Тема 16. Отражение идейной борьбы в читательской деятельности второй половины XIX – начала XX века. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 16. Отражение идейной борьбы в читательской деятельности второй половины XIX – начала XX века.

2018-01-30 188
Тема 16. Отражение идейной борьбы в читательской деятельности второй половины XIX – начала XX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классовое противостояние как основной фактор дифференциации читательской деятельности в условиях идейных противоречий во второй половине XIX века. Русская философия как идейная основа оформления различных взглядов на содержание и характер читательской деятельности.

Влияние либеральных общественных настроений на развитие читательской деятельности. Особенности преломления либеральной концепции читателя в разных социальных средах: дворянской, разночинной, народной. Формирование народнических представлений о чтении крестьян. Причины общественного интереса к изучению читательской деятельности в этот период. Дискуссия о том, что читать народу.

Н. А. Рубакин – выдающийся отечественный книговед. Разносторонность научных интересов учёного. Методологическое значение взглядов Н. А. Рубакина на читателя; значение его деятельности для развития читателеведения. Либерально-гуманистическая концепция читателя Н. А. Рубакина. Библиопсихология Н. А. Рубакина, ее значение для современных исследований.

Объективные причины формирования консервативных настроений в исследуемой период. Александр III и Николай II как идеологи консерватизма. Русская философская консервативная мысль (К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, К. П. Победоносцев и др.), ее влияние на систему консервативных представлений о читателе и его деятельности.

Поддержание в читателях «благонамеренности» посредством правительственной регуляции читательской деятельности. Регулятивные усилия царского правительства. Цензурные меры. Борьба царского правительства за народного читателя. Роль ЦПШ в развитии религиозно-нравственного чтения крестьян.

Революционные демократы (Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Н. А. Добролюбов) о чтении как средстве радикального общественного переустройства. Борьба за народного читателя. Роль легальных марксистов в организации читательской деятельности, ориентированной на общественные преобразования. Марксизм-ленинизм, его роль в дальнейшей радикализации общественного сознания. Формирование представлений о приоритетности рабочего читателя.

Стимулы деятельности революционных демократов, правительственных структур, педагогов-просветителей по изучения народного читателя. Роль Н. А. Корфа, Л. Н. Толстого, Н. А. Рубакина, Х. Д. Алчевской, С. А. Ан-ского в развитии деятельности по изучению народного читателя.

Отечественные деятели книги этого периода, их роль в развитии чтения: А. С. Суворин, М. О. Вольф, Ф. Ф. Павленков, А. Ф. Маркс, И. Д. Сытин и др.

 

Раздел VII. Советский читатель, руководимый правящей партией (КПСС)

Тема 17. Приоритетность рабоче-крестьянского читателя в 20-30-е гг. ХХ века.

Влияние Октябрьского переворота на развитие чтения в советской России. Регуляция читательской деятельности в русле большевистской идеологии.

«Homo soveticus» как социальный феномен. Эволюция советского читателя с 1917 года до «перестройки».

Октябрьская революция, ее влияние на резкую смену представлений о читателе и его деятельности. Роль В. И. Ленина, А. Н. Луначарского, Н. И. Бухарина в формировании нового читателя. Диалог с народничеством в развитии представлений о руководстве чтением.

Развитие концепции рабоче-крестьянского читателя в условиях большевистской монокультуры. Концепция «новой», «здоровой» книги и «нового» читателя. Читающий ребенок как строитель коммунистического общества. Роль Н. К. Крупской и других «кремлевских жен» в организации детского чтения.

К. И. Чуковский, С. Я. Маршак и другие представители «золотого века» детской литературы как выразители либеральных взглядов на чтение ребенка.

Влияние тоталитаризма на читательскую деятельность. Библиоцид как стратегия книжного дела. Взаимодействие с читателями в контексте философии «рычагов» и «винтиков».

Господствующая идеология в читателеведении 20–30-х годов. Изучение читающей «массы» как средство руководства чтением.

Деятельность Н. А. Рубакина, М. Н. Куфаева, А. М. Топорова как антитеза советскому тоталитаризму. Роль библиосоциологии М. Н. Куфаева в развитии науки о чтении. Библиопсихология Н. А. Рубакина в контексте библиотечной мысли 20–30-х годов. «Белинские в лаптях» в коммуне А. М. Топорова «Майское утро». Резкая критика взглядов Н. А. Рубакина, М. Н. Куфаева и А. М. Топорова.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.