Приобщение к чтению детей от 2-х до 3-х лет — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Приобщение к чтению детей от 2-х до 3-х лет

2018-01-14 197
Приобщение к чтению детей от 2-х до 3-х лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОГРАММА ПОВТОРЕНИЯ К ЗАЧЕТУ

ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОЧИТАТЬ!!!!!!!

Приобщение к чтению детей от 2-х до 3-х лет

Необходимо читать художественные произведения, предлагаемые в данном разделе.

Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять ребёнку возможность договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе взрослого, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Пересказывать детям содержание несложных сюжетных картинок. Предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как клюют зёрнышки цыплята, как девочка ест суп»).

Обращать внимание детей на ребёнка, рассматривающего книжку по собственной инициативе, одобрять его деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ДВУХ-ТРЁХ ЛЕТ

Русский фольклор

Песенки, потешки. «Наши уточки с утра...»; «Пошёл котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, вёдрышко...».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. КУшинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского; «Ой, ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд.И. Токмаковой; «Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирёк», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик» (из цикла «Игрушки»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; «Кто как кричит»; В, Берестов. «Большая кукла», «Котёнок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»; А. Введенский «Мышка»; А. Плещеев «Сельская песня»; Г. Сапгир «Кошка».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляночка».

Произведения поэтов и писателей разных стран

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой.; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:

  • Слушать доступные ему по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
  • Вместе со взрослым рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
  • Читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки» и др.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХ ЛЕТ

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик—мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду к ба-бе, еду к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...», «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи...», «Жили у бабуси», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенька...», «Заря-заряница...», «Травка-муравка...», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка...», «Радуга-дуга...», «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок..»,»Большие ноги..,». «Водичка, водичка...», «Баю-6ай, баю-бай...», «Киска.киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошёл кот под мосток...».

Сказки. «Колобок».обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лиебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок - чёрный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Фольклор народов мира

Песенки. «Кораблик». «Храбрецы», англ.. обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Помогите!», «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака; «Маленькие феи», «Три зверолова», англ. обр. С. Маршака; «Танцуй, моя кукла», пер. с норв. Ю. Вронского; «Купите лук...», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Две фасольки, три боба», пер. с литов. Е. Юдина; «Ой, в зелёном бору...», укр., обр. Р. Заславского.

Сказки. «Рукавичка», укр. обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы, «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белор., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Воронковой; «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Для заучивания наизусть

  • Русские народные песенки: «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод...»;
  • А. Барто: «Мишка», «Мячик», «Кораблик»;
  • В. Берестов: «Петушки»;
  • Е. Ильин: «Наша ёлка» (в сокр.);
  • А. Плещеев: «Сельская песня»;
  • Н. Саковская: «Где мой пальчик?»;
  • К. Чуковский: «Ёлка» (в сокр.).

ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:

  • Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.
  • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
  • Называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
  • Читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ЧЕТЫРЁХ-ПЯТИ ЛЕТ

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!...», «Лень-потягота...»: «Гуси, вы гуси..»; «Ножки, ножки, где вы был»?...»; «Сидит, сидит зайка...»; «Кот на печку пошёл...»; «Сегодня день целый...»; «Барашеньки...», «Идёт лисичка по мосту...», «Солнышко-вёдрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы; «Чудесные лапоточки», обр. Н. Колпаковой; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр, В. Даля; «Петушок м бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Разговоры», пер. с чуваш. Л. Яхнина; «Барабек», англ., обр. К Чуковского; «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Мешок», пер. с татарск. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина; «Ластоика», арм., обр, И. Токмаковой; «Скрюченная песня», англ., обр, К. Чуковского.

Сказки. «Травкин хвостик», эским., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева; «Колосок», укр. обр. С. Могилевской; «Три поросёнка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем А. Введенского, пол ред. С. Маршака; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц.В. Климова; «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Страшный гость», алтайск., пер. А. Граф и П. Кучияка; «Три брата», пер. с хакасск. В. Гурова; «Красная Шапочка», нз сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; «Хитрая лиса», пер. с корякск. Г. Меновщинова; «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. В Введенского, под ред. С. Маршака; «Врун», «Ивовый росток» пер. с япон. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака; «Пастушок с дудочкой», пер. с уйгурск, Л. Кузьмина; «Как собака друга искала», мордов., обр, С. Фетисова.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус.нар. песенки; А. Пушкин, «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова, «Ёлочка»; А. Барто, «Я знаю, что надо придумать»; Л. Ннколаенко, «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов, «С базара», «Почему медведь зимой спит»; Е. Серова, «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар.песенка, пер. И. Токмаковой.

ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:

  • Высказать желание послушать определённое литературное произведение.
  • С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
  • Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
  • с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
  • Отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть ещё раз?».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ЧЕТЫРЁХ-ПЯТИ ЛЕТ

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Как на тоненький ледок...»; «Николенька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...»; «Как у бабушки козёл...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...»; «Ранним-рано поутру...»; «Грачи-киричи...»;«Уж ты,пташечка, ты залётная...»; «Ласточка-ласточка...»; «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый» да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ В. Шергина; «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова; «Никита Кожемяка» {из сборника сказюк А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю Григорьева; «Старушка», пер с англ. С. Маршака; «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой» тадж., о6р. Н. Гребнёва (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврона; «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Златовласка».пер. с чеш. К. Паустовского; «Жёлтый аист». кит., пер. ф. Ярлина; «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер, с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус.нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина, «Посидим в тишине»; Г. Виеру, «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; С. Городецкий, «Пять маленьких щенят»; М. Исаковский, «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем, «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин, «У лукоморья дуй зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); А. Плещеев, «Осень наступила...»; И. Суриков, «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров, «Чудаки»; С. Городецкий «Котёнок»; В. Орлов, «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский, «Разгром».

ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:

  • Определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.
  • Проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.
  • Драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.
  • Вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки), 2-3 считалки, загадки.
  • Назвать любимого детского писателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ШЕСТИ-СЕМИ ЛЕТ

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима пришла...»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдёт, роса на землю падёт...».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка...»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисели — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка»; «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (но народным сюжетам); «Чудесное облачко», обр. Л. Елисеевой; «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перо (франц.): «Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый своё получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм. обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Для заучивания наизусть

Я. Аким, «Апрель»; П. Воронько, «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина, «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс, «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин, «Берёза»; С. Маршак, «Тает месяц месяц молодой»; Э. Мошковская, «Добежали до вечера»; В. Орлов, «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин, «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов, «Про зайца»; И. Суриков, «Зима»; П. Соловьёва, «Подснежник»; Ф. Тютчев, «Зима недаром злится».

Для чтений в лицах

К. Аксаков, «Лизочек»; А. Фройденберг, «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов, «У Слонёнка день рождения» (отрывки); Л. Левин, «Сундук»; С. Маршак, «Кошкин дом» (отрывки).

ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:

  • Различать, жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»).
  • Называть любимые сказки и рассказы: прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
  • Называть двух-трёх авторов и двух-трёх иллюстраторов детских книг.
  • Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.

 

 

ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОЧИТАТЬ!

 

ИГРУШКИ. А. Барто

 

Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.   Бычок Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: — Ох, доска кончается. Сейчас я упаду!  
Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.   Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.  
Зайка Зайку бросила хозяйка,— Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.   Слон Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлет поклон.  
Грузовик Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик. Козленок У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду — Я в траве его найду.
Кораблик Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: — Прокати, капитан! Флажок Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажег.

 

2. Исполнение рассказа К.Д.Ушинского "Васька", "Бишка".

 

РАССКАЗ «ВАСЬКА»

«Котичек-коток – серенький хвосток. Ласков Вася да хитер, лапки бархатные, коготок остер. У Васютки – ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки-то стальные, зубки-то кривые, когти выпускные».

 

БИШКА

- А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!

Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

- Не мое, - говорит, дело книги читать, я дом стерегу, по ночам не сплю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу – будет с меня и этого.

 

 

МОЙДОДЫР

 

1. Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня.   Я за свечку, Свечка - в печку! Я за книжку, Та - бежать И вприпрыжку Под кровать!   Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня.   Боже, боже, Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось И помчалось колесом?   Утюги за сапогами, Сапоги за пирогами, Пироги за утюгами, Кочерга за кушаком - Всё вертится, И кружится, И несётся кувырком. Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой:     2. "Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя.   Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки.   Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки.   Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!   Если топну я ногою, Позову моих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадут - Прямо в Мойку, Прямо в Мойку С головою окунут!"   Он ударил в медный таз И вскричал: "Кара-барас!"   И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать:
   
  3. "Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!"   Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как оса.   А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной.   Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица. Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил   И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил.   А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня: "Уходи-ка ты домой, Говорит, Да лицо своё умой, Говорит, А не то как налечу, Говорит, Растопчу и проглочу!" Говорит. Как пустился я по улице бежать, Прибежал я к умывальнику опять. Мылом, мылом Мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу И чернила С неумытого лица.   4.   И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки.   А за ними пирожок: "Ну-ка, съешь меня, дружок!"   А за ним и бутерброд: Подскочил - и прямо в рот! Вот и книжка воротилась, Воротилася тетрадь, И грамматика пустилась С арифметикой плясать.   Тут Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя, И, целуя, говорил:   "Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!"   Надо, надо умываться По утрам и вечерам,   А нечистым Трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам!   Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок!   Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, -   И в ванне, и в бане, Всегда и везде - Вечная слава воде!

 

 

 

ФЕДОРИНО ГОРЕ

Скачет сито по полям, А корыто по лугам.   За лопатою метла Вдоль по улице пошла.   Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Испугалася коза, Растопырила глаза:   "Что такое? Почему? Ничего я не пойму".   Но, как чёрная железная нога, Побежала, поскакала кочерга.   И помчалися по улице ножи: "Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"   И кастрюля на бегу Закричала утюгу: "Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!"   Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит...   Утюги бегут покрякивают, Через лужи, через лужи перескакивают.   А за ними блюдца, блюдца - Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!   Вдоль по улице несутся - Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! На стаканы - дзынь!- натыкаются, И стаканы - дзынь!- разбиваются.   И бежит, бренчит, стучит сковорода: "Вы куда? куда? куда? куда? куда?"   А за нею вилки, Рюмки да бутылки, Чашки да ложки Скачут по дорожке.   Из окошка вывалился стол И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...   А на нём, а на нём, Как на лошади верхом, Самоварище сидит И товарищам кричит: "Уходите, бегите, спасайтеся!"   И в железную трубу: "Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!"   А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: "Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!"   Но ответило корыто: "На Федору я сердито!" И сказала кочерга: "Я Федоре не слуга!"   А фарфоровые блюдца Над Федорою смеются: "Никогда мы, никогда Не воротимся сюда!"   Тут Федорины коты Расфуфырили хвосты, Побежали во всю прыть. Чтоб посуду воротить:   "Эй вы, глупые тарелки, Что вы скачете, как белки? Вам ли бегать за воротами С воробьями желторотыми? Вы в канаву упадёте, Вы утонете в болоте. Не ходите, погодите, Воротитеся домой!"   Но тарелки вьются-вьются, А Федоре не даются: "Лучше в поле пропадём, А к Федоре не пойдём!"    
   
    Мимо курица бежала И посуду увидала: "Куд-куда! Куд-куда! Вы откуда и куда?!"   И ответила посуда: "Было нам у бабы худо, Не любила нас она, Била, била нас она, Запылила, закоптила, Загубила нас она!"   "Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Жить вам было нелегко!"   "Да,- промолвил медный таз,- Погляди-ка ты на нас: Мы поломаны, побиты, Мы помоями облиты. Загляни-ка ты в кадушку - И увидишь там лягушку. Загляни-ка ты в ушат - Тараканы там кишат, Оттого-то мы от бабы Убежали, как от жабы, И гуляем по полям, По болотам, по лугам, А к неряхе-замарахе Не воротимся!"       И они побежали лесочком, Поскакали по пням и по кочкам. А бедная баба одна, И плачет, и плачет она. Села бы баба за стол, Да стол за ворота ушёл. Сварила бы баба щи, Да кастрюлю поди поищи! И чашки ушли, и стаканы, Остались одни тараканы. Ой, горе Федоре, Горе!         А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт.   И чайник шепнул утюгу: "Я дальше идти не могу".   И заплакали блюдца: "Не лучше ль вернуться?"   И зарыдало корыто: "Увы, я разбито, разбито!"   Но блюдо сказало: "Гляди, Кто это там позади?"   И видят: за ними из тёмного бора Идёт-ковыляет Федора.   Но чудо случилося с ней: Стала Федора добрей. Тихо за ними идёт И тихую песню поёт:   "Ой вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. Я почищу вас песочком, Окачу вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко, сиять, А поганых тараканов я повыведу, Прусаков и пауков я повымету!"   И сказала скалка: "Мне Федору жалко".   И сказала чашка: "Ах, она бедняжка!"   И сказали блюдца: "Надо бы вернуться!"   И сказали утюги: "Мы Федоре не враги!"  
   
  Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала. Полоскала их она.   "Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить и уважать!"   Засмеялися кастрюли, Самовару подмигнули: "Ну, Федора, так и быть, Рады мы тебя простить!"   Полетели, Зазвенели Да к Федоре прямо в печь! Стали жарить, стали печь,- Будут, будут уФедоры и блины и пироги!   А метла-то, а метла - весела - Заплясала, заиграла, замела, Ни пылинки у Федоры не оставила.   И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют и смеются - Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!   А на белой табуреточке Да на вышитой салфеточке Самовар стоит, Словно жар горит, И пыхтит, и на бабу поглядывает: "Я Федорушку прощаю, Сладким чаем угощаю. Кушай, кушай, Федора Егоровна!"    

 

 

 

"ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ"

Сказка в обработке А. Афанасьева. Рисунки Ю. Васнецова и К. Кузнецова.

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна — у лисицы избёнка растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идёт дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки:

— Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?

А зайчик говорит:

— Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.

— Не плачь, зайчик! — говорят собаки.— Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Подошли к избёнке.

— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!

А она им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по заулочкам! Собаки испугались и ушли.

Зайчик опять идёт да плачет. Ему навстречу медведь:

— О чём, зайчик, плачешь?

А зайчик говорит:

— Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.

— Не плачь, зайчик! — говорит медведь.— Я выгоню её.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь...

— Нет, выгоню!

Пошли гнать:

— Поди, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по заулочкам!

Медведь испугался и ушёл.

Идёт опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык:

— Про что, зайчик, плачешь?

— Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.

— Пойдём, я её выгоню.

— Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали— не выгнали, медведь гнал — не выгнал, и ты не выгонишь!

— Нет, выгоню!

 

 

Подошли к избёнке.

— Поди, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по заулочкам! Бык испугался и ушёл. Идёт опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой:

— Кукареку! О чём, зайчик, плачешь?

— Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала.

— Пойдём, я выгоню.

— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, бык гнал— не выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Подошли к избёнке:

— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

А она услыхала, испугалась, говорит:

— Одеваюсь...

Петух опять:

— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

А она говорит:

— Шубу надеваю.

Петух в третий раз:

— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

А она говорит:

— Шубу надеваю.

Петух в четвёртый раз:

— Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Лисица выбежала; он её зарубил косой-то и стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать. Вот тебе сказка, а мне кринка масла.

 

5. Рассказывание сказки "Красная шапочка".

 

КРАСНАЯ ШАПОЧКА. Шарль Перро.

 

Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.

 

Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке. Соседи так про нее и говорили:

— Вот Красная Шапочка идет!

 

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

— Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню.

 

Идет она лесом, а навстречу ей — серый Волк. Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел — где-то близко стучали топорами дровосеки.

 

Облизнулся Волк и спрашивает девочку:

— Куда ты идешь, Красная Шапочка?

А Красная Шапочка еще не знала, как это опасно — останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с Волком и говорит:

— Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.

 

— А далеко ли живет твоя бабушка? — спрашивает Волк.

— Довольно далеко, — отвечает Красная Шапочка.

— Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.

— Ладно, — говорит Волк, — я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

 

Сказал это Волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге. Шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась, рвала цветы и собирала в букеты.

 

Не успела она еще и до мельницы дойти, а Волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: тук-тук!

— Кто там? — спрашивает бабушка.

— Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, — отвечает Волк тоненьким голоском. — Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

А бабушка была в это время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

Волк дернул за веревочку — дверь и открылась.

 

Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.

Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель и стал поджидать Красную Шапочку.

 

Скоро она пришла и постучалась: тук-тук!

— Кто там? — спрашивает Волк.

А голос у него грубый, хриплый.

 

 

Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды и оттого у нее такой голос.

 

— Это я, внучка ваша, — говорит Красная Шапочка. — Принесла вам пирожок и горшочек масла.

Волк откашлялся и сказал потоньше:

— Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.

Красная Шапочка дернула за веревочку — дверь и открылась.

 

Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:

— Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты верно очень устала.

 

Красная Шапочка прилегла рядом с волком и спрашивает:

— Бабушка, почему у вас такие большие руки?

— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

— Чтобы лучше видеть, дитя мое.

— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

— А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

 

Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой Волк бросился на нее и проглотил с башмачками и красной шапочкой.

Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.

Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо, и оттуда вышла Красная Шапочка, а за ней и бабушка — обе целые и невредимые.

 

ЖИВАЯ ШЛЯПА. Николай Носов

 

Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.

 

Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:

 

- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.

- Чего ты? - спрашивает Вадик.

- Она жи-жи-живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-шля-па.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

- По-посмотри сам!

 

Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:

- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.

 

Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

 

 

 

- Ай! Ой! - закричали ребята.

 

Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

 

- Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.

- Куда?

- Пойду к себе домой.

- Почему?

- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

- А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?

- Ну, пойди посмотри.

- Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.

- Постой, я тоже клюшку возьму.

- Да у нас другой клюшки нет.

- Ну, я возьму лыжную палку.

 

Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

 

- Где же она? - спрашивает Вадик.

- Вон там, возле стола.

- Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

 

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

 

- Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.

- Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.

Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:

 

- Эй ты, шляпа!

 

Но шляпа не двигалась.

 

- Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.

 

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

 

- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

- Васька! - обрадовались ребята.

- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.

 

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

 

- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

 

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.

 

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ

 

1. Пела

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.266 с.