Тема 5. Социальные организации — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 5. Социальные организации

2018-01-29 153
Тема 5. Социальные организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Сущность и типы социальных организаций.

- Строение и функционирование социальных организаций.

- Методы управления социальными организациями.

 

Социальная организация - в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле - социальная подсистема организации.

Термин "организация" (от франц. organisation, позднелат. organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы. В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Понятие "организация" употребляют в экономике, биологии, кибернетике, многих других науках и сферах деятельности, т.е. везде, где действуют социальные группы и упорядочивается их деятельность.

Социальные организации имеют ряд основных черт.

Во - первых, они обладают целевой природой, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.

Во - вторых, члены организации распределяются по иерархической лестницесоответственно ролям и статусам.

В третьих, характерная черта организации, как считает А.И. Пригожи, возникает на основе разделения труда его специализации по функциональному признаку.

В четвертых. характерная черта организации - управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

Социологи - специалисты дают типологию социальных организаций, используя разные подходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

 

 

2. Формальная организация, как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как правило, стремится превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организационный прогресс.

В обществе параллельно с формальными возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальные организации - это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Это взаимодействие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентированы приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организованных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисциплины, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и подвержена изменениям. Ее структура, отношения в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Таким образом, мы констатируем, что каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, коммерсант должен иметь об этом ясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

 

Основные понятия: социальная организация, формальная организация, неформальная организация, формализация, стандартизация, бюрократия, дисфункции бюрократии, "обученная неспособность", порочные круги бюрократии, закон Паркинсона, принцип Питера, организованная эффективность.

 

Литература:

 

1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1999. Гл.12.

2. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. Гл.12.

3. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 1995.

4. Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1996.№2; 1997. №7.

 

Социальные организации

 

Социальная организация -элемент социальной структуры, система отношений, объединяющая индивидов для достижения определенных целей. Большинство организаций включает в себя подсистемы

 

Подсистемы, входящие в производственную организацию
Характерные черты
Типы организаций

           
   
 
   
 
 


Тема 6. Социология культуры

- Понятие "культуры".

- Понятие "взаимоотношения культур".

- Основные формы культуры.

- Роль культуры в обществе.

Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). В широком смысле культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. В каждом обществе складывается своя неповторимая культура.

С существованием и развитием общества связаны еще два понятия - культура и цивилизация. Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) в разные времена приобретал разные смысловые оттенки. Подготовка почвы для ведения сельского хозяйства (агрокультура), тот или иной вид сельскохозяйственного растения (зерновые культуры); степень начитанности и утонченности в манерах поведения человека; сфера литературы и искусства и т.д. Сегодня в наиболее широком и общефилософском значении под культурой понимают все, что "наработало" общество за свою историю, т.е. весь сотворенный человеком мир. Таким образом, в широком смысле этого слова культура- это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука - философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология - находит свою специфическую предметную "нишу" при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него.

 

2. Материальные элементы культуры, в частности, представляют производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, телевизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, библиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д[В1]. Духовные элементы - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности и т.д. Однако эти две группы элеметов культуры не существуют изолировано. Они взаимосвязаны и переплетены.

 

 


 

 

средства производства знания и язык

 

жилища, предметы быта поведенческие социальные ценности

элементы

социальные нормы

храмы и монастыри

мифы и религии

библиотеки и монастыри

картинные галереи искусство

 

В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции, или подхода:

1. Этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным стандартам своей этнической общности.

2. Сторонники культурного релятивизма, напротив, полагают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками.

3. Культурная интеграция проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все более и более сближаются. Это объективно обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят брать все хорошее отовсюду.

Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы – социальные ценности и нормы.

Социальные ценности – это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь.

В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь социальные ценности в обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы:

· Неформальные социальные нормы – это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуется, люди должны придерживаться без принуждения.

· Формальные социальные нормы – представляют специально разработанные и установленные правила поведения. Особое место здесь принадлежит юридическим, или правовым нормам – законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам.

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры:

1. Элитарную культуру, – прежде всего, представляют так называемое высокое искусство и серьезная литература.

2. Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества.

3. Массовая культура, или, как ее иногда называют, топ-культура, предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи используют понятия «доминирующая культура» и «субкультура».

1. Доминирующая культура содержит своего рода культурные универсалии данного общества, ценности и нормы большинства людей.

2. Субкультура – это своего рода подкультура, часть общей культуры, отражающая отличительные черты, особые ценностные ориентации и нормы поведения той или иной группы людей.

3. Национальные субкультуры.

4. Молодежная субкультура.

5. Субкультура пожилых людей.

6. Конфессиональная субкультура.

7. Профессиональная субкультура.

8. Контркультура.

Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом.

Функции культуры.

Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию.

Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе.

Регулирующая функция определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.

Объединяющая функция культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе.

Основные понятия: культура, субкультура, релятивизм, этноцентризм, элитарная культура, массовая культура, народная культура, контркультура, социальные ценности.

Вопросы для повторения:

1. Расскажите об истории развития понятия "культура". Какие черты и особенности культуры подчеркиваются при сравнении культуры и природы, культуры и цивилизации.

2. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?

3. Какие виды культуры принято выделять в социологии.

4. Как можно охарактеризовать нынешнее состояние культуры в нашей стране?

Литература:

 

1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.С. Батыгина. М., 1999. Гл.12.

2. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997. Гл.12.

3. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 1995.

4.Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1996.№2; 1997. №7.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие культуры

 
 

 

 


Основные функции культуры

 

 

       
 
Основные функции культуры
 
   
 
 

 

 


нормативно-регултрующая (управленческая) -средство социального контроля за поведением человека.
ценностно-ориентационная- задает систему "жизненных ценностей";
коммуникативная -функция социального общения;

 

 

Понятие социологии культуры

 
 
Социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой деятельности. Деятельность эта связана с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения и пр.  

 



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.