Универсальная онтологическая модель процесса МК — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Универсальная онтологическая модель процесса МК

2018-01-13 611
Универсальная онтологическая модель процесса МК 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исходя из системного подхода, законов моделирования сложных социальных систем и с учетом системоформирующих факторов, представим универсальную онтологическую модель журналистики как систему массовой коммуникации в следующем виде:


Онтологическая модель системы массовой коммуникации

Внутренние элементы системы: И издатель (субъект-организатор: владелец, учредитель, продюсер и т.п.); КПО конт­рольно-правовые органы и органы профессионального саморегулирования; Ж журналисты (редакции); СМК средствамассовой информации (каналы распространения); А аудитория; СД социальные действия аудитории; ОМ общественное мнение; ИОС институты обратной связи (социологические, маркетинговые, рейтинговые службы).

Внешние элементы системы системоформирующие факторы: СПОО социально-политическая организация общества; ОИ общественные интересы различных социальных групп, институтов гражданского общества (мировоззренческие, идейные, национальные, религиозные, корпоративные и др.); ОК образование и культура; ТЭТ техника, экономика, технологии; ИИ – источники информации; ВИ – внесистемная информация.

 

Вся система журналистики функционирует в окружающей действительности (природной и социальной). С социальной действительностью ее связывают системоформирующие факторы, взаимодействующие между собой.

Подсистемы журналистики и их элементы

 

Аналогичные схемы можно построить и по агрегированным онтологичес­ким объектам системы массовой коммуникации: процессам управле­ния, процессам производства массовой информации, процессам ее усвоения и процессам обратной связи, которые являются подсистемами целостной системы.

 
 

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

СПОО – социально-политическая организация общества; КПО - контрольно-правовые органы; И – издатель (субъект-организатор); ДИ – директивная информация; Ж - журналисты (редакции).

 

В этой подсистеме сосредоточены проблемы взаимоотношений журналистики и власти, формирования нормативно-правовой базы функционирования системы массовой коммуникации, контрольно-правовых органов, а также характер взаимодействия коммуникаторов - издателей-владельцев СМИ и журналистов.

ПОДСИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА

 
 

И РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Рис. 4

ТЭТ – технико-технологический и экономический системоформирующие факторы; Р – реклама; Ж – журналисты (редакция); Т – текст; СМИ – средства массовой информации; К – каналы распространения; МИ – массовая информация; А – массовая аудитория; ИИ – источники информации.

Технико-технологический и экономический системоформирующие факторы связывают систему журналистики с процессами технического и технологического обновления; адаптируют систему для нормального функционирования в рыночных условиях; задают уровень материально-технического и финансового обеспечения; инвестируют СМИ с помощью рекламы.

Журналисты в этой подсистеме играют роль основных производителей информационного продукта. Журналистский текст всегда рассматривается в определенной формально-содержательной структуре, называемой жанром.

Жанры журналистики – это своеобразные формально-содержательные модели текстов, сложившиеся в журналистской практике и обозначающие тип журналистского произведения.

Массовая информация – это журналистские сообщения, сконцентрированные (сгруппированные) в средствах массовой информации (на носителях информации), размноженные и доставленные массовой аудитории; иными словами, общезначимая и общедоступная социальная информация, с помощью (на основе) которой осуществляется коммуникация (процесс общения, выработки оценок и т.д.) в массах.

ДРУГИЕ ПОДСИСТЕМЫ

Если в производственной подсистеме СМИ только установили контакт с аудиторией, то в подсистеме усвоения массовой информации как раз и происходит процесс взаимодействия с информацией, реализация функций текста СМИ, выработка отношения и оценок к конкретным сообщениям и к СМИ как их носителю. Здесь можно говорить о некой «результативности» воздействия массовой информации. Исследователи выделяют действенность как меру достижения непосредственного, сиюминутного эффекта и эффективность, имеющую отдаленные последствия. Высокая эффективность формирует в аудитории высокое доверие к СМИ, а высокая действенность способствует повышению их авторитета.

Передавая сообщения аудитории средства массовой коммуникации воздействуют на массовое сознание, видоизменяя, преумножая его с целью добиться определенных результатов в формировании общественного мнения (отношения) к тем или иным событиям, явлениям, деятельности социальных институтов и отдельных личностей.

Обратная связь в системном понимании – это воздействие результатов функционирования системы (объекта) на характер этого функционирования. В демократических системах журналистики функции обратной связи должны служить внутренним потребностям самой системы, т.е. удовлетворению аудиторного спроса на разнообразную, всеохватывающую, объективную, правдивую информацию, поданную и доставленную потребителю в удобной для него форме, и выполняющую в полной мере свои социальные функции.

Литература:

Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. – М.-Ростов н/Д, 2008;

БагировЭ.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

Богуславская В.В. Моделирования текста: лингво-социокультурная концепция. Ростов-на-Дону, 2003.

Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.

Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.,1999.

Иларионова Т.С. Информационные процессы в современной России. М., 1999.

Коновченко С.В. Общество - средства массовой информации - власть. Ростов н/Д, 2001.

Концепция государственной информационной политики. М.,1999.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М., 2005.

Репкова Т. Новое время: как создать профессиональную газету в демократическом обществе. М., 2004.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. М.,1996.

Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 2003.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.

Чередниченко В.И., Чередниченко И.В. Теория журналистики. Краснодар, 2002.

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ:

Сравните две модели массовой коммуникации Мелвина де Флера и попытайтесь объединить их в одну на основе первого варианта.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.