Чрезвычайная ситуация.Определение,классификация ЧС по виду источника.Основные виды ЧС(авария,катастрофа,стихийное бедствие),определение,их краткая хар-ка. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Чрезвычайная ситуация.Определение,классификация ЧС по виду источника.Основные виды ЧС(авария,катастрофа,стихийное бедствие),определение,их краткая хар-ка.

2018-01-13 773
Чрезвычайная ситуация.Определение,классификация ЧС по виду источника.Основные виды ЧС(авария,катастрофа,стихийное бедствие),определение,их краткая хар-ка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чрезвычайная ситуация.Определение,классификация ЧС по виду источника.Основные виды ЧС(авария,катастрофа,стихийное бедствие),определение,их краткая хар-ка.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории(акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

· биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей, инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, голод, терроризм);

· военные (военные конфликты, войны);

· природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни и др.);

· техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств);

· экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).

Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС, их краткаяхар-ка, основные ф-ии, порядок их реализации.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

- службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

- формирования санитарно-эпидемиологического надзора Росздрава;

- ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

- геофизическая служба Российской академии наук;

- служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

- космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО

Органы управления ВСМК, определение, классификация органов управления ВСМК. Основные задачи органов ВСМК различного уровня, их краткаяхар-ка.

Сортировочные группы).

Медицинская сортировка представляет собой распределение раненых и больных на группы по признаку нуждаемости в определенных однородных лечебно-эвакуационных и профилактических мероприятиях в соответствии с медицинскими показаниями и объемом медицинской помощи, которая может быть оказана на данном этапе медицинской эвакуации в конкретных условиях обстановки.

Медицинская сортировка раненых и больных является важнейшим мероприятием, обеспечивающим четкую организацию работы этапов медицинской эвакуации по оказанию медицинской помощи. Особенно возрастает ее роль при массовом поступлении раненых, пораженных и больных. Задача ее – обеспечить быстрейшее оказание медицинской помощи максимальному числу нуждающихся в ней раненых и больных.

Медицинская сортировка осуществляется на основе определения диагноза ранения или заболевания и его прогноза, поэтому носит диагностический и прогностический характер. В ее проведении должны участвовать наиболее опытные врачи. Медицинскую сортировку целесообразно проводить сортировочными бригадами в составе врача, двух медицинских сестер (фельдшеров), двух регистраторов, звена санитаров-носильщиков. Одна такая бригада может в течение часа работы провести сортировку 15-20 раненых (больных).

В зависимости от решаемых задач различают два вида медицинской сортировки: внутрипунктовую и эвакуационно-транспортную.

ВНУТРИПУНКТОВАЯ СОРТИРОВКА проводится с целью распределения раненых и больных на группы для направления в соответствующие функциональные подразделения данного этапа медицинской эвакуации и установления очередности их направления в эти подразделения.

ЭВАКУАЦИОННО-ТРАНСПОРТНАЯ СОРТИРОВКА представляет собой распределение раненых и больных на группы для направления на последующие ЭМЭ в соответствии с эвакуационным назначением, очередностью, способами и средствами дальнейшей эвакуации.

Сортировочные группы

I сортировочная группа - пострадавшие с крайне тяжелыми, не совместимыми с жизнью повреждениями, а также находящиеся в терминальном (агональном) состоянии. Пострадавшие этой группы нуждаются только в симптоматическом лечении и не подлежат эвакуации; прогноз неблагоприятный.

II сортировочная группа - пострадавшие с тяжел ыми повреждениями, сопровождающимися быстро нарастающими опасными для жизни расстройствами основных функций организма, для устранения которых необходимо срочное принятие лечебно-профилактических мер. Прогноз может быть благоприятным при условии оказания медицинской помощи. Пострадавшие данной группы нуждаются в помощи по неотложным жизненным показаниям.

III сортировочная группа - пострадавшие с тяжелыми и средней тяжести повреждениями, не представляющими непосредственной угрозы для жизни. Медицинская помощь им оказывается во вторую очередь или может быть отсрочена до поступления на следующий этап медицинской эвакуации.

IV сортировочная группа - пострадавшие с повреждениями средней тяжести с не резко выраженными функциональными расстройствами или без таковых. Прогноз благоприятный. Направляются на следующий этап эвакуации без оказания медицинской помощи.

V сортировочная группа - пострадавшие с легкими повреждениями, не нуждающиеся в оказании медицинской помощи на данном этапе. Направляются на амбулаторное лечение

30. Медицинская эвакуация (определение, цель, принципы организации,

способы, требования).

Под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке раненых и больных из района возникновения санитарных потерь в медицинские пункты и в лечебные учреждения для своевременного и полного оказания им медицинской помощи и лечения.

Кроме того, другой целью медицинской эвакуации является высвобождение этапов медицинской эвакуации, создавая условия для их перемещения в соответствии со складывающейся оперативно-тыловой и медицинской обстановками.

Дороги, по которым осуществляется транспортировка раненых и больных с поля боя по этапам медицинской эвакуации, называются путем медицинской эвакуации. Как правило, пути медицинской эвакуации должны соответствовать путям подвоза войскам различных материальных средств, что позволяет использовать для эвакуации раненых и больных дороги, обслуживаемые инженерными войсками и дорожной службой, а также обратные рейсы транспорта общего назначения, доставляющего в войска боеприпасы, продовольствие и другие материальные средства.

Совокупность путей эвакуации, развернутых на них этапов медицинской эвакуации и используемых санитарно-транспортных средств, обеспечивающих определенную группировку войск, получила название «эвакуационное направление».

Принципы медицинской эвакуации:

· необходимо подготавливать раненых к эвакуации;

· эвакуация осуществляется в сопровождении медицинского работника;

· при эвакуации продолжается оказание медицинской помощи;

· предельно возможная быстрота эвакуации;

· необходимо проводить эвакуацию инфекционных больных отдельным потоком;

· «прямая эвакуация» (только на вышестоящий ЭМЭ);

· «щадящая эвакуация»;

· при эвакуации обязательна защита раненых.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобными являются реанимационно-операционный самолеты АН-26м, «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии.

Требования

.1 Медицинская эвакуация проводится при невозможности оказания полноценной МП пораженным в зоне ЧС.

2 Медицинская эвакуация начинается с выноса (вывоза) пораженных из зоны ЧС и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, где оказывается полный объем МП и.лечение.

3 Порядок медицинской эвакуации определяется в ходе эвакуационно-транспортной сортировки, т.е. распределения пораженных на однородные группы по их эвакуационному предназначению, очередности эвакуации, виду транспортных средств и способам эвакуации.

4 Медицинская эвакуация пораженных производится воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта.

Условия эвакуации не должны усугублять состояния пораженных и обеспечивать возможность оказания необходимой МП пораженным в пути.

.5 При эвакуации пораженных должны соблюдаться следующие правила:

- в первую очередь на транспорт грузятся тяжело пораженные;

- во вторую - пораженные средней тяжести, которые могут перевозиться в сидячем положении;

- в третью - легко пораженные.

Инфекционные больные и пораженные с резко выраженными признаками психического расстройства должны изолироваться и перевозиться отдельно.

6 При эвакуации инфекционных больных должен обеспечиваться противоэпидемический режим с целью недопущения распространения инфекции на путях эвакуации.

.7 Каждый эвакуируемый пораженный должен иметь при себе оформленную первичную медицинскую карточку, позволяющую медицинскому персоналу быстро ориентироваться в характере поражения и оказанной МП.

.8 За эвакуацию пораженных с участков аварийно-спасательных работ отвечают соответственно начальники формирований службы ЭМП, руководители объектов народного хозяйства (предприятий и организаций) или представители местных органов власти (городских, районных и т.д.).

 

 

 

Радиационной обстановкой на следе аварийного выброса называется совокупность условий загрязнения среды обитания радиоактивными изотопами, оказывающих влияние на здоровье и трудоспособность населения, нарушающих работу производственных объектов.

Для оценки радиационной обстановки используют данные радиационной разведки. Поскольку на местности загрязненной ПАВ АЭС, устанавливаются низкие мощности дозы излучения, а нижний порог чувствительности измерителя мощности дозы ДП-5 составляет 0,05мР/ч, то следует использовать сцинтилярный разведочный прибор СПР-68-01 с диапазоном измерений от 0 до 3000 мкР/ч.

Сразу после аварии радиационная разведка ведется силами самого объекта, для чего там имеются подготовленные люди, необходимые приборы и техника. Затем зона разведки расширяется, к ней подключаются силы и средства областных органов управления и силы военных округов. По данным радиационной разведки немедленно вводятся режимы радиационной защиты персонала станции и населения.

По результатам оценки радиационной обстановки район аварии разделяется на следующие зоны:

- зона отчуждения – территория с дозой внешнего облучения населения более 40 бэр за первый год проживания. Проживание в ней в ближайшие годы исключено;

- зона временного отселения – территория с дозами внешнего облучения от 10 до 40 бэр за первый год проживания;

- зона жесткого контроля – с дозой внешнего облучения от 5 до 10 бэр.

Анализ опыта ликвидации последствий Чернобыльской аварии показал, что в данной ситуации возникает принципиально новая радиационная обстановка. Она характеризуется:

- высоким динамизмом;

- неравномерностью радиоактивного загрязнения в радикальных направлениях;

- образованием изотопных зон и локальных очагов с различной интенсивностью спада уровня радиации;

- наложением продолжающихся выпадений радиоактивных веществ в результате вторичных переносов и новых выбросов из поврежденного реактора;

- одновременным формированием очагов радиоактивного загрязнения на ближнем следе (до 100км) и в районах удаленных за тысячи км.

 

В условиях аварии на АЭС многие организационные и технические подходы по противорадиационной защите, ориентированные на работу в условиях применения ядерного оружия оказались неадекватными конкретной обстановке. Так, использование дозиметров и радиометров показало их непригодность для регистрации малых доз и низких уровней, особенно низкоэнергетических излучений.

На различных этапах ликвидации последствий крупномасштабных аварий медицинской службе необходимо, организуя мероприятия по защите населения и личного состава, четко представлять определенную периодизацию:

1-й период – момент аварии – от нескольких минут до прекращения выброса РВ во внешнюю среду. Этот период характеризуется значительными дозами облучения, вплоть до доз вызывающих лучевую болезнь, за счет всех видов и путей облучения. Уровень радиации за счет продолжающихся выбросов высокий. Деятельность личного состава, в первую очередь, направлена на локализацию источника выброса.

2-й период – начальный этап ЛПА (1,5-2 мес). Основными дозообразующими радионуклидами являются короткоживущие 9йод-131). Ведущие пути облучения – внешнее бетта-гамма, а в начале периода – внутреннее облучение за счет ингаляционного поступления йода –131. В результате распада короткоживущих нуклидов к концу периода наблюдается падение уровня радиации в несколько раз.в этом периоде возможно повышение ПДД при выполнении наиболее радиационно опасных работ.

3-й период – относительно стабилизировавшейся радиационной обстановки (6-12 мес). Характеризуется пологим снижением уровня радиации в 5-10 раз. Основным дозообразующим фактором является внешнее облучение в местах работ на наиболее загрязненных объектах и участках территории.

4-й период – практически стабилизировавшейся радиационной обстановки (1-3 года). Снижение уровня радиации очень медленное. Определенное дозообразующее значение имеет внутренне облучение за счет поступления в организм продуктов питания местного производства. Работы по ликвидации последствий аварии ведутся небольшим количеством личного состава на отдельных участках. В этот период возможно заселение района с разумной регламентацией жизнедеятельности.

5-й период – стабилизировавшейся радиационной обстановки (десятки – сотни лет). Радиационную обстановку определяют долгоживущие нуклиды (цезий 137, стронций – 90, плутоний – 239). Снижение уровня радиации незаметное. На территории района ЛПА возможно проживание населения. Основной дозообразующий фактор – внутренне облучение за счет потребления продуктов питания местного производства.

Всех пострадавших, в зависимости от условий воздействия облучения, можно разделить на 3 группы:

1. Участвовавшие в ликвидации аварии в первые сутки непосредственно на аварийном блоке.

2. Население близлежащих районов, находившееся на загрязненной территории с уровнем радиации более 5 мР/ч в течение первых 3-х дней после аварии.

3. Население, проживающее в зонах радиоактивного загрязнения местности с уровнем менее 5 мР/ч.

С целью выявления лиц, получивших дозу облучения более 0,25 Гр, проводится амбулаторное обследование на базе поликлиник, ЦРБ или подвижными бригадами.

Пункты специальной обработки развертываются в первую очередь на основных маршрутах эвакуации населения, ввода в зону и вывода из неё сил и средств ликвидации последствий аварии.

Способы санитарной обработки и дезактивации имущества и техники аналогичны таковым при ядерном взрыве боеприпаса. Важное значение имеет дозиметрический контроль качества специальной обработки. Показанием для санитарной обработки при загрязнении ПАВ АЭС является мощность дозы на поверхности кожи более 0,1 мР/ч. особое внимание на санитарной обработке обращают на дезактивацию рук и лица водой с мылом, прополаскивание носоглотки и ротовой полости чистой водой.

Показанием для дезактивации транспорта является мощность дозы излучения на наружных поверхностях более 3 мР/ч.

В условиях аварии на атомной энергетической установке перед медицинской службой встает ряд сложных задач. Требуется организовать медицинскую сортировку и оказание помощи в ограниченные сроки большому числу пораженных в условиях дефицита сил и средств, рассчитывая в первые часы после аварии только на возможности местных медицинских формирований. Необходимо максимально приблизить все виды помощи к очагу катастрофы с полной реализацией этого принципа только после подхода регионарных формирований экстренной медицины. Следует обеспечить профилактику поражений ионизирующей радиацией медицинского персонала, оказывающего помощь, сотрудников станции с целью профилактики дальнейшего облучения. Нужно предусмотреть оказание медицинской помощи и эвакуацию пострадавших жителей из близлежащих населенных пунктов.

Сразу после аварии к оказанию помощи привлекаются расположенные в непосредственной близости к очагу катастрофы лечебно-профилактические учреждения гражданского здравоохранения, медицинские службы ВС, формирование ГО.

К ним относятся:

здравпункт и медсанчасть обслуживающие АЭС;

городские и районные больницы;

медпункты воинских частей;

- отдельные медицинские роты и госпитали.

Медицинскую помощь на территории станции осуществляют бригады доврачебной помощи, врачебно-сестринские бригады и бригады скорой медицинской помощи, первой врачебной помощи с последующей эвакуацией пострадавших в ближайшие специально выделенные стационары.

В целях оказания само- и взаимопомощи персонал станции использует средства индивидуальной защиты, принимает внутрь 0,25г йодида калия для профилактики радиационных поражений щитовидной железы. Лица, подлежащие эвакуации из опасной зоны, обеспечиваются спецодеждой и спецобувью, универсальным респиратором РМ-2, защищающим от радиоактивных аэрозолей и газообразного йода, пленочной плащ-накидкой с капюшоном, бахилами и резиновыми перчатками. На случай эвакуации из задымленной зоны при пожаре предусматривается использование шахтного самоспасателя типа ШС-7М.

Доврачебная и первая врачебная помощь заключается в выводе пострадавших с промышленной площадки, частичной или полной санитарной обработке, в назначение противорвотных и симптоматических средств, в организации транспортировки пораженных в медучреждение, где проводятся мероприятия неотложной квалифицированной помощи.

В этот период аварийные бригады из числа сотрудников АЭС приступают к работе по локализации и ликвидации последствий аварии. Медицинское обеспечение аварийных работ осуществляется наличными медицинскими силами и средствами.

Через 2-3 часа после аварии в очаг прибывают врачебно-сестринские бригады, создаваемые на базе гарнизонных госпиталей, бригады специализированной медицинской помощи, формируемые крупными и окружными госпиталями. Эти бригады предназначены для усиления функционирующих лечебных учреждений, осуществляющих массовые прием пораженных, оказание первой врачебной помощи и неотложных мероприятий квалифицированной терапевтической помощи.

К концу первых суток к месту аварии прибывает МОСН, имеющий медицинские группы: терапевтическую, радиологическую, ожоговую, для детоксикации и переливании крови, психоневрологическую и другие, что позволяет оказать некоторые виды специализированной помощи пораженным с радиационной патологией. МОСН может развертываться самостоятельно или на базе существующих медицинских учреждений с целью их усиления и профилизации.

Медицинский персонал должен оказывать помощь в средствах индивидуальной защиты.

Одним из наиболее сложных вопросов сортировки является выделение потока лиц, получивших дозы облучения до 0,7 Гр. Эта граница расценивается как минимальный уровень разграничения ОЛБ 1 степени и субклинических признаков реакции организма на облучение. Такие пострадавшие не нуждаются в медицинской помощи, поэтому ранняя и правильная диагностика позволит избежать необоснованных госпитализаций, разгрузить лечебные учреждения, более рационально использовать силы и средства для лечения больных ОЛБ.

Важное значение в организации эффективной работы материальное и техническое обеспечение лечебного процесса, удовлетворение потребности в современных медикаментах, лабораторном имуществе и реактивах, создании значительных запасов моющих и дезинфицирующих средств, разового бактерицидного нательного и постельного белья, большого количества полиэтиленовой пленки для застилки полов. Значительные организационные сложности будут связаны с вывозом и обследованием в короткий срок большого числа потенциальных доноров (родственников) на предмет трансплантации костного мозга. Обслуживающий персонал следует обеспечить достаточным количеством индивидуальных дозиметров, спецодеждой, наладить эффективный дозиметрический контроль, контроль за степенью радиоактивного загрязнения одежды, обуви и кожного покрова.

Успешно решить столь непростые задачи лишь при укомплектовании лечебных учреждений врачами и средним медперсоналом, имеющим опыт лечения лучевой патологии.

Землетрясение. Определение, классификация, медико-тактическая характеристика. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений. Основы организации оказания медицинской помощи в очаге.

Землетрясение - подземные толчки, удары и колебания земли, вызван­ные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Землетрясения бывают тектонические, вулканические, обвальные и в виде море­трясений. Они обычно охватывают обширные территории. Число толчков и проме­жутки времени между ними могут быть самыми различными. Ежегодно на планете происходит около 100 тыс. тектонических землетрясений, из них люди ощущают около 10 тыс., а около 100 имеют катастрофический характер.

По своему разрушающему действию землетрясения схожи с действием ударной волны ядерного взрыва. Участок земли, из которого исходят волны, называется центром, а точка, расположенная над ним на поверхности земли, - эпицентром землетрясения.

Для определения силы землетрясения принята двенадцатибалльная шкала.

Около 20% территории Российской Федерации подвержено сейсмическому воз­действию интенсивностью более 7 баллов и более 5% занимают чрезвычайно опас­ные 8-9-балльные зоны. Основными активными сейсмическими районами являются Северный Кавказ, Прибайкалье, Приморье, Сахалин, Камчатка и Курильские остро­ва, где расположено более 100 городов и населенных пунктов, в которых проживает более 20 млн. россиян.

При землетрясениях, как правило, возникают массовые санитарные потери. Большинство пораженных получает различные травматические повреждения, часто закрытые и сочетанные. Не исключается возможность комбинированных поражений, полученных в результате одновременного разрушения зданий, возникновения пожа­ров, повреждения химически опасных и взрывоопасных объектов, аварий на других предприятиях. Население остается без жилищ, так как большинство зданий разруша­ется, а пребывание в сохранившихся зданиях опасно из-за повторных подземных толчков. Повреждаются медицинские учреждения, водопроводные и канализацион­ные системы, отключается электроэнергия. Отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий приводит к опасности возникновения различных инфекцион­ных заболеваний.

Величина санитарных потерь при землетрясениях зависит от силы и площади стихийного бедствия, плотности населения в районе землетрясения, степени разрушения зданий, внезапности и ряда других факторов. Наиболее часто при землетрясе­ниях повреждаются конечности. Почти у половины пораженных имели место повре­ждения костей. Большой удельный вес занимали ушибы мягких тканей и множест­венные травмы различной локализации.

Анализ причин травм при землетрясениях показывает, что в 10% случаев трав­мы были получены в результате обвалов, обрушения стен и крыш зданий, в 35% - от падающих конструкций, обломков зданий и в 55% - от неправильного поведения са­мих пораженных, необоснованных действий, обусловленных страхом и паникой.

В результате землетрясения у большого числа людей возникали различные пси­хические расстройства. Острые реактивные состояния в г. Скопле (1963) отмечались почти у половины населения. У 20% жителей эти реакции длились до 2-3 ч, у 70% -от 2-3 ч до 1-5 сут и у 5% - от 5 сут до нескольких месяцев.

Кроме того, значительная часть населения будет нуждаться в седативных и дру­гих успокаивающих средствах, а также в медицинской помощи в связи с другими за­болеваниями (сердечная недостаточность, стенокардия, инфаркт миокарда, гиперто­нический криз и т.п.).

Таким образом, в результате землетрясений у людей возникают не только травматиче­ские повреждения, но и разнообразные нервно-психические нарушения и соматические за­болевания, требующие оказания медицинской помощи по неотложным показаниям.

Медико-тактическая обстановка осложняется еще и тем, что выходят из строя лечебно-профилактические учреждения и имеются потери среди медицинского пер­сонала. При землетрясении в Армении полностью было разрушено 250 меди­цинских учреждений, из 36 больниц полностью разрушено 24 и частично 8; в аварий­ном состоянии находилось 97 поликлиник. Потери медицинского персонала в неко­торых разрушенных городах составили около 70%.

В результате землетрясения в городе могут разрушаться ёмкости с аварийно-опасными химическими веществами, возникать вторичные очаги химического загряз­нения. В такой ситуации очень вероятны массовые отравления, например аммиаком, хлором, оксидами азота и другими агрессивными веществами.

При подводных и прибрежных землетрясениях, в результате сдвигов вверх и вниз участков морского дна, возникают морские волны - цунами. Скорость их распростра­нения от 30 до 100 км/ч, высота в области возникновения - до 5 м, а у побережья - от 10 до 50 м и более. Цунами производят опустошительные разрушения на суше.

В ходе ликвидации последствий землетрясения в обязательном порядке должны быть выполнены следующие работы:

• извлечение людей из-под завалов, полуразрушенных и охваченных пожара­ми зданий;

• локализация и устранение аварий на коммунально-энергетических и техно­логических линиях, последствия которых угрожают жизни людей;

• обрушение или укрепление конструкций зданий, находящихся в аварийном состоянии и угрожающих обвалом;

• организация водоснабжения и питания населения в зоне землетрясения;

• оказание медицинской помощи пораженным.

 

В заключение нужно отметить следующее.

1. Одна из важных особенностей условий лечебно-эвакуационного обеспечения при землетрясении состоит в том, что более или менее значительная часть пораженных находится под завалами. Это обстоятельство, с одной стороны, приводит к некоторому рассредоточению потока пораженных и уменьшению потребности в медицинских силах и средствах, а с другой - определяет боль­шую срочность в оказании медицинской помощи после извлечения поражен­ных из-под завалов.

2. Согласно международной статистике, если спасатели войдут в зону земле­трясения в течение первых 3 ч, то они могут спасти от гибели 90% оставших­ся в живых, через 6 ч число спасенных может составлять 50%. В дальнейшем шансы на спасение уменьшаются, и через 10 дней проводить спасательные работы нет смысла.

3. Обстановка в очаге землетрясения может привести к потерям среди спасате­лей, в том числе и медработников. Психологи утверждают, что работать в зо­не катастрофы без проведения комплекса соответствующих защитных меро­приятий долгое время нельзя. Люди не выдерживают длительного психиче­ского напряжения.

При ликвидации медико-санитарных последствий большинства разрушительных землетрясений в нашей стране применяется система этапного лечения с эвакуацией пораженных по назначению в специализированные (профилированные) лечебные уч­реждения, способные обеспечить пострадавшим исчерпывающую медицинскую по­мощь и лечение. При этом организация оказания медицинской помощи имеет суще­ственные отличия не только при тех или иных землетрясениях, но даже на различных участках очага одного и того же землетрясения. Это с очевидностью проявилось при ликвидации последствий наиболее изученных в организационно-медицинском отно­шении землетрясений в Ашхабаде (1948), в Армении (1988) и на Сахалине (1995).

Первая медицинская помощь пораженным в очаге землетрясения оказывается в по­рядке само- и взаимопомощи, а также личным составом спасательных формирований.

Санитарные потери при землетрясениях формируются практи­чески одномоментно, в связи с этим максимальный объем работ по оказанию первой медицинской помощи пораженным возникает сразу же после землетрясения. В на­чальный период (в течение нескольких часов) оказание первой медицинской помощи пораженным и их эвакуация из очага носит стихийный характер; в этот период она оказывается в порядке само- и взаимопомощи; при землетрясениях интенсивностью 7 баллов и более удельный вес пораженных, получивших первую медицинскую по­мощь от жителей пострадавшего от землетрясения населенного пункта, невелико. В зависимости от условий, возможностей штатных и нештатных формирований по вы­полнению поисково-спасательных работ возможны различные темпы наращивания работ по оказанию первой медицинской помощи.

Следует учитывать, что до появления возможности получения первой медицин­ской помощи в организованном порядке более или менее значительная часть поражен­ных самостоятельно или с помощью других людей (на сохранившихся или прибывших транспортных средствах) эвакуируется за пределы очага. Поэтому в ходе организован­ного оказания первой медицинской помощи среди оставшихся в очаге удельный вес пораженных, имеющих травмы тяжелой и средней степени тяжести, увеличивается.

При наиболее тяжёлых по медико-санитарным последствиям землетрясениях возможности существующих в зоне землетрясения или вблизи от нее медицинских учреждений могут оказаться недостаточными.

Лечебно-эвакуационные мероприятия организуются и выполняются силами и средствами объектовых, местных и территориальных уровней ВСМК, территория и объекты которых оказались в зоне землетрясения.

Для оказания пораженным при землетрясении первой врачебной, квалифициро­ванной и специализированной медицинской помощи используются все лечебно-про­филактические учреждения, находящиеся на административной территории, на кото­рой возникло землетрясение, независимо от их ведомственной принадлежности.

Опыт оказания пораженным доврачебной, первой врачебной и квалифицирован­ной медицинской помощи при землетрясениях показал, что практически не было слу­чая, когда формирование или учреждение, участвовавшее в ликвидации медико-сани­тарных последствий землетрясения, выполняло лишь регламентированные мероприя­тия одного вида медицинской помощи.

Формирования службы медицины катастроф территориального или ведомствен­ного здравоохранения, развертывающиеся в зоне землетрясения, независимо от их со­става и оснащения в большинстве случаев оказывают пораженным первую врачебную и выполняют некоторые мероприятия квалифицированной медицинской помощи.

При землетрясении в 7-8 баллов принципиальные положения организации ле­чебно-эвакуационного обеспечения, характерные для землетрясения в 6 баллов, со­храняют свою справедливость, вместе с тем имеются и существенные особенности.

Различные травмы, вплоть до смертельных, при землетрясении в 7 баллов получа­ст каждый 7-10-й житель, а в 8 баллов - каждый 3-4 житель (Гончаров С.Ф., 1996). В этих условиях едва ли представляется возможным привлечь к оказанию первой меди­цинской помощи значительную часть жителей, не пострадавших при землетрясении.

По сравнению с землетрясением в 6 баллов, за медицинской помощью при 7-балльном землетрясении могут обращаться в 4-7 раз, а при 8-балльном - в 9-10 раз больше пораженных. При землетрясении в 7 баллов более 3% всех пораженных бу­дут нуждаться в комплексной противошоковой терапии. Резко возрастает потреб­ность в госпитальных койках: при землетрясении в 7 баллов она составит 2,42%, а при 8-балльном - 4,48%.

Все пораженные при землетрясении в 7 баллов и большинство при 8-балльном будут находиться вне завалов. В первом случае санитарные потери могут составить около 13% численности населения, а во втором - 23%, в связи с чем возникает необ­ходимость в одномоментном оказании медицинской помощи большому числу пора­женных. Для решения этой задачи будет необходимо оперативно привлечь к выпол­нению лечебно-эвакуационных мероприятий значительные силы и средства террито­риального, регионального, а иногда и федерального уровней. Обстановка позволит развернуть медицинские формирования, прибывшие в зону землетрясения, непосред­ственно в очаге землетрясения - в зданиях и сооружениях, получивших 1-ю и 2-ю степени разрушения.

Несмотря на то, что, по сравнению с последствиями 8-балльных землетрясений, санитарные потери населения при землетрясении в 9-10 баллов увеличиваются лишь на 15%, а при 11 и 12 баллах (в городах разного типа) даже уменьшаются соответст­венно на 15-22 и 35-50%, условия лечебно-эвакуационного обеспечения последствий таких землетрясений будут значительно более сложными. Общие потери населения при землетрясениях в 9-12 баллов могут достигать 55-81% численности населения; среди пораженны<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.