Реформы в области государственного управления в первой четверти XIX века. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Реформы в области государственного управления в первой четверти XIX века.

2018-01-30 1363
Реформы в области государственного управления в первой четверти XIX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первая четверть XIX века – это эпоха правления Александра I (1801 – 1825 г.г.).

Реформа системы образования.

В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней – приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет, один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базе Главного педагогического института. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году.По Уставу все университеты получили значительную автономию: право выбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеру цензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самой широкой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведения могли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучение было бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета. Реформа системы государственного управления. В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это было очень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Для совместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитет министров. Позже сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект М. М. Спиранского об общественно-политическом устройстве России. М. М. Сперанский был видным политическим деятелем тех лет. Сын бедного сельского священника, он обладал блестящими способностями и в короткий срок сделал стремительную карьеру и в 1807 году стал ближайшим советником императора. Свой проект коренной реформы общественно-политического устройства России он изложил в документе, который назывался «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил:

· Внести в закон понятие политических и гражданских прав, но не для всех. Крепостным крестьянам, помещичьим рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставить гражданские права. Но, в то время и на Западе еще было далеко до всеобщности гражданских прав, а в Америке существовало рабство. Важно то, что возможность влиять на систему власти получили бы не только высшие, но и средние слои.

· Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные местные думы и центральна Государственная дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император.

 

Практически, проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников.

 

 

18. Записка Н.М. Карамзина "О древней и новойроссии".

"Записка" составлена Н.М.Карамзиным по просьбе великойкнягини Екатерины Павловны, младшей сестры Александра I ипредставлена императору в марте 1811 года в Твери. В этомпроизведении Карамзин выражает взгляды наиболее дальновиднойчасти консервативной оппозиции, недовольной ходом либеральныхреформ Александра I и деятельностью М.М.Сперанского. Содержание "Записки" –это блестящий очерк истории России и ее современногосостояния, пронизанный мыслью о незыблемой и спасительной ролисамодержавия как основы российского государственного порядка.

Карамзин впервые формулирует в "Записке" многие политическиеидеи, вокруг которых развернутся жаркие общественные споры

XIX века. Главный смысл "Записки" заключался в доказательстве того, что вся судьба России и ее величие зависят от могущества самодержавия:Россия "процветала", когда оно было сильно, и "падала", когда оно ослабевало. Но вместе с тем Карамзин осуждал "властолюбие неумеренное и незаконное", яркие примеры которого он видел в царствованиях Ивана Грозного и Бориса Годунова. Но Карамзин выступал и против "аристократической гидры" — олигархического правления. Его идеал — самодержавие, опирающееся на строгую законность. Он протестовал против "излишней любви к государственным преобразованиям" и против "изобретения разных министерств и Советов". "Требуем больше мудрости охранительной, нежели творческой, — писал он. — Новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданности, произволу". Не следует, по его мнению, создавать многочисленные законы: "Для старого народа не надобно новых законов". Карамзин советовал собрать уже существующие законы, привести их в систему, исключить из них "обветшавшие", утратившие силу. Он считал, что достаточно "50 умных губернаторов" для нормальной работы администрации на местах.

Главный тезис Карамзина об укреплении самодержавия тесно связывался с требованием охраны прав и привилегий дворянства как важнейшей опоры самодержавной власти.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.