Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2018-01-13 | 614 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Процесс труда является важнейшим условием развития и становления человека как профессионала. Наиболее полно трудовой процесс проявляется в особенностях его структуры.
Для уточнения производственного «смысла» профессиональной деятельности необходимо выделение и рассмотрение составляющих понятия «трудовой процесс». Схематично структура трудового процесса представлена на рис.1.
Рассмотрим более детально каждый структурный элемент трудового процесса. В зависимости от форм материи определяют типы объектных систем, с которыми взаимодействует человек в профессиональном труд а. Объектом труда могут быть:
- предметы живой природы (растения, дикие и домашние животные и т.п.), что характерно для профессий типа «человек – природа» (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.);
- неживые природные и технические системы, что характерно для профессий типа «человек – техника» (наладчики, водители, конструкторы, инженеры, механики и др.);
- люди (учащиеся, студенты, дети, пассажиры, клиенты, пациенты, покупатели и т.д.), что характерно для профессий типа «человек – человек» (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, врач, проводник, стюардесса, официант, продавец и др.);
- знаковые системы, что характерно для профессий типа «человек– знак» (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик и др.);
- формы художественного отображения действительности – произведения культуры, искусства, что характерно для профессий типа «человек– художественный образ» (музыкант, литератор, художник, дизайнер и др.)
Таким образом, объект труда – часть внешнего мира, на которую направлено сознание субъекта [18; 19; 20 ].
|
|
|
|
|
|
|
Ø биологические системы | Ø «вещи» | Ø преобра- зовательные | Ø вещественные | Ø социально- контактная часть |
Ø технические системы | Ø процессы | Ø гности- че ческие | Ø внешние функциональные | Ø информацион- ная часть |
Ø люди (учащиеся, пассажиры, клиенты и т.д.) | Ø явления | Ø изыскательские | Ø внутренние функциональные | Ø витальная часть |
Ø знаковые системы | Ø ситуации не- определенности | |||
Ø произведения культуры, искусства |
|
|
Рис.1. Трудовой процесс и его структура
Следующим структурным компонентом, составляющим понятие «процесс труда», является предмет труда. Предмет труда – это исходный материал, заданный или подлежащий поиску, это не обязательно просто видимая вещь, традиционный объект, а некоторая предметная область, система (биологическая, техническая, знаковая, эстетическая).
Ø Предмет труда – набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде.
Ø Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.
Ø Предмет, предметная область труда – система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен практически или мысленно оперировать на определенном трудовом посту.
Предмет труда и исходные материалы наиболее часто фиксируются документами и традициями в массовых профессиях, связанных с материальным производством – требования стандартов к исходному сырью, материалам, машинам и механизмам, используемым в процессе труда [там же ].
|
Однако существуют профессии, предметом труда которых могут выступать ситуации неопределенности, в которых решение профессиональных задач (взаимодействие с предметом труда) определяется деловой квалификацией работника. Примеры предмета труда в некоторых ситуациях неопределенности представлены в табл. 6.
Таблица 6
Ситуации неопределенности, являющиеся предметом труда профессии [29]
Профессия | Предмет труда |
Водитель | Дорожные ситуации |
Воспитатель | Состояние воспитанности ребенка |
Тренер | Состояние организма, тренированности и специальной подготовленности спортсмена |
Руководитель | Состояние социально-психологического и профессионального развития трудового коллектива |
Ученый, писа-тель, музыкант | «Исходный хаос» информации, эмоциональных впечатлений, который в процессе деятельности должен обрести информационную или эстетическую структуру, порождающую социально значимый продукт |
Еще одним компонентом процесса труда являются цели труда.
Цели, результаты любого труда всегда содержат вклады многих других людей – тех, кто передал нам знания, обеспечил материалом для работы.
Ø Цель (в психологии) – образ, идея желаемого будущего.
Ø Цели труда – заданные извне или построенные самим субъектом труда представления об ожидаемых результатах деятельности.
Цели, представления, идеи о конечном результате, эффекте труда фиксируются в обществе посредством образцов соответствующей работы, их изображений, описаний, формулировки общих требований к ним. Не во всяком труде цели и результаты могут строго документально фиксироваться, отражаться в государственных стандартах. Такие характеристики, как «эффективное», «оптимальное», раскрываются лишь в совокупности конкретных, не всегда объективно измеряемых признаков. Субъективные оценки экспертов также далеко не всегда являются надежным критерием результата. Особенно это показательно для видов деятельности, где продукт и результат являются не заданными, а искомыми (научная деятельность, искусство); где важен не только ближайший, но и отдаленный эффект (наука, воспитание, образование, госслужба). В полной мере это относится ко всем социометрическим профессиям и в большей или меньшей степени присуще профессиям типа «человек-техника», «человек-знак», «человек – художественный образ».
|
Цели, характеризующие трудовой процесс, и цели, характеризующие занятого на нем человека, могут не совпадать. Субъективная цель может быть более значительной и возвышенной, чем заданная извне, и наоборот. Часто попытка жесткого «объективного» фиксирования результатов деятельности приводит к формализму. В соответствии с этим различают цели объективные (т.е. социально фиксированные, объектные) и субъективные (присущие субъекту), возникающие у человека под влиянием конкретных жизненных, производственных ситуаций, личных или групповых побуждений, интеллекта. Рассогласования объективных и субъективных целей возможны в самых разных профессиях [19; 20 ].
Рассмотрим следующий структурный компонент процесса труда – средства труда, орудия труда, которые включают не только внешние, но и внутренние средства (схема принятия решения, мысленные образцы).
Ø Средства труда – любая реальность, дающая возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели.
Ø Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.
В качестве средств труда представителей профессий типа «человек-человек», «человек – социальная группа» выступают не только образцы, эталоны, методические руководства, но и организм в целом, и отдельные органы (интонации, тембр, громкость голоса; мимика, поза, жесты и др. невербальные средства общения).
Общую классификацию средств труда можно представить в следующем виде.
I. Вещественные средства, орудия труда:
1. Средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации):
· приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система);
· приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр);
· приборы, машины, обрабатывающие информацию (счетчики, ЭВМ).
2. Средства воздействия на предметную ситуацию:
|
· применяемые в социальных системах (система средств массовой информации, специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей – боевые подразделения, специализированные группы);
· применяемые в природных, технических системах:
- ручные (молоток, топор, коловорот);
- механизированные (пневматический молоток, электрическая дрель);
- машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер);
- автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, робототехнический комплекс).
II. Внешние функциональные средства труда:
1. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора – интонации, речи, позы, жесты, выражение лица).
2. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата).
3. Группы функционирующих людей (в работе руководителя, дирижера, режиссера).
III. Внутренние функциональные средства труда:
1. Знания, умения, навыки.
2. Образы, цели, представления о результатах деятельности (невербальные средства).
3. Мотивы труда.
4. Личностные и интеллектуальные особенности, их личностный и профессиональный потенциал.
5. Вербальные – удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций, распознающие и разрешающие алгоритмы (вербальные средства).
Соотношение внутренних и внешних средств труда, как правило, характеризуется обратно пропорциональной зависимостью: чем менее выражены или представлены внешние средства труда, тем более сложны и тонко дифференцированы внутренние средства [там же ].
Завершающим структурным компонентом процесса труда является среда – условия труда.
Ø Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.
Условия труда (профессиональная среда) – предметные, информационные, организационные, пространственно-временные условия, «режимы» как компоненты эргатической системы не сводятся к зримой обстановке на рабочем месте.
Условия труда, по мнению С.Н. Пряжникова [31; 32 ], являются одним из показателей обобщенной характеристики профессии. В «Схеме анализа профессии» он выделяет следующие виды условий труда:
1 – бытовой микроклимат,
2 – большое помещение с людьми,
3 – обычный производственный цех,
4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температура, стерильность),
5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья),
6 – работа на открытом воздухе,
|
7 – домашний кабинет, лаборатория, мастерская.
В обобщенном виде основными компонентами среды являются:
ü социально-контактные,
ü информационные,
ü витальные (соматические и предметные).
Социально-контактная часть среды характеризуется интегральной характеристикой «микроклимат», которая включает в себя социометрический статус человека в организации; внутренний социально-психологический климат коллектива. Кроме того, компонентами социально-контактной среды являются учреждения, организации, группы и их представители, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать; культура, опыт и образ жизни окружающих; уровень защищенности человека от различного рода посягательств.
Информационная часть среды распределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом и включает:
▪ правила внутреннего распорядка, устав учреждения, предприятия;
▪ оперативные деловые сообщения, сведения, приказы, как адресованные лично работнику, так и имеющие общезначимый характер;
▪ средства внутреннего оформления производственного помещения, состоящие из эстетического компонента и наглядной агитации (общеполитической или по технике безопасности);
▪ «неписаные законы», традиции трудового сообщества, проявляющиеся в оперативных реакциях, поведении, наставлениях.
Витальная часть среды субъекта труда включает:
А) соматические процессы («сома» – тело) – сигналы от тела о его состоянии и положении, влияющим на психику и самосознание человека и обозначаемым термином «общее самочувствие». Соматические процессы находятся во взаимном влиянии и взаимной зависимости, т.е. не только состояние тела влияет на психику, но и психика влияет на внутреннюю среду организма. Например, переживаемый эмоциональный конфликт может вызвать у людей заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта и др.;
Б) предметную часть среды субъекта труда, которая может быть обобщенно представлена в виде перечня:
▪ материальные условия работы (оборудование) и быта (жилище, одежда, предметы питания, собственность);
▪ физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и пр.). Условия этой части предметной среды субъекта труда разрабатываются в науке и практике охраны труда [47; 48].
Об этой категории факторов среды чаще всего говорят в связи с экологией человека и существующей области знания и практики – «психоэкологии».
Рабочее место, рабочая зона, являясь для человека внешней по отношению к нему средой, вместе с тем объединяют в себе множество рассмотренных составляющих трудового процесса. Важнейшее научное требование к построению рабочего места состоит в том, чтобы оно соответствовало особенностям человека – анатомическим, физиологическим, психическим.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определения частных понятий, которые включает в себя эргатическая функция.
2. Приведите примеры объектов труда по классификации объектных систем Е.А. Климова.
3. Назовите предмет труда для следующих видов профессий: учитель, военнослужащий, актер, шахтер, оператор персонального компъютера.
4. Объясните, в каких профессиях и почему могут возникать ситуации неопределенности.
5. Когда, как и под воздействием каких причин может измениться предметная часть среды труда?
6. Какие внутренние функциональные средства труда необходимы в работе психолога.
7. Из перечня условий труда, сформулированных Н.С.Пряжниковым, укажите те, которые характерны для профессий: таксист, газоэлектросварщик, летчик, учитель, милиционер, врач.
Тест по главе 2
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!