Тема 1 Структура процесса учения по И.И. Ильясову: уяснение, отработка, контроль. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 1 Структура процесса учения по И.И. Ильясову: уяснение, отработка, контроль.

2018-01-14 641
Тема 1 Структура процесса учения по И.И. Ильясову: уяснение, отработка, контроль. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯТЕТРАДЬ

«Педагогика»

 

 

Уровень высшего образования

Аспирантура

 

Форма обучения

очная

 

 

Красноярск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Тема 1 Структура процесса учения на И.И.Ильясову: уяснение, отработка, контроль.  
Тема 2Формирование учебной деятельности студентов и ее мотивация.  
Тема 3Модели обучения и формы организации учебного процесса в вузе.  
Тема 4Анализ процессов учения в рамках различных психологических концепций.  
Тема 5Становление и развитие личности студента в процессе обучения в вузе.  
Тема 6Профессиональное самоопределение личности студента.  
Тема 7Анализ игр во взаимодействиях преподавателей и студентов.  
Тема 8Учет и характеристикаЭго-состояний и типов трансактов по Э.Берну в контексте проблем педагогики  
Тема 9Личность преподавателя вуза.  
Тема 10Профессиональное становление педагога.  
Тема11Педагогическое мастерство преподавателя вуза  
   
Дополнительные интерактивные задания  
Контрольно–измерительные материалы  
Материалы к самоконтролю  
Список литературы  

ВНИМАНИЕ!

Необходимо выполнить на выбор:

«на отлично» не менее 25 заданий;

«на хорошо» не менее 20 заданий;

«на удовлетворительно» не менее 15 заданий

Цели и задачи дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения

Цель дисциплины «Педагогика» – формировать педагогическую культуру обучающихся, готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Задачи изучения дисциплины:

- формировать целостное представление обучающихся о профессионально-педагогической деятельности;

- формировать систему знаний о педагогическом обеспечении образовательной деятельности в высшей школе;

- стимулировать освоение обучающимися педагогической терминологии;

- развивать умения обучающихся осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области образования с использованием современных психолого-педагогических методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;

- ориентировать обучающихся на изучение психолого-педагогических аспектов развития личности студента и учебных коллективов в Вузе;

- приобщать к коллективным, публичным обсуждениям проблем педагогики высшей школы;

- ориентировать на овладение способами саморазвития, самореализации, саморегуляции как способами эффективной педагогической деятельности;

 

Дисциплина «Педагогика» формирует следующие компетенции:

универсальные компетенции:

УК-3 - готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

общепрофессиональные компетенции:

ОПК-2 - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

- место, роль и значение педагогики в системе гуманитарного знания;

- современные педагогические концепции образования;

- специфику, структуру и модели организации педагогического процесса;

- классификацию педагогических методов и форм;

- деонтологические основы педагогической деятельности;

- основы педагогического мониторинга.

 

Уметь:

- анализировать и проектировать образовательную и методическую деятельность, общение и развитие личности с учетом педагогических закономерностей образовательного процесса;

- осознанно выбирать и корректно использовать педагогическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе;

- оперативно ориентироваться в ситуациях неопределенности из педагогической практики и эффективно решать их;

Владеть:

- понятийным аппаратом педагогической науки;

- знаниями о целях, содержании и структуре образовательной системы России;

- способами проектирования образовательной деятельности анализа и обработки педагогической информации.

Структура и содержание дисциплины

Таблица - Тематический план

Раздел дисциплины Всего часов В том числе   Формы контроля
лекции ЛЗ/ПЗ/С СР
  Социокультурные основы педагогики         Текущий: доклад, опрос
  Теоретико-методологические основы педагогики         Текущий: опрос, доклад Промежуточный: зачет
  Преподаватель как субъект педагогической деятельности         Текущий: доклад, круглый стол, диагностика. Промежуточный: экзамен.

Задание 2. Определите структуру учебной деятельности, изобразите в виде схемы.

Задание 3. Подберите самостоятельно материалы об оценке учебной деятельности, используемые в вузе, и представьте один из вариантов.

 

 

Задание 4. Изучите банк материалов по педагогике, психологии, статьи в научных журналах, либо другие интернет ресурсы по проблеме формирования мотивации обучающихся в процессе учебной деятельности, заполните аналитическую справку о понятийном аппарате, основной научной идеи.

Таблица 6.

 

Автор, название первоисточника    
Основная научная идея, представленная в работе    
Основные рекомендации, представленные в работе      
Личные выводы  

 

 

Задание 5. Изучите материалы по оценке уровня сформированности учебной деятельности, представьте в кратком формате, представив конкретные данные и материалы.

 

 

Задание 6. Охарактеризуйте на примере одного учащегося учебную деятельность и выставите балл (графа оценка). Внимание! Прежде проработайте последующие таблицы 7-12)

 

Таблица 7

 

Фамилия обучающегося Компоненты учебной деятельности
Учебный интерес Целеполагание Учебные действия Контроль Оценка
           
           

 

 

Таблица 8.

Таблица 9

Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
  Отсутствие цели    
  Принятие практической задачи    
  Переопределение познавательной задачи в практическую    
  Принятие познавательной цели    
  Переопределение практической задачи в познавательную    
  Самостоятельная постановка новых учебных целей    

Литература

Основная литература

1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.:Юнити-Дана, 2015. – 446 с. – URL: https://www//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717

2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник / П.С. Гуревич. – М.:Юнити-Дана, 2015. – 320 с. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117

3. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов / М. Н. Дудина. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 151 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/89C5A71F-385E-4033-9790-8997377D7528

4. Образцов, П. И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие для вузов / П. И. Образцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 329 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/2138469E-969E-4D40-AF05-EF0521D21220

5. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Охременко [и др.]; под ред. И. В. Охременко. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательство Юрайт, 2017. – 178 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/4C593AA0-372D-4C16-B29B-018D2293A9F2

6. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб.пособие / В.П. Симонов. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2017. – 320 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=753361

 

Дополнительная литература

7. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие / Л.П. Баданина. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2012. – 238 с. URL: http:///biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103318.

8. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе: учеб.-практ. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 315 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/A1E6B8CD-62CE-4252-BC77-27E8DE193E28

9. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общ.ред. Г. В. Бороздиной. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 463 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/3102750F-D246-47CE-AC5E-1701A1BFD1EB

10. Блинов, В. И. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 129 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/B21D98D1-FE1D-42C4-BB5C-529A554BEBDF

11. Иванов, Е. В. История и методология педагогики и образования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Иванов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 129 с. – URL:https://www.biblio-online.ru/book/38F837AE-5FBF-404F-B6BB-9B9DC3559D06

12. Макарова, Н.С. Трансформация дидактики высшей школы: учебное пособие / Н.С. Макарова. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2012. – 180 с. – URL: https://wwwbiblioclub.ru/index.php?page=book&id=115089

13. Моисеев, В. Б. Модульно-рейтинговая технология обучения в вузе: теория и практика Учебно-методическое пособие / В. Б. Моисеев, Т. В. Гуськова. – Пенза:ПензГТУ (Пензенский государственный технологический университет), 2013. – 82 с. ЭБС «Лань». – URL:http://www e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=62799

14. Столяренко, А.М. Педагогическая системология: Теория, методика, исследования, практика: учебно-методическое пособие / А.М. Столяренко. – М.:Юнити-Дана, 2015. – 319 с. – URL: https://www biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426677

15. Цветков, В.Л. Психология конфликта: От теории к практике: учебное пособие / В.Л. Цветков. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 183 с. – URL:https://www: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118984.

Справочно-библиографические издания

1. Новиков, А. М. Методология: словарь системы основныхпонятий / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М.:Либроком, 2013. – 208 с. – URL:www.anovikov.ru, www.mtas.ru, www.methodolog.ru

2. Новиков, А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. – URL: http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf

 

РАБОЧАЯТЕТРАДЬ

«Педагогика»

 

 

Уровень высшего образования

Аспирантура

 

Форма обучения

очная

 

 

Красноярск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Тема 1 Структура процесса учения на И.И.Ильясову: уяснение, отработка, контроль.  
Тема 2Формирование учебной деятельности студентов и ее мотивация.  
Тема 3Модели обучения и формы организации учебного процесса в вузе.  
Тема 4Анализ процессов учения в рамках различных психологических концепций.  
Тема 5Становление и развитие личности студента в процессе обучения в вузе.  
Тема 6Профессиональное самоопределение личности студента.  
Тема 7Анализ игр во взаимодействиях преподавателей и студентов.  
Тема 8Учет и характеристикаЭго-состояний и типов трансактов по Э.Берну в контексте проблем педагогики  
Тема 9Личность преподавателя вуза.  
Тема 10Профессиональное становление педагога.  
Тема11Педагогическое мастерство преподавателя вуза  
   
Дополнительные интерактивные задания  
Контрольно–измерительные материалы  
Материалы к самоконтролю  
Список литературы  

ВНИМАНИЕ!

Необходимо выполнить на выбор:

«на отлично» не менее 25 заданий;

«на хорошо» не менее 20 заданий;

«на удовлетворительно» не менее 15 заданий

Цели и задачи дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения

Цель дисциплины «Педагогика» – формировать педагогическую культуру обучающихся, готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Задачи изучения дисциплины:

- формировать целостное представление обучающихся о профессионально-педагогической деятельности;

- формировать систему знаний о педагогическом обеспечении образовательной деятельности в высшей школе;

- стимулировать освоение обучающимися педагогической терминологии;

- развивать умения обучающихся осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области образования с использованием современных психолого-педагогических методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;

- ориентировать обучающихся на изучение психолого-педагогических аспектов развития личности студента и учебных коллективов в Вузе;

- приобщать к коллективным, публичным обсуждениям проблем педагогики высшей школы;

- ориентировать на овладение способами саморазвития, самореализации, саморегуляции как способами эффективной педагогической деятельности;

 

Дисциплина «Педагогика» формирует следующие компетенции:

универсальные компетенции:

УК-3 - готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;

общепрофессиональные компетенции:

ОПК-2 - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

- место, роль и значение педагогики в системе гуманитарного знания;

- современные педагогические концепции образования;

- специфику, структуру и модели организации педагогического процесса;

- классификацию педагогических методов и форм;

- деонтологические основы педагогической деятельности;

- основы педагогического мониторинга.

 

Уметь:

- анализировать и проектировать образовательную и методическую деятельность, общение и развитие личности с учетом педагогических закономерностей образовательного процесса;

- осознанно выбирать и корректно использовать педагогическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе;

- оперативно ориентироваться в ситуациях неопределенности из педагогической практики и эффективно решать их;

Владеть:

- понятийным аппаратом педагогической науки;

- знаниями о целях, содержании и структуре образовательной системы России;

- способами проектирования образовательной деятельности анализа и обработки педагогической информации.

Структура и содержание дисциплины

Таблица - Тематический план

Раздел дисциплины Всего часов В том числе   Формы контроля
лекции ЛЗ/ПЗ/С СР
  Социокультурные основы педагогики         Текущий: доклад, опрос
  Теоретико-методологические основы педагогики         Текущий: опрос, доклад Промежуточный: зачет
  Преподаватель как субъект педагогической деятельности         Текущий: доклад, круглый стол, диагностика. Промежуточный: экзамен.

Тема 1 Структура процесса учения по И.И. Ильясову: уяснение, отработка, контроль.

Задание 1. Изучите материалы СМИ (журналы, сайты, авторефераты диссертаций обратитесь к собственному опыту работы в области образования) и составьте кластер одной из актуальных научно-практических проблем, стоящих перед преподавателем высшей школы. Кластер означает гроздь, скопление. Он используется для представления больших объемов информации в систематизированном виде. В центре кластера размещается основная проблема, в овалах следующего уровня содержаться вопросы, на которые нужно ответить во время выполнения проекта.

Задание 2. Охарактеризуйте основные виды педагогической деятельности, заполнив таблицу 1.

Таблица 1

№ п/п Виды педагогической деятельности  
1. Преподавательская  
2. Воспитательная  
3. Самообразовательная  
4. Управленческая  
5. Научно-исследовательская  
6. Внешкольная  
7. Методическая  
8. Организаторская  
9.    

Задание3. Выявите соотношение понятий и их характеристик и продолжите данную таблицу 2 (до 10) в соответствии с примерами

Таблица 2

Параметры сравнения «понятие» Параметры сравнения «характеристики» Результат
1 Педагогическая специальность 2 Педагогическая специализация 3 Педагогическая квалификация 4 Креативность 5 Творческий потенциал личности педагога 6. 7. 8. 9. 10.   а) Уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности. б) Вид деятельности в рамках данной профессиональной группы. в) Вид деятельности педагога, связанный с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. г) Формируется на основе накопленного педагогом социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения. д) Это оригинальность, активность, инициативность, самостоятельность, чёткость, наблюдательность, целеустремлённость       4-д

 

 

Задание 4. На основании изучения материалов о процессе учения, опыта работы в сфере образования, заполните таблицу 3.

Таблица 3.

Параметр знания Основные характеристики
1. Дайте определение понятия «учение»(не менее 3 вариантов с указанием имени ученого)  
2. Определите термин «развитие» (не менее 3 вариантов с указанием имени ученого)  
3. Назовите и охарактеризуйте различные виды учения.  
4. Определите состав учения (ссылайтесь на ученых)  
1. 5. Обозначьте структуру учения (ссылайтесь на ученых)  

 

Задание 5. Составьте тезауруса основных понятий дидактики, заполнив таблицу 4.

Таблица 4

 

Понятие Определение
«учение»  
«обучение»  
«уяснение»  
«учебная деятельность»  
«субъект учебной деятельности»  
Форма обучения  
Средства обучения  

Тема 2 Формирование учебной деятельности студентов и ее мотивация

Задание 1. Заполните таблицу 5 «Основные положения теории учебной деятельности»

Таблица 5

Авторы теории, концепций Основные научные положения
   
   
   
   
   

Задание 2. Определите структуру учебной деятельности, изобразите в виде схемы.

Задание 3. Подберите самостоятельно материалы об оценке учебной деятельности, используемые в вузе, и представьте один из вариантов.

 

 

Задание 4. Изучите банк материалов по педагогике, психологии, статьи в научных журналах, либо другие интернет ресурсы по проблеме формирования мотивации обучающихся в процессе учебной деятельности, заполните аналитическую справку о понятийном аппарате, основной научной идеи.

Таблица 6.

 

Автор, название первоисточника    
Основная научная идея, представленная в работе    
Основные рекомендации, представленные в работе      
Личные выводы  

 

 

Задание 5. Изучите материалы по оценке уровня сформированности учебной деятельности, представьте в кратком формате, представив конкретные данные и материалы.

 

 

Задание 6. Охарактеризуйте на примере одного учащегося учебную деятельность и выставите балл (графа оценка). Внимание! Прежде проработайте последующие таблицы 7-12)

 

Таблица 7

 

Фамилия обучающегося Компоненты учебной деятельности
Учебный интерес Целеполагание Учебные действия Контроль Оценка
           
           

 

 

Таблица 8.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.