Характеристика значения адаптационного потенциала — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характеристика значения адаптационного потенциала

2018-01-14 282
Характеристика значения адаптационного потенциала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Адаптационный потенциал (баллы) Характер адаптации Характеристика уровня функционального состояния
Менее 2,1 Удовлетворительная адаптация Высокие или достаточ­ные функциональные возможности организма
2,11-3,2 Напряжение механиз­мов адаптации Достаточные функцио­нальные возможности обеспечиваются за счет функциональных ре­зервов
3,21-4,3 Неудовлетворительная адаптация   Снижение функцио­нальных возможностей организма
Больше 4,3 Срыв адаптации Резкое снижение функ­циональных возможно­стей организма

 

Лабораторное занятие № 4

Тема: Индивидуально-типологические аспекты личности

Цель: формирование у студентов способности и готовности ксовершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-7).

Организационная форма занятия –круглый стол.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Общие положения индивидуально-типологического подхода.

2. Психологические типы как формы психического здоровья.

3. Акцентуации личности и психическое здоровье.

Методические рекомендации.

1. Студент должен ознакомиться с определениями понятий: абсолютные нормы, основные нормы, темперамент, характер, акцентуация характера, астенический радикал, депрессивный радикал, психоастенический радикал, астенический радикал, интуитивно-логический тип, интуитивно-чувственный тип, мыслительный тип, сенсорно-планирующий тип, сенсорно-импульсивный тип, художественный тип, стрессовые ситуации. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

2. При подготовке ко второму вопросу студент должен рассмотреть психологические типы, выделенные К. Юнгом, Д. Кейрси, И.П. Павловым. Охарактеризовать интуитивно-логический, сенсорно-планирующий, интуитивно-чувсвенный, сенсорно-импульсивный типы. Ответить на вопрос: «В чем состоит значение индивидуально-типологического подхода для психологии здоровья». Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

3. При подготовке ко второму вопросу студент должен рассмотреть классификации индивидуально-типологических особенностей К. Леонгарда, П.Б. Ганнушкина, Э. Кречмера. Охарактеризовать основные формы акцентуаций личности. Назвать сильные стороны каждого психологического типа и показать их адаптивное значение. Раскрыть сущность психологических проблем каждой из акцентуаций характера.

Рекомендуемая литература.

Основная литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

2. Бовина И.Б. Социальная психология здоровья и болезни. – М., 2008.

3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.

4. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

5. Петрова Н.Ф. Идея системности в определении понятия здоровья. Фундаментальные исследования // Научно-теоретический журнал Академии естествознания. – М., №3 – 2006. С. 25-27.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г. С, Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. — М., 1998.

2. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999.

3. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. – Ставрополь: СГУ, 1999.

4. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.

5. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

6. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.

7. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

8. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2005

9. Ходырева Я. В. Психологические факторы здоровья // Актуальные проблемы практической психологии. — СПб., 1992.

Информационные ресурсы:

1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

 

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Подготовить реферат «В.М. Бехтерев о здоровье личности».

2. Проведение методики «Личностный опросник Айзенка» и групповое обсуждение результатов.Предлагаемая ниже методика направлена на выявление базо­вых характеристик личности (Айзенк) и может быть использована с целью поиска индивидуальных средств решения психологических затруднений отдельно взятых студентов.

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на вопросы:

Список вопросов.

1. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг вас?

2. Часто ли у Вас бывает беспокойное чувство, что Вам чего-то хочется, а Вы не знаете чего?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

5. Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно то, что Вам приказывали?

7. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

8. Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?

9. Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?

10.Нравится ли Вам находиться среди людей?

11.Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?

12.Упрямитесь ли Вы иногда?

13.Могли бы Вы назвать себя беспечным?

14.Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

15.Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?

16.Часто ли Вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезных причин?

17.Вы по натуре живой человек?

18.Смеетесь ли Вы иногда неприличным шуткам?

19.Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя "сытым по горло"?

20.Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?

21.Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

22.Можете ли Вы быстро выразить свои мысли словами?

23.Часто ли вы погружены в свои мысли?

24.Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

25.Нравятся ли Вам "первоапрельские шутки"?

26.Часто ли Вы думаете о своей работе?

27. Очень ли Вы любите поесть?

28. Нуждаетесь ли Вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда Вы раздражены?

29. Очень ли Вам неприятно брать взаймы иди продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?

30. Иногда Вы немного хвастаетесь?

31. Очень Вы чувствительны к некоторым вещам?

32. Предпочли бы Вы остаться дома в одиночестве, чем пойти на скучную вечеринку?

33. Бываете ли Вы иногда так беспокойны, что не можете долго усидеть на месте?

34. Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и раньше, чем следовало бы?

35. Бывают ли у Вас головокружения?

36. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

37. Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

38. Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если Вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Относитесь ли Вы к людям, которых беспокоит чтобы все было именно так. «как-нужно»?

40. Беспокоят ли Вас ваши нервы?

41. Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать?

42. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

44. При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу?

45. Бывают ли у Вас сильные головные боли?

46. Считаете ли Вы обычно что все само собой уладится и придет в норму?

47. Трудно ли Вам заснуть ночью?

48. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

49. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с Вами случаются неприятности?

53. Любите ли Вы шутить и рассказывать забавные истории Вашим друзьям?

54. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас но положению?

56. Когда обстоятельства против Вас, обычно Вы думаете, тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять?

57. Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

 

КЛЮЧ: Для подсчета экстра версии- интроверсии - по 1 баллу за ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

За ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20,29, 32, 34, 41, 51.

Для подсчета эмоциональной устойчивости - «да» - 2, 4, 7, 9,

11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Искренность в ответах - «да» - 6, 24, 36, «нет» - 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если больше 4 баллов - результаты теста недействи­тельны.

1) Экстраверсия – интроверсия. Характеризуя типич­ного экстраверта, Айзенк отмечал его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием мо­мента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимис­тичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмо­ции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию реше­ний, любит во всём порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, и высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная стабильность. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость черта, выражающая сохранение организованного пове­дения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрес­совых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспо­койства, а так же склонностью к лидерству, общительно­сти. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Используя данные обследования по шкалам экстраверсии – интроверсии и нейротизма мож­но вывести показатели темперамента личности по класси­фикации Павлова, который описал четыре классических типа.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.