужое высказывание от лица автора и воспроизводит его не дословно, а лишь с сохранением общего содержания (хотя в отдельных случаях косвенная речь может приближаться к дословному воспроизведению чужой речи). Например: Грушницкий пришёл ко мне, в шесть часов вечера и объявил, что завтра будет готов его мундир, как раз к балу (М. Лермонтов).

Различия прямой и косвенной речи отчётливо проявляются при переводе прямой речи в косвенную. Изменения затрагивают при этом и грамматическую структуру, и лекси­ку, и эмоциональную сторону чужих высказываний.

1. В синтаксическом отношении косвенная речь оформляется как сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Главное предложение (оно стоит на первом месте) образуют слова автора (круг их несколько уже, чем при прямой речи). Придаточное предложение пе­редаёт содержание чужой речи и присоединяется к главному при помощи союза что (при повествовании), союзом чтобы (при выражении побуждения), союзными словами (относительными местоимениями или наречиями) кто, что, где, когда, сколько и т. д. и союзом-частицей ли (при выражении вопроса). Например:

а) Если прямая речь выражена повествовательным предложением, то при замене косвенной она передаётся изъяснительным придаточным предложением с союзом что.

б) Если прямая речь представляет собой побудительное предложение (выражает побуждение, просьбу, приказ) и сказуемое в ней выражено глаголом в повелительном наклонении, то при замене косвенной речью она передаётся придаточным изъяснительным предложением с союзом чтобы.

Прямая речь, в которой сказуемое выражено формой повелительного наклонения глагола, может быть также передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме.

в) Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передаётся сложно­подчинённым предложением с придаточным изъяснительным с частицей ли или с помощью союзных слов который, какой, что, куда, где, как и др. (Такие конструкции называются косвенными вопросами; после косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.)

2. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передаётся.

3. Имеющиеся в прямой речи обращения, междометия, частицы при замене её косвенной опускаются. Значения их могут быть иногда лишь переданы другими словами, более или менее близкими к ним по смыслу. В таком случае получается приблизительный пересказ прямой речи (передаётся только содержание, а не форма прямой речи).

Несобственно-прямая речь

Особым способом передачи чужой речи или мысли явля­ется несобственно-прямая речь. Этот приём был введён в русскую литературу А.С. Пушкиным и получил широкое развитие в художественной литературе.

Несобственно-прямая речь сохраняет полностью или частично лексические, стилистические и грамматические особенности речи говорящего лица, но синтаксически она не выделяется из авторской речи (сливается с ней).

Несобственно-прямая речь слита с авторской в одно целое: в несобственно-прямой речи автор, по существу, не передаёт речи или мыслей своего персонажа, а говорит или думает за него. Например:

Но вот его комната. Ничего и никого, никто не за­глядывал. Даже Настасья не притрагивалась. Но, господи! Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы (Ф. Достоевский).

Несобственно-прямая речь принадлежит автору, все местоимения и формы лица глагола оформлены в ней с точки зрения автора (как и в косвенной речи), но в то же время она имеет яркие лексические, синтаксические и стилистические особенности прямой речи.

Чтобы обнаружить несобственно-прямую речь в тексте, следует определить, что в этом тексте могло бы быть преобразовано в прямую речь. Например: Когда Вильгельм вер­нулся к себе, решимость его поколебалась... Он выглянул в окно. Весенний Париж был сер и весел. Толпы гуляли по улицам... Где теперь Пушкин? Каково Александру в грязных южных городишках? Что Дельвиг поделывает? Вильгельм сел писать ему письмо (Ю. Тынянов) (выделенные предложения можно было бы взять в кавычки и преобразовать в прямую речь персонажа).

Интонационное направление

Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что в большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А. М. Пешковский).

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего; постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т. д.

 

19. Основные правила употребления знаков препинания. Пунктуационные варианты.

Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения.

Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.

Функции знаков препинания.

Знаки препинании указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.

Виды знаков препинания:

· знаки выделения (их функции - обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире (единые парные знак), скобки, кавычки;

· знаки отделения (их функции - обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;

· особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало нового поворота в повествовании).

Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.

Типы неполных предложений

1) Контекстуальные;

2) Ситуативные;

Эллиптические

Неполные предложения — это предложения, в которых отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога.

Эллиптические предложения являются структурно неполными (в них отсутствует глагольное сказуемое), однако смысл такого предложения ясен и вне контекста. Эта понятность объясняется тем, что общее значение пропущенного глагола-сказуемого подсказывается имеющимися членами предложения. Наиболее часто в эллиптических предложениях отсутствуют глаголы движения, речи и глаголы со значением, близким к давать и брать: Тёркин — дальше, автор — вслед (А. Твардовский); «Ты о войне?» — с невинным любо­пытством спросила Юлия Павловна (К. Федин); «Бабы, воды!» — кричал он (А. Чехов).

Признаки текста

Членимость

Текст состоит из некоторого количества предложений.

Некоторыми исследователями замечено, что текст может состоять и из одного предложения. Будь оно распространенное или простое, ничем не осложненное предложение.

Смысловая цельность текста

отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, и т. д.).

Единство предмета речи — это тема высказывания.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок. Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

Типы подчинительной связи в словосочетании.

Синтаксические отношения между членами словосочетания строятся на основе подчинительной синтаксической связи, так как в словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главенствующего слова. Подчинительная синтаксическая связь на уровне словосочетания всегда имеет субординативный характер. Субординативная связь - это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование – вид подчинительной связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа главного слова. Согласование может быть:

· полным (по всем трем формам) – синяя птица

· неполным (в числе и падеже) – наша врач

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает

· сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление определенных падежных форм – послать письмо

· слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом

Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою зависимость от главного слова только лексически.

Отношение в традиционном подходе:

§ объектные (управление)

§ определительные (согласование)

§ обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80):

§ объектные

§ определительные

§ восполняющие

Обстоятельственные вошли в определительные:

§ собственно определительные

§ обстоятельственно-определительные

§ объектно-определительные


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.