Современные средства оценивания результатов обучения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Современные средства оценивания результатов обучения

2018-01-29 436
Современные средства оценивания результатов обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 5.1. Использование тестов как средства оценки качества математической подготовки

Примерное содержание. Педагогический контроль в учебном процессе. Традиционные и современные подходы к оценке качества математической подготовки. Основы теории педагогических измерений.

Классификация педагогических тестов. Основные этапы конструирования педагогического теста. Содержание теста. Экспертиза качества содержания теста.

Формы предтестовых заданий. Применение тестов на различных этапах обучения математике. Логические тесты на уроках ма­тематики. Диагностирование с помощью тестов обученности и обучаемости учащихся. Автоматизированные системы контроля знаний.

Литература

1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов пед. вузов / В.С. Аванесов. – М.: Адепт, 1998. – 217с.

2. Колисниченко Н.В. Тестовый педагогический контроль знаний / Н.В. Колисниченко. – М.: РАГС, 2008. – 44 с.

3. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 121 с.

4. Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование / А.Н. Майоров. – СПб.: Образование и культура, 1997. – 304 с.

5. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. – М.: Интеллект-центр, 2001. – 296 с.

6. Мальцев, А.В. Педагогическое тестирование: учеб пособие / А.В. Мальцев. – Екатеринбург: УрГУ, 1998. – 50 с.

7. Михайлова, Н.С. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учебное пособие / Н.С. Михайлова, М.Г. Минин, Е.А. Муратова; Томский политехнический университет (ТПУ). – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 204 с.

8. Романов, А.В. Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессе / А.В. Романов. – Чебоксары, 1998.

9. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 176 с.

10. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов./ М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002. – 432 с.


Задание 5.2. Критериально-ориентированное тестирование как средство измерения и оценки учебных достижений учащихся по математике в условиях средней школы

Примерное содержание. Современная типология педагогических тестов. Сравнительный анализнормативно-ориентированных и критериально-ориентированных тестов.

Количественная и качественная характе­ристики достижений учащихся как объектов измерения и оценки. Сравни­тельный анализ содержания измерения и оценки учебных достижений уча­щихся в образовательной области «Математика».

Исторические аспекты становления и раз­вития тестирования как одного из наиболее эффективных средств измерения и оценки учебных достижений.

Технология критериально-ориентированного тестирования. Цели, содержание, структура и особенности критериально-ориентированных тестов по математике. Дидактический потенциал критериально-ориентированного тестирования. Механизм использования критериально-ориентированного тестирования как одной из действенных педагоги­ческих методик.

Литература

1. Афонина, Л.И. Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних общеобразовательных учреждений: Дисс…канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.И. Афонина. – Саратов, 2000. – 207 с.

2. Горбачева, Е.М. Опыт конструирования диагностического критериально-ориентированного теста / Е.М. Горбачева // Вопросы психологии. – 1989. – № 5. – С. 133-139.

3. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России,1999. – 86с.

4. Ким, В.С. Тестирование учебных достижений. Монография / В.С. Ким. – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007. – 214 с.

5. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 121 с.

6. Романов, А.В. Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессе / А.В. Романов. – Чебоксары: Клио, 1998. – 48 с.

7. Цимбалист, Э.И. Рекомендации по созданию фонда оценочных средств учебной дисциплины: учебно-методическое пособие / Э.И. Цимбалист; Томский политехнический ун-т (ТПУ). – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 84 с.

8. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

9. Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе / Т.И. Шамова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192 с.


Задание 5.3. Организация контроля знаний по математике в условиях средней школы с использованием методов квалиметрии

Примерное содержание. Контроль знаний по математике как ак­туальная научно-теоретическая и практическая проблема. Терминологиче­ское поле понятия «контроль». Историография проблемы контроля знаний. Сущностная характеристика понятия и математическое знание. Организация и методика контроля математических знаний.

Аксиоматические положения теории квалиметрии. Обобщение передового опыта организации квалиметрического контроля математических знаний.

Литература

1. Акинфиева, Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований / Н.В. Акинфиева // Педагогика. – 1998. – N 4. – C.30-35.

2. Колисниченко, Н.В. Тестовый педагогический контроль знаний / Н.В. Колисниченко. – М.: РАГС, 2008. – 44 с.

3. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 121 с.

4. Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование / А.Н. Майоров. – СПб.: Образование и культура, 1997. – 304с.

5. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров. – М.: Интеллект-центр, 2001. – 296 с.

6. Марченко, Е.К.. Методы квалиметрии в педагогике: Систем. мат. моделирование. Количеств. критерии и оценки. (Материалы в помощь слушателям фак. новых методов и средств обучения при Политехн. Музее) / Е.К. Марченко. – М. Знание 1979. – 33 с.

7. Проблемы педагогической квалиметрии. Межвуз. сб. тр. / Под ред. В.И. Огорелкова. – М., Выпуск 1 – 1973, Выпуск 2 – 1975.

8. Романов, А.В. Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессе / А.В. Романов. – Чебоксары, 1998.

9. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 176 с.

10. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

11. Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе / Т.И. Шамова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192 с.

12. Яковлев, Е.В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение / Е.В. Яковлев // Педагогика. – 1999. – №3. – C.49-54.

13. Яковлев, Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект / Е.В. Яковлев. – Челябинск: гос. пед. ун-т, 1998. – 136 с.

Задание 5.4. Проверка и оценка знаний учащихся на уроках математики

Примерное содержание. Способы определения уровня требований к знаниям и умениям учащихся. Формы и методы проверки и оценки знаний учащихся (традиционные и современные). Критерии оценки знаний учащих­ся по математике. Диагностика обязательных результатов обучения. Методи­ка составления проверочных материалов. Учебные затруднения как средство проверки качества знаний.

Литература

1. Бугрименко Е.А. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников / Е.А. Бугрименко, Г.Г. Микулина, О.В.Савельева, Г.А. Цукерман. – М.: Творческая педагогика, 1993.

2. Ершова, А.П. Вся школьная математика в самостоятельных и контрольных работах. Математика 5-6 / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2006. – 432 с.

3. Ершова, А.П. Математика. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса. Разноуровневые дидактические материал / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2002. – 160 с.

4. Ершова, А.П. Устные проверочные и зачетные работы по геометрии для 7-9 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2004. – 176 с.

5. Захарова, О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1-4 классы / О.А. Захарова. – М.: Академкнига/Учебник, 2008. – 320 с.

6. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. – 1986. – №2 – С.138-148.

7. Костылёв, Ф.М. Учить по-новому. Нужны ли оценки-баллы? / Ф.М. Костылёв. – М.: Владос, 2000. – 104 с.

8. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

9. Сборник тестов для оценки качества знаний выпускников начальной школы / Т.Ф. Пожидаева, Г.М. Стародубцева, А.К. Сундукова, Е.Ю. Сухаревская – М.: АРКТИ, 2008. – 144 с.

10. Сенина, Е.В. Рациональное использование вариативных форм проверки знаний учащихся (на материале обучения математике): Дисс…канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В. Сенина. – Саратов, 2003. – 224 с.

11. Сергеева, В.П. Современные средства оценивания результатов обучения / В.П. Сергеева. – М.: АПКиПРО, 2005. – 116 с.

12. Скобелев Г.Н. Контроль на уроках математики / Г.Н. Скобелев. – Минск: Народная асвета, 1986. – 103 с.

13. Советова, Е.В. Контрольные тесты для начальной школы / Е.В. Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.– 352 с.


Задание 5.5. Самоконтроль при обучении математике

Примерное содержание. Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности: его природа, сущность, функции и структура. Самостоятельная работа и её связь с самоконтролем.

Самоконтроль как неотъемлемая часть обучения математике: приемы самопроверки и самоконтроля, его отдельные этапы и методы его формирования на уроках математики. Средства самоконтроля при обучении математике. Характеристика уровней сформированности самоконтроля. Возможности формирования самоконтроля у учащихся разных возрастных групп.Методические основы формирования самоконтроля в начальных классах на уроках математики. Способы формирования самоконтроля. Примеры математических задач, требующих самоконтроля и способствующих его развитию при обучении математике подростков.

Литература

1. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение, 1993. – 205 с.

2. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / А.С. Лында. – М.: Высш. школа, 1979. – 67 с.

3. Лында, А.С. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников / А.С. Лында. – М.: Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской, 1971. –160 с.

4. Манвелов, Н.С. Основы проектирования заданий по математике на развитие самоконтроля у учащихся 5-6 классов: Методическое пособие / Н.С. Манвелов. – Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. – 75 с.

5. Манвелов, С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов: Книга для учителя / С.Г. Манвелов, Н.С. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

6. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993. – 61 с.

7. Рыжик, В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике / В.И. Рыжик // Математика в школе. – 1980. – №3. – С.26-30.

8. Самостоятельная работа учащихся в процессе обученияматематике: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Ю.Д. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

9. Чуканцев, С.М. Учить самоконтролю / С.М. Чуканцев // Математика в школе. – 1979. – № 6. – С 39-44.

10. Чуканцов, С.М. Где ошибка? / С.М. Чуканцев. – Тула: Приокское книжное издание, 1976. – 64 с.

11. Эрдниев, П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике. / П.М. Эрдниев. -- М.: Учпедгиз, 1957. – 71 с.


Задание 5.6. Зачетная система при обучении математике

Примерное содержание. Зачет как основная форма проверки ус­воения учебного материала. Виды зачетов, их содержание. Роль и формы теоретических и практических заданий для зачета. Задачи зачетных уроков.

Подготовка учащихся к зачету. Организация проведения и пересдачи зачетов. Специфика зачетов в различных возрастных группах. Анализ результатов за­чета.

Особенности зачетной системы в условиях уровневой и профильной дифференциации. Использование тестов при зачетной системе.

Литература

1. Ахмедова, Е.В. Применение интегральной технологии обучения при блочно-зачетной системе изучения математики / Е.В.Ахмедова // Математика в школе. – 2008. – №6 – С.31-37.

2. Дерябо, С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды / С.Д. Дерябо. – М.: Молодая гвардия, 1997.– 222 с.

3. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Л.О. Денищева, Л.В. Кузнецова, И.А. Лурье и др. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

4. Зильберберг, Н.И. Приобщение к математическому творчеству / Н.И. Зильберберг. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. – 96 с.

5. Зильберберг, Н.И. Формы работы Р.Г. Хазанкина – учителя школы № 14 г. Белорецка / Н.И. Зильберберг // Математика в школе. –1987. –№2. – С.18-22.

6. Кальней, В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик»: Методическое пособие для учителя / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.

7. Колобова, Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся / Е.В. Колобова // Математика в школе. – 1991. – №3. – С.25-27.

8. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.

9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. –464с

10. Хазанкин, Р.Г. Десять заповедей учителя математики / Р.Г. Хазанкин // Народное образование. – 1991. – №1. – С.70-78.

11. Шамова, Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе / Т.И. Шамова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192 с.

12. Ястребова, Г.В. Из опыта применения зачетной системы / Г.В. Ястребова // Математика в школе. – 2008 – № 4. – С. 18.


Задание 5.7. ЕГЭ по математике

Примерное содержание. История единого государственного экзамена в России и за рубежом.Характеристика единого государственного экзамена по математике.Структура текста единого государственного экзамена по математике. Демоверсии ЕГЭ: задачи и роль в учебном процессе.

Единый государственный экзамен и промежуточная аттестация школьников (после 4 и 9 классов).

Литература

1. Белошистая, А.В. ЕГЭ. Математика. Тематическое планирование уроков подготовки к ЕГЭ / А.В. Белошистая. – М.: Экзамен, 2007.– 480 с.

2. Варшавский, И.К. Текстовые задачи на Едином государственном экзамене / И.К. Варшавский, М.Я. Гаиашвили, Ю.А. Глазков // Математика в школе. – 2006. – №1. – С.6-18.

3. Григорьев, С.Г. Математика. Аттестационные педагогические измерительные материалы / С.Г. Григорьев. – М.: МПСИ, 2007. – 176 с.

4. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. – М.: Интеллект-центр, 2009. – 280 с.

5. Иляшенко, Л.А. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания / Л.А. Илященко. – М.: Экзамен, 2010. – 48 с.

6. Карп, А.П. Задания по математике для организации итогового повторения и проведения аттестации в 11 классе гуманитарного профиля: Пособие для учителя / А.П. Карп. – М.: Просвещение, 2003. – 128 с.

7. Пратусевич, М.Я. Единый экзамен / М.Я. Пратусевич // Математика в школе. – 2000. – №10. – С.3.

8. Чибисова, М: Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Чибисова. М.: Генезис, 2009. – 184 с.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1. Промежуточная аттестация по математике за курс начальной школы (4 класс).

2. Промежуточная аттестация по математике за курс основной школы (9 класс).

3. Технология «Портфолио ученика» – средство оценивания достижений учащихся.


Раздел 6

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Задание 6.1. Дополнительное математическое образование школьников: традиции и современность

Примерное содержание. Система дополнительного образования. Формирование отечественной системы дополнительного образования детей. Место дополнительного образования в системе общего образования. Учреждения дополнительного образования. Общие вопросы организации дополнительного математического образования школьников. Внеклассная, внешкольная работа по математике и дополнительное математическое образование школьников. Системы спецкурсов, факультативов, кружков. Очно-заочные школы и каникулярные математические школы для одаренных учащихся. Научно-исследовательская работа со школьниками. Олимпиады. Подготовительные курсы. Репетиторское образование. Проектная деятельность в системе дополнительного математического образования школьников. Требования к организации дополнительного математического образования школьников. Особенности организации дополнительного математического образования детей разных возрастных групп. Изучение регионального опыта.

Литература

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н. Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с.

2. Балк, М.Б. Математика после уроков / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.

3. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в системе российского образования / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

4. Березина, В.А. Развитие дополнительного образования детей в России. Методическое пособие для педагогов / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.

5. Бояринцева, А.В. Дополнительное образование сегодня / А.В. Бояринцева // Новые ценности образования. Принцип дополнительности. – 2006. – Вып. 4 (28). – С. 105-109.

6. Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? / Л.Н. Буйлова. – М.: АРКТИ, 2005.– 286 с.

7. Внеклассная работа в школе: Интеллектуальные марафоны в школе. 5–11 классы / авт.-сост. А.Н. Павлов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 200 с.

8. Внеклассная работа по математике в средней школе: учеб.-метод. пособие для студентов физ.-мат. фак. и начинающих учителей математики / Под ред. В.И. Сухорукова. – Балашов: Изд-во Балашов. гос. пед. ин-та, 1994.

9. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Учебное пособие / В.П. Голованов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. – 236 с.

10. Голованов, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: кр. энцикл. словарь: в 2 т. Т.1. А-О / авт.-сост. В.П. Голованов. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Мар. ин-т образования», 2006. – 272 с.

11. Голованов, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: кр. энциклопедический словарь: в 2 т. Т.2. П-Я / авт.-сост. В.П. Голованов.– Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Мар. ин-т образования», 2006. – 268 с.

12. Голованов, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие / В.П. Голованов. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Мар. ин-т образования», 2006. – 500 с.

13. Голованов, В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. – М.: Школьная книга, 2001.

14. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 256 с.

15. Журнал «Внешкольник».

16. Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей / В.Н. Иванченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 283 с.

17. Ковязина, Т.Н. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования / Т.Н. Ковязина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.

18. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с.

19. Логинова, Л. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент / Л. Логинова. – М.: Агенство Мегаполис, 2008. – 392 с.

20. Мерлина, Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа / Н.И. Мерлина. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 180 с.

21. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 134 с.

22. Программное обеспечение учреждения дополнительного образования: Из опытаработы / Р.У. Богданова, Э.А. Музиль и др.– Санкт-Петербург, 1995. – 56 с.

23. Программы авторских курсов для системы непрерывного образования: Сборник программ / Под ред. Е.И. Шулевой. – Магнитогорск: МаГУ, 2005 – 293с.

24. Технология разработки и экспертизы авторских программ в системе дополнительного образования: Научно-методические рекомендации / Авт.-сост. Г.С. Шляхова. – Великий Новгород: НРЦРО, 2003. – 48 с.


Задание 6.2. Внеклассная работа по математике

Примерное содержание. Цели, содержание, типы, виды и основные формы внеклассной работы по математике. Методические рекомендации по организации внеклассной работы с отстающими учащимися и школьниками, проявляющими интерес к математике. Индивидуальная, групповая и массовая внеклассная работа. Особенности организации и проведения внеклассной работы с учащимися в условиях предпрофильной и профильной подготовки. Специфика внеклассной работы в инновационных образовательных учреждениях, сельской школе. Система спецкурсов, кружков, факультативов; олимпиады по математике; математические соревнования, школьная математическая печать, математические вечера, недели (декады) математики; внеклассное чтение по математике, школьные математические конференции, математические общества учащихся. Развитие познавательного интереса, математических способностей учащихся на внеклассных занятиях по математике. Изучение регионального опыта.

Литература

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н. Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с.

2. Байрамукова, П.У. Внеклассная работа по математике / П.У. Байрамукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 144 с.

3. Внеклассная работа по математике в средней школе: учеб.-метод. пособие для студентов физ.-мат.фак. и начинающих учителей математики / Под ред. В.И. Сухорукова. – Балашов: Изд-во Балашов. гос. пед. ин-та, 1994.

4. Журнал «Внешкольник».

5. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5–11 классы / А.Д. Блинков, А.В. Семенов, Т.А. Баранова и др. – М.: Первое сентября, 2004. – 256 с.

6. Мерлина, Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа / Н.И. Мерлина. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 180 с.

7. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 134 с.

8. Труднев, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П. Труднев. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

9. Фарков, А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 288 с.

10. Фарков, А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

11. Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.

 

Задание 6.3. Внешкольная работа по математике

Примерное содержание. Цели, содержание и основные формы внешкольной работы по математике. Математические кружки, факультативы при вузах, Домах творчества, Центрах дополнительного образования. Летние математические школы. Математические соревнования между школами, городами. Районные, городские научные конференции школьников.

Особенности организации и проведения внешкольной работы с учащимися в условиях предпрофильной и профильной подготовки.

Развитие мышления, математических способностей учащихся на внешкольных занятиях по математике.

Изучение регионального опыта внешкольной работы по математике.

Литература

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н. Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с.

2. Байрамукова, П.У. Внеклассная работа по математике / П.У. Байрамукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 144 с.

3. Балк, М.Б., Балк, Г.Д. Математика после уроков / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.

4. Внеклассная работа по математике в средней школе: учеб.-метод. пособие для студентов физ.-мат.фак. и начинающих учителей математики / Под ред. В.И. Сухорукова. – Балашов: Изд-во Балашов. гос. пед. ин-та, 1994.

5. Журнал «Внешкольник».

6. Левина, С.Д. Детский творческий центр / С.Д. Левина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 126 с.

7. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5–11 классы / А.Д. Блинков, А.В. Семенов, Т.А. Баранова и др. – М.: Первое сентября, 2004. – 256 с.

8. Мерлина, Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа / Н.И. Мерлина. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 180 с.

9. Труднев, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П. Труднев. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

10. Фарков, А.В. Внеклассная работа по математике. 5–11 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 288 с.

11. Фарков, А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

12. Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе. 5–11 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 176 с.

13. Школьное и внешкольное образование. «Образование – 2009-2010» / Под ред. А.К. Зеленского. – М.: НТЦ Университетский, 2009. – 128 с


Задание 6.4. Математический кружок (математическая студия)

Примерное содержание. Роль математического кружка (математической студии). Цели и задачи кружка (студии). Организацион­ные вопросы частоты и периодичности занятий, формы работы на кружке (в студии); планирование работы кружка (студии), подготовка и проведе­ние занятий, организация выступлений членов кружка (студии); выбор ма­териала, первое и заключительное заседание кружка (студии); накопление материалов занятий кружка и др. Разработка тематики занятий математи­ческого кружка (математической студии) с учетом возрастных особенно­стей учащихся. Обеспечение преемственности в работе кружка (студии). Изучение регионального опыта.

Литература

1. Балк, М.Б. Математика после уроков / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.

2. Внеклассная работа по математике в средней школе: учеб.-метод. пособие для студентов физ.-мат.фак. и начинающих учителей математики / Под ред. В.И. Сухорукова. – Балашов: Изд-во Балашов. гос. пед. ин-та, 1994.

3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 256 с.

4. Дынкин, Е.Б. Математические соревнования. Арифметика и алгебра / Е.Б. Дынкин, С.А. Молчанов, А.Л. Розенталь. – М.: Наука, 1970. – 96 с.

5. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка / Е.А. Дышинский. – М.: Просвещение, 1972. – 142 с.

6. Журнал «Внешкольник».

7. Козлова, Е.Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка) / Е.Г. Козлова. – М: МЦНМО, 2008. – 165 с.

8. Мерлина, Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа / Н.И. Мерлина. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 180 с.

9. Спивак, А В. Математический кружок. 6-7 классы / А. В. Спивак. – М.: МЦНМО, 2009. – 128 с.

10. Труднев, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П. Труднев. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

11. Фарков, А.В. Математические кружки в школе. 5–8 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.

12. Шейнина, О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 классы / О.С. Шейнина, Г.М. Соловьёва. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.


Задание 6.5. Система факультативных занятий и спецкурсов по математике

Примерное содержание. Общая характеристика, цели и содержание спецкурсов и факультативных занятий.

Разработка программы факультативного курса и спецкурса. Подбор и анализ учебных пособий для занятий. Разра­ботка содержания и методика проведения факультатива и спецкурса. Методы сообщения нового материала; системы упражнений, вопросов и задач, предлагаемых учащимся в соответствии с дидактическими целями заня­тий. Организация самостоятельной работы учащихся. Активизация мысли­тельной деятельности слушателей. Контроль за работой учащихся на занятиях. Система оценок, поощрений и порицаний. Связь с курсом математики массовой школы.

Специфика организации спецкурсов и факультатив­ных занятий по математике для учащихся разных возрастных групп (7-9; 10-11 классы).

Математические факультативы, спецкурсы и вопросы подготовки учащихся к вступительным экзаменам в ВУЗы. Развитие интереса к математике через факультативные занятия и спецкурсы.

Обобщение передового опыта по ор­ганизации спецкурсов и факультативов. Изучение регионального опыта организации факультативных занятий и спецкурсов.

Литература

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н. Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с.

2. Балк, М.Б. Математика после уроков / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.

3. Внеклассная работа по математике в средней школе: учеб.-метод. пособие для студентов физ.-мат.фак. и начинающих учителей математики / Под ред. В.И. Сухорукова. – Балашов: Изд-во Балашов. гос. пед. ин-та, 1994.

4. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 256 с.

5. Журнал «Внешкольник».

6. Мерлина, Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа / Н.И. Мерлина. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 180 с.

7. Фарков, А.В. Внеклассная работа по математике. 5–11 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 288 с.

8. Шарыгин, И.Ф., Голубев, В.И. Факультативный курс по математике.
Решение задач / И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев. – М., 1989. – 352 с.

9. Школьный факультатив по математике. – Са­ратов, 1993.


Задание 6.6. Математические игры и развлечения в системе дополнительного математического образования

Примерное содержание. Целесообразность использования игровой формы занятий в системе дополнительного математического образования с учащимися разных возрастов. Условия, при которых игровые формы эффективны. Описание и методика организации различ­ных математических игр. Изучение регионального опыта.

Литература

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н. Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с.

2. Виленкин, Н.Я. За страницами учебника математики. 10-11 классы / Н.Я. Виленкин, Л.П. Шибасов, З.Ф. Шибасова. – М.: Просвещение, 1996. – 320 с.

3. Виленкин, Н.Я. За страницами учебника математики / Н.Я. Виленкин, И.Я. Депман. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.

4. Внеклассная работа в школе: Интеллектуальные марафоны в школе. 5–11 классы / авт.-сост. А.Н. Павлов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 196 с.

5. Внеклассная работа по математике в средней школе: учеб.-метод. пособие для студентов физ.-мат.фак. и начинающих учителей математики / Под ред. В.И. Сухорукова. – Балашов: Изд-во Балашов. гос. пед. ин-та, 1994.

6. Доморяд, А.П. Математические игры и развлечения / А.П. Доморяд. – М.: ФизМатЛит, 1961. – 270 с.

7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2000. – 256 с.

8. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

9. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5–11 классы / А.Д. Блинков, А.В. Семенов, Т.А. Баранова и др. – М.: Первое сентября, 2004. – 256 с.

10. Мерлина, Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа / Н.И. Мерлина. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 180 с.

11. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: ACADEMIA, 2009. – 192 с.

12. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 134 с..

13. Труднев, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П. Труднев. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

14. Фарков, А.В. Внеклассная работа по математике. 5–11 классы / А.В. Фарков. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 288 с.


Задание 6.7. Математические соревнования, конкурсы, фестивали

Примерное содержание. Целесообразность использования указанных форм занятий в системе дополнительного математического образования с учащимися разных возрастов. Условия, при которых изучаемые формы эффективны. Описание и методика организации различ­ных математических соревнований (математические / академические бои, конкурсы, игры, турниры, карусели, регаты). Математическое ориентирование. Математические фестивали. Изучение регионального опыта.

История международного конкурса-игры «Кенгуру». «Кенгуру» в России. Международный чемпионат математических и логических игр (Франция). Киевский Международный математический фестиваль.

Литература

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н. Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с.

2. Байрамукова, П.У. Внеклассная работа по математике / П.У. Байрамукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 144 с.

3. Балк, М.Б., Балк, Г.Д. Математика после уроков / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.

4. Внеклассная работа в школе: Интеллектуальные марафоны в школе. 5–11 классы / авт.-сост. А.Н. Павлов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 196 с.

5. Внеклассная работа по математике в средней школе: учеб.-метод. пособие для студентов физ.-мат.фак. и начинающих учителей математики / Под ред. В.И. Сухорукова. – Балашов: Изд-во Балашов. гос. пед. ин-та, 1994.

6. Все задачи «Кенгуру» / Т.А. Братусь, Н.А. Жарковская, А.И. Плоткин, Е.А. Рисе, Т.Е. Савелова. – СПб: Изд-во «Санкт-Петербург», 2003. – 146 с.

7. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 256 с.

8. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – СПб, 2009. – 64с.

9. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5–11 классы / А.Д. Блинков, А.В. Семенов, Т.А. Баранова и др. – М.: Первое сентября, 2004. – 256 с.

10. Мерлина, Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа / Н.И. Мерлина. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 180 с.

11. Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 134 с..

12. Руденко, В.И. КВН в школе / В.И. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251 с.


Задание 6.8. Математические олимпиады

Примерное содержание. Значение математических олимпиад для развития мышления и рас­ширения математического кругозора учащихся. История возникновения и распространения математических олимпиад.

Классные, школьные, город­ские, областные, всероссийские, международные олимпиады: характери­стика (цель, задачи, организация, регистрация участников, документы, результаты); нормативная база. Олимпиады школьников «Турнир имени М. В. Ломоносова», «Турнир городов» и др.

Нестандартные олимпиады по математике. Олимпиады для абитуриентов вузов. Многоуровневые олимпиады. Устные олимпиады. Открытая Интернет-олимпиада по математике.

Особенности олимпиадных задач. Работа учителя по подбору и со­ставлению таких задач. Критерии оценки за их решение. Подготовка мате­риалов для проведения школьных олимпиад в 5-11 классах (подбор, со­ставление, решение олимпиадных задач разными способами).

Изучение регионального опыта организации и проведения математических олимпиад.

Литература

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н. Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с.

2. Балк, М.Б. Мате


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.215 с.